История ВВС Израиля
Из коллекции Михаила Жирохова
Глава 2. Становление (1949-1955)
Глава 1
Вооруженные столкновения между Израилем и арабскими государствами
закончились подписанием документов о перемирии. Между Израилем и
Египтом они были подписаны 24 февраля, Ливаном--23 марта,
Трансиорданией--3 апреля и Сирией--20 июля 1949 года. Никаких
документов не было подписано с Ираком. Несмотря на подписание
документов, столкновения на границе продолжались-арабы никогда не
смирились с созданием Государства Израиль. Дело в том, что в
результате войны тысячи палестинцев покинули насиженные места и
оказались в лагерях на территории соседних государствах. Они являлись
дестабилизирующим фактором во внутренней жизни арабских государств.
Именно из состава палестинцев набирались отряды повстанцев для
диверсий на территории Израиля.
В 1950 году из вооруженных сил Израиля была демобилизована основная
часть солдат, которые участвовали в Войне за Независимость. Нехвтака
личного состава в ВВС усугубилась отъездом всех иностранцев (как
наемников, так и добровольцев).
Аарон Ремез стал и основателем летной школы для того, чтобы
постоянно иметь не только резерв подготовленных пилотов и штурманов,
но и вообще личный состав. Однако амбициозные планы командующего ВВС
не поддерживал Премьер-министр Бен Гурион и Генеральный Штаб.
Еврейские штабисты считали (как и многие в тот период), что основной
ударной силой в будущей войне(а в грядущей Третьей мировой не
сомневался никто) станут бронетанковые войска и все "силы" были
брошены на модернизацию этого рода войск.
В это время ВВС получили последние из заказанных в Чехословакии
пятидесяти "Спитфайров". Ударный элемент был представлен все теми же
бомбардировщиками В--17. Кроме того, насчитывалось еще несколько
десятков вспомогательных и транспортных самолета двадцати пяти типов.
Для полноценной подготовки пилотов в США было куплено 20 учебно-
тренировочных биплана Боинг РТ--17 и сорок учебных самолетов Fokker
S--11 в Голландии. Для освоения основ во Франции было закуплено 25
"секонд--хенд" Т--6. Примерный курс подготовки израильского пилота
выглядел на тот момент так: после 40--60 летных часов полетов на РТ--
17 или S.11 курсант налетывал 150 часов на Т--6, после того проходила
специализация. Немногие курсанты, будущие пилоты-истребители,
направлялись в учебно-боевые подразделения, вооруженные истребителями
"Спитфайр" и "Мустанг", где кроме всего прочего участвовали в
многочисленных акциях на границе. Пилоты транспортных и
бомбардировочных машин обучались на двухмоторных "Энсонах" и
"Консулах".
В 1950 году Аарон Ремез покинул свой пост и ушел в отставку. За два
года он сделал все для того, чтобы ВВС превратились в полноценный вид
вооруженных сил. На его место был назначен морской офицер Шломо
Шамир, который пробыл на посту меньше года и был заменен на пехотного
офицера: генерал-майора Хаима Ласкова. За время его командования ВВС
из--за границы получили большое количество новых самолетов. Так, из
США прибыли два патрульных гидросамолета "Каталина". В 1950 году было
подписано соглашение с Францией на поставку истребителей-
бомбардировщиков "Москито". Эти деревянные двухмоторные самолеты
отлично зарекомендовали себя в годы Второй Мировой войны, выступая
как истребители-бомбардировщики, ночные истребители и
разведывательные самолеты. Однако как уже отмечалось "Москито" были
полностью деревянными и к этому времени их техническое состояние
оставляло желать лучшего. Предлагались же они по рекордно низкой
цене, что в конце концов и решило исход дела. С июня 1951 года было
получено 300 "Москито". Сколько из них было в летнопригодном
состоянии неизвестно, но вероятно не больше половины.
Было закуплено несколько десятков боевых самолетов и в других
странах. В Италии купили несколько истребителей "Мустанг",
"Спитфайр", а также запчасти и агрегаты к ним. Когда в 1953 году ВВС
Швеции решили произвести модернизацию своих ВВС, высвободившиеся 25
"Мустангов" были перекуплены евреями.
Примерно в это время началась практика отправки курсантов для
обучения в другие страны (прежде всего, конечно же, в
Великобританию). Интересно, что очень часто они учились на одних и
тех же курсах вместе с арабами, однако результаты их весьма
различались.
Однако в этот момент стала совершенно другая не менее важная
проблема: поршневые самолеты стали морально и физически устаревать.
На вооружение арабских соседей уже стали полным ходом поступать
реактивные самолеты из Великобритании: ВВС Египта получили "Метеоры"
и "Вампиры", ВВС Сирии-"Метеоры", а ВВС Иордании-"Вампиры".
Противопоставить этому было нечего. Поршневые самолеты годились в
лучшем случае для поддержки наземных войск, поэтому начались
переговоры с несколькими странами о возможности закупки реактивных
истребителей. Попытки закупить "Вампиры", производимые по лицензии в
Италии и Франции, окончились неудачей из-за нежелании Англии давать
разрешение на реэкспорт данных самолетов. Аналогичные проблемы были и
в Канаде, которая производила по лицензии американские "Сейбры".
Однако англичане все же дали разрешение на экспорт реактивных
истребителей "Метеор". Реактивная эпоха ВВС Израиля началась 17 июня
1953 года, когда были получены и вошли в боевой состав первые два
"Метеора" Т.7.
В 1953 году новым командующим ВВС Израиля стал Дан Толковский-
южноафриканец и бывший офицер ВВС Великобритании. Он резко усилил
контроль над качеством подготовки пилотов и штурманов для ВВС
Израиля.
Перемирие не принесло долгожданного мира на еврейскую землю.
Продолжались налеты палестинских партизан. В конце 1954--начале 1955
года израильская армия провела крупномасштабную операцию против
лагерей на территории сектора Газа и на Синае. В ответ Нассер резко
усилил свою группировку на границе и начал переговоры о поставке
новых партий вооружений. Были найдены и новые поставщики: на
египетский рынок вышла социалистическая Чехословакия. Через семь
после как оттуда был получен первый боевой самолет для ВВС Израиля
советские лидеры дали добро на поставки на Ближний Восток
истребителей МиГ--15 и бомбардировщиков Ил--28.
Машинам этого класса израильским ВВС противопоставить было нечего.
Судорожные поиски ничего не дали, однако помощь пришла с неожиданной
стороны. Французы, обеспокоенные помощью Нассера алжирским
партизанам, подписали с Израилем соглашение, согласно которого ВВС
получали бы 30 истребителей "Ураган" и 24 "Мистэра"II. Когда возникли
проблемы с производством последнего французы поставили "Мистэры"IVA.
Первый "Ураган" был поставлен в ноябре 1955 года. Всего ВВС Израиля
эксплуатировали 75 самолетов этого типа: 24 новых и 51 ранее
эксплуатировавшихся ВВС Франции. Однако лучше вооруженный и более
приспособленный для условий Ближнего Востока "Мистэр" стал основным
истребителем ВВС Израиля на этот период.
На всем протяжении 50--х годов самолеты активно использовались во
время стычек на границе. Арабские самолеты частенько поддерживали
действия палестинцев и тогда неизбежны были воздушные бои. Первое
столкновение произошло в июне 1954 года, когда пара "Метеоров"
благополучно вытеснила из своего воздушного пространства одинокий
египетский "Фьюри". Однако первый бой реактивных истребителей в
истории арабо-израильских войн произошел 31 августа 1955 года. В тот
день четверка египетских "Вампиров" после налета на кибуц Кармия в
пустыне Негев был перехвачена парой дежурных "Метеоров". Эти самолеты
взлетели с аэродрома Хатцор и настигли противника уже над Ашкелоном.
Йоели расстрелял два вражеских самолета.
Кадры фотокинопулемета "Метеора" Йоели были продемонстрированы в
кинотеатре Тель-Авива, а сам пилот был награжден высшей военной
наградой страны-орденом "От Хаоз". Египтяне же признали потерю двух
самолетов, но заявили, что они выполняли тренировочный полет и
столкнулись в воздухе.
12 апреля 1956 года над пустыней Негев пара "Вампиров" ВВС Египта
снова была атакована парой "Ураганов" в составе лейтенантов
Дэвида Кишона и Менаха Цехави. Кишон стал автором одной победы,
причем египетский авиатор попал в плен.
В августе 1955 года Президент Египта Нассер подписал большой договор
с СССР и Чехословакией о поставках тяжелого вооружения, в том числе
реактивных бомбардировщиков Ил--28, которые могли представлять
реальную угрозу безопасности израильских городов. Уже в начале 1956
года начали прибывать советские и чехословацкие инструкторы, а вскоре
и собственно самолеты.
В тот момент единственной страной, поддерживающей Израиль в его
попытках противостоять растущему арабскому влиянию, была Франция.
После 26 июля 1956 года, когда Нассер объявил о национализации
Суэцкого Канала, к складывающейся коалиции добавилась и
Великобритания.
Середина 1953 (Появление первых вертолетов):
Эскадрилья |
Тип ЛА |
База |
69 АЭ |
B-17 |
Тель Ноф |
100 АЭ |
различные легкие самролеты и Hiller 360 |
Рамлех |
101 АЭ |
P-51 Mustang |
Рамат Давид |
103 АЭ |
C-47 Dakota, Catalina |
Тель Ноф |
105 АЭ/УБ |
Spitfire |
Рамат Давид |
107 АЭ |
Spitfire |
Рамат Давид |
109 АЭ |
Mosquito |
Хатцор |
110 АЭ |
Mosquito |
Хатцор |
Летная Школа |
Kaydet, Consul |
Кфар Сиркин |
конец 1955:
Эскадрилья |
Тип ЛА |
База |
100 АЭ |
Piper Cub |
Рамлех |
103 АЭ |
C-47 Dakota, Noratlas |
Тель Ноф |
105 АЭ/УБ |
Spitfire |
Рамат Давид |
107 АЭ |
Mustang |
Рамат Давид |
109 АЭ |
Mosquito |
Хатцор |
113 АЭ |
Ouragan |
Хатцор |
117 АЭ |
Meteor |
Рамат Давид |
115 Звено |
Mosquito PR.16 |
Тель Ноф |
Летная Школа |
Harvard |
Тель Ноф |
Глава 3
[an error occurred while processing this directive]