[an error occurred while processing this directive] Уголок неба ¦ [an error occurred while processing this directive]

Рожденные войной

История ВВС Израиля

Из коллекции Михаила Жирохова

Глава 2. Становление (1949-1955)

Глава 1

Вооруженные столкновения между Израилем и арабскими государствами закончились подписанием документов о перемирии. Между Израилем и Египтом они были подписаны 24 февраля, Ливаном--23 марта, Трансиорданией--3 апреля и Сирией--20 июля 1949 года. Никаких документов не было подписано с Ираком. Несмотря на подписание документов, столкновения на границе продолжались-арабы никогда не смирились с созданием Государства Израиль. Дело в том, что в результате войны тысячи палестинцев покинули насиженные места и оказались в лагерях на территории соседних государствах. Они являлись дестабилизирующим фактором во внутренней жизни арабских государств. Именно из состава палестинцев набирались отряды повстанцев для диверсий на территории Израиля.

Обломки Вампира В 1950 году из вооруженных сил Израиля была демобилизована основная часть солдат, которые участвовали в Войне за Независимость. Нехвтака личного состава в ВВС усугубилась отъездом всех иностранцев (как наемников, так и добровольцев).

Аарон Ремез стал и основателем летной школы для того, чтобы постоянно иметь не только резерв подготовленных пилотов и штурманов, но и вообще личный состав. Однако амбициозные планы командующего ВВС не поддерживал Премьер-министр Бен Гурион и Генеральный Штаб. Еврейские штабисты считали (как и многие в тот период), что основной ударной силой в будущей войне(а в грядущей Третьей мировой не сомневался никто) станут бронетанковые войска и все "силы" были брошены на модернизацию этого рода войск.

В это время ВВС получили последние из заказанных в Чехословакии пятидесяти "Спитфайров". Ударный элемент был представлен все теми же бомбардировщиками В--17. Кроме того, насчитывалось еще несколько десятков вспомогательных и транспортных самолета двадцати пяти типов. Для полноценной подготовки пилотов в США было куплено 20 учебно- тренировочных биплана Боинг РТ--17 и сорок учебных самолетов Fokker S--11 в Голландии. Для освоения основ во Франции было закуплено 25 "секонд--хенд" Т--6. Примерный курс подготовки израильского пилота выглядел на тот момент так: после 40--60 летных часов полетов на РТ-- 17 или S.11 курсант налетывал 150 часов на Т--6, после того проходила специализация. Немногие курсанты, будущие пилоты-истребители, направлялись в учебно-боевые подразделения, вооруженные истребителями "Спитфайр" и "Мустанг", где кроме всего прочего участвовали в многочисленных акциях на границе. Пилоты транспортных и бомбардировочных машин обучались на двухмоторных "Энсонах" и "Консулах".

В 1950 году Аарон Ремез покинул свой пост и ушел в отставку. За два года он сделал все для того, чтобы ВВС превратились в полноценный вид вооруженных сил. На его место был назначен морской офицер Шломо Шамир, который пробыл на посту меньше года и был заменен на пехотного офицера: генерал-майора Хаима Ласкова. За время его командования ВВС из--за границы получили большое количество новых самолетов. Так, из США прибыли два патрульных гидросамолета "Каталина". В 1950 году было подписано соглашение с Францией на поставку истребителей- бомбардировщиков "Москито". Эти деревянные двухмоторные самолеты отлично зарекомендовали себя в годы Второй Мировой войны, выступая как истребители-бомбардировщики, ночные истребители и разведывательные самолеты. Однако как уже отмечалось "Москито" были полностью деревянными и к этому времени их техническое состояние оставляло желать лучшего. Предлагались же они по рекордно низкой цене, что в конце концов и решило исход дела. С июня 1951 года было получено 300 "Москито". Сколько из них было в летнопригодном состоянии неизвестно, но вероятно не больше половины.

Было закуплено несколько десятков боевых самолетов и в других странах. В Италии купили несколько истребителей "Мустанг", "Спитфайр", а также запчасти и агрегаты к ним. Когда в 1953 году ВВС Швеции решили произвести модернизацию своих ВВС, высвободившиеся 25 "Мустангов" были перекуплены евреями.

Примерно в это время началась практика отправки курсантов для обучения в другие страны (прежде всего, конечно же, в Великобританию). Интересно, что очень часто они учились на одних и тех же курсах вместе с арабами, однако результаты их весьма различались.

Обломки Вампира Однако в этот момент стала совершенно другая не менее важная проблема: поршневые самолеты стали морально и физически устаревать. На вооружение арабских соседей уже стали полным ходом поступать реактивные самолеты из Великобритании: ВВС Египта получили "Метеоры" и "Вампиры", ВВС Сирии-"Метеоры", а ВВС Иордании-"Вампиры". Противопоставить этому было нечего. Поршневые самолеты годились в лучшем случае для поддержки наземных войск, поэтому начались переговоры с несколькими странами о возможности закупки реактивных истребителей. Попытки закупить "Вампиры", производимые по лицензии в Италии и Франции, окончились неудачей из-за нежелании Англии давать разрешение на реэкспорт данных самолетов. Аналогичные проблемы были и в Канаде, которая производила по лицензии американские "Сейбры". Однако англичане все же дали разрешение на экспорт реактивных истребителей "Метеор". Реактивная эпоха ВВС Израиля началась 17 июня 1953 года, когда были получены и вошли в боевой состав первые два "Метеора" Т.7.

В 1953 году новым командующим ВВС Израиля стал Дан Толковский- южноафриканец и бывший офицер ВВС Великобритании. Он резко усилил контроль над качеством подготовки пилотов и штурманов для ВВС Израиля.

Перемирие не принесло долгожданного мира на еврейскую землю. Продолжались налеты палестинских партизан. В конце 1954--начале 1955 года израильская армия провела крупномасштабную операцию против лагерей на территории сектора Газа и на Синае. В ответ Нассер резко усилил свою группировку на границе и начал переговоры о поставке новых партий вооружений. Были найдены и новые поставщики: на египетский рынок вышла социалистическая Чехословакия. Через семь после как оттуда был получен первый боевой самолет для ВВС Израиля советские лидеры дали добро на поставки на Ближний Восток истребителей МиГ--15 и бомбардировщиков Ил--28.

Машинам этого класса израильским ВВС противопоставить было нечего. Судорожные поиски ничего не дали, однако помощь пришла с неожиданной стороны. Французы, обеспокоенные помощью Нассера алжирским партизанам, подписали с Израилем соглашение, согласно которого ВВС получали бы 30 истребителей "Ураган" и 24 "Мистэра"II. Когда возникли проблемы с производством последнего французы поставили "Мистэры"IVA. Первый "Ураган" был поставлен в ноябре 1955 года. Всего ВВС Израиля эксплуатировали 75 самолетов этого типа: 24 новых и 51 ранее эксплуатировавшихся ВВС Франции. Однако лучше вооруженный и более приспособленный для условий Ближнего Востока "Мистэр" стал основным истребителем ВВС Израиля на этот период.

На всем протяжении 50--х годов самолеты активно использовались во время стычек на границе. Арабские самолеты частенько поддерживали действия палестинцев и тогда неизбежны были воздушные бои. Первое столкновение произошло в июне 1954 года, когда пара "Метеоров" благополучно вытеснила из своего воздушного пространства одинокий египетский "Фьюри". Однако первый бой реактивных истребителей в истории арабо-израильских войн произошел 31 августа 1955 года. В тот день четверка египетских "Вампиров" после налета на кибуц Кармия в пустыне Негев был перехвачена парой дежурных "Метеоров". Эти самолеты взлетели с аэродрома Хатцор и настигли противника уже над Ашкелоном. Йоели расстрелял два вражеских самолета.

Кадры фотокинопулемета "Метеора" Йоели были продемонстрированы в кинотеатре Тель-Авива, а сам пилот был награжден высшей военной наградой страны-орденом "От Хаоз". Египтяне же признали потерю двух самолетов, но заявили, что они выполняли тренировочный полет и столкнулись в воздухе.

Обломки Вампира 12 апреля 1956 года над пустыней Негев пара "Вампиров" ВВС Египта снова была атакована парой "Ураганов" в составе лейтенантов Дэвида Кишона и Менаха Цехави. Кишон стал автором одной победы, причем египетский авиатор попал в плен.

В августе 1955 года Президент Египта Нассер подписал большой договор с СССР и Чехословакией о поставках тяжелого вооружения, в том числе реактивных бомбардировщиков Ил--28, которые могли представлять реальную угрозу безопасности израильских городов. Уже в начале 1956 года начали прибывать советские и чехословацкие инструкторы, а вскоре и собственно самолеты.

В тот момент единственной страной, поддерживающей Израиль в его попытках противостоять растущему арабскому влиянию, была Франция. После 26 июля 1956 года, когда Нассер объявил о национализации Суэцкого Канала, к складывающейся коалиции добавилась и Великобритания.

Середина 1953 (Появление первых вертолетов):

Эскадрилья Тип ЛА База
69 АЭ B-17 Тель Ноф
100 АЭ различные легкие самролеты и Hiller 360 Рамлех
101 АЭ P-51 Mustang Рамат Давид
103 АЭ C-47 Dakota, Catalina Тель Ноф
105 АЭ/УБ Spitfire Рамат Давид
107 АЭ Spitfire Рамат Давид
109 АЭ Mosquito Хатцор
110 АЭ Mosquito Хатцор
Летная Школа Kaydet, Consul Кфар Сиркин

конец 1955:

Эскадрилья Тип ЛА База
100 АЭ Piper Cub Рамлех
103 АЭ C-47 Dakota, Noratlas Тель Ноф
105 АЭ/УБ Spitfire Рамат Давид
107 АЭ Mustang Рамат Давид
109 АЭ Mosquito Хатцор
113 АЭ Ouragan Хатцор
117 АЭ Meteor Рамат Давид
115 Звено Mosquito PR.16 Тель Ноф
Летная Школа Harvard Тель Ноф

Глава 3

[an error occurred while processing this directive]