Реклама...

Рожденные войной

История ВВС Израиля

Из коллекции Михаила Жирохова

Глава 3. Синайская война 1956 года.

Глава 2

Вторая арабо-израильская война известна на Западе как Синайский конфликт, а в Израиле как операция "Кадеш" ("Очищение"). Израиль преследовал такие основные цели:

Боевые столкновения между Египтом и Израилем продолжались собственно 8 дней. Все операция была разделена на три фазы: начало (29--30 октября), основной период (31 октября--1 ноября) и оккупация Синая (2--5 ноября). Закончились боевые действия перемирием, заключенным при содействии ООН.

Основными причинами этого конфликта традиционно называют более тесное сотрудничество Египта с социалистическими странами и национализацию Суэцкого Канала.

Норд Атлас ВВС Израиля В сентябре 1956 года израильские официальные лица провели в Париже консультации с французскими и английскими коллегами. 24 октября было достигнуто соглашение согласно которого стороны согласились участвовать в авантюре. Согласно ему было решено, что английская и французская авиация должна была нанести удары по аэродромам базирования ВВС Египта не позже чем через 36 часов после начала боевых действий между Египтом и Израилем. Премьер-министр Бен Гурион особенно опасался за безопасность израильских городов, поэтому для усиления ПВО страны, поэтому Франция предложила свою помощь в этом вопросе. Таким образом, ВВС Израиля получили возможность использовать свой ударный потенциал на полную мощь.

Боевые действия в воздухе начались раньше чем на земле. В ночь на 28 октября ВВС Израиля провели операцию, которая до сих пор вызывает споры среди исследователей своими результатами. В ту ночь израильский ночной истребитель "Метеор" NF.13 с экипажем в составе пилота Иехуа Цидона и штурмана Элиахи Броша перехватил над Средиземным морем в 200 км южнее Каира транспортный Ил--14 ВВС Египта. По израильским данным на его борту должен был возвращаться с Дамаска Министр Обороны маршал Амер с высокопоставленными офицерами Генерального Штаба. После успешного захода еврейские пилоты расстреляли безоружный транспортник. По заявлениям израильтян погибло 16 офицеров египетской армии. Однако реальность оказалась намного прозаичней. Маршал Амер задержался и вылетел на полчаса позже уже на С--47 "Дакота". В сбитом Ил--14 находились лишь журналисты и несколько военных.

Собственно боевые действия на Синае начались с высадки парашютного десанта на перевал Митла. Практически сразу началось выдвижение и остальной части парашютистов. Сбив несколько постов египетской армии, к утру 29 октября 1956 года они находились в районе города Тамед.

В 7:00 на перевал Митла прилетел связной Пайпер "Кэб", который забрал раненных. После этого несколько транспортных самолетов сбросили все необходимое, включая и воду. Однако внезапно появившаяся шестерка египетских МиГов обстреляла их с бреющего полета. В результате несколько бронемашин сгорело, а некоторые бойцы были ранены. Около 11:00 успех своих коллег повторила четверка "Вампиров".

К северу от перевала наступающие десантники около 7:30 были атакованы парой МиГ--15бис. Они уничтожили стоявший на земле Пайпер. Через четыре часа над расположением снова появилась четверка "Вампиров" под прикрытием двух МиГ--15бис. Командир подразделения по радио запросил о воздушном прикрытии. Около полудня израильские истребители начали постоянное прикрытие своих частей. Тогда же и произошло и самое большое воздушное сражение 30 октября. Над египетской базой Кабрит произошла схватка шести МиГ--15 и такого же количества "Мистэров" 101--й эскадрильи. В результате лейтенант Йосеф Цук сбил одного из противников, однако и его самолет был сильно поврежден и он еле смог приземлиться на своей базе. Это была первая победа на истребителях этого типа. На севере Синая разгорелись упорные бои за сильно укрепленный пункт Абу Авегейла. К концу дня на перевале Митла соединились части 202--й воздушно-десантной дивизии под общим командованием полковника Ариэля Шарона.

За первый день конфликта ВВС Израиля выполнили несколько сотен боевых вылетов. На счет истребителей была записана только одна победа над Кабритом. В то же время египтяне совершили всего около 50 боевых вылета. Под конец дня 30 октября англичане и французы предъявили сторонам ультиматум, согласно которого войска должны быть отведены на 10 миль от Канала. Абсурдность этого была очевидна так как еврейские войска не находились так близко. Если не будет выполнено это условие за 12 часов союзники для "обеспечения безопасного судоходства" оставляли за собой право оккупировать зону Суэцкого Канала. Естественно, Египет отверг эти предложения.

На следующее утро, около 3:30 жители Хайфы были разбужены артиллерийскими залпами с египетского эсминца "Ибрагим-эль- Аваль". Египтяне выпустили две сотни снарядов и повредили стоящий на рейде французский эсминец "Кресцент". Через два часа отходивший эсминец был перехвачен двумя израильскими судами такого же класса: "Эйлат" и "Джаффа", которые вступили с ним в артиллерийскую дуэль. От ВВС в зону столкновения подтянулись два "Урагана", в кабинах которых сидели опытные пилоты Давид Кишон и Яаков Агаси. Они наводились с борта С--47, использовавшегося как летающий командный пункт. Через несколько минут они выпустили несколько десятков 70--мм НУРов, которые поразили эсминец. Корабль получил четыре пробоины, причем одну ниже ватерлинии. Из-за воздушной атаки и нескольких попаданий снарядов с израильских эсминцев экипаж был вынужден выбросить белый флаг. В результате погибло 4 египетских моряка и еще 18 были ранены. Капитулировавший корабль в 7:00 был отбуксирован в бухту Хайфы.

С утра несколько транспортных самолетов выбросили припасы десантникам на перевале Митла. В 5:45 четверка "Вампиров" атаковала израильские позиции здесь. Однако были перехвачены парой "Мистэров". Лейтенант Аарон Шавит сбил два самолета противника, а Ешаяху Эгози еще один, а четвертый спасла только подошедшая пара МиГ--15.

В 12:10 капитан Яаков Нево и его ведомый лейтенант Цук обнаружили над Эль Аришем три МиГ--17Ф. Израильтяне сбросили подвесные баки и пошли в атаку. Согласно воспоминаниям самого Нево события дальше развивались так: "Прежде, чем мы смогли перестроиться, двое египтян почти впали в панику, при этом один исчез в ближайшем облаке, а другой "высокохвостый" рванул подальше в сторону Канала. "Фермер" (прозвище лейтенанта Цука) подсек третьего МиГа и попытался на пикировании обстрелять его, но угол был весьма большим. Я закричал своему ведомому, чтобы он прекратил, полностью выпустил щитки и очутился за МиГом. Как только я перешел в резкий набор высоты, то обнаружил, что имею дело не с МиГ-15, а с более современным и опасным МиГ-17, которые, как нам говорили, парни Насера могли недавно получить. Четко были видны перепроектированное крыло большей площади и полдюжины гребней на нем. На расстоянии двух сотен ярдов я поймал его в прицел и выпустил короткую очередь из 30-мм пушки. Снаряды достигли цели, но обломки не разлетались. Однако в следующий момент египтянин быстро перевернулся и как кирпич посыпался на десять тысяч футов. Затем он попытался выровняться, и я увидел отстреленный фонарь. Одновременно вылетело катапультируемое кресло. Я не заметил, чтобы раскрылся парашют. Тут МиГ-17 вспыхнул как факел и въехал в песок". К этому описанию стоит добавить, что собственно воздушное столкновение заняло полторы минуты и правая пушка "Мистэра" Нево была неисправна. Буквально через несколько минут эта же пара была перехвачена сразу семью МиГ--15бис. В завязавшемся бою победителей не было. Однако приключения еврейских пилотов на этом не закончились. Предоставим снова слово самому капитану: "Я начал набирать высоту и увидел двух "Мистэров". Я направился на соединение со своими товарищами, но сделать это не удалось, поскольку один из них предупредил, что на меня со стороны солнца идет пара МиГов. Мы рванули на них и я попытался зайти в хвост одному из египтян. Летчик этого МиГа несомненно умел летать. Я вцепился в него как пиявка. Открыл огонь с шестисот ярдов из единственного исправного орудия. Мимо! Попробовал с четырехсот ярдов. Вновь промазал! Мало-помалу дюйм за дюймом я уменьшил разрыв между нами до двухсот ярдов. Нажал на спуск пушки и тут же мои снаряды проделали в помеченной зелено-бело-зеленой полосами законцовке правой плоскости МиГа большую брешь, откуда вышло немного черного дыма. Египтянин не запаниковал и попытался направиться к авиабазе Эль-Ариш, где накануне наши парни расстреляли несколько "Вампиров" и легких трехместных "Соколов" чешского производства. Он сильно начал терять высоту когда я подошел к нему менее чем на сотню ярдов. Нажал на спуск. Тишина! У меня закончился боезапас. Неистово пpикaзал "Фермеру" добить, но он был в аналогичной ситуации. Критически падал уровень топлива, но я не мог позволить моей потенциальной жертве ускользнуть. Скорость была около 250 узлов, и я решил попытаться преградить противнику путь. Скользнул под МиГ и затем резко вынырнул у его носа, вынудив египтянина поспешно накрениться В намеченном мною направлении. Но в баках было почти пусто, и сигнальные лампочки могли вспыхнуть в любой момент, так что мне ничего не оставалась, как прекратить преследование и направиться домой, заявив о предположительной победе".

Этот МиГ-15 совершил грубую посадку на озеро Сирбон. Впоследствии самолет был поднят и активно использовался еврейскими курсантами, которые налетали на нем 500 часов в качестве ознакомительных полетов.

Примерно в 16:00 четверка "Метеоров" под прикрытием шестерки МиГ--15бис атаковала колонну парашютистов. Два "Урагана" пытались препятствовать этой атаке, однако были отогнаны истребителями прикрытия.

Внезапная ночная атака египетский позиций на перевале Митла позволила развить успех на этом направлении. Однако в этот раз евреи понесли самые большие потери за весь конфликт: 34 убитых и 102 раненых. Израильские транспортные самолеты в течение всей ночи устроили "воздушный мост", приземляясь прямо в пустыне. Израильские подразделения взяли Абу Авегейлу, создав фланговую угрозу для египетской группировки. Основной задачей для израильских ударных самолетов стало недопущение подхода подкреплений из-за Канала. 31 октября стал днем наиболее значительной битвы за Синай. Израильские ВВС оставляли свою активность на прежнем уровне. В тот день начали вылеты и французские истребители-бомбардировщики, базировавшиеся в Израиле. В ходе нескольких столкновений еврейские пилоты претендуют на четыре сбитых "Вампира" и два МиГ--15бис. Египетские ВВС выполнили примерно сотню боевых вылетов. Британские и французские экспедиционные силы вступили в войну с Египтом вечером 31 октября. Около 22:30 британские "Канберры" и "Вэлианты", дислоцированные на Кипре, начали налеты на египетские аэродромы. По непонятным причинам начало было назначено на поздний вечер и ночь. Напрашивается вопрос: неужели английское командование не знало о слабой подготовке египетских пилотов и малом количестве современных самолетов-истребителей. Некоторые иссследователи склоняются к мысли, что союзники всерьез опасались противодействия советских и чехословацких инструкторов. В советских источниках вообще ничего не говориться о присутствии советских пилотов в Египте, а чехословаки говорят только об учебных вылетах. В кругах любителей и исследователей этого конфликта периодически возникают разговоры об участии советских пилотов. Автору лично приходилось слышать от некоторых маститых людей истории о том, что они лично встречались с участниками этого конфликта. Причем ветераны говорили даже о сбитых английских самолетах. К великому сожалению, цитированные советские пилоты уже покинули нас и проверить эти данные на данном этапе вряд ли представляется возможным. Хотя некоторая вероятность участия собственно советских инструкторов есть (еще раз повторюсь, что очень и очень маленькая).

В первых налетах на земле было уничтожено всего 14 самолетов противника. Столь небольшие потери объясняются тем, что после вступления в войну союзников по личному указанию Нассера египетские, советские и чехословацкие пилоты начали перегонку наиболее современных самолетов на аэродромы на юге страны, а также в Сирию и Саудовскую Аравию. С утра к налетам подключились и пилоты морской авиации. Всего за первые 24 часа британские и французские пилоты налетали примерно 500 боевых вылета, атаковав дюжину египетских аэродромов и уничтожив около сотни египетских самолета.

1 ноября израильтяне начали атаку Рафаха-хорошо укрепленного пункта в секторе Газа. После как первая атака захлебнулась в бой пошли ударные "Москито" и Р--51 "Мустанг", поддержанные огнем союзных судов. Все это привело к тому, что примерно в середине дня египетские войска начали отступление, буквально по пятам преследуемые ВВС Израиля.

На Синае египетские войска упорно сопротивлялись, однако лишенные поддержки с воздуха, были обречены на поражение. В этот день Нассер во избежание потерь приказал начать отход с позиций на Синае. К этому времени большинство современных египетских самолетов находилось в безопасных местах.

Сбитый Миг 15 На следующий день--2 ноября-израильские войска взяли Эль-Ариш. Однако все самолеты и припасы к ним были эвакуированы предыдущей ночью. Падение Рафаха и Эль-Ариша поставило в безвыходное положение две бригады египетской армии и подразделения палестинцев в безвыходное положение. Израильские войска на юге Синайского полуострова начали осаду Шарм-эль-Шейха. Командование требовало усилить натиск, так как ООН уже выступило с мирными инициативами и евреи старались захватить как можно больше. Для ускорения был выброшен парашютный десант, который перерезал пути снабжения к западу от города. Во время вылета на штурмовку над Шарм-эль-Шейхом был сбит один из "Мистэров". Пилот-Бенджамин Пелед (будущий командующий ВВС)--катапультировался и вскоре был подобран патрульным самолетом. Это был первый случай катапультирования в истории ВВС Израиля и единственная потеря "Мистэров" за время конфликта.

К концу дня 2 ноября египетские войска практически закончили отход за Канал. Британские и французские самолеты продолжали "обрабатывать" базы ВВС Египта и коммуникации. 8 французских самолетов нанесли внезапный удар по считавшейся вне зоны досягаемости базе на юге страны-Луксору. По сообщениям пилотов ими было уничтожено 20 бомбардировщиков Ил--28. Однако египтяне признали потерю четырех.

3 ноября израильские подразделения продолжали занимать египетские позиции на севере Синая и в секторе Газа. Основные силы ВВС были направлены на Шарм-эль-Шейх. Однако сильная ПВО египтян давала о себе знать: множество самолетов было повреждено, а несколько "Мустангов" сбито.

В тот день произошел и досадный инцидент. Во время поисков египетских кораблей, снабжавших гарнизон Шарм-эль-Шейха, тройка "Ураганов" ВВС Израиля атаковала британский сторожевой корабль "Крейн". Израильские пилоты приняли его за египетский корабль этого же типа. Однако вместо расхлябанных и малоподготовленных египетских моряков им пришлось столкнуться с вышколенной командой Флота Ее Величества. В итоге один еврейский самолет нашел свое последнее пристанище на дне Красного моря. И только после этого атака была прекращена.

Окончательный захват Шарм-эль-Шейха произошел только 5 ноября: в 9:00 гарнизон капитулировал. В то же время британские и французские парашютисты оккупировали Порт-Саид и Порт-Фуад в зоне Канала. Одновременно в зону Канала стали прибывать войска ООН и фактически война закончилась.

29 октября 1956 (Синайский конфликт):

Эскадрилья Тип ЛА База
69 (резервная) АЭ 2 x B-17 Рамат Давид
100 АЭ 11 x Piper Cub Бишеба
100 sqn звено 4 x Piper Cub Эйлат
101 АЭ 16 x Mystere IVA Хатцор
103 АЭ 3 x Noratlas, 16 x Dakota Тель Ноф
105 АЭ/УБ 13 x Mustang Рамат Давид
110 (резервная) АЭ 13 x Mosquito FB.6/T.33 Рамат Давид
113 АЭ 22 x Ouragan Хатцор
115 АЭ 3 x Meteor T.7, 2 x Mosquito PR.16 Тель Ноф
116 (резервная) АЭ 16 x Mustang Тель Ноф
117 АЭ 11 x Meteor F.8/FR.9 Тель Ноф
119 АЭ 2 x Meteor NF.13 Рамат Давид
140 АЭ 17 x Harvard Бииршеба
147 АЭ 25 x Kaydet Рамлех
199 АЭ* 18 x Mystere IVA Рамат Давид
200 АЭ* 18 x F-84F Лод
201 АЭ* 12 x Mystere IVA Рамат Давид
* = фантомное обозначение для эскадрилий ВВС Франции.

Глава 4



 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100