главная послевоенная авиация истребители
   МиГ-23МФ
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1977
Тип: Фронтовой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


МиГ-23МФ (изд.23МФ, изд.2МФ, вариант А) - одноместный фронтовой истребитель с двигателем Р29-300, модификация МиГ-23М с системой вооружения С-23Э, практически не отличающейся по характеристикам от системы вооружения истребителя МиГ-23М, для поставок на экспорт в страны Варшавского Договора, а затем и арабские государства. В 1977 г. на базе МиГ-23М был создан истребитель МиГ-23МФ, который предназначался, в основном, для оснащения ВВС стран Варшавского договора. Он отличался от своего прототипа лишь незначительно упрощенным БРЭО. Так, на самолете установили экспортный вариант системы командного наведения "Лазурь-СМА", радиоприцел "Сапфир-23Э" ("Э" - экспортный), теплопеленгатор ТП-23-1, имеющие несколько худшие характеристики. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М. Строился на МАПО в 1974-1978 гг. для поставок на экспорт в страны Ближнего Востока и Африки. Первой страной-импортером МиГ-23МФ стала Болгария, получившая эти истребители в 1978 г. Строился серийно на МАПО в 1978-1983 гг.

В ходе воздушных боев на Ближнем Востоке с 1982 по 1985 гг. МиГ-23 уничтожили 12 самолетов противника (в том числе, как минимум, пять F-16 и три F-15), при своих потерях в 11-13 машин. Не такой уж плохой баланс, если учесть, что большинство "двадцать третьих" относились к далеко не самым последним модификациям, а противостояли им наиболее современные в то время американские истребители четвертого поколения, в кабинах которых сидели летчики, имевшие, пожалуй, лучшую в мире профессиональную подготовку. В боях над Ливаном были продемонстрированы как сильные, так и слабые стороны МиГ-23. К первым относились высокие скоростные и разгонные характеристики, дававшие возможность выполнять стремительную атаку и выходить из боя с высокой скоростью (по мнению ряда западных специалистов, МиГ-23 при умелом пилотировании был способен успешно атаковать и выходить из атаки при встрече с любым другим истребителем). Определенные шансы на победу давала МиГу и способность к относительно длительному скоростному полету на малой высоте с крылом, установленным в положение максимальной стреловидности: F-15 и F-16 с низкой удельной нагрузкой на крыло испытывали у земли слишком сильную тряску, и такую "езду по булыжной мостовой" не могли долго выдерживать даже хорошо тренированные летчики.

В то же время МиГ-23 несколько уступал F-15 как по максимальной, так и по минимальной скоростям (впрочем, превосходство "Игла" по скорости было скорее теоретическим: на практике "2,5-маховый" F-15 не мог превышать М=2,3). Слабой стороной "двадцать третьего" явилась худшая горизонтальная маневренность по сравнению с новейшими американскими машинами. До скорости 1200 км/ч МиГ-23 имел меньшую располагаемую перегрузку, чем F-15, а следовательно, и меньшие угловые скорости разворота, а также большее время виража (проигрыш МиГа по установившейся угловой скорости разворота на скорости 900 км/ч составлял для различных высот 2-6╟/с). Однако при скоростях свыше 1200 км/ч преимущество постепенно переходило к МиГу. Несколько уступал МиГ-23 американской машине в разгонных характеристиках при угле стреловидности 45╟ и маневрировании с перегрузками, близкими к предельным. Это позволяло F-15 в ходе боя постепенно накапливать превосходство в энергии (по скорости и высоте). Потребная скорость ввода МиГ-23 в вертикальный маневр была также несколько выше, чем у F-15. Максимальная высота ввода в петлю Нестерова для МиГа составляла 4000 м, а для F-15 - 7000 м, при этом в верхней точке вертикальных маневров МиГ-23 имел меньшую скорость, чем "Игл".

Радиолокационный комплекс американского самолета обладал определенными преимуществами перед РЛС МиГ-23МФ. Однако возможности усовершенствованных МиГ-23МЛ и F-15A оказались примерно равными. Установленная на "Игле" РЛС AN/APG-63 была в состоянии обнаружить МиГ-23 на максимальной дальности до 100-110 км (при курсовом угле 90 град.), а МиГ-23МЛ "видел" противника при тех же условиях на удалении 90-95 км. Радары обоих самолетов имели возможность обнаруживать цели на фоне земли. Хотя зона обзора AN/APG-63 по азимуту вдвое превосходила зону обзора РП-23 (соответственно, +/-60 и +/-30 град.), разрешение по угловым координатам у советской станции было в 1,5 раза лучше, чем у американской, что позволяло, в частности, скрывать от противника истинное число самолетов, летящих в плотном строю.

Теоретически, если сравнивать опубликованные в начале 80-х гг. характеристики другого американского самолета четвертого поколения - легкого истребителя F-16A с реальными данными МиГ-23, то превосходство заокеанской машины над ним в ближнем бою (по угловым скоростям разворота, разгонным характеристикам и в вертикальном маневре) должно было получиться еще более впечатляющим, чем у F-15A. Однако результаты сражений над долиной Бекаа не показали столь явных преимуществ F-16A. Более того, выяснилось, что по ряду показателей (в частности, разгонным характеристикам) последние модификации МиГ-23 не только не уступают, но и несколько превосходят возможности американской машины.

Причина такого конфуза заключалась в несоответствии реальных возможностей F-16A и его рекламных параметров, попавших во все авиационные справочники мира. Так, сообщалось, что нормальная взлетная масса F-16A (с двумя УР "Сайдвиндер", без ПТБ) составляет немногим более 10 т. При заявленной форсажной тяге двигателя Пратт-Уитни F100-PW-200 в 11340 кгс это обеспечило тяговооруженность более 1,1 при удельной нагрузке на крыло 370 кг/м2 (соответствующие параметры МиГ-23МФ составляли 0,8 и 440 кг/м2). В действительности нормальная взлетная масса F-16A, поставленных Израилю, превышала 11000 кг, а максимальная тяга ТРДФ была лишь 10800 кгс. При этом израильтяне тут же принялись усовершенствовать свои истребители, что привело к неизбежному увеличению веса. В итоге взлетная тяговооруженность F-16A составила чуть более 0,9, а удельная нагрузка на крыло - 430 кг/м2, т. е. американский самолет почти "опустился" до уровня МиГ-23МФ и практически сравнялся с более легким МиГ-23МЛ.

Интересно отметить, что в отличие от рекламных игр создавшей F-16 "Дженерал Дайнэмикс" фирма "Макдоннелл-Дуглас" - поставщик F-15 -всегда старалась сообщать достаточно достоверную информацию о своих самолетах. Поэтому оценки боевых возможностей "Игла", сделанные авиационными специалистами до конфликта 1982 г., в ходе боевых действий практически полностью подтвердились. "Макдоннелл-Дуглас" проявила добросовестность и в предоставлении информации об итогах боевого применения своих машин, сообщив, что в 1979-82 гг. F-15А ВВС Израиля сбили 56,5 сирийского истребителя (один МиГ-21  "Игл" поделил с "Кфиром"). Это с точностью до самолета согласуется с сирийскими данными. В то же время, объявленные "Дженерал Дайнэмикс" 45 побед F-16 одержаны, в подавляющем большинстве, лишь на бумаге. Определенное тактическое превосходство давал F-15 и F-16 значительно лучший обзор из кабины летчика (в одном из западных журналов МиГ-23 был назван "истребителем с обзором как из бронетранспортера"). В то же время наличие на МиГах автоматической системы командного наведения "Лазурь" (аналога которой не было на F-15 и F-16) могло бы обеспечить сирийской авиации преимущества в организации управления боем. Однако поставленная из СССР наземная аппаратура не была введена в строй, к тому же сирийцы не располагали над Ливаном сплошным радиолокационным полем для ее эффективного использования. Кроме того, израильтянам в начале боевых действий удалось уничтожить развернутый в Ливане сирийский центр управления истребительной авиацией.

Теоретически советские УР Р-23Р несколько уступали американским ракетам средней дальности AIM-7E "Спэрроу". Кроме большей дальности пуска (33 км против 23 км на большой высоте, 16 и 9 км на малой), американская ракета могла поражать цели, маневрирующие с большими перегрузками (соответственно - 7 и 5) и в более широком диапазоне курсовых углов. Затрудняла применение оружия средней дальности, установленного на МиГ-23МФ, довольно сложная и длительная процедура предпусковой подготовки. Так, один из сирийских летчиков привез из боя превосходное изображение F-16, запечатленное на пленке кинофотопулемета, тогда как сам израильский истребитель отделался лишь испугом: сириец не успел правильно изготовить оружие к пуску и ракета ушла "в молоко". Однако сравнивая результаты реальных пусков Р-23Р и AIM-7E, нельзя не признать, что сирийцы добились значительно большего относительного числа попаданий, чем их противники. С появлением в составе ВВС Сирии МиГ-23МЛ с ракетами Р-24 превосходство в оружии средней дальности полностью перешло к арабам.

 



 ЛТХ:
Модификация   МиГ-23МФ
Размах крыла, м  
  минимальный   7.78
  максимальный   13.97
Длина, м   16.71
Высота, м   4.82
Площадь крыла, м2  
  максимальная   37,27
  минимальная   34.16
Масса, кг  
  пустого   10890
  нормальная взлетная   15700
  максимальная взлетная   18400
  топлива   4090
Тип двигателя   1 ТРДФ Р-29-300
Тяга, кгс  
  на форсаже   1 х 12500
  максимальная   1 х 8300
Максимальна скорость, км/ч:  
  у земли   1350
  на большой высоте   2500
Перегоночная дальность, км   2380
Практическая дальность, км   1450
Скороподъемность, м/мин   11700
Практический потолок, м   17500
Макс. эксплуатационная перегрузка   8,0
Экипаж, чел   1
Вооружение:   23-мм пушка ГШ-23Л (боекомплект 200 патронов),
 Боевая нагрузка - 2000 кг на узлах подвески:
 две УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, две-четыре ракеты малой дальности Р-3С, Р-3Р или К-13М, или УР ближнего боя Р-60.
 управляемые ракеты Х-66 и Х-23Р, НАР С-5, С-8 и С-24, свободнопадающие бомбы, разовые бомбовые кассеты и баки с напалмом массой до 500 кг.


 Доп. информация :


  Чертеж "Микоян,Гуревич МиГ-23МФ (1)"
  Чертеж "Микоян,Гуревич МиГ-23МФ (2)"
  Статья "МиГ-23 на Ближнем Востоке"
  Статья "МиГ-23 против F-15 и F-16"
  Статья "Миг-23МФ в ливанской войне"
 Статья "Иракские МиГ-23"
  Фотографии:

 МиГ-23МФ   ╘ Jukka Huppunen
 МиГ-23Ф ВВС Польши
 МиГ-23МФ ВВС ГДР Erik Frikke
 МиГ-23МФ ВВС Польши
 МиГ-23МФ ВВС Чехословакии
 МиГ-23МФ ВВС Польши  ╘ Robin Polderman
 МиГ-23МФ ВВС Польши  ╘ Robin Polderman
 МиГ-23МФ ВВС Польши на "дорожном аэродроме"
 МиГ-23МФ ВВС Польши
 Пуск Р-23Т с МиГ-23МФ
 Кабина пилота МиГ-23МФ

  Схемы:

 МиГ-23МФ

  Варианты окраски:

 МиГ-23МФ ВВС Сирии ╘ В.Мильяченко
 МиГ-23МФ ВВС Венгрии
 МиГ-23МФ ВВС ГДР
 МиГ-23МФ ВВС Венгрии
 МиГ-23МФ ВВС ГДР
 МиГ-23МФ ВВС ГДР
 МиГ-23МФ ВВС Сирии

 



 

Список источников:

Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Время. Владимир Ильин. МиГ-23: долгий путь к совершенству
Авиация и Время. Степан Микоян. Изменяемая стреловидность
Крылья Родины. И.Михелевич. МиГ-23: штрихи к портрету
Авиация и Время. Валерий Золотарев. Верхом на "козле"
Крылья Родины. В. Молочков. "Плетка" для "Фантомов": Истребитель МиГ-23
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100