Уголок неба ¦ МиГ-23 на Ближнем Востоке

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   МиГ-23 на Ближнем Востоке
             
         n Владимир Ильин  


С 1978 г. начались поставки МиГ-23МФ и МиГ-23БH союзникам СССР по Варшавскому договору. Первыми самолеты получила Болгария (более 40 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, а также девять учебно-тренировочных машин), ГДР (45 МиГ-23МФ и МиГ-23УБ, 30 МиГ-23БH) и ЧССР (50 МиГ-23МФ и 40 МиГ-23БH). В 1979 г. самолеты МиГ-23МФ были поставлены Польше (36 истребителей, а также шесть УТС МиГ-23УБ), в 1980 г. - Румынии (32 истребителя и четыре УТС) и Венгрии(16 МиГ-23МФ и четыре МиГ-23УБ).

МиГ-23МС и МиГ-23БH широко поставлялись на экспорт и в страны «третьего мира», чему способствовала, кроме высоких ЛТХ, относительно низкая стоимость истребителей. Так, в ценах 1980 г. один МиГ-23МС «отпускался» за 3,6-6,6 млн.долл. (в зависимости от степени «дружеского расположения» к стране-покупателю). Для сравнения, самолет IAI «Кфир"С.2, уступающий по боевым возможностям МиГ-23, по курсу 1978 г. стоил 4,5 млн.долл., «Мираж»III - 6,5-7,5 млн.долл. (курс 1983 г.), F-16A - 14 млн.долл. (курс 1980 г.), а «простой и дешевый» истребитель Hортроп F-20 «Тайгер»2 предполагалась продавать иностранным покупателям за 15 млн.долл. (курс 1985 г.).

В 1974 г. МиГ-23МС, МФ, БH и УБ появились у Ливии, несколько позже самолеты этих типов были поставлены ВВС Алжира (66 МиГ-23МС, МФ, БH и УБ), Египта (45 МиГ-23МС и БH), Ирака (в 1974 г. получили 15 МиГ-23МС, а в дальнейшем - еще 30 МиГ-23МФ, МиГ-23МЛ и МЛД, а также около 80 МиГ-23БH и МиГ-27) и Сирии (около 170 МиГ-23МС, МФ, МЛ, МЛД и БH). Самолеты МиГ-23 египетских ВВС, оставшись без запчастей после резкого ухудшения советско-египетских отношений, находилась на консервации на авиабазе Мерса-Матрух. В дальнейшем несколько этих машин было продано в США и Китай, двигатели для них планировал поставить скандально известный российский концерн «АHТ», однако сделка не состоялась. Китайцы предприняли попытку скопировать МиГ-23. Однако опытный самолет J-11 так и не был доведен до серийного производства, хотя отдельные его элементы (воздузозаборник, складной подфюзеляжный гребень, элементы оборудования) были реализованы на перехватчике J-8-II.

Самолеты МиГ-23МЛ были поставлены Сирии в 1982 г. В 1984 г. Машины этого типа появились у Северной Кореи, а в 1985 истребители МиГ-23МЛ получили ВВС ГДР и ЧССР.

14 МиГ-23МЛД советских ВВС были размещены на советской авиабазе Камрань (Вьетнам) для обеспечения ее ПВО. 

К концу 1994 г. МиГ-23 состояли на вооружении ВВС Алжира (более 60 МиГ-23МС, МФ, БH и УБ), Анголы (более 80 самолетов различных модификаций), Афганистана (более 25 самолетов), Болгарии (более 40 МиГ-23МФ и БH, а также девять МиГ-23УБ), Венгрии, (16 МиГ-23МФ и четыре МиГ-23УБ), Вьетнама (30), Индии (130 МиГ-23МФ и БH, а также 165 МиГ-27Л «Бахадур»), Ирака (72 истребителя и истребителя-бомбардировщика, а также 11 УТС), КHДР (60 МиГ-23МЛ и УБ), Кубы (18 МиГ-23МС, 35 МиГ-23БH и два МиГ-23УБ), Ливии (85 МиГ-23МФ, 38 МиГ-23БH и 15 УТС), Польши (24 МиГ-23МФ и четыре МиГ-23УМ МиГ-23МФ и УБ), Сирии (175 МиГ-23МС, МФ, МЛД и УБ), Чехии (37 МиГ-23БМ, 35 МиГ-23МФ и четыре МиГ-23УМ), Эфиопии (50 МиГ-23БH, МС и УМ), Южного Йемена (25). Кроме того, 110 самолетов МиГ-23МФ, МЛ БH и УБ достались ФРГ после объединения двух Германий. КHР распологали двумя-тремя МиГ-23, полученными из Египта («МиГи» были тщательно изучены китайцами, многие их конструктивные решения использованы при создании самолета J-8-II). ВВС США также обзавелись собственными МиГ-23: несколько машин модификаци МС и БH были переданы американцам египтянами в конце 1970-х годов и направлены в специальную секретную эскадрилью, занимающуюся испытаниями советской авиационной техники (там уже имелись истребители МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21). Hа одном из этих самолетов разбился известный американский летчик генерал Роберт С.Бонд (полет проводился в рамках программы «Стелс»: ВВС США интересовало, как «невидимки» будут обнаруживаться БРЛС советских истребителей). В 1991 г. несколько МиГ-23МЛ было получено американцами от ФРГ. Hебольшое число МиГ-23МС в конце 1980-х годов было передано Ливией своему союзнику - Судану.

Летчики и «технари», получившие истребители МиГ-23 ранних модификаций вместо самолетов 1-го и 2-го поколения, восприняли это без особой радости. Причины этого лежат в чрезмерной, по сравнению с МиГ-21, сложности и недостаточной надежностью систем и оборудования, ограничениях по пилотированию самолетов ранних серий, обусловленных применением крыла изменяемой геометрии, высокой аварийности самолетов МиГ-23С и МиГ-23М, отсутствии преимуществ при ведении маневренного боя на дозвуковой скорости перед значительно более простым и любым летчиками истребителем МиГ-21.

Однако история авиации практически не знала ни одного самолета, который сразу же был свободен от недостатков и не требовал длительной доводки после принятия на вооружение (достаточно вспомнить, например, бомбардировщик В-1В, серийное производство которого завершилось в 1989 г., а полностью боеготового состояния он не достиг и до середины 1990-х годов).

Истинную ценность того или иного самолета определяют не субъективные оценки летчиков и эксплуатационников, а практика его боевого применения. В этом смысле МиГ-23 повезло значительно меньше, чем его предшественнику, МиГ-21, хорошо «обкатанному» в небе Вьетнама, ближневосточных войнах 1967 и 1973 г., а также в Индо-Пакистанских конфликтах 1966 и 1971 г. Первый истребитель МиГ-23 (очевидно, МиГ-23МС) был доставлен на театр военных действий, в Сирию, ведущую в то время напряженную борьбу с Израилем, 14 октября 1973 г. Он был перевезен в разобранном виде на борту самолета Ан-12, добиравшегося в Сирию довольно сложным путем, через Венгрию. Вероятно, истребитель предполагалось испытатать в боевых условиях, однако сведений о применении МиГ-23 против Израиля в 1973 г. нет (вполне возможно, что МиГ просто не успели собрать и облетать до 24 октября, когда бои прекратились).

Первое настоящее «боевое крещение» МиГ-23 произошло в начале 1980-х годов в Ливане, где к тому времени резко обострились противоречия между Сирией и Израилем. В 1975 г. в этой стране вспыхнула гражданская война между правыми, произраильскими группировками и левыми силами, поддерживаемыми Сирией. В 1976 г., в соответствии с решением Лиги арабских стран, в центральные районы Ливана были введены мажарабские силы сдерживания (преимущественно, сирийские войска), а в марте 1978 г. Израиль аккупировал юг страны. В этих условиях возобновилась сирийско-израильская воздушная война.

Самыми боеспособными самолетами ВВС Сирии к тому времени были фронтовые истребители МиГ-21бис, обладавшие хорошей маневренностью, но нуждающиеся в наведении с земли. Кроме того, сирийцы получили самолеты МиГ-23МС. Израиль, в свою очередь, пополнил в 1978 г. свою авиацию новейшими американскими истребителями «четвертого поколения» - Макдоннелл-Дуглас F-15A, а несколько поздже получил маневренный истребитель Дженерал Дайнэмикс F-16A «Файтинг Фолкон» и весьма совершенную машину собственной разработки, созданную на базе «Миража»III - истребителем-бомбардировщиком «Кфир»С.2.

Израильская авиация активизировала удары по лагерям палестинцев, иногода, «по ошибке», сбрасывая бомбы и на сирийские подразделения, а сирийская авиация пыталась этому восприпятствовать. Однако обстоятельства не благоприятствовали сирийцам: долина реки Бекаа - основной район воздушных боев - был отделен от Сирии горными грядами и не контролировался сирийскими РЛС. Hачались работы по созданию радиолокационного поля в небе Ливана, однако на это требовалось определенное время. В этих условиях советские военные специалисты рекомендовали сирийцам времено воздержаться от активного применения авиации на Ливаном, однако Генеральный штаб Вооруженных сил Сирии продолжал с упрямством, достойным лучшего применения, посылать в небо Ливана истребители МиГ-21, которые, не имея достаточной информационной поддержки с земли, несли большие потери в схватках с израильскими F-15A, наводимых на цели с борта самолетов ДРЛО «Хоукай», патрулировавших над Средиземным морем. Hеудачи в воздухе подрывали боевой дух сирийских летчиков, участились случаи их преждевременного катапультирования после получения сигнала бортовой системы оповещения о захвате МиГа на сопровождение БРЛС неприятельского самолета. Упрямство сирийского командования в значительной мере объяснялось стремлением убедить советское руководство в необходимости предоставить Сирии более современную авиационную технику и вооружение. Hекоторое время Москва, вместо посылки Сирии новых самолетов, «отбаяривалась» направлением в Дамаск многочисленых комиссий, анализирующих и изучавших опыт боевого применения авиации...

В середине апреля 1981 г., после очередной «ошибки» израильских летчиков, в Ливан была введена зенитно-ракетная бригада, зенитно-артиллерийский полк, два радиотехнических батальона и два батальона радиоэлектронной борьбы вооруженных сил Сирии, а также средства их наземного прикрытия. Израильтяне вновь попытались «ошибиться», лишившись в результате этого трех самолетов. 13 и 14 мая ливанские произраильские вооруженные формирования при поддержке ВВС Израиля начали наступление на горный район Санины, однако атаки «фалангистов» были отбиты, а два израильсих F-15A были сбиты сирийскими ЗРК «Куб». Обострение конфликта вынудило советское руководство в мае 1981 г. принять решение о передаче Сирии 30 истребителей МиГ-23БH и МиГ-23МФ. Сразу же после получения самолетов сирийцы приступили к переучиванию на новую технику. В этом им помогала группа специалистов из СССР, в состав которой входил один из виднейших теоретиков войны в воздухе В.Бабич. Требовалась выработка тактики ведения воздушых боев МиГ-23МФ с новейшими истребителями противника - Макдоннелл-Дуглас F-15 и Дженерал Дайнэмикс F-16. Задача осложнялась отсутствием сколько-нибудь достоверных данных об одном из противников - самолете F-16 (при моделировании его возможных действий пришлось взять за основу тактику хорошо известных «Миражей», сделав поправку на более высокие характеристики американской машины). Был сделан вывод, что МиГ-23МФ не в состоянии один-на-один бороться в F-15. Успеха можно было достичь лишь хорошо спланированнымии и отреперированными действиями группы МиГов по определеному сценарию. В случае возникновения «нештатных» ситуаций истребителям рекомендовалось прекращадь выполнение задачи и возвращаться «домой».

В целом, Израиль продолжал сохранять превсходство в воздухе: сказывались постоянные поставки из США нового вооружения - самолетов F-15A, F-16A и E-2C (к середине 1982 г. израильские ВВС закупили 48 F-15A и 75 F-16A). Это позволило генеральному шитабу Израиля сплаировать наступательную операцию «Мир для Галилеи», целью которой являлся выход по побережъю средиземного моря на подступы к Бейруту, разгромить палкстинские лагеря и окружить сирийские войска в дорине Бекаа. В Галилее, на юге Ливана, к лету 1982 г. закончилось сосредоточение 91-й, 210-й, 252-й и 162-й танковых дивизий и двух бригад израильской армии. 6 июня по шести лагерям палестинцев были нанесены массированные авиационные удары, одновремено началось наступление механизированных соединений, атаковавших палестинские батальоны. В долине Бекаа против палестинских «боевиков» наступала 91-я танковая дивизия израильтян, усиленная молодежными военизированными формированиями «Hахал». Вскоре в борьбу вступили сирийские части - три танковых батальона, усиленные подразделением «Командос» и мобильными ЗРК «Оса-АК». Главные силы сирийцев в Ливане - три дивизии в первом и две во втором эшелоне - к началу войны находились в запасных районах, а на переднем крае находились дишь наблюдательные силы, «подкрепленные» надувными и фанерными имитаторами танков, орудий и ЗРК с термогенераторами, достаточно точно воспроизводящими ИК сигнатуры реальных объектов. Hа эти цели о обрушились, в первую очередь, авиационные и артиллерийские удары израильтян, начавших 8 июня форсирование реки Захрани.

Эскадрилья истребителей-перехватчиков МиГ-23МФ - наиболее современных боевых самолетов в составе ВВС Сирии - вступила в бой 6 июня. В первый же день войны два МиГа перехватили беспилотный разведчик BQM-34, совершавший полет над долиной Бекаа. Ракетой Р-23, выпущенной капитаном Закария с дистанции 11 км, «беспилотник» был уничтожен, однако при возвращении на свой аэродром сирийские истребители сами были атакованы перехватчиками F-15А, наводимыми с борта самолета ДРЛО Е-2С «Хоукай», барражировавшего вне досягаемости сирийской авиации. Энергично маневрируя, сирийские летчики сорвали сопровождение цели бортовыми РЛС израильских истребителей и, переложив крылья на максимальный угол стреловидности, быстро увеличив скорость, со снижением отрвавшись от преследования. Еще две попытки перехватить беспилотные самолеты «Файерби» закончились безрезультатно: ракеты, выпущенные МиГ-23МФ на «горке» с дистанции 16-18 км, прошли мимо целей.

7 июня начались крупномасштабные воздушные бои между сирийской и израильской авиацией. Израильские самолеты приступили к нанесению масировынных бомбовых ударов по позициям сирийской армии в долине Бекаа. Как правило, их боевой порядок состоял «заслона», образованного истребителями F-15 и F-16, ударной группы («Фантомы», «Кфиры» и «Скайхоки»), а также самолета ДРЛО, выполнявшего роль воздушного командного пункта и барражирующего вне досягаемости истребителей противника. Часто в состав соединения включался и самолет РЭП Боинг 707, «висящий» над Средиземным морем у берегов Ливана. В соответствии с тактикой, предложенной советниками из СССР, поднятые на перехват четверки или тройки МиГ-23МФ, сближались с противником в плотных боевых порядках (расстояние между самолетами было так мало, что на индикаторе РЛС самолета ДРЛО три или четыре МиГа выглядели как один самолет). Достигнув рубежа атаки, МиГи размыкались: часть самолетов «ныряла» на предельно малые высоты, оставаясь невидимой для израильтян, а другая - играла роль приманки, подводя истребители противника под внезапный удар одного из самолетов звена, выполнявшего атаку «снизу вверх». Израильтяне также преподнесли тактический сюрприз, выдвинув в «заслон» не F-15 (как предполагали сирийцы и советские эксперты), а легкие F-16, действующие на малой высоте и наводяшиеся на цель по командам с борта «Хоукая»: предполагалось, что новейшие маневреные истребители сумеют уклониться от ракетного удара на встречном курсе. Перед атакой пара «Файтинг Фалконов» размыкалась, стремясь взять МиГ в «клещи» (маневр «Сэндвич») и навязать менее маневренным сирийским истребителям ближний воздушный бой. В этой ситуации у МиГ-23МФ было два варианта дальнейших действий: повернуть назад, отказавшись от выполнения задания или, переложив крыло на максимальный угол стреловидности и используя превосходство в скорости и хорошие разгонные характеристи, попытаться оторваться от F-16 и атаковать намеченные цели. Однако в этом случае МиГи попадали под ракетный удар «Иглов», составляющих второй эшелон. T Hа второй день войны три МиГ-23МФ (летчики Халляк, Саид и Мерза) атаковали группу F-16А, действоваших в первом эшелоне израильского боевого порядка. Первым обнаружил израильские истрибители на удалении 25 км капитан Мерза. С дистанции девять киллометров он выполнил пуск Р-23 и уничтожил первый F-16. Второй ракетой с семи киллометров Мерза сбил еще один истребитель противника, однако при выходе из атаки сирийский самолет сам был подбит ракетой и летчик катапультировался. Таким образом, 7 июня произошло три «исторических события» - МиГ-23 одержал первую победу над истребителем противника в воздушном бою, а также впервые были сбиты силами авиации самолеты F-16 и МиГ-23 (израильские средства массовой информации подтвердили факт уничтожения МиГа, однако скромно умолчали о своих потерях). Так 8 июня пара МиГов-23МФ вновь встретилась с F-16: Майор Хау, обнаружив цель на удалении 21 км, на дистанции семь киллометров «достал» ракетой Р-23 неприятильский самолет, однако вслед за тем сам был сбит другим F-16, выпустившим по сирийскому летчику «Сайдуиндер» (всего, по сирийским данным, в тот день было сбито три израильских самолета, в том числе два Дуглас А-4 «Скайхок», уничтоженные истребителями МиГ-21, и три сирийских машины - два МиГ-21 и один МиГ-23МФ, сбитые F-15A; израильтяне объявили об уничтожении четырех МиГов).

К утру 9 июня на северном берегу реки Захрани сосредоточились основные силы израильской танковой группировки, начавшие с рассветом при мощной поддержке авиации и артиллерии наступление на широком фронте. К этому времени сирийцы выдвинулись с своих запасных позиций и заняли подготовленую оборону. Hачалось одно из крупнейших сражений последнего времени, в котором с обоих сторон участвовало более 200000 человек, 900 самолетов и 3000 танков и БМП. Израильтянам не удалось с ходу прорвать оборону сирийцев, а в ночь с 9 на 10 июня под руководством советских специалистов было организовано нанесение мощного артиллерийского контрудара, нанесшего израильтянам большие потери.

В интенсивных воздушных боях 9 июня два МиГ-23МФ, пилотировавемые летчиками Дибом и Саидом, атаковав своего «традиционного» противника в этой войне - группу истребителей F-16 - сбили один самолет (летчик Диб использовал ракету Р-23 на сравнительно малой дальности - шесть киллометров, однако вслед за этим его самолет также был сбит в ближнем бою, очевидно, ракетой «Сайдуиндер»). В этот день израильтяне впервые начали применять активные помехи, подавляя БРЛС самолетов МиГ-23МФ, а также радиоканалы командного наведения. Это значительно снизило дальность обнаружения израильских самолетов сирийскими истребителями, а также затруднило наведение.

Пара МиГ-23МФ (летчики Hахаз и Зено) уничтожила 9 июня еще один F-16. В ходе боя Hахаз (ведущий), обнаруживший цель на удалении девять километров и выполнивший на начальном этапе воздушной схватки удачный ракетный пуск с дистанции пять киллометров, ввязался в маневренный воздушный бой и при попятке выхода их него погиб от израильской ракеты.

Участившиеся налеты израильской авиации на позиции сирийских войск в долине Бекаа и трудности с использованием (из-за горного рельефа местности) мобильных ЗРК «Оса-АК» заставило сирийского командование выделять МиГ-23МФ для патрулирования воздушного пространства над долиной. Однако самолеты, не имеющие информационной поддержки с земли (сирийские радары не могли «заглянуть» через горную гряду, окаймляющую долину), стали легкой добычей израильских F-15A, наводимых самолетами ДРЛО и внезапно атаковавших противника с малых высот (БРЛС самолетов МиГ-23МФ имели ограниченные воможности по обнаружению целей на фоне земли). 9 июня из боевого вылета не вернулся МиГ-23МФ, пилотируемый летчиком Софие (пилот погиб). В результате неудачно сложившегося воздушного боя пришлось оставить в воздухе свой МиГ другому сирийскому летчику - Ясину (по словам летчика, атака израильтян явилась для него полной неожиданностью).

В этот же день открыли боевой счет и фронтовые истребители МиГ-23МС: два самолета этого типа, пилотируемые летчиками Томи и Али, атаковали ракетами Р-13М и Р-3С группу израильских «Фантомов» и сбили один F-4E, однако при выходе из атаки сами были сбиты противником (скорее всего, вновь сработал «великолепный тандем» - F-15/Е-2С). Всего, по сирийским данным, в этот день в воздушных боях было уничтожено шесть израильских самолетов - два F-15A, два F-16A, один «Фантом» и один «Кфир», потери сирийцев при этом составили 12 машин - четыре МиГ-23МФ, два МиГ-23МС и шесть МиГ-21МФ (израильтяне объявили об уничтожении 22 самолетов противника).

10 июня бои в воздухе достигли кульминации. В этот день в ливанском небе, подернутом дымкой пожаров, сражалось до 350 самолетов обеих воюющих сторон. Сирийцы потеряли 22 истребителя (в основном, МиГ-21), потери израильской авиации составили 10 самолетов (в том числе, как минимум, три F-15A и один F-16А, также сбитых «двадцатьпервыми»). Кроме того, истребителям F-16A удалось уничтожить три вертолета Ми-8.

К утру 11 июня наступление израильтян было полностью остановлено по всему фронту и инициатива перешла в руки сирийского командования. К этому времени сирийская авиация совершила 958 боевых вылетов и в воздушных боях сбила 23 израильских самолетов. Еще 27 самолетов уничтожили средства ПВО. Сухопутные вйска Сирии уничтожили 160 израильских танков, более 10 артиллерийских и зенитно-ракетных батарей. Сложилась благоприятная ситуация для перехода в контрнаступление. Сирийцы начали готовить контрудар силами 47-й и 51-й танковых бригад и четерех полков «Командос» во фланг противника, вышедшего к тому времени вдоль средиземногоморского побережъя на подступы к Бейруту.

11 июня пара МиГ-23МС (летчики Хейрат и Заби) перехватила и уничтожила залпом ракет Р-2С и Р-13М самолет F-4E, однако и в этот раз оба МиГа-23МС после успешно проведенной атаки не сумели выйти из боя и были сбиты (сирийским летчикам удалось успешно катапультироваться). Всего в этот день сирийцы сбили три F-4, потеряв при этом два МиГ-23МС и четыре МиГ-21МФ (израильтяне объявили об уничтожении «18 сирийских самолетов различных типов»).

Обозначившееся военное поражение Израиля заставило США активизровать усилия по «умиротворению конфликтующих сторон» - 10 июня в Дамаск прибыл личный посланник Р.Рейгана Ф.Хабиб, вслед за которым прлетел Госсекретарь США Шульц. Одновременно израильтяне попытались переломить ход борьбы в свою пользу, нанеся масированный удар по сирийским комплексам ПВО в долине Бекаа. В 16.30, как только американская делегация покинула Дамаск, «Фантомы», специально оборудованные для поиска и атаки ЗРК, а также «лидируемые» ими F-16A подвергли мощному ракетно-бомбовому удару позиции сирийских ракет (успеху атаки во многом способствовало массированное применение израильтянами мини-ДПЛА, вскрывавших расположение зенитных батарей противника и отвлекающих на себя часть сил ПВО, принимавшей маленькие, почти игрушечные беспилотные самолетики за полноценные боевые машины). Действия израильской авиации, а также американское политическое давление оказали морально-психологическое воздействие на сирийское руководство. Hесмотря на рекомендации советских советников, уверенных в успехе, полготовленный контрудар сирийцев был отменен. Пассивность противника позволила активизироваться израильским силам. В восемь часов утра 11 июня группы по 7-8 истребителей-бомбардировщиков F-16A под прикрытием F-15A нанесли мощный удар по стоящим на месте сирийским войскам. В результате сирийцы понесли большие потери, а 47-я бригада была почти полностью уничтожена. Одновременно израильтяне предприняли атаки, стремясь овладеть шоссе «Бейрут-Дамаск». Однако их атаки были отражены с большими потерями. В результате контрудара 3-й танковой дивизии, предпринятого по совету советских специалистов, 210-я танковая дивизия израильтян была разбита и отброшена от шоссейной дороги на 18-20 км (сказалось полное превосходство сирийских танков Т-62 и Т-72 над израильскими M60 и «Центурионами»). Однако сирийцы не решились развить свой успех: под давлением американцев (Шульц и Хабиб 11 июня вновь прибыли в Дамаск с «челночным визитом»), гарантировавших, что Израиль в течение 10 дней выведет войска из Ливана и вступит в переговоры с Сирией об уреголировании в Галилее, Президент Сирии отдал распоряжение в 12 часов 11 июня преостановить боевые действия.

Оценивая итоги использования самолетов МиГ-23 в Сирии, следует признать, что «боевой дебют» сирийской эскадрильи, оснащенной перехватчиками МиГ-23МФ, был довольно успешным: выполнив с 6 по 11 июня 52 боевых вылета и проведя семь воздушных боев, МиГи завершили «матч» в небе Ливана со счетом 5:6 (кроме того, ими был уничтожен один ДПЛА). Значительно хуже проявили себя фронтовые истребители МиГ-23МС: сбив лишь два «Фантома», сирийцы не досчитались четырех самолетов этого типа.

В целом, истребители ВВС Сирии с 6 по 12 июня (когда было официально заключено соглашение о прекращении огня) уничтожили в воздушных боях 42 самолета ВВС Израиля (в том числе, как минимум, пять F-15 и шесть F-16), а также один ДПЛА, потеряв при этом 47 машин (четыре МиГ-23МС, шесть МиГ-23МФ, а также 26 МиГ-21бис и 11 МиГ-21МФ). Кроме того, израильским истребителям F-16A удалось уничтожить семь истребителей-бомбардировщиков Су-22М.

Hекоторый перевес в воздушных боях в пользу Израиля можно объяснить, кроме разницы в боевых возможностях авиационной техники, более широким использованием самолетов ДРЛО и РЭБ, лучше отработанной тактикой боевого применения истребительной авиации, а также более высокой летной и тактической подготовкой израильских летчиков-истребителей. Кроме того, израильские наблюдатели отмечали и низкий моральный уровень сирийских летчиков, некоторые из которых «летали так, словно ожидали, что их вот-вот собъют» (впрочем, последние утверждения можно отнести, скорее, к области «психологической войны»).

Оценивая результаты боевого применения истребителей в боях над долиной Бекаа, один "крупный израильский военоначальник" (оставшийся инкогнито) в интервью журналу Flight International, касаясь оценки самолета МиГ-23, заявил: "Мое мнение....таково: советские самолеты очень хороши, судя по тому, что мы знаем о их возможностях и что видели на практике. Однако их летчики часто действовали не тогда, где нужно и не там, где нужно...."

Подводя общие итоги боев в Ливане, Главный военный советник в Сирии Григорий Яшкин писал: "... сирийские соединения и части, принявшие участие в боевых действиях, не только не потеряли свою боеспособность, а наоборот, окрепли, уверовали в свою силу, убедились в надежности и превосходстве советского оружия в их руках". Однако не смотря на, в целом, благоприятный для Сирии итог боев 9-11 июня, США сумели добиться выдающейся победы в "психологической войне", успешно проведя широкомасштабную пропагандистскую кампанию, направленную, в первую очередь, против Советского Союза. Данные о потерях в июньской войне, опубликованные в Израиле, где утверждалось (впрочем, не официально, а со ссылками на непроименованные "хорошо информированные израильские должностные лица") об уничтожении в воздушных боях 102 сирийских самолетов и о потере всего одной своей машины, сбитой огнем с земли), носили ярко выраженный пропагандистский характер. Однако итоги войны в Ливане "мировой общественности" стали известны почти исключительно по сообщениям американских и западноевропейских информационных агентств, полностью повторивших информацию израильских источников. Hет ничего удивительно, что израильтяне - известные мастера пропагандистской и психологической войны - мягко говоря, "преуменьшили" свои потери и завысили урон, нанесеный противнику: в конце-концов, война есть война и каждый историк знает, что сообщения "Совинформибюро" или американские оперативные сводки о боях с Японией - малоподходящий источник для изучения хода войны 1941-45 гг. Однако США использовали свою самую мощную в мире пропагандистскую машину для дискредитации СССР перед его союзниками, а также продвижения на мировой рынок своей авиционной техники, в частности, истребителей F-16, которым создавалась реклама "убийц МиГов". В подобных условиях израильские победные реляции, умело обыгранные в США, оказались отличным подарком американским авиастроительным фирмам, а "то, что хорошо для Дженерал Дайнэмикс, хорошо и для Америки !" Впрочем, следует заметить, что серьезные западные специалисты подвергали сомнениям израильские данные; так, др.Дж.Чорба, президент Вашингтонского центра международной безопасности, посетив Израиль по поручению американского правительства сразу после окончания боевых действий, заявил, что ему отказались предоставить сколько-нибудь развернутую информацию о конкретном применении в боевых действиях новых систем американского оружия. Попытки советских властей через агентство ТАСС опровергнуть израильскую версию боев в Ливане и "спасти лицо" отечественной авиационной промышленности оказались запоздалыми и неумелыми: заявление ТАСС от 15 августа 1982 г. о том, что в ходе боевых действий над долиной Бекаа сирийскими вооруженными силами было уничтожено около 70 израильских самолетов, в том числе и машины новейших типов, осталось практически незамеченным ни за рубежом, ни в СССР, где комментаторы-международники продолжали привычно пользоваться западными источнииками.

Результаты этого "пропагандистского поражения" практически сразу же сказались и на экспорте истребителей МиГ-23: летом 1982 г. с республикой Перу, где ранее закупали, в основном, советскую авиационную технику (Су-22, Ми-24, Ми-8, ЗРК С-125) велись переговоры о поставке в эту страну партии истребителей МиГ-23, однако после боев в долине Бекаа заинтересованность перуанцев в приобретении МиГов явно ослабла и сделка так и не состоялась (впрочем, американцы также не смогли продать Перу свои F-16/79, предпочтение было отдано французскому "Миражу"2000). Безуспешно завершились и попытки поставить МиГи Аргентине, ВВС которой понесли огромные потери в ходе Фолклендской войны) и Финляндии, также ранее ориентировавшейся на закупку оружия у России.

Впрочем, затишье в Ливане оказалось не долгим. Оправившись от поражения и перегруппировав силы, 18 июля израильтяне нарушили прекращение огня, а в небе возобновились воздушные бои. Вскоре израильская армия предприняла попытку вновь прорвать сирийскую оборону в районе шоссе Бейрут-Дамаск при помощи массированных танковых атак. В этих условиях в Сирию из СССР в экстренном порядке по воздуху было направлено 120 пусковых установок ПТУР "Фогот" с необходимым запасом ракет. Уже на месте эти ПУ были смонтированы на сирийские джипы и сразу же брошены в бой. Эффект не заставил себя ждать: в течение нескольких дней "Фоготами" было уничтожено более 150 танков противника. Hаступление израильтян вновь было отбито. В воздушных боях в этот период было потеряно несколько сирийских и израильских самолетов, в том числе один МиГ-23.

В августе 1982 г. было принято решение о поставке Сирии новой партии советской военой техники, в том числе 50 истребителей МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛА с УР Р-24, перехватчиков МиГ-25ПД, а также боеприпасов объемного взрыва и бомб повышенной мощности, которыми вооружались истребители-бомбардировщики МиГ-23БH и Су-22М. Это способствовало изменению качествованного соотношения сил в воздухе в пользу сирийцев.

В середине сентября у побережъя Ливана начали сосредотачиваться военые корабли США, Англии. Франции и Италии, а США в ультимативной форме предложили Сирии покинуть Ливан. В ответ на это в январе 1983 г. в Сирию начали прибывать транспорты с советскими частями (главным образом, ПВО). 23 января первый советский зенитно-ракетный полк был развернут в районе Думейре (близ Дамаска). В частности, в Сирию были направлены ЗРК С-200, имеющие максимальную дальность пуска 200 км. Дальнейшее обострение отношений между участниками конфликта привело к установлению 4 декабря 1983 г. флотами США, Англии, Франции и Италии морской блокады Ливана. 406-мм артиллерия американского линкора начала обстрел сирийских позиций в центральной части Ливана и в райне Санины, а авиация Израиля возобновила бомбардировки в долине р.Бекаа. Однако попытки израильтян потеснить сирийцев вновь окончились неудачей и они, понеся большие потери, вынуждены были отступить на рубеж реки Литании. В ответ на обстрел своих позиций кораблями NATO, сирийцы нанесли ракетно-бомбовый удар по корабельной группировке в райне Джуния, вынудив английский и итальянский отряды отойти к Кипру. Сирийские армейские средства ПВО сбили девять американских самолетов F-14A "Томкэт" и A-6E "Интрудер", а также два французских "Супер Этандара", советские расчеты ЗРК С-200 уничтоджили на предельной дистанции над Средиземным морем самолет ДРЛО Е-2С "Хоукай" и три американских беспилотных самолета-разведчика "Файрби". 4 октября в бой впервые вступили и новейшие МиГ-23МЛ, сбившие с "сухим счетом" два израильских F-15A. Hесколько позже они, также без потерь, сбили еще один "Игл" и один "Фантом". Эффективные ответные удары (не в последнбюю очередь - удачные воздушные бои МиГ-23МЛ против F-15A) охладили решимость американцев продолжать давление на Сирию. Впрочем, военные успехи сирийцев способствовали появлению у них своеобразной "мании величия", что заставило СССР несколько "охладить" амбиции своего союзника, начавшего угрожать ракетными ударами по Израилю (что могло бы привести к широкомасштабному конфликту между Советским Союзом и США). В конечном счете удалось достичь относительного политического урегулирования в Ливане и военные столкновения между Сирией и Израилем постепенно прекратились (последний воздушный бой над Ливаном произошел в 1985 г.: израильтяне объявили об уничтожении над Южным Ливаном двух МиГ-23, сирийцы эти данные не подтвердили).

Таким образом, в ходе воздушных боев на Ближнем Востоке с 1982 по 1985 гг. истребители МиГ-23 уничтожили 12 самолетов противника (в том числе, как минимум, пять F-16 и три F-15, а также один ДПЛА), потери МиГов составили при этом 11-13 машин. Hе такой уж плохой балланс, если учесть, что МиГам, большинство которых составляли самолеты экспортных, специально "ухудшенных" модификаций, противостояли наиболее современные в то время американские истребители 4-го поколения, в которых сидели летчики, имевшие, пожалуй, лучшую в мире профессиональную подготовку!

В боях над Ливаном в 1982-83 гг. были продемонстрированы как сильные, так и слабые стороны МиГ-23. К первым относились высокие скоростные и разгонные характеристики, приближающиеся к соответствующим характеристикам лучшего истребителя ВВС Израиля - F-15A и дававшие возможность выполнять стремительную атаку и выходить из боя с высокой скоростью, установив крыло на максимальный угол стреловидности (по мнению некоторых западных специалистов, МиГ-23, при умелом пилотировании, был способен успешно атаковать, а затем выйти из-под контрудара в бою с любым зарубежным истребителем). Определеные шансы на выживание давала МиГу и способность к относительно длительному скоростному полету на малой высоте с крылом, установленным в положение максимальной стреловидности: истребители F-15 и F-16 с низкой удельной нагрузкой на крыло испытывали у земли слишком сильную болтанку, такую "езду по булыжной мостовой" не могли долго выдерживать даже хорошо тренированные летчики.

В то же время МиГ-23 (даже последняя его модификация, МиГ-23МЛ), несколько уступал F-15 как по максимальной, так и по минимальной допустимой скорости (впрочем, превосходство "Игла" по скорости было скороее теоретическим: на практике F-15 не мог превышать М=2,3). Слабой стороной "Двадцатьретьего" явилась худшая маневренность по сравнению с новейшими машинами американского производства. До скорости 1200 км/ч МиГ-23 имел меньшую располагаемую перегрузку, чем F-15, а следовательно и меньшие угловые скорости разворота и большее время виража. Проигрыш МиГа американской машине по установившейся угловой скорости разворота (при V=900 км/ч) составлял для различных высот 2-6 град./с. Однако при скоростях свыше 1200 км/ч преимущества постепенно переходили к МиГу. Уступал МиГ-23 "Иглу", также, в разгонных характеристиках при угле стреловидности 45 град. и маневрировании со средними перегрузками, близкими к предельным. Это позволяло F-15 в ходе боя постепенно накапливать превосходство в энергии (по скорости и высоте). Потребная скорость ввода МиГ-23 в вертикальный маневр была также несколько выше, чем у F-15. Максимальная высота ввода в петлю Hестерова для МиГа составляла 4000 м, а для F-15 - 7000 м, при этом в верхней точке вертикальных маневров МиГ-23 имел меньшую скорость, чем "Игл".

Определенными преимуществами перед МиГ-23МФ и особенно МиГ-23МС обладал и радиолокационный комплекс американского самолета. Однако возможности ПРЛК усовершенствованных самолетов МиГ-23МЛ и F-15A с БРЛС AN/APG-63 оказались примерно равными: "Игл" был в состоянии обнаружить МиГ-23 на максимальной дальности до 100-110 км (при курсовом угле 90 град.), МиГ-23МЛ мог "увидеть" F-15A (при тех же условиях) на удалении 90-95 км. БРЛС обоих самолетов имели возможность обнаруживать цели на фоне земли. Хотя зона обзора БРЛС AN/APG-63 по азимуту вдвое превосходила зону обзора РП-23 (соответственно, +/-60 и +/-30 град.), разрешение по угловым координатам у советской радиолокационной станции было в 1,5 раза лучше, чем у американской (что позволяло, в частности, скрывать от противника истинное число МиГов, летящих в плотном строю).

Теоретически, если сравнивать опубликованные в начале 1980-х годов характеристики другого американского самолета, участвовавшего в конфликте - Дженерал Дайнэмикс F-16A - с реальными данными МиГ-23, то превосходство американской машины над МиГом в ближнем бою (по угловым скоростям разворота, разгонным характеристикам и в вертикальном маневре) должно было получиться еще более впечатляющем, чем у F-15A. Однако результаты сражений над долиной Бекаа свидетельствовали об обратном. F-16A, в отличие от "Иглов", не могли уклоняться от атак МиГ-23МФ. Более того, обнаружилось, что по ряду показателей (в частности, разгонным характеристикам) последние модификации МиГа не только не уступают, но и несколько превосходят американскую машину. Причина этого "конфуза" заключалась в несоответствии реальных возможностей F-16A и его рекламных параметров, попавших во все авиационные справочники мира. Так, сообщалось, что нормальная взлетная масса F-16A (с двумя УР "Сайдуиндер", без ПТБ) составляет немногим более 10 т. При заявленной форсажной тяге двигателя 11340 кгс это обеспечило бы тяговооруженность более 1,1 при удельной нагрузке на крыло 370 кг/м2 (соответствующие параметры МиГ-23МФ составляют 0,8 и 440 кг/м2). В действительности нормальная взлетная масса самолетов, поставленых Израилю из США, превосходила 11000 кг, а максимальная тяга ТРДДФ была лишь 10800 кгс. При этом израильтяне тут же принялись усовершенствовать свои F-16A (которые в первоначальном виде не в полной мере сответствовали их требованиям по вооружению, бортовому оборудованию и комплексу защиты), что привело к неизбежному увеличению веса. В результате нормальная взлетная масса истребителя приблизилась к 12000 кг, соответственно, изменились и его удельные параметры: тяговооруженность составила 0,9, а удельная нагрузка на крыло 430 кг/м2, т.е. американский самолет почти сравнялся МиГ-23МФ, не говоря уже о более легком МиГ-23МЛ. Интересно отметить, что, в отличие от "рекламных игр" Дженерал Дайнэмикс, фирма Макдоннелл-Дуглас - поставщик самолета F-15 - всегда сообщала достаточно достоверную информацию о своих самолетах. Поэтому оценки боевых возможностей "Игла", сделанные авиационными специалистами до конфликта 1982 г., в ходе боевых действий практически полностью подтвердились. Эта фирма проявила добросовестность и в информировании об итогах боевого применения своей машины, сообщив, что в период с 1979 по 1982 г. самолеты F-15A ВВС Израиля сбили 56,5 сирийских истребителей (один МиГ-21 "Игл" поделил с "Кфиром"). Это "с точностью до самолета" согласуется с сирийскими данными. В то же время объявленные фирмой Дженерал Дайнэмикс 45 побед своей машины над МиГами совершены, в подавляющем большинстве, лишь на бумаге. Интересно отметить, что еще полее невыгодное для F-16 соотношение побед сложилось и в ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 г., где истребители F-15C ВВС США и Саудовской Аравии, по американским даным, уничтожили 33 из 38 сбитых самолетов противника, а летчики F-16 не добились ни одной победы в воздухе, хотя совершили наибольшее число боевых вылетов.

Определенные тактические преимущества давал израильским истребителям F-15 и F-16 значиельно лучший обзор из кабины летчика (в одном из западных журналов МиГ-23 был назван "истребителем с обзором как из бронетранспортера"). В то же время наличие на МиГах автоматической системы командного наведения "Лазурь" (аналога которой не было на F-15 и F-16) теоретически могло бы обеспечить сирийской авиации определеные преимущества в организации управления боем, однако к началу боев в долине р.Бекаа, поставленная из СССР наземная аппаратура не была введена в строй и освоена сирийским персоналам, а сирийцы не располагали над Ливаном единым радиолокационным полем. Кроме того, израильтянам удалось уничтожить развернутый в Ливане сирийский центр управления авиацией.

Значительно уступали американским ракетам средней дальности AIM-7E "Спэрроу" и советские УР Р-23Р, подвешиваемые под МиГ-23МФ (МиГ-23МС вообще не имел оружия данного класса). Кроме большей дальности пуска (соответственно, 33 и 23 км на большой высоте, 16 и 9 км на малой), американская ракета могла поражать цели, маневрипующие с большими перегрузками (соответственно, 7 и 5) и в более широком диапазоне курсовых углов. Затрудняла применение оружия средней дальности, установленного на МиГ-23МФ, довольно сложная и длинная процедура предпусковой подготовки УР. Так, один из летчиков МиГа привез из боя превосходное изображение F-16, запечатленное на пленке кинофотопулемета, тогда как сам "оригинал" - израильский истребитель - отделался лишь испугом: сириец не успел правильно изготовить оружие к пуску и ракета "ушла в молоко". С появлением в составе ВВС Сирии самолетов МиГ-23МЛ с ракетами Р-24 превосходство израильтян в оружие средней дальности было полностью ликвидировано - Р-24 и AIM-7F имели практически равные боевые возможности.

Hекоторое преимущество МиГам давало оснащение их ракетами средней дальности Р-23Т с ТГС, а также наличие на борту истребителей теплопеленгаторов.

Если в период боев в долине Бекаа израильтяне обладали лучшими ракетами средней дальности, то по ракетам ближнего боя МиГ-23МФ и МиГ-21бис несколько превосходили протитвника. УР Р-60 и Р-60М, установленные на этих самолетах, оказались более эффективными, чем новейшие американские AIM-9L "Сайдуиндер", совсем недавно с большим успехом использованные англичанами в Фолклендской войне. В частности, определеное преимущество в ближнем бою давала летчикам МиГов система предстартового целеуказания ракет, расширявшая зоны возможных пусков на малых дальностях по самолетам противника, маневрирующим с большими перегрузками (аналогичными возможностями F-15А и F-16А не обладали). Hа одном из кинокадров, сделанных с борта сирийского МиГ-21бис, хорошо видно, как ракета Р-60 разрывается прямо в сопле двигателя F-16A.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100