Уголок неба ¦ BAC.Введение

Реклама...



ВВЕДЕНИЕ

Ни один сознательный солдат не должен быть в 
неведении относительно того,  по каким 
принципам сконструировано его оружие и как 
оно должно действовать.

История винтовки. К. Маркс, Ф. Энгельс


Историческая справка. Идея вооружения ЛА возникла в связи с применением их в военных целях. Пулемет был установлен на самолете в 1911 г. почти одновременно в России и во Франции. В этом же году во время италотурецкой войны итальянской авиацией были осуществлены первые воздушные бомбардировки. В 1912 г. русские летчики, участвуя в Балканской войне на стороне болгарской армии, бомбили турецкую крепость Андрианополь. Бомбы массой около 10 кг сбрасывались вручную непосредственно из кабины самолета. Год спустя на самолет был установлен прибор штабс-капитана В. И. Толмачева для прицеливания при бомбометании.

В 1913 г. немецким инженером Ф. Шнейдером были запатентованы схема и конструкция синхронного пулеметного привода -синхронизатора. Синхронизатор дал возможность устанавливать пулемет на фюзеляже рядом с кабиной и стрелять через плоскость, сметаемую винтом.

Интерес к авиационному вооружению возрастал. Однако к началу первой мировой войны авиация пришла практически невооруженной - летчики имели лишь личное оружие (карабииы, пистолеты). Это произошло потому, что самолету в основном отводилась роль разведчика. Опыт первых месяцев войны указал на необходимость уничтожения самолетов-разведчиков в нанесения ударов по глубоким тылам противника. Потребовались самолеты-истребители и самолеты-бомбардировщики.

Первый русский истребитель (двухместный самолет С-16, 1915 г.) был вооружен синхронным пулеметом, стрелявщим вперед, и подвижным пулеметом, стрелявшим назад. В 1916 г. французский летчик Г. Гинемер использовал в воздушных боях 37-мм пушку, стреляющую через пустотелую втулку винта. В начале 1917 г. в России появился коллиматорный прицел для ведения воздушной стрельбы. Эффективность вооружения истребителей существенно повысилась.

Первый русский бомбардировщик («Илья Муромец», 1915 г.) мог брать около 500 кг бомб и имел восемь пулеметов (1917г.) для защиты от истребителей противника на нем был установлен электросбрасыватель и производились опыты по применению 75-мм пушки.

На вооружении советской авиации в годы гражданской войны состояли пулеметы иностранных систем. Советский период развития авиационного вооружения, по существу, начинается с решения на разработку программы-максимума развития авиации и авиационной промышленности, принятой в 1921 г. Советом Труда и Обороны. В решении требовалось организовать снабжение аппаратов средствами воздушного боя, выработку типов вооружения и организацию соответствующего производства.

В 1926 г. был принят в серийное производство первый советский истребитель И-2, в этом же году внедряется в производство первый советский цельнометаллический тяжелый бомбардировщик ТБ-1. Истребитель И-2 имел на вооружении два синхронных пулемета ПВ-1, созданных А. В. Надашкевичем на базе пулемета «Максим». Бомбардировщик ТБ-1 имел три турельных пулеметных установки - переднюю, среднюю и заднюю со спаренными пулеметами ДА конструкции В. А. Дегтярева. Масса бомбовой нагрузки самолета была равна 1000 кг. В 1931 г. были успешно завершены испытания бронированного хорошо вооруженного штурмовика ТШ-1. Он имел два синхронных пулемета ПВ-1, спарку из пулеметов ДА на турели, две батареи по четыре пулемета ПВ-1, установленные под нижним крылом биплана, и гранатницу - ящик на 300 ручных гранат.

ПВ-1 и ДА были первыми отечественными авиационными пулеметами. На смену им в 1932 г. пришел скорострельный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм конструкции Б. Г. Шпитального и И. А. Комарицкого с темпом стрельбы до 2100 выстр./мин.

Известный советский истребитель тридцатых годов И-16 был вооружен двумя пулеметами ШКАС и двумя пушками ШВАК калибра 20 мм. Установка пушек ШВАК, созданных Б. Г. Шпитальным и В. С. Владимировым, на самолете была произведена впервые. В 1937 г. самолет И-16 вооружили шестью неуправляемыми ракетами PC-82. 20 августа 1939 г. капитан Н. И. Звонарев на истребителе И-16 в бою на Халхин-Голе впервые в истории авиации ракетным огнем сбил самолет противника.

Почетное место в истории военной авиации занимает советский штурмовик Ил-2, принятый на вооружение в 1940 г. Первые одноместные самолеты Ил-2 вооружались двумя пушками ШВАК и двумя пулеметами ШКАС, установленными в крыле самолета. Масса бомбовой нагрузки составляла 400-600 кг.

Зимой 1941-1942 гг. штурмовики стали применять неуправляемые ракеты PC-132, которые при прямом попадании выводили из строя легкие и средние танки. С августа 1941 г. на самолеты Ил-2 вместо пушек ШВАК стали устанавливаться более совершенные пушки ВЯ калибра 23 мм конструкции А. А. Волкова и С А. Ярцева. В сентябре-октябре 1942 г. в части ВВС стали поступать двухместные штурмовики Ил-2. Первое время в кабине воздушного стрелка, защищавшего заднюю полусферу самолета от истребителей противника, был установлен пулемет ШКАС, а затем он был заменен пулеметом УБТ калибра 12,7 мм конструкции М. Е. Березина. С 1942 г. на некоторых самолетах вместо пушек ВЯ для более эффективной борьбы с танками устанавливались пушки НС-37 калибра 37 мм конструкции А. Э. Нудельмана и А. С. Суранова. В 1943 г. на вооружение штурмовой авиации поступили противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.

Истребители, принимавшие участие в Великой Отечественной войне, имели мощное стрелково-пушечное вооружение. Так, например, советский истребитель Ла-7 был вооружен тремя пушками калибра 20 мм, Немецкий истребитель FW-190А4 имел четыре пушки калибра 20 мм и два пулемета калибра 7,62 мм. Тяжелые бомбардировщики (Пе-8, Ер-2, Ju-88) были способны поднять бомбовый груз массой 5000-6000 кг. Максимальная масса бомбовой нагрузки средних бомбардировщиков (Ту-2, He-111) составляла 2000-3000 кг. В стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков входило до семи пулеметов и одна-две пушки.

С 1942 г. на некоторых советских истребителях пушку ШВАК стали заменять пушками НС-37 и пушками НС-23 калибра 23 мм конструкции А. Э. Нудельмана и А. С. Суранова. В 1944 г. на вооружение были приняты пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции М. Е. Березина. Пушки (пулеметы) устанавливались, как правило, в фюзеляже. Стрельба осуществлялась с помощью синхронизатора через плоскость, ометаемую винтом, или через полый вал редуктора двигателя. Установка пушек и пулеметов на крыле сильно увеличивала рассеивание при стрельбе за счет деформации крыла.

В начальный период войны на нескоростных бомбардировщиках для обороны устанавливались турели с почти круговым обстрелом. С увеличением скоростей полета от турелей, создающих значительное сопротивление, пришлось отказаться. Учитывая, что нападение истребителей было возможно практически лишь с хвоста или в лоб, стали применять неподвижное вооружение - для защиты передней полусферы и подвижное (верхние и нижние установки) для защиты задней полусферы. Для того чтобы обеспечить стрельбу точно назад (наиболее вероятное направление появления атакующего истребителя), стали применять разнесенное вертикальное оперение (самолеты Пе-2, Ту-2) и кормовые пулеметные установки.

Масса бомб колебалась в широких пределах: от 1 до 12000 кг. Бомбы крупных и средних калибров подвешивались на крыльевые, подфюзеляжные и внутрифюзеляжные держатели. Бомбы мелкого калибра применялись из кассет.

Бомбардировочные прицелы к концу Великой Отечественной войны превратились в сложные устройства с оптическими, механическими и электрическими элементами. Бомбардировочная установка стала обеспечивать автоматический сброс бомб одиночно, залпом или серией с заданным числом бомб в серии и заданной величиной интервалов.

Опыт войны показал, что скорость и маневр являются важнейшими характеристиками истребителя. Но рост скоростей сокращал зоны атак и время огневого воздействия на противника. Истребителю требовались крупнокалиберные авиационные пулеметы и пушки с большой скорострельностью, способные поражать бронированные самолеты и пробивать протектированные баки с горючим. Повышение маневренности приводило к дополнительным ошибкам. Дальность эффективного огня из пушек сокращалась. Возникла потребность в управляемых ракетах класса «воздух-воздух», способных исправлять ошибки прицеливания и изменять траекторию полета в соответствии с маневром цели.

Постановка крупнокалиберных авиационных пулеметов и пушек на бомбардировщики увеличила дальность эффективного оборонительного огня, расширила зону поражения атакующих истребителей и тем самым уменьшила их боевую эффективность. В то же время необходимость бэрьбы с бомбардировщиками возрастала с ростом их бомбовой нагрузки и дальности полета. Безопасность атакующего истребителя могла быть обеспечена только при применении управляемых ракет класса «воздух-воздух» с повышенной дальностью действия.

Появление радиолокационных станций обеспечивало обнаружение бомбардировщиков на большом удалении от объектов удара. Полет к цели над приведенными в боевую готовность батареями зенитной артиллерии стал опасным. Необходимы были управляемые ракеты класса «воздух-земля» с дальностью действия, определяемой характеристиками системы ПВО. В тылу противника, во фронтовой полосе и на поле боя определялись важные малоразмерные хорошо защищенные цели (мосты, радиолокационные станции, командные пункты и др.). Для поражения таких целей требовались управляемые бомбы или ракеты класса «воздух-земля» с большой твчностью наведения

Эффективность авиационных пушек в борьбе с танками становилась все меньше из-за увеличения толщины их броневой защиты, поэтому появилась необходимость создания авиационных ракет с кумулятивным зарядом. Потребность в повышении скорострельности авиационных пушек компенсировалась количеством установленных на самолете пулеметов и пушек.Авиационные управляемые ракеты He-293 и бомбы Friz-X появились и конце воины. Однако из-за несовершенства систем управления их эффективность была мала.

Вооружение современных самолетов. Структура авиационного вооружения и характерисгики его составных частей определяются боевым назначением ЛА и типом целей, для поражения которых он создается.

Основными целями стратегической авиации являются площадные. Достаточная эффективность поражения площадных целей, хорошо защищенных системой ПВО, обеспечивается автономно управляемыми ракетами класса «воздух-земля» с дальностью действия до 2500 км. Слабозащищенные площадные цели поражаются при серийном бомбометании с горизонтального полета или управляемыми ракетами с дальностью действия, равной нескольким сотням километров. В соответствии с этим стратегический бомбардировщик несет несколько управляемых ракет дальнего действия и бомбы общей массой более 10000 кг. Если ЛА применяется в группе, располагающей мощными средствами подавления ПВО противника, или сам хорошо оборудован средствами радиоэлектронной борьбы, то он вооружается управляемыми ракетами с меньшей дальностью действия, но их количество возрастает до двух-трех де-
сятков. В стрелково-пушечное вооружение стратегических бомбардировщиков входят несколько высокоскорострельных пушек.

Фронтовая авиация предназначена для поражения одиночных, групповых и площадных целей. Для поражения одиночных воздушных целей применяются авиационные пушки, самонаводящиеся или телеуправляемые ракеты класса «воздух-воздух» и ракеты с комбинированными системами управления. Одиночные малоразмерные наземные цели хорошо поражаются огнем пушек, управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и управляемыми бомбами; танки - неуправляемыми ракетами с кумулятивным зарядом и специальными противотанковыми управляемыми ракетами. Эффективность поражения групповых наземных целей максимальна при бомбометании серией бомб и стрельбе неуправляемыми ракетами.

Многоцелевые самолеты фронтовой авиации способны брать до 8 управляемых ракет, несколько подкрыльевых блоков с неуправляемыми ракетами и бомбы общей массой до 10000 кг. В носовой части фюзеляжа ЛА, как правило, встроена скорострельная пушка. Штурмовики имеют хорошее стрелково-пушечное, бомбардировочное и ракетное вооружение. Истребители воздушного боя вооружаются самонаводящимися ракетами класса «воздух-воздух» с улучшенными маневренными характеристиками. Самолеты ПВО для борьбы с летящими самолетами и ракетами противника применяют ракеты с комбинированными системами управления, дальность действия которых превосходит 100 км. Вертолеты огневон поддержки вооружаются скорострельными пулеметами и гранатометами. Большое значение придается использованию вертолетов для борьбы с танками. С этой целью их вооружают противотанковыми управляемыми и неуправляемыми ракетами. Широко применяются ракеты, управляемые по проводам.

Самолеты и вертолеты, предназначенные для борьбы с подводными лодками, имеют на вооружении самонаводящиеся противолодочные торпеды, ракетоторпеды и глубинные бомбы. Кроме того, их вооружают управляемыми ракетами класса «воздух-корабль» для поражения надводных кораблей и подводных лодок, находящихся в надводном положении.

В стратегической авиации из-за усиления средств подавления ПВО проявляется тенденция к применению маловысотных управляемых крылатых ракет дальнего действия. Во фронтовой авиации растет точность управляемых ракет класса «воздух-земля»; в основном это достигается за счет установки на ракетах лазерных головок наведения. В ракетах класса «воздух-воздух» улучшаются маневренные характеристики.

Сложность пилотирования на малых высотах и больших скоростях требует автоматизации поиска и обнаружения целей, прицеливания, стрельбы и бомбометания. Изменяемая в полете геометрия крыла влияет на размещение элементов авиационного вооружения на самолете и условия их функционирования. Непрерывное увеличение стоимости ЛА как носителей авиационных средств поражения требует высокой надежности и боевой эффективности авиационного вооружения.



[НАЗАД]


 

  Реклама: