Уголок неба ¦ ШКАС 7,62-мм авиационный пулемет

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     ШКАС
       
Страна: СССР
Тип: 7,62-мм авиационный пулемет

 

Авиационный пулемет ШКАС небезосновательно является одним из предметов гордости отечественной школы стрелкового оружия. И именно вследствие чего история его создания и применения, описанная за почти век во множестве публикаций, обросла немалым количеством легенд. К возникновению этих легенд немало труда приложил и сам создатель пулемета Борис Гаврилович Шпитальный, человек, безусловно, талантливый, но заласканный властью, один из фаворитов Сталина, и потому не избежавший звездной болезни, и как следствие, чудовищного тщеславия.

В 20-е - 30-е годы Шпитальный стал автором целого ряда изобретений, среди которых: "Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты" (1927), "Одноместный быстроходный танк" (1928), "Автоматическое оружие" (1929), "Замедлитель темпа стрельбы к автоматическому оружию" (1931), "Автоматическая пушка 20-37 мм и 37-50 мм с установкой на самолетах" (1933), "Пулемет" (1933), "Автоматическое огнестрельное оружие с отводом пороховых газов и ленточным питанием" (1936).

Сотрудничество с И.А. Комарицким стало самым заметным этапом его изобретательства. Факты о совместной деятельности Бориса Гавриловича Шпитального и Иринарха Андреевича Комарицкого находим в делах на изобретения "Замедлителя темпа стрельбы к автоматическому оружию" и "Автоматического огнестрельного оружия с отводом пороховых газов и ленточным питанием", ставшими основой при создании пулемета ШКАС.

Однако, уже тут возникают ряд вопросов, на которые в документах ответов нет.

Любой человек, знакомый с инженерной деятельностью, может подтвердить, что совместное авторство в разработке возможно лишь на этапе генерирования идеи. В реализации идеи равного участия быть не может. Всегда кто-то из участников является ведущим, а кто-то ведомым.

За отсутствием документов, стоит обратиться к логике. Идея "сверхскорострельного пулемета" возникла у Шпитального в 1926 году. Зная сейчас, что ноу хау ШКАСа, обеспечивавшее выдающуюся скорострельность, составляла барабанная поэтапная подача патронов, логично предположить, что именно эта идея лежала в основе предложения Шпитального, тогда еще молодого выпускника Московского механического института имени М. В. Ломоносова. Остальные детали конструкции пулемета - газоотводная автоматика, запирание патрона перекосом затвора - были хорошо отработанными элементами более ранних конструкций автоматического оружия.

Учитывая практически полное отсутствие опыта конструкторской деятельности у Шпитального в конце 20-х годов, логично предположить, что на уровне идеи барабанной подачи авторство Б.Г. Шпитального заканчивалось и дальнейшей разработкой системы - воплощением идеи в элемент конструкции будущего пулемета занимался Иринарх Андреевич Комарицкий, тульский инженер-оружейник дореволюционной школы.

Давать оценку такому раскладу с позиции нынешнего времени наверное будет некорректно. Но, тем не менее, подчас бывает, что сама по себе ИДЕЯ в разработке значит значительно больше, чем сама разработка. Часто бывает, что дилетантский подход к некой задаче, человека, который просто не в курсе, что "так не делают", рождает поистине революционные решения в отличие от зашоренного взгляда именитого специалиста.

Первые свидетельства творческого тандема Шпитального и Комарицкого относится к 1928 году. Когда за год до того, в 1927 году Шпитальный по личной инициативе предложил авторскую работу "Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты". Руководство "Оружпултреста" на тот момент контролировавшего предприятия, занимавшимися разработкой и производством автоматического оружия, в число которых входило и проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода, куда перешел работать Шпитальный, заинтересовалось предложением молодого инженера. Именно на тот момент за молодым специалистом, как это водится и по настоящее время, закрепили более опытного руководителя - Иринарха Андреевича Комарицкого.

Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный образец "прибора системы инженера Шпитального, смонтированного на пулемете Дегтярева". Что это "прибор" и на каком именно образце пулемета Дегтярева это было испытано, до конца не ясно.

Опытный образец пулемета Шпитального - Комарицкого был изготовлен в Туле в октябре 1930 года. А надо отметить, что в руководстве страны интерес к новому авиационному вооружению был велик. На момент начала 30-х годов темп стрельбы состоявших на вооружении ВВС РККА авиационных пулеметов не превышал 600 выстр/мин., в то время как требования ВВС предполагали создание пулемета с темпом стрельбы до 1200 выстр/мин. Именно под эти требования в КБ Ковровского завода В.А. Дегтярев и Г.С. Шпагин разрабатывали свой проект скорострельного пулемета ДАС - добротное оружие классической газоотводной схемы.

Творение же Шпитального и Комарицкого, серьезно отличаясь от классических схем, обещало значительно лучшие параметры скорострельности. Изюминка этого оружия заключалась в принципиально новом механизме подачи патронов из ленты в приемник, в котором разработчики смогли главный недостаток отечественного рантового патрона 7.62х54R - наличие выступающего фланца-закраины, представлявшего известные неудобства при использовании в автоматическом оружии, превратить в достоинство. Именно благодаря наличию этого фланца патрон мог быть использован как своего рода кулачок при движении по винтовой канавке барабана, так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов.

Весь 1931 года шла доводка оружия. Несмотря на явную перспективность этого образца, он оказался очень сложным и потребовал значительных усилий конструкторов и технологов, направленных на оптимизацию технических решений, на повышение живучести оружия. К доводке системы подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И. Пастухов, П. Морозенко, И. Сомов, С. Ярцев, М. Мамонтов, К. Руднев, Г. Никитин, А. Троненков и др.

13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения полигонных испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову.

Присутствовавший при этом представитель Оружпултреста И. Глотов впоследствии воспоминал: "На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, а также представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов... Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно... Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом..."

А 22 июня появилось постановление Реввоенсовета СССР "О работе инженера Шпитального", в котором начальнику АУ РККА предлагалось:

"…а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение;

б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.;

в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС".

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а постановлением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение.

Производство пулемета, освоенное Тульским оружейным заводом, проводилось полукустарными методами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Переход советской оружейной промышленности к изготовлению авиационного автоматического оружия с высокой скорострельностью потребовал повышения производственной культуры, большой точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно качественных сталей и термической обработки деталей, определявших живучесть и безотказность работы автоматики. Отечественные оружейные производства, хотя они и находились на достаточно высоком техническом уровне, все же оказались неподготовленными для изготовления оружия такого класса. Наибольшие трудности возникли при подборе высокопрочных специальных сталей для самых напряженных деталей и пружин, а также при создании технологии их термической обработки. Именно этим объясняется очень малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов.

Одновременно с выдачей в марте 1933-го заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, известный под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), который пошел в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением "7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)". Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством отечественного инженера-оружейника П. И. Майна. Проблемы приходилось решать на ходу. Как известно, витые пружины при высоких циклических скоростях теряют свои упругие свойства, становясь, по сути, твердым телом. В пулемете ШКАС, возвратная пружина газового поршня, которая как раз работала в подобных условиях, быстро выходила из строя. Пришлось применить многожильную пружину, что значительно повысило ее стойкость. Для облегчения экстракции гильзы и предотвращения ее обрыва в каморе патронника ввели канавки Ревелли. При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Были введены также пружинные буфера затворной рамы и затвора, которые смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Поначалу, для стрельбы из пулемёта применялись валовые винтовочные патроны калибра 7,62 мм со всеми существовавшими в то время видами пуль, предназначенные для стрельбы из карабинов, винтовок, пулемётов. Однако в процессе испытаний выяснилось, что они не подходят для стрельбы из ШКАСа.

Механизмы оружия, обладающего высоким темпом стрельбы (порядка 1800 выстр./мин), настолько быстро производят извлечение патрона из ленты и досылание его в патронник, что возникающие при этом инерционные перегрузки могут привести к демонтажу патрона. Задержки, которые возникали при стрельбе из ШКАСа обыкновенными патронами (демонтаж и излом патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава) были вызваны именно инерционными перегрузками. Устранение большинства из вышеперечисленных задержек требовало разборки пулемёта, что во время полёта, естественно, невозможно. Несовершенство патронов ставило под угрозу жизнь лётчика и выполнение боевой задачи. Прекрасно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло - довольно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: необходимы специальные авиационные патроны. За их разработку взялся коллектив конструкторов, возглавляемый Н. М. Елизаровым. К середине 30-х годов работа была завершена и, в результате, появились 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС.

Боеприпас к авиационному пулемёту по внешнему виду практически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. Вместе с тем, в их конструкции имеются малозаметные, но важные отличия, которые отражают специфику применения боеприпаса именно в оружии, обладающем высоким темпом стрельбы.

В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных заводах. Для увеличения прочности крепления пули в гильзе патроны с обыкновенными пулями Л (лёгкая, обр. 1908 г.) и Д (тяжёлая дальнобойная обр. 1930 г., только для ГАУ), выпускавшиеся ТПЗ, имели двойной обжим дульца гильзы по высоте. С этой целью пули в таких патронах посажены глубже на 1,3 мм по сравнению с обычным патроном обр. 1908 г. На пулях отсутствуют канавки (каннелюры). Патроны, выпускавшиеся ППЗ, имели усиленный двойной обжим на краю дульца гильзы, который производился 4-мя плашками. После первого обжима патрон поворачивался на небольшой угол и затем производился повторный обжим на том же уровне. Длина патронов ППЗ оставалась стандартной, лёгкие пули могли как иметь, так и не иметь каннелюру.

По сравнению с гильзой обычного патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели большую толщину стенок и дна. Это увеличило их прочность и позволило значительно уменьшить вероятность поперечного разрыва гильз при выстреле - задержки, абсолютно неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из латуни, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а впоследствии только из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-36 гг., на ППЗ - с 1938 г.)

Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде часто применялось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Чтобы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, который распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи специально подобранных стойких лаков.

Помимо патронов с обыкновенными пулями Л и Д к пулемёту ШКАС были разработаны патроны с пулями специального назначения. Их номенклатура была достаточно широка и включала в себя:

  • патрон с бронебойной пулей Б-30;

  • патрон с бронебойно-зажигательной Б-32;

  • патроны с трассирующими пулями Т-30 и Т-46;

  • патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ;

  • патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;

  • патроны с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП и ПЗ.

Характеристики 7,62-мм патронов к пулемёту ШКАС
Характеристика Тип патронов
Л Б-32 ПЗ БЗТ Т-30 (Т-46)
Масса патрона, г 21,75 21,75 22,2 21,23 21,7
Масса пули, г 9,6 9,5...10,0 9,7...10,4 9,0...9,2 9,4...9,6
Масса заряда, г 2,25 3,25 3,25 3,25 3,25
Масса гильзы,г* 18,7 18,7 18,7 18,7 18,7
Нач. скорость пули, м/с** 860 860 820 855 850
Длина патрона, мм*** 75,2 77,2 77,2 77,2 77,2
Длина гильзы, мм 53,7 53,7 53,7 53,7 53,7
Длина пули, мм 28,4 37,8 38,5 40,1 37,8
* Приведена масса стальной биметаллической гильзы ШКАС
** Скорость пуль при стрельбе из винтовки
*** Длина патрона ШКАС с пулей обр. 1908 г. производства ТПЗ

Отличительная окраска пуль 7,62-мм патронов к пулемёту ШКАС осталась прежней и соответствует окраске пуль сухопутных винтовочных патронов.

Для отличия 7,62-мм "шкасовских" патронов от обыкновенных с 1938 г. на фланце гильзы выштамповывалась буква "Ш".

Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в металлическую рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта или в специальный кошель..

Патроны к пулемёту ШКАС, как и прочие, укупоривались в "цинки" и деревянные ящики, на которые наносился специальный знак - надпись "ШКАС". Дополнительно наносился знак в виде красного или чёрного пропеллера.

Наличие красного пропеллера обозначает, что патроны допущены к стрельбе через винт самолёта. В этом случае движение подвижных частей пулемёта согласовывалось с вращением коленчатого вала двигателя через особое устройство - синхронизатор. Для допуска к стрельбе через винт, патроны подвергались тщательной аттестации. Основным проверяемым параметром было, так называемое, время срабатывания капсюльного состава, от которого существенно зависит момент, когда пуля покидает канал ствола оружия. Кроме того, более строго проверялись баллистические характеристики, герметичность патронов и др. На укупорку патронов успешно прошедших аттестацию наносился красный пропеллер, у не прошедших - чёрный. Патроны, у которых на ящике имелся знак в виде чёрного пропеллера были допущены для стрельбы из всех авиапулемётов, кроме синхронных.

С началом Великой Отечественной войны патрон к пулемёту ШКАС с пулей Л приобрёл стандартную длину при этом прочность посадки пули в гильзе обеспечивалась за счёт более плотного обжима пули и строго контролировалась. Пуля могла иметь или не иметь каннелюру. В основном такие патроны использовались для учебных стрельб.

Во время войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями специального назначения выпускались на предприятиях, работающих по заказам ГУ ВВС (основная потребность в них была именно у авиации). Заводы производили такие патроны только со "шкасовскими" гильзами, имеющими утолщённые стенки. В 1942 году выяснилось, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные войска с этих заводов (заказы по линии ГАУ) при использовании в пехотном оружии (пулемёты "Максим" и ДП, винтовка Мосина) дают задержки - наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недостатка гильз патронов, отгружаемых в сухопутные войска, покрывались специальным лаком.

Первыми вариантами пулемета ШКАС были крыльевая и турельная версии, освоенные промышленностью в 1933-34 годах. С 1935 года в производство пошла несколько измененная версия КМ-35, которая отличалась внешне от ранних моделей укороченным кожухом, охватывающего ствол с газоотводной трубкой, а в следующем году - окончательная серийная версия КМ-36 с рядом малозаметных внешне технологических доработок.

Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 - на нем установили крыльевые пулеметы с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска.

Открытая турельная установка Тур-8, разработанная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе - стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике - рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

Позднее, с созданием новых типов самолетов разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.

В 1937 году был принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м - установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин. Чтобы компенсировать снижение скорострельности на синхронном варианте ШКАСа применили удлиненный на 150 мм ствол, что несколько улучшало внешнюю баллистику пули, увеличивая ее начальную скорость. Конструкция синхронного пулемёта ШКАС отличалась от оригинала переносом всех основных деталей, за исключением рычага взвода и бойка, с затворного блока на ствольную коробку. При этом на базе удлиненного синхронного ШКАСа существовали параллельно две версии - с тросовым механизмом заряжения и ручным.

В 1941 году появилась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм короче, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался исключительно для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.

Важное значение в увеличении выпуска новых авиационных пулеметов имело решение Комитета Обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов системы ШКАС и о наращивании мощностей для их изготовления. В соответствии с этим решением выпуск пулеметов ШКАС начиная с 1937 г. резко возрос, обеспечивая потребности быстрого увеличения Военно-воздушных сил. Исключительное внимание организации валового выпуска пулеметов ШКАС уделял Г. К. Орджоникидзе. Он неоднократно вызывал к себе Шпитального с докладом о тех или иных работах, давал необходимые указания заводам, явился инициатором строительства специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения, оборудованного по последнему слову техники. Большую помощь в быстрейшем наращивании мощностей по выпуску пулеметов ШКАС оказывал М. Н. Тухачевский, который с этой целью неоднократно приезжал в Тулу.

Выпуск всех видов пулеметов системы Шпитального - Комарицкого (турельных, крыльевых и синхронных) составил в 1933 г. - 365 шт., в 1934 г.- 2476, в 1935 г.- 3566, в 1937 г.- 13 005, в 1938 г. - 19 687, в 1940 г. - 34 233 шт. Всего же до начала войны советские военно-воздушные силы получили более 110 000 авиационных пулеметов ШКАС всех модификаций, которые устанавливались практически на всех моделях советских самолетов-истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков предвоенных лет.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях и бомбардировщиках в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Финскую войну. Во время Великой Отечественной войны значение ШКАСа не уменьшилось, хотя, конечно, потенциал пулемета винтовочного калибра как наступательного вооружения уже был недостаточен. Поэтому к середине войны ШКАСы практически перестали ставить на истребители, уступив место крупнокалиберным УБ и пушкам ШВАК. Зато крыльевые варианты до самого победного мая 1945 оставались весьма эффективным оружием на штурмовиках Ил-2 в качестве противопехотного средства. Выпуск ШКАСов продолжался до самого конца войны. В 1943 году промышленность сдала 29450 штук, в 1944-м - 36255, в 1945-м - 12455. А общий объем выпуска этих пулеметов можно оценить в 160 тыс штук.

Автоматика пулемета работала за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной металлической звеньевой ленты. Конструкция состояла из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со штоком и поршнем, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, рычага подачи и его крышки, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника.

Ствол крепился в кожухе сухарным соединением. Патронник ствола - плавающего типа, то есть с продольными канавками на стенках, выходящими за передний срез гильзы (канавки Ревелли). После выстрела часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая разность давлений на стенки гильзы и силу ее сцепления со стенками патронника. Это облегчало экстракцию и предотвращало разрыв гильзы при высоких скоростях движения затвора. В 180 мм от дульного среза в стенке ствола выполнялось поперечное газоотводное отверстие. Газовая камора закрытого типа располагалась над стволом и снабжалась пробкой - газовым регулятором с тремя отверстиями диаметрами 2,5, 3,0 и 3,5 мм. Кожух со стволом крепился к ствольной коробке соединительной муфтой. Охлаждение ствола было воздушным, хотя в 1939 г. испытывался вариант и с водяным охлаждением.

Ведущим звеном автоматики служила затворная рама, жестко связанная со штоком поршня. В канале штока помещалась трехжильная возвратно-боевая пружина. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, при этом задний скошенный срез затвора вставал на боевой упор ствольной коробки позади приемного окна. Запирание и отпирание затвора производил фигурный вертикальный выступ затворной рамы. Общая масса подвижной системы составляла 921 г, скорость движения назад - от 9,0 (при газоотводном отверстии 2,5 мм) до 12,1 м/с (при отверстии 3,5 мм).

Ударник был смонтирован в затворе. Выстрел производился с заднего шептала, то есть с открытого затвора, что предпочтительно для пулемета с большим разогревом ствола. Боевой взвод находился на левой стороне затворной рамы. Спусковой механизм собирался в отдельном корпусе, для повышения живучести в него ввели буферную пружину шептала. При приходе затворной рамы в крайнее переднее положение (то есть после запирания затвора) ее выступ бил по ударнику.

Главной "изюминкой" ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы - 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно - к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель.

Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

ШКАС был оружием выдающимся во многих отношениях, по сути, являясь первым отечественным чисто авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина, бешеная скорострельность - это было реализовано в ШКАС впервые.

К негативным моментам конструкции ШКАСа относится весьма высокая трудоемкость и сложность конструкции пулемета. Также к недостаткам можно отнести невозможность смены направления подачи ленты. Из-за замысловатой схемы движения патрона, подача осуществлялась только снизу справа, что правда несколько снижало остроту этой проблемы, по сравнению с классическими схемами подачи патрона чисто слева или чисто справа.

С появлением ШКАСа в советской школе стрелкового оружия произошел отход от концепции унификации оружия для всех видов вооруженных сил, за которую ратовали советские мэтры Федоров и Дегтярев. Хотя ШКАСы иногда применялись и в качестве ручных, и зенитных на различных импровизированных станках, высокий темп стрельбы делал их живучесть в "сухопутном варианте" крайне малой. Что ж, это было закономерной платой за выдающиеся качества этого оружия.

Среди современников - пулеметов, созданных в других странах, не было оружия равного ШКАСу по темпу стрельбы. Некоторые образцы иностранных пулеметов, конечно достигали таких параметров как у ШКАСа, но только за счет снижения надежности.

Например, бельгийский вариант Браунинга FN в отдельных вариантах достигал 1900 выстр/мин, но для удовлетворительной надежности темп стрельбы его приходилось искусственно занижать до 1400-1500 выстр/мин. Уже во время войны темпа стрельбы, близкого к 1800 выстр/мин достиг немецкий Маузер MG 81, когда актуальность пулеметов винтовочного калибра в авиации уже стремительно снижалась. К тому же следует отметить, что это были значительно более поздние разработки, появившиеся уже тогда, когда в СССР появился пулемет УльтраШКАС, темп стрельбы которого достиг 2800-3000 выстр/мин.

Из статьи Б. Г. Шпитального, опубликованной 10 мая 1965 года в тульской газете "Коммунар", получило распространение утверждение о том, что экземпляр ШКАСа хранился в Рейхсканцелярии Германии. По словам конструктора, среди захваченных там трофеев советские солдаты обнаружили незнакомый им образец стрелкового оружия под стеклянным колпаком, который на поверку оказался пулемётом ШКАС. К нему были приложены документы, из которых гласило, что этот пулемёт должен находиться в Рейхсканцелярии до того момента, как немецкие конструкторы смогут создать подобный или превосходящий ШКАС образец оружия. Попытки эти якобы продолжались до самого конца войны и успехом, по словам Шпитального, не увенчались.

Каких-либо подтверждений слов Шпитального нет. Напротив, многие оружейные историки сходятся во мнении, что эта легенда была выдумана самим конструктором. Фактически, у немцев не было возможности скопировать схему Шпитального, так как у советского патрона 7.62х54R донце было снабжено выступающей фланцем-закраиной - обязательным элементом работы автоматики ШКАСа. Немецкий же штатный патрон Маузера 7.92х57, считаясь более совершенным, был бесфланцевым - с канавкой под экстрактор. Посему простое копирование конструкции ШКАСа немцами без создания своего фланцевого патрона было бы просто бессмысленным.

Хотя, справедливости ради стоит отметить, что при разработке немецкой авиационной пушки MG.213, пожалуй, самой совершенной системы, созданной в первой половине 20-го века, один из разработчиков, Антон Полицер, пришел в идее револьверной подачи боеприпасов, изучая трофейный советский пулемет ШКАС, при этом значительно упростив советскую идею.

ШКАС принес Шпитальному известность. Стремительная карьера была типичным явлением в начале 30-х годов. Впервые появившись в среде оружейных конструкторов в 1930 г., Борис Гавриилович уже в 1934 получил Особое конструкторское бюро (ОКБ-15), которым руководил до 1953-го. Большую поддержку ОКБ оказывали Орджоникидзе, Тухачевский. Действовала своего рода "звездная система", когда в какой-либо области избирался один "лучший", наиболее опекаемый властью. Шпитальный стал таковым в области артиллерийско-стрелкового вооружения авиации. Попал и в поле зрения Сталина. В 1940 г. он, наряду с другими конструкторами, получил Звезду Героя Социалистического Труда и степень доктора технических наук. Сталинские премии 1941 и 1942 годов, два ордена Ленина, орден Суворова 3-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды... Увы, избежать "звездной болезни" он не сумел. Во всяком случае и Б.Л.Ванников, немало сделавший для постановки и развития производства ШКАС, тесно общавшийся со Шпитальным до войны, в бытность Наркомом вооружений, и В.Н.Новиков, заместитель Наркома вооружений в годы войны, оставили о Шпитальном не самые лицеприятные воспоминания. Не сложился у Шпитального и тандем с Комарицким, который более никогда впоследствии не работал вместе с Борисом Гавриловичем.

Не сумел конструктор и повторить успех ШКАСа. Участия в создании пушки ШВАК, в обозначении которой присутствовало его имя, Шпитальный уже не принимал. Все последующие разработки Шпитального, появившиеся после ШКАСа так и оставались недоведенными, проигрывая в конкурсах другим образцам вооружения. По всей видимости, на поддержание собственного имиджа и славы Шпитальный тратил значительно больше усилий, нежели на доводку своих конструкций.


 


 ТТХ:
Модификация Крыльевой КМ-36 Турельный КМ-36 Синхронный Мод. 1941 крыльевой
Калибр, мм

7.62

Тип автоматики

                                газоотвод

 
Масса, кг 9.8 10.6 11.1 10.2
Длина, мм 935 955
(с рукояткой)
1077
(с тросовой зарядкой)
1097
(с рукояткой зарядки )
1005
Длина ствола, мм 605 605 750 675
Темп стрельбы, выстр/мин 1800 1800 1650 1850
Начальная скорость пули, м/с 775 - 825 775 - 825 800 - 850 775 - 825
Емкость магазина

Лента

Масса пули, г.

9.0 - 10.4

Тип боеприпаса

7,62×54R ШКАС


 Доп. информация :

 Фотографии:
 ШКАС
 ШКАС КМ-33 ранний
 ШКАС Синхронный
 ШКАС Синхронный с удлинненный с рукояткой заряжения
 ШКАС Крыльевой
 ШКАС Турельный
 ШКАС
 ШКАС
 Деталировка ШКАС (неполная разборка)
 Варианты ШКАС
 ШКАС КМ-33 в задней кабине
 Крыльевые ШКАС
 Блистерная установка БУШ с 7,62-мм пулеметом ШКАС на первых советских серийных бомбардировщиках Ту-2
 Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом
 Носовая пулеметная установка со ШКАСом на бомбардировщике Ар-2
 Носовая турель с пулеметом ШКАС с оптическим прицелом в кабине штурмана ДБ-3
 Пулеметы ШКАС на бомбардировщике Ар-2
 Турель ТСС-1 с пулеметом ШКАС
 Турель МВ-3 с пулеметом ШКАС
 Турельный ШКАС
 Турельный ШКАС в советской стрелковой школе
 ШКАС бомбардировщика СБ
 ШКАС на турели Су-2
 Трофейный ШКАС в финской зенитной установке
 Звенья патронов в ленте для ШКАС

 Схемы:

 ШКАС
 Схема работы ШКАСа

 





Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное вооружение СССР
Калашников. Руслан Чумак, Константин Соловьёв. Патроны для сверхпулемёта
Семен Федосеев. Авиационные высокотемпные


Уголок неба. 2017 


 

  Реклама: