Реклама...

    


 
 
   главная вооружение урвв
 
     К-7
       
Страна: Россия
Тип: Управляемая ракета малой дальности

 

Как уже отмечалось. Постановлением от 30 декабря 1954 г. создание ракет "воздух-воздух" было поручено ряду организаций, в том числе заводу  134, работы в котором велись под руководством главного конструктора И.И. Торопова. Ранее эта организация занималась разработкой только классического авиационного вооружения, так что опыт проектирования не то что ракет, а вообще каких-либо летательных аппаратов практически отсутствовал. Тем не менее за новую тему - разработку ракеты К-7 для перспективного скоростного суховского перехватчика Т-3 - в ОКБ взялись с энтузиазмом и с размахом, как оказалось впоследствии, не вполне оправданным. Фактически в ОКБ завода  134 под наименованием К-7 разрабатывалась не одна ракета, а несколько изделий, объединенных общим индексом и унифицированным твердотопливным двигателем ПРД-21. Да и он, впрочем, в одной из проработок не предусматривался.

Наибольшей преемственностью в сравнении с К-5 обладала ракета К-7Л - вариант с системой наведения по лучу РЛС "Алмаз-3". Как и для большинства ракет, заданных Постановлением 1954 г., для К-7 предусматривалось достижение максимальной дальности до 9-12 км. Для обеспечения приемлемой эффективности при наведении по лучу самолетной РЛС, ракету оснастили боевой частью, втрое более тяжелой по сравнению с примененной на К-5. Наряду с необходимостью обеспечить большую дальность, это решение обусловило и вдвое больший стартовый вес новой ракеты, а также примерно полуторакратное увеличение длины. Как и на К-5, в носовой части К-7Л размещались радиовзрыватель и боевая часть, а в хвостовой - аппаратура радиоуправления с антенным устройством, что потребовало применения двигателя в двухсопловом исполнении. Однако, в отличие от первой серийной советской ракеты "воздух - воздух", К-7Л была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, так что рули с приводом и элементами автопилота располагались позади двигателя.

За счет богатого технического задела по системе наведения разработка К-7Л шла с опережением по отношению к другим вариантам. Уже в 1956 г. прошел заводские испытания специально переоборудованный Як-25  0109, оснащенный макетом РЛС "Алмаз", с которого были проведены пуски управляемых по лучу ракет. Испытания продолжились в следующем году. Было выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет.

Как и при создании К-6, на смену К-7Л шел ее усовершенствованный вариант - К-7ЛВ, предназначенный для поражения целей на высотах до 22 км. Были изготовлены и ракеты в варианте К-7М, отличавшиеся широким применением неметаллических материалов в конструкции.

К концу сентября 1958 г. с МиГ-19  101 и  102 удалось провести 25 пусков, подтвердивших правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также свидетельствовали о стабильности баллистических характеристик и подтверждали возможность применения ракет с Т-3 и Як-25. Однако проведению совместных испытаний препятствовала неготовность штатного носителя Т-3. Что не менее важно, уже в 1957 г. разработчики Т-3, для которого предназначалась ракета К-7Л, стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4.

С некоторым опережением по отношению к К-7Л испытывался ее отработочный уменьшенный вариант К-75. По массо-габаритным характеристикам эта ракета, наводимая получу РЛС "Изумруд-2", примерно соответствовала К-5, что позволило использовать ее двигатель и элементы бортовой аппаратуры. Уже в 1956 г. начались пуски с переоборудованных соответствующим образом Як-25  1608 и  1808. С 5 марта по 10 июня на Як-25К 1608 с модернизированной РЛС "Изумруд" выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Однако, в качестве боевой ракеты К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М - модернизированной К-5. Да и интерес к ракетам, наводимым по лучу, постепенно спадал из-за их бесперспективности. В ноябре 1957 г. Як-25  1608 возвратили в ЛИИ и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.

Конструкторы завода  134 вели и разработки самонаводящихся вариантов ракеты К-7 - К-7СТ с тепловой головкой самонаведения ТГС-56С и К-7С-3 с полуактивной радиолокационной РГС-56С разработки ОКБ-287, сопрягаемой с самолетной РЛС "Алмаз-7". При этом, в отличие от получившей в дальнейшем широкое распространение практики разработки унифицированных вариантов самонаводящихся ракет, различавшихся только носовой частью с "радийной" либо "тепловой" ГСН, конструкторы завода  134 проектировали свои первые ракеты исходя из различного расположения основных систем и агрегатов. Наводимую по лучу РЛС ракету К-7С-3 выполнили по нормальной аэродинамической схеме, а К-7С - как "бесхвостку". По постановлению от 7 марта 1957 г. были развернуты работы по предназначенному для третьего и последующих вариантов микояновского истребителя Е-150 еще одному варианту ракеты К-7 - К-70 с ГСН разработки конструкторов ОКБ-287 во главе с В.С. Дегтяревым.

В 1957 г. были выпущены эскизный проект и рабочая документация по К-7С-3, а в следующем году начались ее заводские испытания. Помимо сложностей с отработкой бортовой аппаратуры, задержка хода испытаний определялась недоработанностью и малым ресурсом носителя - Т-3. Для обеспечения более стабильного хода испытаний по инициативе завода  134 к летной отработке ракет подключили и специально доработанный Як-25  0221. В целом, вместо намеченных 38 пусков удалось провести только 1, да и то не с Т-3, а с нештатного носителя - Як-25.

В 1958 г. были проведены и по три пуска ракет К-7СТ с различными тепловыми ГСН, разработанными в ЦКБ-393 коллективом С.М. Николаева и в НИИ-10 конструкторами во главе с Н.В. Смирновым.

Как и следовало ожидать, распыление сил привело к недопустимому отставанию от установленных сроков. Постановлением от 4 июня 1958 г. разработка К-7 для Т-3 была прекращена и в следующем году работы по этой теме уже не велись.

Во-первых, к этому времени ОКБ-4 ушло далеко вперед с отработкой своей самонаводящейся ракеты К-8 с близкими к К-7 характеристиками. Концепция целевой разработки специальной ракеты для каждого типа перехватчика была отвергнута после подтверждения возможности достаточно универсального применения ракет ОКБ Бисновата.

Во вторых, практически все силы ракетчиков ОКБ завода  134 были брошены на выполнение особо важного задания - воспроизведение американского "Сайдуиндера" как ракеты К-13.




















Модификация К-7ЛВ К-7С-3 К-70 К-75
Дальность, км
Высота цели, км
Масса ракеты, кг
6-9
10-22
155
6-10
10
155
6-9
12-14
160-200
4
10-17
84



Список источников:

Авиация и Космонавтика. Р. Ангельский. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух
М-Хобби. В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса "воздух-воздух"
Аэроплан. А.Никифоров. Под крылом самолета


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: