«СКВОРЦЫ» ПРИЛЕТЕЛИ...

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№5


Арнольд АНДРИАНОВ, зам. главного конструктора
Юрий ПОЛАВСКИЙ, зам. главного конструктора

«СКВОРЦЫ» ПРИЛЕТЕЛИ...


Т-507 - региональный многоцелевой «микроавтобус»


Разработка и эксплуатация самолетов малой авиации Т-101 «Грач» показали, что спрос на них существует и имеется гарантированная ниша на машины подобного класса. Вот почему особое внимание уделяется созданию дешевых и простых в технологическом и эксплуатационном планах аппаратов. Одним из них и стал Т-507 «Скворец».

В основу проектирования закладывалось создание простого самолета достаточно низкой трудоемкости изготовления для поставки его покупателю либо в разобранном виде типа «Китплейн», либо в полностью собранном.

Т-507 предназначен для перевозки пассажиров с багажом или грузом общей массой до 600 кг, а также для применения в качестве связного, санитарного, патрульного, учебного. В кабине могут находиться восемь пассажиров. Багаж размещается в грузовом отсеке, расположенном в хвостовой части фюзеляжа за салоном.

В соответствии с классификацией норм летной годности гражданских самолетов АП-23 и FAR-23 Т-507 относится к нормальной категории машин этого класса. Он представляет собой моноплан с высокорасположенным подкосным трехопорным шасси с управляемым хвостовым колесом.

На «Скворце» установлен один чешский турбовинтовой двигатель М-601Е с трехлопастным винтом изменяемого шага В-508Д диаметром 2,5 м. Возможны также модификации с канадским двигателем «Пратт-Уитни» РТ6А-135А мощностью 750 л.с. или же отечественным двигателем подобной мощности ТВД-100.

Экипаж состоит из одного летчика. Однако в кабине пилотов установлены два поста управления для обеспечения выполнения полетов с большой продолжительностью (до 6-ти часов). При необходимости правый пост управления может быть демонтирован.

Оборудование машины допускает полеты днем и ночью в любых метеорологических условиях. Легкосъемные капоты и большое число люков обеспечивают удобный доступ к двигателю, агрегатам, деталям и оборудованию «Скворца». Предусмотрена возможность установки машины на поплавковое или лыжное шасси.

При проектировании агрегатов и систем Т-507 учитывалась низкая трудоемкость его изготовления (около 3500 чел.-часов), которая обеспечивается применением сварных ферм фюзеляжа и каркаса вертикального оперения, прямого крыла и отсутствием сложной и дорогой оснастки.

Основными особенностями Т-507 являются: возможность его эксплуатации на аэродромах с неподготовленных грунтовых ВПП длиной до 500 м , легкое и несложное управление, высокая надежность, простота технологических и конструктивных решений.

Фюзеляж совместно с килем состоит из каркаса, сваренного из стальных труб ЗОХГСА и опалубки, собранной из набора профилей Д16Т. Ферма конструктивно выполнена из четырех продольных лонжеронов и десяти рам, которые связаны между собой раскосами. Опалубка совместно с обшивкой создает внешние обводы фюзеляжа.

Обшивка передней части фюзеляжа - из Д16Т, хвостовая часть опалубки - с тканевой обшивкой типа «Ститс». Ткань натягивается на фюзеляж и в местах соединения с его каркасом и между собой прошивается нитками. По желанию заказчика ткань может быть заменена на пластиковую обшивку.

С обеих сторон фюзеляжа расположены остекленные пилотские двери. На левом борту фюзеляжа - большая грузопассажирская дверь с окнами.

Пол кабины салона собран из панелей, которые легко снимаются, обеспечивая свободный доступ к проводке управления и электрожгутам под ним. Фонарь «Скворца» имеет стальной трубчатый каркас с органическим стеклом, что обеспечивает хороший обзор и достаточное освещение кабины.

Двухлонжеронное крыло Т-507-го состоит из двух отъемных частей, которые крепятся болтами к верхней части фюзеляжа и подкосов.

Щель между крылом и фюзеляжем закрывается специальным зализом.

Обшивка носка крыла - металлическая, за исключением стеклопластиковых законцовок.

Элероны - зависающего типа, постоянного по размаху профиля и имеют конструкцию, подобную закрылкам. На элеронах введена осевая аэродинамическая компенсация.

Киль и фюзеляж выполнены неразъемными, а стабилизатор изготовлен из двух половин, каждая из которых крепится к фюзеляжу через общие балки. Каркас киля - сварной из труб ЗОХГСА, обшивка - из ткани типа «Ститс» или пластика.

Руль высоты состоит из двух половин и имеет роговую компенсацию. Он подвешен к заднему лонжерону стабилизатора. На каждой из половин имеется вырез для подвески триммера. Каркас руля изготовлен из дюраля, этот же материал использован и для обшивки.

Руль направления с роговой компенсацией подвешен к заднему лонжерону киля и состоит из каркаса, сваренного из стальных труб и обшивки из ткани или пластика. Руль направления оснащен триммером, который механически связан с управлением элеронами для устранения разворота по курсу при отклонении последних.

Шасси - трехопорное, с хвостовым колесом. Основные опоры с амортизаторами подкосного типа изготовлены из стальных труб ЗОХГСА. На основных опорах установлены тормозные колеса с шинами.

Управление торможением колес - гидравлическое. Хвостовая опора неуправляемая, с амортизатором, имеющая рычажную подвеску нетормозного колеса.

Капот полностью закрывает двигатель и состоит из верхней и нижней крышек, соединенных стяжными замками, расположенными на боковых его сторонах. Каждая крышка капота шарнирно установлена на двух кронштейнах рамы.

На верхней крышке капота имеются воздухозаборники для охлаждения генератора, на нижней крышке - воздухозаборник подачи воздуха в двигатель и в канал

маслорадиатора. Верхняя и нижняя крышки капота изготовлены из стеклопластика и изнутри имеют теплозащиту в виде фольги.

Эксплуатационная заправка шести баков топливом - 800 л. Баки расположены в консолях крыла. Подача топлива к двигателю осуществляется с помощью подкачивающего насоса в расходном баке, установленного в фюзеляже.

Управление «Скворцом» включает в себя штурвалы, педали, жесткие тяги, качалки, тросовую проводку, направляющие ролики и тандеры. Управление закрылками - электромеханическое. Диапазон перемещения органов управления ограничивается упорами.

В электросистему входят: два стартера-генератора постоянного тока мощностью по 5,6 кВт, регулятор напряжения, стабилизирующий трансформатор, автомат защиты от перегрузки сети.

В качестве аварийного источника питания на самолете устанавливаются две кадмиево-никелевые батареи 20НКБН-25.

На самолете установлено радиооборудование, предназначенное для двусторонней связи с наземными службами и между членами экипажа.

На борту Т-507 предусмотрено оборудование фирмы «Аллид Сигнал»: навигационно-связная система, барометрический высотомер, указатель координированного разворота, указатель вертикальной скорости, самолетное переговорное устройство, указатель скорости.

Кроме этого, установлено и отечественное оборудование: авиагоризонт, приемник воздушного давления, магнитный компас и авиационные часы.

На Т-507 возлагаются определенные надежды, как на практичный, недорогой, многоцелевой региональный самолет. Машина разрабатывается в ОКБ при Государственном космическом НПЦ им. М.В.Хруничева. Главный конструктор - Е.П.Грунин.

Т-507.
Т-507.

В настоящее время Т-507 «Скворец» готовится к летным испытаниям, которые проведет шеф-пилот фирмы заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ Т-507 С ТВД М-601Е, МОЩНОСТЬЮ 750 Л.С.
Размах крыла, м 13,2
Длина, м9
Площадь крыла, м225,8
Макс.взлетный вес, кг2850
Вес пустого, снаряженного, кг1627
Макс.полезная нагрузка, кг1223
Макс.коммерч. нагрузка, кг600
Макс.запас топлива, кг623
Крейсерская скорость на высоте 4000м, км/ч310
Макс.дальность, км1550
Продолжительность патрулирования, ч5
Скороподъемность, м/с3,1
Разбег/пробег, м150/160

Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100