Уголок неба ¦ Потери вертолетов Alouette и Lama в ВС стран Латинской Америки

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов Alouette и Lama в ВС стран
            Латинской Америки
        
      n Андрей Буков  


Версия 2.0

Данные приведены на 10 мая 2024 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех вертолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны.  Все данные подтверждены открытыми источниками информации www.aviation-safety.net,  www.helis.com,  www.scramble.nl,  www.worldmilitair.com, https://www.rotorspot.nl/index.php, данные LAAHS. Возможно, что это неполные данные.

Таблица 1.

Данные о потерях вертолетов SA-315/316 ВС Аргентины.

б/номер дата потери примечания
H-61 1 февраля 1981 SА315 ВВС, c/n 2267
H-62(1) 8 декабря 1976 SА315 ВВС, c/n 2282
H-62(2) 4 июня 1996 SА315 ВВС, c/n 2459
H-63(1) 9 июня 1976 SА315 ВВС, c/n 2299
H-65(1) 14 января 1977 SА315 ВВС, c/n 2327
H-65(2) 17 мая 1991 SА315 ВВС, c/n 2499
H-66(1) 27 августа 1986 SА315 ВВС, c/n 2328
H-66(2) 19 сентября 2001 SА315 ВВС, c/n MR484
H-67(1) 17 февраля 1977 SА315 ВВС, c/n 2608
H-67(2) 12 февраля 2015 SА315 ВВС, c/n 329М413
AE-388 в ноябре 1982 SА315 армии, c/n 2429
GN-914 3 октября 1983 SА315 жандармерии, c/n?
GN-916 11 апреля 1996 SА315 жандармерии, c/n 2598
0641 14 мая 1976 SE3160 флота, c/n 1616
0643 4 марта 1979 SE3160 флота, c/n 1624
0648 18 сентября 1970 SА316В флота, c/n 1730
0649 2 мая 1982 SА316В флота, c/n 1734
0650 21 января 1971 SА316В флота, c/n 1766
0680 7 января 1973 SА316В флота, c/n 1847
0699 21 апреля 1983 SА316В флота, c/n 2250

В ВМС Аргентины было поставлено 11 вертолетов типа SА316В и 3 вертолета типа SE3160, суммарно 14 машин. Вертолетов типа SА315 было поставлено шесть в армию, шесть в жандармерию и 14 в ВВС, суммарно 26 машин. Известно о минимум 20 потерянных SA315/316, 50% от поставок. Реально же, потерь может быть немного больше. Так, например, нет сведений по машине типа SA315 с б/н Н-64 и c/n 2302. Известно, что после аварии 21 марта 1980 г. машину отремонтировали, но далее, по данным https://scramble.nl/database/military/ar#results, ее следы теряются.

По вертолету ВМС SА316В с б/н 0651, c/n 1767, по состоянию на март 2004 г. от него осталась только кабина. Потерей не считается, естественный износ.

Таблица 2.

Данные о потерях вертолетов НВ315/SE3160 ВС Боливии.

б/номер дата потери примечания
FAB730 3 октября 2009 НВ315В, c/n 2543/HB2003
FAB731   В октябре 1994 г. находился в виде останков в Кочабамбе
FAB732 16 июня 1981  
FAB735 1 ноября 1999 НВ315В, c/n 2541/HB2002
FAB738   SА315, c/n 2546, по данным www.rotorspot.nl/product/se313.php  был списан
FAB739 7 декабря 1986 НВ315В, c/n 2619/HB2005
FAB741   НВ315В, c/n 2630/HB2007, в октябре 1994 г. находился в виде останков в Санта-Крусе
FAB746 28 июня 2007 SE3160, c/n 1432, экс б/н FAV2287

В ВС Боливии было поставлено 18 вертолетов типа SА315В/НВ315В, из них один в армию, и два экс-венесуэльских типа SE3160. По данным же источника www.worldairforces.com/Countries/bolivia/bol.html было поставлено 19 машин типа Лама. С серийными номерами до сих пор никто не может разобраться. А что касается многих вертолетов, например, б/н FAB723,724,733,734 и т.д., информации по ним нет вообще. От слова совсем. Понятно, что никто и никогда их больше не увидит. То ли наркомафия в джунглях сожгла, то ли повстанцы постарались, то ли останки этих машин тихо сгнили в каких-то заброшенных ангарах. Известно о минимум восьми потерянных НВ315/316, но в реальности потерь гораздо больше.

Таблица 3.

Данные о потерях вертолетов SE3160 ВС Венесуэлы.

б/номер дата потери примечания
0093   c/n?, по всем данным уже давно нет никакой информации.
0104 х/хх/1966 c/n 1225, по данным www.worldmilitair.com
0145 2 октября 1967 c/n?
0210 6 декабря 1979 c/n 1348
0790 х/хх/1967 c/n 1229, по данным www.worldmilitair.com
1040   c/n?, по всем данным уже давно нет никакой информации.
1136 15 июля 1969 c/n?
1137 х/хх/хххх c/n?, дата потери неизвестна.
1337 х/хх/хххх c/n 1433, в сентябре 1994 г. находился в виде останков на АВБ Эль Либертадор в Пало-Негро.
1419   c/n 1404, по данным только www.aeroflight.co.uk находился в неизвестном состоянии на АВБ Эль Либертадор в Пало-Негро. По всем другим данным об этом Алуэтте давным-давно нет никакой информации.
1617 или 1677 1 июля 2000 c/n 1412, это по данным www.worldmilitair.com и http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php.  По данным же www.aeroflight.co.uk и https://scramble.nl/database/military/ve   этот вертолет имел б/н 1677.
1877 17 декабря 1986 c/n 1424
  11 июля 1971 По данным https://scramble.nl/database/military/ve б/н и c/n до сих пор неизвестны.
    c/n 1224, по данным www.rotorspot.nl/product/sa316.php  был списан, дата потери неизвестна.
2112   Получил повреждения 29 октября 1968 г. На октябрь 2014 г. находился в виде экспоната в авиамузее в Маракае. Потерей не считается.

В ВВС Венесуэлы был поставлен 21 вертолет типа SE3160. На сегодня есть информация о 20 машинах, у которых известны серийные номера. Это c/n 1201,1224,1225,1228,1229, 1321,1348,1349,1352,1373,1404,1405,1411,1412,1413,1424,1425,1426,1432,1433.

Имеются также известные на сегодня бортовые номера.
Это б/н 0085,0093,0104,0145,0210,0790,1040,1136,1137,1325,1337,1419,1677 (или все-таки 1617?),1852,1877,2112,2257,2287. По данным о количественном составе авиации в ВС за 1997 г. на вооружении еще стояло 10 машин, однако состояние всех этих вертолетов было неизвестно, скажем так не все Алуэтты уже могли летать.

Потери этих вертолетов составляют минимум 9 единиц, но в реальности их вероятно немного больше.

Таблица 4.

Данные о потерях вертолетов ВС Перу.

б/номер дата потери примечания
FAP602 20 мая 1964 SE3130, c/n 1438/C204
FAP603 16 июня 1962 SE3130, c/n 1439/C205
FAP604 30 мая 1962 SE3130, c/n 1485/C235
FAP605 2 августа 1964 SE3130, c/n 1486/C236, по данным https://scramble.nl/database/military/pe  был продан гражданским, как б/н OB-XAW-656
FAP610 20 февраля 1967 SE3130, c/n 1074/M60
FAP613 х/хх/хххх SA316С, c/n 1024, был списан по данным www.rotorspot.nl/product/sa316.php,  точной даты потери нет. В строй был введен в 1962 г. и после 1962 г. же нигде не упоминался.
FAP615 х/хх/хххх SA316С, c/n 1031, по данным https://scramble.nl/database/military/pe  нет сведений после 25 августа 1964 г. Согласно www.rotorspot.nl/product/sa316.php  был списан, точной даты потери нет, но после 25 августа 1964 г. нигде не упоминался.
FAP616 18 декабря 1973 SA316С, c/n 1032, потерян в один день с б/н FAP642.
FAP639 х/хх/хххх SA316С, c/n 2007, по данным https://scramble.nl/database/military/pe  точной даты потери нет, после 18 октября 1972 г. не было информации.
FAP640 15 марта 1983 SA316С, c/n 2018
FAP641 х/хх/хххх SA316С, c/n 2019, по данным https://scramble.nl/database/military/pe  точной даты потери нет, после 18 октября 1972 г. не было информации.
FAP642 18 декабря 1973 SA316С, c/n 2027, потерян в один день с б/н FAP616.
EP-315 14 февраля 1990 SA318С, c/n 2345
EP-329 13 декабря 1974

SA318C, c/n 2356, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/195339 в этот день вертолет потерпел аварию и разбился около Лимы. Был отремонтирован? Или просто внешне подлатали и впоследствии использовали как экспонат в парке Героев войны Альто-Сенепа в Лиме. Вероятнее всего, после этой аварии машина более не летала. Пока это потеря.

EP-341 1 марта 1976 SA318С, c/n 2362
HAS-421 4 сентября 1976 SA319В, c/n 2012
По данным https://scramble.nl/database/military/pe  нет сведений о вертолетах типа SA318С с б/н ЕР-312,321,334,337.
По данным https://scramble.nl/database/military/pe  нет сведений о вертолете типа SA319В с б/н HAS-422.

В ВМС Перу было поставлено 3 машины типа SA319В. В армию было поставлено 9 машин типа SA318С. В ВВС было поставлено 6 машин типа SE3130 и 12 машин типа SA316С. Все потерянные машины типа SA316С, кроме Алуэттов с б/н FAP613 и FAP615, числились в авиакомпании SATCO (бывшее название авиакомпании Transporte Aereo Militar - TAM Peru), которая принадлежала военным, поэтому все эти потери можно смело учитывать, как потери именно ВВС Перу. Суммарные потери вертолетов всех типов составляют минимум 16 единиц из 30 поставленных, но в реальности их вероятно немного больше.

Таблица 5.

Данные о потерях вертолетов SА315 и SА319 ВС Чили.

б/н дата потери примечания
158 8 декабря 1987 SA315 армии, c/n 2393, по данным же только https://aviation-safety.net/wikibase/187897  был потерян 8 декабря 1988 г.
159 26 ноября 1981 SA315 армии, c/n 2487, все подробности на https://aviation-safety.net/wikibase/248786.  
162 х/хх/1981 SA315 армии, c/n 2504, списан по данным www.worldmilitair.com  
Н-11 13 июня 1983 SA315 , c/n 2515
Н-15 в июне 1997 SA315 , c/n 2519
61 4 января 1985 SA319В флота, c/n 2312
64 10 августа 1987 SA319В флота, c/n 2342
66 31 января 1991 SA319В флота, c/n 2368
68 4 июля 1978 SA319В флота, c/n 2370
69 30 июля 1981 SA319В флота, c/n 2312

В армию было поставлено 16 вертолетов типа SА315 и в ВВС семь таких же машин. На сегодня нет никаких данных об машинах ВВС Лама с б/н Н-10 (с марта 1980 г.) и Н-13. На сегодня также нет никаких данных об армейских машинах типа Лама с б/н 153 (с марта 1975 г.) и 156 (с марта 1975 г.). Но чудеса случаются. Спустя 40 лет после катастрофы нашли обломки вертолета с б/н 159 и тела двух погибших, хотя первое тело вывезли еще в 1991 г. Тело пилота пока не обнаружили. Понятно, что все машины, по которым нет сведений, фактически они все потеряны. Где-то в горах или лесах догнивают. Деталей пока нет, надежда только на случай, как с армейской Ламой с б/н 159.

В ВМС было поставлено 10 вертолетов типа SА319В. Т.о., на сегодня известно о минимум десяти потерянных машинах типа SA315/319, но в реальности потерь может быть немного больше.

Таблица 6.

Данные о потерях вертолетов ВС Эквадора.

б/н дата потери примечания
Е-315 13 мая 2014 SA315 армии, c/n 2576, по данным https://scramble.nl/database/military/ec после этой аварии был в ремонте, в июне 2022 г. находился на хранении в Sangolqui-La Balbina. Потерей не считается.
Е-317   SA315 армии, c/n 2535, нет никакой информации с января 2000 г. по данным https://scramble.nl/database/military/ec
Е-318 12 января 2017 SA315 армии, экс б/н IGM-313, c/n 2313, по данным https://scramble.nl/database/military/ec после этой аварии был в ремонте, в июне 2022 г. находился на сохранении в Sangolqui-La Balbina. Потерей не считается.
FAE-395 х/хх/1982 SA316, c/n 2395, дата потери неизвестна по данным https://scramble.nl/database/military/ec,  был потерян в 1982 г. по данным www.worldmilitair.com 
FAE-396   SA316, c/n 2396, по данным https://scramble.nl/database/military/ec нет сведений с октября 1994 г.
FAE-967 х/хх/хххх SA316, c/n 1967, дата потери неизвестна по данным https://scramble.nl/database/military/ec
FAE-969 х/хх/хххх SA316, c/n 1969, дата потери неизвестна по данным https://scramble.nl/database/military/ec
FAE-975 4 июня 1977 SA316, c/n 1975
FAE-977 х/хх/хххх SA316, c/n 1977, дата потери неизвестна по данным https://scramble.nl/database/military/ec
FAE-982 10 марта 1977 SA316, c/n 1982
IGM-275 27 марта 1979 SA316 армии, c/n 2275
FAE-367 13 февраля 2009 SA319, c/n 2367
ANE-303   SA319 флота, c/n 2074, по данным https://scramble.nl/database/military/ec нет сведений с апреля 1974 г.
  27 сентября 1966

SA316, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/192076  был потерян в этой аварии. Только вот неувязочка вышла, первые машины Алуэтт-3 поступили в ВВС лишь в 1972 г. так что это обыкновенный фейк. В то время на вооружении ВВС стояли только вертолеты Сикорского типа Н-19.

  в ноябре 2009

SA315 армии, c/n?, по данным https://scramble.nl/database/military/ec  машина с б/н Е-31х потерпела аварию и была списана или 9 или 11 ноября 2009 г., по данным www.aeroflight.co.uk аварию 11 ноября 2009 г. потерпел вертолет с б/н Е-315. Но в этом случае получается, что эту машину оперативно отремонтировали. Либо же произошла ошибка, и в ноябре 2009 г. действительно был потерян армейский вертолет Лама с б/н Е-317. Вот по этой машине как раз и нет никаких сведений с 2000 г. Пока считается, что потерян один армейский вертолет типа Лама.

В ВМС Эквадора было поставлено 2 машины типа SA319В. В армию было поставлено 2 машины типа SА316В и 6 машин типа SA315. В ВВС было поставлено 8 машин типа SА316В и 3 машины типа SA319В. Известно о минимум девяти потерях из 21 поставленных машин, но в реальности потерь скорее всего немного больше.

Спустя десятки лет до сих пор нет никакой информации о многих Алуэттах. Причины, в принципе, объективные. Взять Перу, допустим, борьба с наркомафией, война с боевиками Сендеро Луминосо, погодные условия и т.п. В Чили же горы и погода внесли свою весомую лепту в снижении поголовья аэроспасьялевских изделий. В Венесуэле и Боливии сам черт не разберет, куда делась техника, там и погода, и партизаны, и география, и кадры рукожопые и т.д. и т.п. Но ясно одно, все машины, по которым нет сведений на сегодня, их можно смело записывать в потери.

 


Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100