Уголок неба ¦ Предыстория конфликта

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Предыстория конфликта
             
         n А.Котлобовский  



ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

      Дискуссия о том, кто же из мореплавателей открыл небольшой архипелаг в Южной Атлантике - испанский капитан Эстебан Гомес в 1520 г. либо британский Джон Дэйвис в 1592 г. - длится до сих пор. В 1810 г., когда Аргентина провозгласила свою независимость, на островах находился испанский гарнизон, покинувший их после неблагоприятного поворота дел для мадридской короны. В 1820 г. там высадился аргентинский десант, и его командир капитан Джюэт провозгласил суверенитет Республики над архипелагом. Через 12 лет острова захватила английская морская экспедиция, и с тех пор фактическое владение ими осуществляет Британия. Однако Аргентина никогда не отказывалась от обладания этими землями. Поэтому на большинстве политических карт мира они обозначаются как спорная территория двух стран, цвет государственной принадлежности не наносится, и даются английское и аргентинское названия: Фолклендские (Мальвинские) острова.

      Буэнос-Айрес пытался отстоять свои интересы дипломатическим путем, для чего неоднократно обращался в ООН. Однако добиться желаемого таким способом не удавалось. Не отбрасывали аргентинцы и военный вариант решения спора, но долгое время таковой относили к области околонаучной фантастики - уж очень большими представлялись издержки от конфронтации с Туманным Альбионом. Однако в 1976 г. к власти пришла хунта во главе с генералом Гальтиери, которая решила раз и навсегда покончить с проблемой именно военным путем. Стимулом для столь резких действий стала отнюдь не жгучая ненависть аргентинских генералов к "томми". Некомпетентное руководство страной привело к резкому ухудшению внутреннего положения и росту недовольства в обществе, а с давних пор известно, что враг внешний всегда помогает одолеть врага внутреннего. Посему хунта решила, что маленькая победоносная война с англичанами укрепит ее положение.

ОПЕРАЦИЯ "РОСАРИО"

      Именно такое название (в память корабля капитана Джюэта) получила у аргентинских военных акция по захвату Мальвин, а также спорного острова Южная Георгия. Для достижения большего идеологического эффекта ее осуществление было намечено на 25 мая 1982 г. - день национального праздника Аргентины. Накануне вторжения прошел ряд разведмероприятий. В ходе одного из них транспортный С-130, совершавший полет невдалеке от архипелага, выполнил "вынужденную" посадку на аэродроме Порт-Стэнли. Англичане отнеслись к неожиданным визитерам с присущей подданным Ее Величества флегмой, и вскоре предоставленные сами себе аргентинцы разбрелись по острову. Они много фотографировали и затем доставили на материк информацию, необходимую для планирования десантной операции.

      Между тем события развивались отнюдь не в благоприятном для хунты направлении. Примерно 25 марта англичане "взломали" аргентинские коды, узнали о готовившемся вторжении и вскоре отправили в Южную Атлантику атомную подводную лодку "Спартан". Накалялась и внутриполитическая обстановка в самой Аргентине. Уже 30 марта в столице произошла многотысячная демонстрация против правящего режима, которую жестоко разогнали силы безопасности. Гальтиери пришел к выводу, что время не терпит, и начало операции следует перенести на 1 апреля.

      Решено было захватить острова при помощи серии морских и вертолетных десантов, а затем переправить по воздуху в Порт-Стэнли подкрепления. Доставку десантников и вертолетов возложили на 40-е оперативное соединение (ОС) в составе танко-десантного корабля "Кабо Сан-Ан-тонио", транспорта "Илья-де-лос-Эстадос", ледокола "Альмиранте Ирисар", подводной лодки и четырех кораблей охранения. Дальнее прикрытие осуществляло 20-е ОС в составе 7 кораблей и судов во главе с авианосцем "Бентесико-де-Майо", на борту которого находились десять штурмовиков A-4Q из 3-й эскадрильи ВМС.

      По прибытии к Фолклендам оказалось, что погодные условия позволяют осуществить десантирование лишь в районе Порт-Стэнли. Кроме того, командиру десанта контр-адмиралу К.Буссеру стало известно о потере фактора внезапности: было перехвачено радиообращение английского губернатора к населению и гарнизону с предупреждением о грядущем вторжении. Около 80 британских морских пехотинцев при крайнем недостатке тяжелого вооружения, в т. ч. средств ПВО, и полном отсутствии боевой авиации приготовились к обороне, а ВПП аэродрома была забаррикадирована техникой и прочими посторонними предметами.

      В ночь с 1 на 2 апреля на берег высадились первые группы аргентинских морских пехотинцев. Переброска основных сил с кораблей началась 2 апреля в 6.15 утра. На вертолетах было доставлено около 150 человек в район Маллет-Крик, до 70 человек - в район пустых британских казарм в Муди-Брук, а в аэропорту высадилась десантно-штурмовая группа. Сразу же после захвата аэродрома туда прибыли саперы, быстро разблокировавшие ВПП, и уже в 8.30 на ней приземлился первый аргентинский "Геркулес". Англичане оказали существенное сопротивление лишь у губернаторского дворца. Однако вскоре вертолет доставил аргентинцам минометы, и первые же залпы убедили британцев в безнадежности их положения. В 9.15 гарнизон капитулировал. В тот же день англичан на самолетах перебросили в Уругвай.

Аргентинский вертолет "Алуэтт-III"

      Тем временем к удаленному более чем на 1000 км от Мальвин острову Южная Георгия шел аргентинский фрегат "Геррико". На его борту находились 60 десантников и вертолет. Утром 3 апреля к кораблю присоединилось антарктическое исследовательское судно "Байя-Параисо". Вскоре этот отряд прибыл к месту назначения, и в 11.00 с борта "полярника" отправился на разведку вертолет "Алуэтт-III". Связавшись по радио с обитавшими в поселке Гритвикен метеорологами, экипаж узнал, что британских военных на острове нет. Однако это оказалось дезинформацией. На самом деле накануне сюда были доставлены 23 морских пехотинца, которые, обнаружив приближение вражеской флотилии, организовали засаду. В 12.00 "Пума" с фрегата высадила первых 15 десантников. Через некоторое время вертолет вернулся со второй группой и попал под обстрел англичан. Метко выпущенная из РПГ граната попала в него и сожгла. Два аргентинца были ранены. Еще тремя выстрелами англичане нанесли повреждения подошедшему близко к берегу "Геррико", а огнем из стрелкового оружия сбили "антарктический" вертолет. В ответ с фрегата выпустили три снаряда, которых оказалось достаточно, чтобы британцы сдались. Операция "Росарио" завершилась.

НАКАНУНЕ РЕШАЮЩИХ БОЕВ

      В Лондоне отреагировали моментально. Было объявлено о блокаде островов и создании вокруг них 200-мильной исключительной зоны, куда запрещалось входить каким-либо воздушным и морским судам. Началось формирование оперативного соединения Task Force-317 (TF-317), предназначенного для проведения операции Corporate - изгнания аргентинцев с захваченных территорий. Командующим британскими экспедиционными силами стал адмирал Вудворд. Под его началом было собрано 63 боевых и вспомогательных корабля, а также 49 мобилизованных гражданских судов. В состав эскадры вошли авианосцы "Инвинсибл" и "Гермес". Первый имел на борту 10 самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier и 9 вертолетов Sea King, второй - 12 и 15, соответственно. Кроме того, по одному вертолету базировалось на палубах 23-х эсминцев и фрегатов. Возможности контейнеровозов "Атлантик Конвейер" и "Атлантик Коузвей", переоборудованных во вспомогательные авианосцы, оказались еще выше. На первом удалось разместить 14 СВВП и 16 вертолетов, на втором - 28 вертолетов: 20 "Уэссексов" и 8 "Си Кингов". Уже в ходе боевых действий подобное переоборудование прошли контейнеровозы "Астрономер" и "Контендер Бизант", а еще 19 мобилизованных судов обрели взлетные площадки.

Остров Вознесения       Первый эшелон экспедиционных сил в составе 36 вымпелов вышел из Портсмута 5 апреля и направился к острову Вознесения, лежащему примерно на полпути в Южную Атлантику. Затерянный в океане вулканический островок приобрел важное стратегическое значение благодаря наличию аэропорта Уайдиуэйк с 3050-метровой ВПП. Он стал основным опорным пунктом для действий TF-317, базой авиасил, поддерживавших эскадру Вудворда и т.д. Всего за время конфликта на этом аэродроме побывало около сотни самолетов и вертолетов различных типов. Некоторые из них постоянно базировались там. Так, к концу мая на Вознесении находились: 16 "Викторов", 3 "Нимрода", 3 "Геркулеса", 2 "Вулкана", 8 "Харриеров", 3 "Фантома", по одному "Чинуку" и "Си Кингу". В печати также утверждалось, что тогдашний чилийский диктатор генерал А.Пиночет предоставил территорию своей страны для размещения британских авиационных и разведывательно-диверсионных подразделений. Указывалось, что в Чили базировались до 16 разведчиков Canberra различных модификаций, 3 "Геркулеса" и несколько вертолетов "Пума".

      Аргентинцы, оккупировав Фолкленды, не рассчитывали на столь быструю реакцию Лондона. Тем не менее, хунта особо не опасалась вооруженного столкновения с Великобританией, не без основания полагая, что имеющаяся в ее распоряжении авиация является серьезным козырем в серьезной игре. Действительно, трем десяткам английских "Харриеров" и 32 вертолетам должны были противостоять 555 различных аргентинских летательных аппаратов. ВВС страны (Fuerza Aerea Argentina - FAA) насчитывали примерно 324 самолета и вертолета, в т. ч. 208 боевых и учебно-боевых. Авиация флота (Aviacion Naval Argentina) располагала 121 самолетом и вертолетом, из них более половины - боевые и учебно-боевые. На вооружении армейской авиации (Aviacion de Ejercito) находились 96 аппаратов, включая 9 боевых вертолетов. Отвечавшая за охрану морских границ Военно-морская префектура (Prefektura Naval Argentina) имела 14 самолетов и вертолетов.

      Однако аргентинские генералы не учитывали ряд моментов, негативно отразившихся на боевом потенциале их авиации. Так, хотя большинство летчиков были неплохо подготовленными профессионалами, годовой налет которых составлял 120-160 часов, для борьбы с такими самолетами, как "Харриер", они оказались не готовы. Парк авиатехники, считавшийся по латиноамериканским меркам вполне современным, выглядел на фоне "Си Харриеров" устаревшим. Дело усугублялось тем, что после 2 апреля страны НАТО, кроме Испании, а также Австрия и Швейцария объявили эмбарго на поставку Буэнос-Айресу оружия, боевой техники и запчастей к ним, а США такой шаг предприняли еще в 1979 г. Собственная авиапромышленность имела ограниченные возможности и ничем не могла помочь в поддержании боевой формы "Миражей", "Скайхоков", "Канберр". Немногим помогла и скромная помощь, которую оказали Аргентине в ходе боев Перу, Израиль и ЮАР.

      Аргентинцы не располагали специализированными самолетами- разведчиками, поэтому для отслеживания британской эскадры, шедшей от острова Вознесения, им пришлось привлекать транспортные самолеты. Резко сужало возможности действий авиации наличие всего двух самолетов-заправщиков КС-130 и полное отсутствие машин РЭП. Второе обстоятельство сделало невозможным сколь-нибудь эффективное противодействие зенитным ракетным комплексам, а ведь английские экспедиционные силы располагали примерно 60 спаренными и счетверенными пусковыми ЗРК различных типов, а также ПЗРК Blowpipe и Stinger. Аргентинцы не располагали возможностями и для борьбы с атомными подводными лодками. В авиации ВМС насчитывалось около десятка устаревших самолетов Neptune, Tracker и примерно столько же противолодочных вертолетов. Между тем англичане отправили к Фолклендам 4 ядерные субмарины, которые сыграли решающую роль в нейтрализации флота противника.

Легкий штурмовик "Пукара"

      Крупнейшей ошибкой аргентинского командования стало то, что оно не позаботилось о наращивании имевшейся в Порт-Стэнли 1200-метровой ВПП. В существовавшем виде она слабо подходила для использования "Миражами", "Скайхоками" и "Супер Этандарами". Командующий аргентинским контингентом генерал Менендес, будучи типичным сухопутным командиром, плохо разбирался в вопросах боевого применения авиации. Он полагал, что для противодействия высадке англичан достаточно иметь некоторое количество легких штурмовиков и вертолетов, а основные ударные силы авиации должны действовать с материка. Поэтому в Порт-Стэнли и на аэродроме о.Пеббл базировались только около 25 штурмовиков "Пукара" ВВС, 9 учебно-боевых машин ВМС (MB.339 и Т-34С) и не менее 22 вертолетов 601-го батальона (CAB 601) армейской авиации. Кроме того, на островах находились 2 легких "транспортника" Short Skyvan и одна "Пума", откомандированные Префектурой. При полном отсутствии на Мальвинах истребителей Менендес не уделил должного внимания и созданию полноценной группировки наземной ПВО. Всего имелось: 12 спаренных 35-мм пушек Oerlikon, сопряженных с РЛС, некоторое количество 20-мм и 40-мм орудий, несколько комплектов ПЗРК "Блоупайп", 3 пусковые установки ЗРК Tigercat и одна - Roland. Для отслеживания воздушной обстановки разместили РЛС AN/TPS-43. Зенитные средства сосредоточили, в основном, вокруг Порт-Стэнли, оставив другие районы архипелага практически беззащитными от атак с воздуха.

      Но до подхода британской эскадры у аргентинцев воздушного противника не было, и над Мальвинами летали только их самолеты - в основном военно-транспортные. С момента захвата островов и по 30 апреля между материком и архипелагом действовал воздушный мост, по которому в обоих направлениях перебросили до 9365 т грузов и 12000 человек личного состава. Кроме "Геркулесов", использовались Locheed L-188 Elektra авиации ВМС, а также Fokker F-28 Fellowship, Gates Learjet-35A, IA-50 Guarani. Два транспортных Boeing-707 привлекались для отслеживания движения TF-317. По меньшей мере дважды их перехватывали "Си Харриеры", однако до серьезных инцидентов дело не доходило, поскольку встречи происходили в нейтральном воздушном пространстве. Истребители старались оттеснить назойливого гостя и не более того.

      В тот же период начали выполнять боевые задачи самолеты Королевских ВВС, базировавшиеся на Вознесении. Британцы весьма серьезно отнеслись к возможности появления у этого острова аргентинских боевых кораблей. Поэтому для патрулирования примыкающей акватории они уже 6 апреля перебросили с авиабазы Сент-Моген в Уайдиуэйк два морских разведчика Nimrod Mk.1 из 42-й эскадрильи, которые сразу же приступили к выполнению своих прямых обязанностей. 12 апреля их сменили три более совершенных Mk.2, откомандированных из 120-й,201-й и 206-й АЭ с авиабазы Кинлосс. Машины этой модификации были оснащены РЛС Searchwater, позволявшей более детально отображать надводную обстановку. На патрулирование самолеты отправлялись, имея мощное вооружение: 454-кг ОФАБ, кассетные авиабомбы, противолодочные торпеды Stingray и ПКР AGM-84A-1 Harpoon, а также по четыре УР Sidewinder для самообороны. Для расширения возможностей 9 мая эти машины дооборудовали системами дозаправки топливом в полете. Помимо патрулирования, "Нимроды" использовались в качестве ретрансляторов, доставляли почту на корабли, сбрасывая ее в водонепроницаемых плавающих контейнерах, служили пунктами воздушной ориентации при проведении дозаправки других самолетов и т. п. Всего за кампанию они совершили около 150 вылетов.

Заправка Нимрода

      В ходе операции Corporate большой объем работ выполнили заправщики Victor, применявшиеся над Южной Атлантикой и в качестве разведчиков. Для этого некоторые машины оснастили фото- и инфракрасными разведывательными системами, радарами для отслеживания надводной обстановки, а в состав экипажей ввели опытных штурманов-операторов РЛС. На Вознесение первые четыре "Виктора" прибыли 18 апреля, а на следующий день к ним присоединились еще пять. Боевые действия адмирал Вудворд намеревался начать с отвоевания Южной Георгии. Для этого ему была необходима информация о ледовой обстановке вокруг острова и о передвижении вражеских кораблей. 20 апреля первый вылет в район Южной Георгии выполнил "Виктор" из 55-й АЭ под управлением экипажа флайт-лейтенанта У. Уизерса. Полет продолжительностью 14 ч 40 мин прошел с пятью дозаправками в воздухе. До 25 апреля, дня возвращения острова под британскую корону, "Викторы" выполнили еще два разведполета.

      Много поработала британская ВТА, которая за весь конфликт перебросила по воздуху через Вознесение около 6000 человек и 8500 т различных грузов. Первый С-130 из 24-й эскадрильи RAF с людьми и грузами прибыл в Уайдиуэйк 2 апреля. Одной из задач "Геркулесов" было снабжение эскадры Вудворда в море. Почта, срочные грузы и даже люди сбрасывались с парашютами. Так как английские С-130 оснащались системами для дозаправки в полете, они могли находиться в воздухе до 25 часов, преодолевая при этом более 12000 км. Именно на "Геркулесе" 20 апреля была доставлена к Южной Георгии первая разведгруппа "командос". 14 парашютистов были сброшены в море, затем их подобрала подлодка "Оникс" и вскоре высадила на остров. Аргентинский гарнизон этих "гостей" не заметил, и высадка основных сил британцев 25 апреля застала его врасплох. А 1 мая первые английcкие бомбы упали на Порт-Стэнли. Началась серьезная война.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100