Уголок неба ¦ Сухой П-1

Реклама...

    


 
главная экспериментальные
   П-1
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1957
Тип: Экспериментальный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В истории авиации немало примеров, когда об опытном летательном аппарате можно рассказать немного, разве, что о его конструкции. Впрочем, информация о количестве нервюр, шпангоутов и заклепок особого интереса не представляет, поскольку за прошедшие десятилетия в машиностроении многое изменилось. В то же время пройти мимо самого факта существования летательного аппарата нельзя, и П-1 ("П", видимо, - перехватчик) здесь не исключение.

Вслед за развернувшимся проектированием фронтовых истребителей С-1 и Т-3 - первенцев восстановленного ОКБ П.О.Сухого - в отделе общих видов появились первые наброски самолета П-1, предназначавшегося для работы в системе перехвата "Ураган-1". Машина разрабатывалась на основании январского 1955-го постановления Совмина. Основным был двухместный вариант, хотя рассматривался и одноместный П-1. Следует отметить, что под систему "Ураган-1" в ОКБ-155, возглавлявшемся А.И.Микояном, разрабатывались одноместные перехватчики И-3У и И-7У, а под более позднюю "Ураган-5" и И-75. Все они так и остались в опытных экземплярах. В соответствии с заданием на П-1 предписывалось установить РЛС "Алмаз-7", а также мощное вооружение из двух, наводящихся по радиолучу радара, ракет К-7, неуправляемых реактивных снарядов с оперением: пары АРС-212 и 50-ти АРС-57 или 32-х турбореактивных ТРС-85, стабилизировавшихся вращением. Подвеску УР К-7 предусмотрели под консолями крыла, а НУРСы - в закрывавшихся щитками пусковых установках - под фюзеляжем.

Значительные трудности встретились с выбором силовой установки. Первоначально рассматривались перспективные двигатели АЛ-11 и Р15-300 или два АЛ-9, но они, за исключением второго и то с огромным опозданием, так и не появились. Ставку сделали на Р15-300, однако временно (так казалось) пришлось установить АЛ-7Ф. Первые наброски П-1 предусматривали лобовой воздухозаборник с размещенной над ним одной из двух антенн РЛС по типу опытного Т-3. Однако громоздкость прицельной станции заставила изменить компоновку машины и воспользоваться еще не проверенными на практике боковыми, к тому же регулируемыми воздухозаборниками. На передней кромке треугольного крыла выделялся характерный аэродинамический "зуб" (по аналогии с Т-3), рекомендованный ЦАГИ. Запас топлива в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках емкостью 2410 л и в подвесном объемом 950 л должен был обеспечить дальность 1400 и 2000 км соответственно.

В состав системы управления самолетом входил довольно редкий в те годы для машин такого класса автопилот АП-28. Наведение перехватчика должно было осуществляться в автоматизированном режиме. Опытную двухместную машину построили в июне 1957-го и в сентябре перевезли на аэродром ЛИИ. Первый полет на П-1 совершил летчик-испытатель НИИ ВВС Н.И.Коровушкин в начале октября. Затем к испытаниям подключился летчик ЛИИ Э.В.Елян. До 26 ноября сделали четыре полета. Опытный П-1 с двигателем меньшей тяги, лишенный РЛС, аппаратуры наведения и вооружения, позволял лишь определить взлетно-посадочные характеристики и параметры устойчивости и управляемости на некоторых режимах, отработать воздухозаборное устройство. Хотя ожидалось, что со штатным двигателем при нормальном полетном весе 10600 кг (перегрузочный 11550 кг) самолет будет развивать скорость до 2050 км/ч на высоте 15000м. Практический потолок должен был быть не ниже 19500м. В то же время на заводе №153 в Новосибирске начали строить три самолета под запланированные ТРДФ Р15-300.

Однако надежды, как промышленности, так и заказчика на новую машину быстро растаяли. Сначала отказались от автоматизированной системы наведения "Ураган", затем прекратили работу по УР К-7 и, наконец, отсутствие нужных двигателей поставило машину, по сути превратившуюся в летающую платформу для оборудования и вооружения, на прикол. В 1958-м П.О.Сухой и А.Б.Слепушкин, пытаясь спасти самолет, предложили для борьбы с низколетящими целями разработать двухместный вариант П-1 с РЛС "Пантера" и парой управляемых ракет К-9. Однако для автоматизированного наведения низковысотного истребителя с помощью разрабатывавшейся системы "Воздух-1" потребовался самолет ретранслятор. Видимо, последнее обстоятельство, связанное с созданием еще одной машины, не позволило реализовать замыслы. По расчетам, модернизированный П-1 с двигателем ВК-13 мог развивать максимальную скорость у земли 1250 км/ч, а его дальность на крейсерской скорости 800 км/ч ожидалась не менее 1100 км.




 ЛТХ:
Модификация   П-1
Размах крыла, м   9.81
Длина, м   21.27
Высота, м  
Площадь крыла, м2   44.00
Масса, кг  
  нормальная взлетная   10750
  максимальная взлетная   11550
Тип двигателя   1 ТРД АЛ-9 (АЛ-7Ф-1)
Тяга, кгс   1 х
Максимальная скорость , км/ч   2050
Практическая дальность, км  
  без ПТБ   1400
  с ПТБ   2000
Практический потолок, м   19500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   2 УР К-7, 50 НУРС АРС-57


 Доп. информация :


  Фотографии:

 П-1
 П-1
 П-1

  Схемы:

 П-1 
 П-1

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Николай Якубович. С надеждой на "Ураган"
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Техносерия. Советский истребитель-перехватчик Су-15

Monografie Lotnicze. P.Butowski, W.Pankow, W.Ponamariew. Su-15 Flagon
Air International. Sukhoi interceptor prototypes (P-1 and T-3)


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: