Уголок неба ¦ Vickers Wellington GR

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Wellington GR
       
Разработчик: Vickers
Страна: Великобритания
Первый полет: 1939
Тип: Патрульный противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Vickers Wellington GR - морской разведчик, торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Имел убирающееся шасси. Основное отличие конструкции - геодетический (диагональный) силовой набор, обтянутый полотном.Этот бомбардировщик был спроектирован в КБ фирмы "Виккерс авиэйшн" под руководством Б. Уоллиса и Р. Пирсона, его опытный образец (тип 271, "Креси") впервые взлетел в декабре 1937 г.

В ноябре 1939 г. на бомбардировщике "Веллингтон" IA в порядке эксперимента установили оборудование для подрыва магнитных донных мин. Первый полет переоборудованная машина совершила 21 декабря 1939 г. Переделка бомбардировщиков в самолеты-тральщики осуществлялась на заводе "Ролласонс" в Кройдоне и авирембазах ВВС на Ближнем Востоке (с поставкой комплектующих из Англии). Всего подобным образом доработано более 20 экз.

Начиная с 1941 г. Веллингтон стал использоваться в качестве самолета дистанционного разминирования. Установленное на Мк. 1А оборудование генерировало магнитное поле, эквивалентное магнитному полю корабля. Это вызывало подрыв немецких донных магнитных мин, в большом количестве сброшенных германской авиацией в прибрежных водах, акваториях портов и на речных фарватерах. Оборонительное вооружение состояло из единственного пулемета Виккерс "К" для защиты верхней полусферы. Испытания новой системы успешно прошли на полигоне и самолет, опоясанный токопроводящим кольцом 15,55 м в диаметре, начал освобождать от мин важные фарватеры у побережья Великобритании. На этой модификации, обозначенной DW1 Мк. 1, стоял фордовский двигатель, соединенный с 35 кв генератором. Вскоре была разработана новая версия воздушного тральщика: DW1 Мк.II с несколько более мощным генератором и уменьшенным до 14,63 м диаметром токопроводящего кольца. Этот вариант с большим успехом использовался при разминировании летом 1941 г. Суэцкого канала и средиземноморских гаваней. Когда войска союзников захватили итальянские порты, то использовали Веллингтоны DW1 для очистки гаваней от собственных мин.

С января 1940 г. "Веллингтон" начал применяться как патрульно-противолодочный самолет. Для этих целей первоначально использовались бомбардировщики модификаций 1С, III и X без какого-либо переоборудования. В декабре 1941 г. партия самолетов "Веллингтон" 1С была переделана в торпедоносцы (с внутренней подвеской двух торпед по 750 или 970 кг). В феврале 1941 г. был испытан опытный образец патрульно-противолодочного самолета с РЛС и импульсным прожектором "Ли лайт" на базе бомбардировщика модели 1С. С весны 1942 г. начата постройка специальных модификаций для морской авиации на заводах "Виккерс" в Уэйбридже, Блэкпуле и Честере. Всего было изготовлено 2317 "веллингтонов" подобного назначения.

Морские варианты "Веллингтона" состояли на вооружении Берегового командования британских ВВС с весны 1942 г., южноафриканских ВВС - с апреля 1943 г.Морские варианты "Веллингтона" состояли на вооружении только в Англии.

Впервые "веллингтоны" -торпедоносцы были применены в Средиземном море в конце декабря 1941 г. (базировались на Мальте). Потопили ряд транспортов противника. Впоследствии торпедоносцы GR.XI успешно использовались в ночных атаках у Эгейских о-вов осенью 1943 г.

Противолодочные варианты начали патрулирование Северного моря с мая 1942 г. В июне того же года была произведена первая атака на подводную лодку, обнаруженную с помощью прожектора "Ли лайт", первую субмарину потопили 6 июля. Далее "веллингтоны" -охотники за подводными лодками разместили в Гибралтаре, на Сицилии, в Южной Италии, Адене, а с октября 1942 г. - на Дальнем Востоке. Ими было потоплено значительное количество субмарин стран "оси".

Тральщики магнитных мин работали у побережья Великобритании, на подходах к портам в Средиземном море и на Суэцком канале.

Южноафриканские "веллингтоны" патрулировали Атлантический океан с различных баз в Западной Африке, от Дакара до устья реки Конго.

Самолет сняли с производства в октябре 1945 г. В Южной Африке его сняли с вооружения в июне того же года. В Великобритании в учебных целях противолодочные "веллингтоны" применялись до марта 1953 г.




     


 Модификации :
 Wellington Mk. VIII

 морской разведчик-бомбардировщик и противолодочный самолет на базе бомбардировщика типа 1С с моторами "Геркулес" XI, выпускался в трех вариантах: с РЛС (с 66-й машины введена торпедная подвеска по образцу переделки 1С), с выдвижным импульсным прожектором (без носовой турели) и дальний разведчик без РЛС и прожектора; вооружение 6x7,69 (с прожектором - 4x7,69), бомбы до 2040 кг

 Wellington Mk. GR.XI

 торпедоносец на базе бомбардировщика типа X с моторами "Геркулес" VI/XVI, РЛС с антеннами на фюзеляже, вооружение 6x7,69, бомбы до 2040 кг

 Wellington Mk. GR.XII

 патрульно-противолодочный самолет и торпедоносец с моторами "Геркулес" VI/XVI и РЛС нового типа с антенной в обтекателе под носом фюзеляжа, вооружение 5x7,69, бомбы до 2310 кг

 Wellington Mk. GR.XIII

 патрульно-противолодочный самолет с моторами "Геркулес" XVII и установкой РЛС по типу GR.XI, вооружение 6x7,69, бомбы до 2270 кг; впоследствии часть самолетов переделана в ночные разведчики без РЛС

 Wellington Mk. GR.XIV

 аналог GR.XII с моторами "Геркулес" XVII, вооружение 5x7,69, бомбы до 2270 кг и 8хНУР.

 Wellington Mk. D.W.I

 самолет-тральщик магнитных мин на базе бомбардировщика модификации 1С, под крылом и фюзеляжем закреплялось кольцо с электрической обмоткой, запитывавшейся от генератора в фюзеляже, последний приводился в действие дополнительным мотором Форд V-8

 Wellington Mk. D.W.II

 тральщик с кольцом меньшего диаметра и вспомогательным двигателем "Джипси Сикс".




 ЛТХ:
Модификация   Wellington GR.Mk.XI
Размах крыла, м   26.26
Длина, м   19.69
Высота, м   5.31
Площадь крыла, м2   79.10
Масса, кг  
  пустого самолета   7680
  нормальная взлетная   9526
Тип двигателя   2 ПД Bristol Hercules VI
Мощность, л.с.   2 х 1675
Максимальная скорость , км/ч   410
Крейсерская скорость , км/ч   278
Практическая дальность, км   2477
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5260
Экипаж, чел   5
Вооружение:  четыре 7.7-мм пулемета
 нормальная бомбовая нагрузка - 382 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Wellington GR.Mk.VIII
 Wellington GR.Mk.VIII
 Wellington GR.Mk.XI
 Wellington GR.Mk.XIV
 Wellington DW.I
 Wellington DW.I

  Схемы:

 Wellington Mk.XIV



 

Список источников:

Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945
Самолеты Мира. Владислав Корнилов. "Плетеный" бомбардировщик
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
C.F. Andrews, E.B.Morgan. Vickers Aircraft Since 1908
Squadron/Signal. Aircraft Number 76. Ron Mackay. Wellington in Action


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: