Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   Ил-4Т
       
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1940
Тип: Торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


Cамый первый ДБ-3 попал в морскую авиацию в 1937 г. Десятый серийный самолет, изготовленный заводом No. 39, получила 47-я сбаэ ВВС Балтийского флота. До аэродрома Котлы он не долетел - совершил вынужденную посадку из-за нехватки бензина. Из эскадрильи отрапортовали в Москву: "Виновных в недостатке горючего на самолете ДБ-3 частью не установлено".

Но за этой машиной последовали другие. К началу 1940 г. торпедоносные ДБ-3 полностью вытеснили устаревшие Р-5Т, КР-ба-Т и ТБ-1. В морской авиации имелись три минно-торпедных полка - все на самолетах Ильюшина.

В 1938 г. 121-ю мтаэ ВВС Балтфлота переформировали в 1-й минно-торпедный полк (мтап), базировавшийся на аэродроме Беззаботное. Эскадрилья ДБ-3 входила также в состав 15-го бап в Копорье. Впоследствии эту эскадрилью использовали для пополнения l-ro мтап. В этом же году самолеты стали поступать в 4-й мтап в Романовке на Тихоокеанском флоте (созданный на базе 29-й мтаб). Чуть позже, в 1939 г. на Черном море в составе 63-й бригады сформировали 2-й минно-торпедный полк с базированием на аэродромах во Владиславлевке и Сарабузе (основой для него стала 35-я мтаэ). Северный флот в довоенный период минно-торпедной авиации не имел.

На 25 апреля 1940 г. морская авиация располагала 133 ДБ-3 и 88 ДБ-3Ф. Из них на Балтике находились 75 машин, на Черном море - 71, на Тихом океане - 64.

От обычных бомбардировщиков торпедоносцы отличались торпедным мостом Т-18, позволявшим нести одну торпеду типа 45-36АН или 45-36АВА или мину МАВ-1 на минодержателе МД-39. В конце 1939 г. к этому ассортименту добавилась новая мина АМТ -1, предназначенная для беспарашютного сбрасывания. Ее заряд (250 кг) был куда мощнее, чем в МАВ-1 (100 кг).

Подвеска этой мины тоже была наружной. Точность постановки получалась куда выше, чем у старой МАВ-1, но существовали ограничения по высоте сброса и минимальной глубине постановки. Однако, все это оружие было освоено еще недостаточно. В 1940 г. подготовку лишь одного полка оценили как "удовлетворительную", а два других получили "неуды". На Балтике торпедометание по подвижным целям еще и не начиналось, на Черном море освоили поражение их низким способом.

Практическое освоение методов применения торпед фактически началось лишь в 1941 г. Причем интенсивность его нельзя назвать высокой. Так, в 1-м мтап за всю первую половину года произвели всего 78 сбрасываний ходовых торпед и болванок. Лишь две эскадрильи полка из пяти успели обучить низкому торпедометанию и столько же - высотному. С минами многие балтийские экипажи вообще не летали, хотя все самолеты имели оборудование для подвески МАВ-1 и АМГ-1. В ВВС Черноморского флота количество подготовленных экипажей было еще меньше - по одной эскадрилье для низкого и высотного торпедометания.

На 1 апреля 1941 г. морская авиация обладала в общей сложности 243 ДБ-3, что составляло 88,7 % штатной численности. В это число входили не только торпедоносцы, но и обычные бомбардировщики. В частности, их имел 57-й бап на Балтике. К началу войны 1 -й и 2-й мтап довели до штатной численности; в первом имелся 61 самолет, во втором - 63.

Все это были машины на базе ДБ-3Б, за исключением одной эскадрильи ДБ-3Ф на Черном море. Торпедоносцы на основе ДБ-3Ф отличались от обычных дальних бомбардировщиков торпедной подвеской, специальным прицелом ПТН-5 и иным размещением обтекателя рамочной антенны радиополукомпаса - его ставили не под фюзеляжем, где он мешал сбросу торпеды, а сверху - над штурманской кабиной или над гаргротом.

В июне 1941 г. в частях и на складах находилось 1199 торпед 45-36АВА и 878 45-36АН, в том числе на западе - 1007 торпед. Мин в 1 -м мтап вообще не имелось, их получили только через несколько дней после начала войны (48 МАВ-1 и 43 АМГ-1). На аэродромах авиации Черноморского флота хранилось 40 штук АМГ-1 и МАВ-1, в течение двух недель доставили еще 80 мин этих же типов.

От первых ударов люфтваффе по советским аэродромам минно-торпедная авиация не пострадала. Но быстрое продвижение немцев на восток приковало все внимание к сухопутным фронтам. В связи с этим минноторпедные полки вынужденно использовали как обычные бомбардировщики для ударов по береговым целям. Самолеты бомбили скопления живой силы и техники противника, мосты и переправы, аэродромы, порты. 1-й мтап, например, привлекался к дневным атакам на колонны немцев, двигавшиеся по дорогам Прибалтики, а в августе-сентябре - к ночным налетам на Берлин, Штеттин, Данциг и другие города Германии. В первом случае морские летчики подменяли фронтовую авиацию, во втором - дальнебомбардировочные полки. 30 июня совершил подвш экипаж младшего лейтенанта Игашева. Горящим самолетом Игашев таранил немецкий истребитель, а затем направил его на танковую колонну. Решая несвойственные ей задачи, да еще при плохо организованном боевом обеспечении и превосходстве немцев в воздухе, морская авиация несла большие потери. За первые два месяца минно-торпедные полки на Балтике и Черном море потеряли 82 самолета, т. е. более половины своего довоенного состава.

Именно морские летчики первыми нанесли удар по столице фашистской Германии. Для этого выделили лучшие экипажи 1-го мтап под командованием Е.Н. Преображенского. 1 августа 15 ДБ-3 перебазировали на аэродром Кагул на о. Эзель, оттуда до Берлина было около семи часов лета. После предварительной разведки 8 августа все 15 бомбардировщиков отправились на Берлин. Налет оказался для немцев неожиданным - потеряли всего один самолет.

После трех вылетов к операции подключилась дальнебомбардировочная авиация. Всего до 4 сентября на Берлин сбросили 620 бомб, потеряли 18 ДБ-3, в том числе семь -уничтоженных немецкими самолетами на Кагуле. Все участники операции были награждены, пятеро стали Героями Советского Союза.

На Черном море ситуация была очень схожей. В первые дни войны морские летчики бомбили порт Констанца, нефтепромыслы в Плоешти, объекты в Сулине и Тульче. Только по Плоешти совершили 56 самолето-вылетов. Но с 20 июля все самолеты переключили на поддержку сухопутных сил.

По прямому назначению в первый год войны минно-торпедная авиация применялась мало. На Балтике единственный случай боевого вылета с торпедами имел место 12 июля 1941 г. на Балтике. Ставилась задача атаковать большой конвой (42 транспорта и 11 кораблей охранения), шедший в Ригу. Три группы самолетов (всего 24 ДБ-3) искали его, но не нашли. Лишь 13 июля конвой обнаружили на подходе к Риге. В налете участвовали 27 ДБ-3 и шесть Ар-2, но пользовались только бомбами. Потопили два транспорта и повредили восемь.

Мины использовались чаще. В ночь на 29 июня самолеты 1 -го мтап сбросили 21 МАВ-1 на подходах к Хельсинки, Пори и Котке. В июле ДБ-3 заминировали новыми АМГ-1 устье Западной Двины. В том же месяце в полк доставили 33 мины МИРАБ - донных индукционных (магнитных). Подвеска, предназначенная для МАВ-1 и АМГ -1, для них не подходила и заводская бригада смонтировала новую. В ночь на 20 июля пара самолетов выставила четыре таких мины у маяка Овизи в Рижском заливе. Дальше из-за отступления советских войск летчикам Балтики стало не до минных заграждений.

На Черном море первые случаи минных постановок также относятся к июню 1941 г. Минировались устье Дуная и подходы к Констанце. В ночь на 30 июля четверка ДБ-3 сбросила мины АМГ-1 в Тульчинский рукав Дуная. Но быстрое продвижение немецких и румынских войск привело к тому, что после окружения Одессы полеты с минами были прекращены. Из запланированных 46 мин фактически установили только 15.

В сентябре 1941 г. минно-торпедная авиация появилась на Северном флоте. С Балтики туда перевели звено ДБ-3Ф во главе с капитаном И.Я. Гарбузом. Сначала они использовались как обычные бомбардировщики, а затем как высотные торпедоносцы. До конца года сбросили 13 торпед 45-36АВА и не попали ни разу.

С весны 1942 г. возобновились минные постановки. Балтийцам поставили задачу перекрыть фарватеры, пробитые во льду на подходах к Хельсинки, повторив то, что делалось во время войны с Финляндией. Но теперь собирались сбрасывать АМГ -1. Решили проверить, что будет, если она упадет на лед. Оказалось, что мина с высоты 300 м пробивала толщу льда до 80 см и встает на заданное углубление; если же лед был мощнее, срабатывало устройство самоподрыва.

Первый боевой вылет с минами совершили 7 марта 1942 г. Хотя требовалось уложиться в полосу шириной 30-50 м - канал, пробитый ледоколом, экипажи успешно справились с задачей. ПВО финнов отвлекли одиночные бомбардировщики, атаковавшие цели в Хельсинки.

В мае-июне ДБ-3 (среди которых становилось все больше новых Ил-4) стали применять английские донные мины АМк. I и АМк. IV. Они были более совершенны, нежели МИРАБ. Заряд достигал 300 кг, а взрыватели - куда лучше советских. Сбрасывались английские мины с высоты 150-200 м. Основным недостатком являлась значительная длина - 4,2 м. Позднее поступили мины АМк. V, более компактные (около 2 м длиной), хотя имели заряд 250 кг. Ил-4 брали по одной такой мине, затем после небольших переделок - две.

После того как в июне-июле 1942 г. балтийские летчики засыпали такими минами пролив Бьерке-зунд, противнику пришлось закрыть там движение судов и пустить в ход тральщики.

На Черном море в мае самолеты 5-го мтап сбросили 25 АМГ-1 у побережья Азовского моря. Но дальнейшее отступление сорвало и эту операцию. Из-за перебазирования полка еще 25 мин установлены не были. В июле, после оставления Севастополя, в одной из бухт сбросили шесть АМк. IV. Такие же мины затем использовались у о. Бирючий, в Керченском проливе и около Феодосии. За 1942 г. на Черном море сбросили 46 мин.

Когда сошел лед, за боевую работу принялись и торпедоносцы. Но до конца года их деятельность протекала довольно вяло. 21 мая пара черноморских Ил-4 атаковала транспорт противника в районе Килийского гирла и повредила его. Чуть позже, в начале июня, начали действия и на Балтике. Два самолета (ведущим был Е.Н. Преображенский) безуспешно попытались поразить торпедами два сторожевика. Неудачу объяснили тем, что глубина хода торпед превышала осадку кораблей. Только в июле экипажи капитана Дронова и старшего лейтенанта Пяткова потопили первые два корабля противника.

На Северный флот в марте 1942 г. прибыли с Тихого океана еще шесть экипажей Ил-4 под командой Г. Д. Поповича. Эскадрилья торпедоносцев вошла в состав 2-го гв. сап. В мае доставили партию из 24 торпед 45-36АН. Первые вылеты с ними североморцы совершили 2 и 17 июля 1942 г., но успех пришел позже. 29 июля, на основании данных воздушной разведки, пара Ил-4, которую вел капитан Гарбуз, атаковала конвой противника, состоявший из двух транспортов и семи кораблей охранения. В результате попадания двух торпед большой транспорт (водоизмещением около 15000 г) затонул.

Для пополнения парка авиации ВМФ весной 1942 г. передали некоторое количество Ил-4 в варианте бомбардировщика из заказа ВВС. Ильюшинцы оперативно подготовили чертежи переделки их в торпедоносцы. Работу вел завод No. 81. К 22 мая он уже модифицировал 40 самолетов, усиливших ВВС флотов.

В ноябре 1942 г. североморцы получили английские торпедоносцы "Хэмпден" ТВ. I и получили возможность сравнить их с Ил-4. Импортные машины оказались тихоходнее и менее маневренны. Пополнившись новой техникой, организовали 24-й мтап из двух эскадрилий на "Хэмпденах" и одной на Ил-4. До конца года североморские торпедоносцы сбросили 20 торпед, но достигли всего шести попаданий.

К концу 1942 г. на западных флотах практически не осталось старых ДБ-3Т. Их вытеснили Ил-4. Поскольку торпедоносцы отличались от бомбардировщиков фактически только торпедной балкой, то они претерпели все те же изменения, что и остальные серийные машины завода No. 126. Кроме того, морской авиации передавали самолеты ВВС и АДД, как новые, так и бывшие в употреблении. Забегая вперед, надо сказать, что всего за войну от промышленности моряки получили 176 ДБ-3Ф/Ил-4, а еще 114 бомбардировщиков были приняты от сухопутных летчиков. 70 из них переоборудовали в торпедоносцы, а остальные эксплуатировали в первозданном виде.

Поскольку внутренний объем бомбоотсека на торпедоносцах не использовался, иногда туда ставили дополнительный бензобак. С октября 1942 г. их стали ставить в 5-м мтап. Там же дополняли вооружение Ил-4 реактивными снарядами РС-82.

Так что специфика совершенствования морских Ил-4 (иногда их именуют Ил-4Т) заключалась в основном в совершенствовании их вооружения - авиамин и торпед. На торпедах для низкого торпедометания появились стабилизаторы. Они были двух видов: перистые Сагайдука, применявшиеся на Черном море, и цилиндрические АН-42, спроектированные в НИМТИ и использовавшиеся на севере и на Балтике. В декабре 1942 г. приняли на вооружение новые отечественные неконтактные донные мины АМД-500 и АМД-1000 весом соответственно 500 и 1000 кг.

Для повышения эффективности торпедометания дистанцию сброса сократили до минимума - 400-800 м.

С конца 1942 г. в морскую авиацию стали поступать американские бомбардировщики А-20, которые у нас переделывались в торпедоносцы. Вот они стали серьезными соперниками Ил-4, превосходя по скорости, маневренности, оборонительному вооружению. На эти машины постепенно начали переходить полки на Балтийском и Северном флоте. Однако Ил-4 не были заменены полностью. На 1 января 1944 г. в строю на западных флотах находились 58 ДБ-3/Ил-4 и 55А-20. Я не случайно упомянул ДБ-3 - на Балтике еще летали три старых машины. В 1943-45 годах Ил-4 вносил немалый вклад в войну на море.

Интенсивность торпедных атак и минных постановок постоянно возрастала. Проводились крупные комбинированные операции с участием различных родов авиации. Пример таковой можно считать налет на Констанцу 20 августа 1944 г., когда совместно действовали истребители, бомбардировщики, торпедоносцы и штурмовики. Из состава 5-го мтап были привлечены 14 Ил-4. Противник понес большие потери.

Таким образом действовали и по кораблям в море. 24 апреля 1944 г. там же, на Черном море, удар по конвою нанесли 11 Ил-4 с торпедами, 10 "Бостонов" (А-20), 12 Ил-2, три Пе-2 и 12 истребителей. Летчики потопили лихтер "Лео", повредили транспорт "Данубице" водоизмещением 2000 т.

Известен даже случай атаки специфически морским оружием цели на суше. Потребовалось взорвать находившуюся в тылу у немцев плотину ГЭС "Свирь-3". Совместными усилиями топмачтовиков A-20G, Ил-4 с морскими минами и штурмовиков Ил-2, подавлявших зенитные батареи, она была разрушена.

В 1943-44 годах на Черноморском и Северном флотах Ил-4 пытались использовать и как патрульный противолодочный самолет с бомбами ПЛАБ-100, но эффективность таких действий была невелика.

Важной новинкой, внедренной на морских Ил-4, стали бортовые радиолокаторы. В 1943 г. НИИ радиопромышленности создал РЛС "Гнейс-2М", специально предназначенную для поиска целей на море. Плоская передающая антенна располагалась на месте носового пулемета, приемные, напоминавшие внешне лестницы, размещались по бортам фюзеляжа. Оператор сидел на месте стрелка-радиста. Испытания станции проходили осенью 1943 г. на Каспийском море. РЛС создавала массу проблем штурману, поскольку помехи от нее воздействовали на многие приборы. В мае следующего года испытания продолжили на одном из самолетов 5-го гв. мтап (принадлежавшем известному летчику В.И. Минакову). Первый вылет с РЛС состоялся 20 мая. Антенная система уменьшала скорость примерно на 20 км/ч и несколько ухудшила маневренность. Первый ночной поиск имел место 6 июня. Но нашли лишь несколько рыболовецких судов у румынского берега, на которые не стоило тратить торпеду. И все последующие боевые вылеты с РЛС закончились безрезультатно. На Балтике такие же радары ставили на А-20, их применение было более удачным.

После объявления войны Японии довелось принять участие в боевых операциях и летчикам Тихоокеанского флота. На Дальнем Востоке, далеком от громыхавшего на западе фронта, минно-торпедные полки до лета 1945 г. летали на Ил-4 и старых ДБ-3Т; последних было до трех четвертей парка (имелось 25 Ил-4 и 68 ДБ-3Т). В июле начали поступать американские A-20G и А-20Н, но их к началу кампании освоить не успели.

Первый вылет на "свободную охоту" состоялся 9 августа. Два торпедоносца из 49-го мтап вернулись безрезультатно. На следующий день четыре самолета атаковали транспорт в Японском море (севернее мыса Казакова), но все торпеды прошли мимо. Всего тихоокеанцы за кампанию сбросили 52 торпеды, и потопили всего пять транспортов и один боевой корабль. В целом экипажи были подготовлены достаточно хорошо. Неудачи объяснялись отсутствием у летчиков боевого опыта (при наличии такового в избытке у противника), переоценкой возможностей ПВО японских кораблей, неумелой организацией атак, недостаточной разведывательной информацией.

Самолеты минно-торпедных полков использовались и как обычные бомбардировщики против сухопутных целей. 15 августа 11 ДБ-3 из 52-го мтап бомбили станцию Ко-мусан. Их обстреляли зенитки, а затем атаковал японский истребитель, но его сбил Як-9 из состава эскорта. 18 августа 44 торпедоносца из двух полков участвовали в налете на железнодорожный узел Кисею.

На Тихоокеанском флоте имелись и ДБ-3 - разведчики. 10 машин входили в состав 50-го разведывательного полка.

До самого конца Отечественной войны Ил-4 оставался самым массовым типом торпедоносца. Более того, к концу войны соотношение между А-20 и Ил-4 стало меняться в пользу последних. Исключением стал лишь Тихоокеанский флот, где старые ДБ-3 уступили место американским машинам.




 ЛТХ:
Модификация   Ил-4Т
Размах крыла, м   21.44
Длина, м   14.76
Высота, м   4.10
Площадь крыла, м2   66.70
Масса, кг  
  пустого самолета   5800
  нормальная взлетная   11570
Тип двигателя   2 ПД М-88Б
Мощность, л.с.   2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч   430
Крейсерская скорость , км/ч   406
Практическая дальность, км   3800
Максимальная скороподъемность, м/мин   1140
Практический потолок, м   9700
Экипаж, чел   3-4
Вооружение:   один 12.7-мм пулемет БТ, 2 7.62-мм пулемета ШКАС
  одна-две 940-кг торпеды 45-36-АВ или -АН


 Доп. информация :


  Статья "Действия советских торпедоносцев"
  Фотографии:

 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
  Ил-4Т с подвешенной ротативно-рассеивающей бомбой РРАБ-500
 Ил-4Т с торпедой 45-36АВ
 Ил-4Т с подвешенной донной миной АМГ-1
 Ил-4Т с подвешенной донной миной АМГ-1
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Ил-4Т
 Мину АМГ-1 подкатывают к Ил-4Т
 Донная мина АМГ-1 под фюзеляжем АМГ-1

 Схемы:

 Ил-4Т
 Ил-4Т

  Варианты окраски:

 Ил-4Т   4 МТАП
 Ил-4Т   1 гв МТАП КБФ

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Ил-4 : Воздушные крейсера Сталина
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
РусАвиа. Ю.А. Егоров. Самолеты ОКБ С.В. Ильюшина
Авиация и Время 1998-01. Иван Родионов, Андрей Совенко. Ил-4 : так было
История Авиации 2001-03-04. Владимир Котельников. "Незаконнорожденный" бомбардировщик
Авиация и Космонавтика 2014-06. Е.С. Черников. Бомбардировщики ОКБ С.В.Ильюшина
Интервестник. Николай Валуев. След в небе : История Иркутского авиационного завода от Антонова до Яковлева
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Midland. Yefim Gordon, Dmitriy Komissarov, Sergey Komissarov. OKB Ilyushin
Squadron/Signal 1192. Hans-Heiri Stapfer. Ilyusin Il-4
Midland. Yefim Gordon, Dmitri Khazanov, Alexander Medved. Soviet Combat Aircraft of the Second World War
Le Fana de l'Aviation 1996-03-04. Konstantin Kosminkov. DB-3/Il-4 le premier bombardier de Serguei Iliouchine
Flieger Revue Extra 94. Rainer Gopfert. Iljuschin DB-3/Il-4 : wichtigster sowjetischer Bomber im Zweiten Weltkrieg
Flieger Revue Extra 95. Rainer Gopfert. Sowjetische Seeflieger im Zweiten Weltkrieg uber der Ostsee
Flieger Revue Extra 97. Rainer Gopfert. Sowjetische Seeflieger im Zweiten Weltkrieg uber dem Nordmeer
Flieger Revue Extra 98. Rainer Gopfert. Die Bomben- und Torpedoflieger der Schwarzmeerflote
Air International 1986-02-03. From DB-3 to Il-4... The Soviet Long-range Backbone


Уголок неба. 2025 



 

  Реклама: