Уголок неба ¦ Yokosuka H5Y

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   H5Y
       
Разработчик: Yokosuka
Страна: Япония
Первый полет: 1936
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


В феврале 1934 года Штаб Императорского флота Kaigun Koku Hombu разработал спецификацию 9-Shi на летающую лодку среднего радиуса действия, призванную заменить в частях только что принятую на вооружение летающую лодку Hiro H4H и, одновременно на тяжелую дальнюю летающую лодку, проекты которой с 1933 года разрабатываемые на фирме Kawanishi. Два проекта лодок должны были дополнять друг друга. И если тяжелая 4-моторная летающая лодка, разработанная на Kawanishi, Н6К "Mavis" получилась чрезвычайно полезной и удачной, то со вторым проектом, летающей лодки среднего радиуса действия все обстояло не столь хорошо.

Дело в том, что долгое время не могли выбрать исполнителя заказа. Логика подсказывала, что разумно было бы разместить заказ на 11-м арсенале флота Хиро, однако на момент начала работ было принято решение передать функции разработки новых машин материнской компании - 1-му арсеналу флота Kugisho, более известному на западе, как Yokosuka по городу, где этот арсенал был расположен. Поэтому заказ формально был размещен именно на Йокосука, хотя формально его вел тот же конструкторский коллектив во главе с лейтенант-коммандером Jun Okamura. В связи с переездом КБ арсенала Хиро, начало работ затянулось. А между тем, требования предъявляемые к данному проекты были достаточно высоки. Так, максимальная скорость в спецификации задавалась 463 км/ч, а дальность полета должна была достигать 7200 км (или 3700 км с бомбовой нагрузкой в полтонны). Вооружение должно было состоять из 20-мм пушки и четырех 7.7-мм пулеметов, а максимальная бомбовая нагрузка -1600 кг или две авиационные торпеды. При двухмоторной компоновке, заданной флотом, такие данные для середины 30-х годов выглядела просто нереальной, и тем не менее Jun Okamura взялся за работу.

Компоновкой проект летающей лодки Окамуры повторял проект Kawanishi, Н6К Тип 97, разрабатываемый параллельно. Двухреданный фюзеляж-лодка, изящной изогнутой формы, крыло-парасоль, вынесенное на подкосах и два новейших 14-цилиндровых радиальных двигателя Mitsubishi Shintsen 21 мощностью по 1200 л.с., компактно размещенных на крыле максимально близко друг к другу.

Проект летающей лодки, получившей позднее обозначение Н5Y1 или Тип 99 модель 11 был готов в конце 1935 года, а в конце 1936 года на 11-м арсенале в Хиро были изготовлены два прототипа. Испытания их были откровенно разочаровывающими. Двух 1200-сильных моторов оказалось откровенно недостаточно для тяжелой машины. Испытания проходили весь 1937 и 38 годы. Пришлось максимально облегчить самолет, но мощности все равно не хватало и все изменения не принесли заметного улучшения летных данных. Более мощных двигателей на тот момент в Японии просто не было.

Поскольку альтернативы все равно не было, в 1938 году флот скрепя сердце выдал заказ на серию усовершенствованных лодок Н5Y2 или Тип 99 Модель 12.

В попытке облегчить машину вооружение было значительно ослаблено по сравнению с требованием спецификации и состояло лишь из двух 7.7-мм пулеметов. Один из них располагался в застекленной хвостовой турели. Второй пулемет располагался в носовой кабине и огонь из него мог вестись из бортовых окон или верхнего люка, расположенного перед кабиной экипажа, в которой располагались два пилота, бомбардир и радист. Иногда в состав вооружения включался еще и третий переносной пулемет, располагавшийся в кабине экипажа. Огонь из него мог вести любой из свободных членов экипажа через окна в фонаре. Бомбовая нагрузка состояла лишь из двух 250-кг бомб на внешней подвеске под крылом.

Выпуск летающих лодок Тип 99 ограничился лишь 16 экземплярами, выпущенными на 1-м Арсенале Йокосука и двумя на заводе Каваниши в Наруо и двух прототипов, изготовленных на Хиро. В 1940 году выпуск был прекращен. Стоимость Н5Y оказалась слишком высока, летные данные откровенно разочаровывающими, а со всеми задачами, которые предполагалось решать новой летающей лодке прекрасно справлялась 4-моторная Н6К фирмы Каваниши.

Эксплуатация летающих лодок тип 99 оказалась столь же невыразительной, как и ее данные. Большая часть выпущенных самолетов этого типа поступила на вооружение Yokohama kōkūtai, где они служили вместе со старыми летающими лодками Hiro H4H вплоть до декабря 1941 года в качестве патрульно-противолодочных. Экипажы встретили новую матчасть без энтузиазма и к началу боевых действий на Тихом океане с удовльствием пересели на 4-моторные Н6К. К этому времени два Н5Y были потеряны в авариях. Союзная разведка считала, что парк летающих лодок H5Y в составе японского флота значительно больше, и присвоила ему кодовое обозначение "Cherry". Свидетельств боевого применения летающих лодок этого типа практически нет. Едва ли они вообще вступали в боевые столкновения с союзниками. По крайней мере один "Cherry" был передан Центральной Метеорологической Обсерватории в Йокогаме, получил гражданский номер J-AAMG CS-102 и служил вплоть до конца 1942 года в качестве разведчика погоды. Еще четыре служили транспортными самолетами в интересах Yokohama kōkūtai, судьба остальных неизвестна. Вероятно в 1943 году ни одной "Cherry" "на ходу" уже не осталось.

(c) Евгений Аранов



 ЛТХ:
Модификация   H5Y1
Размах крыла, м   31.57
Длина, м   20.52
Высота, м  
Площадь крыла, м2   107.70
Масса, кг  
   пустого   7070
   взлетная   12500
Тип двигателя   2 ПД Mitsubishi MK1A Shinten
Мощность, л.с.   2 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   305
Крейсерская скорость , км/ч   235
Практическая дальность, км   4700
Скороподъемность, м/мин   125
Практический потолок, м   5200
Экипаж, чел   6
Вооружение:   два-три 7.7-мм пулемета
  500 кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Yokosuka H5Y1"
  Фотографии:

 H5Y1
 H5Y1
 H5Y1
 H5Y1
 H5Y1
 H5Y1
 H5Y1
 H5Y1

  Схемы:

 H5Y1

  Варианты окраски:

 H5Y1

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Предвоенные летающие лодки Японии
Владимир Котельников. Гидросамолеты Второй мировой войны
Андрей Крумкач. Многоцелевая \ патрульная летающая лодка Yokosuka H5Y
Rene J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific War
Shuppan Kyodo. Encyclopedia of Japanese aircraft
BurinDo. Japanese Military Aircraft Illustrated
L+K 2015-04. Miroslav Balous. Yokosuka H5Y1 (Cherry)


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: