Уголок неба ¦ Morane-Saulnier MS.230

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   MS.230
       
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Двухместный учебно-тренировочный самолет Morane-Saulnier M.S.230 категории Et.2 для промежуточной подготовки был наиболее востребованным французским самолетом этого класса в межвоенные годы. Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух в феврале 1929 г. и представлял собой прочный подкосный моноплан схемы парасоль с фюзеляжем круглого поперечного сечения и ширококолейным шасси с раздельными стойками. Ученик размещался в открытой кабине под вырезом в задней кромке крыла, а инструктор сразу позади него.

За первоначальным заказом на 500 машин для Военно-воздушных сил Франции последовали новые военные контракты плюс заказы от французских ВМС, гражданских летных школ и частных лиц. Экспортные варианты M.S.233 и M.S.236 строились компаниями OGMA (Португалия) и SABCA (Бельгия) соответственно. Самолет, кроме учебно-тренировочных, выполнял многие другие задачи, включавшие связь, наблюдение, стрелковую подготовку, буксировку мишеней и планеров, а также высший пилотаж.







 Модификации :
MS.229

 два экземпляра, построенные в 1931г. для швейцарских Военно-воздушных сил; аналогичны самолетам M.S.230, но с V-образными 8-цилиндровыми двигателями Hispano-Suiza 8Ac. Один из них был переделан в 1932г. под звездообразный двигатель Wright 9Qa.

MS.230

 построено свыше 1100 самолетов; будучи главным учебно-тренировочным самолетом Военно-воздушных сил Франции, эти аппараты использовались также ВМС этой страны и большим числом хорошо известных частных пилотов; одна машина летала с двигателем Lоrraine 9Nb Algol Junior.

MS.231

 шесть самолетов, построенных в 1930 году с двигателем Lоrraine 7Mb мощностью 240 л.с.

MS.232

 экспериментальный вариант с дизельным мотором Clerget 9Ca мощностью 200 л.с.

MS.233

 оснащенные двигателями Gnome-Rhone 5Ba или 5Bc мощностью 230 л.с. Шесть самолетов были построены во Франции и 16 по лицензии в Португалии.

MS.234

 оснащен двигателем Hispano-Suiza 9Qa мощностью 250л.с. Построено два самолета.

MS.234/2

 переделан из гоночного варианта M.S.130, имел двигатель Hispano-Suiza 9Qb мощностью 230л.с. с капотом NACA; в 1933г. оснащен мотором 9Qa, после чего получил обозначение M.S.234 No. 2.

MS.235

 единственный экземпляр летал в 1930г. с двигателем Gnome-Rhone 7Kb мощностью 300 л.с..

MS.235H  поплавковый вариант M.S.235.
MS.236

 девятнадцать самолетов, построенных бельгийской компанией SABCA. Были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Lynx 4C мощностью 215 л.с. Первый самолет поднялся в воздух в июле 1932 года.

MS.237

 пять машин, построенных для частных лиц; оснащены двигателями Salmson 9Aba мощностью 280 л.с. Первый аппарат появился в 1934г.




 ЛТХ:
Модификация   MS.230
Размах крыла, м   10.70
Длина, м   6.98
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   19.70
Масса, кг  
  пустого самолета   829
  нормальная взлетная   1150
Тип двигателя   1 ПД Salmson 9Ab
Мощность, л.с.   1 х 230
Максимальная скорость, км/ч   200
Крейсерская скорость, км/ч   168
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин   287
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "Morane-Saulnier MS.230"
  Фотографии:

 MS.229
 MS.229
 MS.229
 MS.230
 MS. 230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230
 MS.230 использовавшийся Люфтваффе
 MS.230 использовавшийся Люфтваффе
 MS.231 (c) Jacques Moulin, aviafrance.com
 MS.232 (c) Jacques Moulin, aviafrance.com
 MS.233
 MS.233 республиканцев
 MS.234 на испытаниях
  MS.234
 MS.234
 MS.234 на испытаниях в США
 MS.235 (c) Jacques Moulin, aviafrance.com
  Бельгийский MS.236
 Бельгийский MS.236
 Бельгийский MS.236
 Кабина пилота MS.230

  Схемы:

 MS.230

  Варианты окраски:

 MS.230 (c) R. Barraza
 MS.230 использовавшийся Люфтваффе (c) P.-A. Tilley
 MS.230
 MS.233 республиканцев
 MS.236

  



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane-Saulnier MS-230-237
Le Fana de l'Aviation 1999-12. Alain Pelletier. Les Morane de l'Oncle Sam
Le Fana de l'Aviation 2021-09. Bernard Bombeau, Jean Grandbesancon. La "promo" des oublies
Air Enthusiast 1972-08. Hon Patrick Linsday. Gallic verve - vintage style
Air Enthusiast 1998-01. Dott Riccardo Niccoli. Atlantic Sentinels
Aero Journal 2001-04-05. Juan Arraez Cerda. Les ecoles de pilotage republicaines
Avions Hors-Serie 41. Philippe Ricco. Les avions francais aux couleurs allemandes
Classic Aircraft 2012-02. David Halford. The magic of Morane-Saulnier
L'Aeronautique 1930-08. La Coupe Michelin
L'Aeronautique 1931-08. La Coupe Michelin 1931
L'Aeronautique 1932-12. Morane-Saulnier Avion de transition et d'acrobatie, type 230
Pionniers 1971-04-15. Morane-Saulnier 230
Belgian-wings.be. Morane Saulnier MS230 / MS236
Old.hermannkeist.ch. Morane Saulnier MS-229 E t2
L+K 2020-01. Jan Mace. Morane-Saulnier M.S.230


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: