Реклама...

    


 
 
главная планеры
   SZD 41 Jantar Standard
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1973
Тип: Спортивный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


SZD 41A Jantar Standard – спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus. В Польше сравнительно поздно появилась полностью стеклопластиковая конструкция, первым SZD в этой категории был прототип Открытого Класса SZD-38 Jantar-1, одноместный планер с размахом крыльев 19м, разработанный Адамом Курбиелем (Adam Kurbiel). 

Это происходило когда В. Окармус (W. Okarmus) разрабатывал SZD-41A Jantar Standard, который имел тот же фюзеляж и хвостовое оперение, что и Jantar-1, но у него были новые свободнонесущие крылья (среднеплан) с размахом 15м, разработанные по требованиям Стандартного класса. SZD-41A выполнил первый полет 3-го Октября 1973 года, (пилот A. Zientek) и Польская команда летавшая на этих планерах на чемпионате мира 1974 года в Вайкери (Waikerie), Австралия, заняла 3-е и 7-е места в Стандартном Классе, в 1976 году на чемпионате мира в Рейскале (Rayskala), Финляндия, SZD-41 -е заняли 4-е, 6-е и 18-е места. В целом до начала 1980 года, было построено 160 Jantar Standards, которые экспортировались в 18 стран, включая обе Германии (Восточную и Западную), США и Советский Союз. 

Крылья с однолонжеронной безнервюрной конструкцией с пенопластовым наполнением в оболочке в виде сендвича стекловолокно/эпоксидная смола; без закрылков и с аэродинамическими тормозами сверху и снизу каждого крыла. Водобалласт 80 кг (позже емкость баков водобалласта была увеличена до 100 кг). Фюзеляж полностью стеклопластиково-эпоксидный, в средней части имеется ферма из стальных труб, к которой монтируются крылья и одноколесное шасси. Свободнонесущее Т-образное хвостовое оперение так же из стекловолокна и эпоксидной смолы, руль высоты с пружинным триммером. Имеется убирающееся шасси с дисковыми тормозами и неподвижное хвостовое колесо. Система колесного тормоза соединена с ручкой привода аэродинамических тормозов, т.е. как только начинают выпускаться интерцепторы, начинает затормаживаться колесо. Пилот находится в полу-лежачем положении, под подогнанным в плотную фонарем из двух частей, у которого передняя половина неподвижная, а задняя часть - подвижная для посадки и покидания планера. 

Примечание источника: 

Описанная конструкция широко применялась уже в то время и продолжает применяться в настоящее время, поэтому такое описание без указания цифр может быть применена практически ко всем современным планерам, разница между планерами разработанными 20 лет назад и сейчас в основном в используемых материалах. Сейчас это уже меньше стекловолокно и эпоксидная смола, а в основном углепластик и кевлар. Так же часто вызывает вопрос, что на один и тот же планер у разных источников разные характеристики, с этим как и во всей авиации от серии к серии могут вносится изменения и доработки, меняющие характеристики.







 ЛТХ:
Модификация   Jantar Standard
Размах крыла, м   15.00
Длина, м   7.20
Высота, м   1.60
Масса, кг  
  пустого   244
  водобалласта   100
  минимальная, в кабине   65
  максимальная, в кабине   110
  максимальная взлетная   460
МАК без водобалласта   38
Скорость МАК без водобалласта, км/ч   92
МАК с водобалластом   38
Скорость МАК с водобалластом, км/ч   105.4
Мин. снижение без водобалласта, м/ч   0.6
Скорость мин. снижения (экон.) без водобалласта, км/ч   75
Мин. снижение с водобалластом, м/с   0.69
Скорость мин. снижения (экон.) с водобалластом, км/ч   86
Мин. скорость полета (эвол.) без водобалласта, км/ч   68
Мин. скорость полета (эвол.) с водобалластом, км/ч   80
Максимально-допустимая скорость, км/ч   245
Допустимые перегрузки (+/-)  
  без вобобаласта   5.3/2.65
  с водобалластом   4.14/2.5
Разрушающая перегрузка(+/-)   7.95/3.98
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SZD-41A (c) Rimantas Janonis
 SZD-41A (c) Ferenc Kolos
 SZD-41A (c) Aleksander Lorenz
 SZD-41A (c) Tomislav Muic
 Кабина SZD-41A (c) Aleksander Lorenz

 



 

Список источников:

Кирилл Сорокин. SZD 41


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: