Реклама...

    


 
главная планеры
   MXY.5 Kugisho
       
Разработчик: Yokosuka
Страна: Япония
Первый полет: 1942
Тип: Транспортно-десантный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


10 мая 1940 года - в день начала немецкого наступления в Западной Европе - военно-воздушные силы нацистской Германии своей неожиданной операцией удивили всех в Мире: как своих союзников, так и, главным образом, своих противников. Впервые в истории была осуществлена крупная воздушно-десантная операция с применением грузовых планеров, ведомых к цели самолетами-буксировщиками. Операция, направленная на завоевание бельгийской крепости Эбен-Эмаэль (Eben-Emael), прошла очень быстро и была безоговорочно успешной. Вскоре союзники (и не только они) начали на удивление спокойно и быстро организовывать свои собственные планерные воздушно-десантные подразделения и строить необходимые для этого машины. Операция по захвату крепости Эбен-Эмаэль привлекла внимание японских армии и флота, которые разрабатывали планы оккупации крупных районов азиатского и тихоокеанского регионов и у которых для транспортировки сил вторжения (войск, техники, оборудования и припасов) были в наличии только корабли Императорского флота - медленные, долгоидущие и, следовательно, слишком уязвимые.

Уже летом 1940 года и армейский, и военно-морской штабы выпустили спецификации для проектирования и строительства подходящих грузовых планеров. Создание этих планеров имело особую важность, так как вместимость оборудованных моторами транспортных самолетов была ограничена их количеством. Машин было очень мало. Крупнейшим из них был Showa/Nakajima L2D (изготавливавшийся по лицензии американский Douglas DC-3), однако большинство транспортных машин были менее вместительными. Реквизиции самолетов гражданских авиакомпаний также не смогли бы исправить положение.

Если Императорская армия, в конце концов, приобрела более шестиста удачных планеров Kokusai Ku-8-II и выбрала несколько прототипов, то Императорский флот сделал ставку на заказанный 1-му авиатехническому арсеналу флота (Dai-Ichi Kaigun Koku Gijutsu-sho (第一海軍航空技術廠); сокр. "Koku Gijutsu-sho" (空技廠) транспортный планер MXY5. Данный довольно передовой планер, разработанный конструктором Хируюки Ямамото (Haruyuki Yamamoto), был предназначен для перевозки пилота и одиннадцати полностью экипированных морских пехотинцев. Альтернативными нагрузками для планера могли стать разобранная гаубица или минометы. Общий вес полезной нагрузки мог достигать 800 кг.

Конструкция планера MXY5 была смешанной: основу фюзеляжа составлял прямоугольный каркас, изготовленный из сварных стальных труб и дополненный фанерными реечными стрингерами (latkovymi podelniky) и вспомогательными шпангоутами. Обшивка фюзеляжа представляла собой своего рода сэндвич из тонкой фанеры, покрытой с обеих сторон полотном. Хвостовое оперение было цельнодеревянным с полотняным покрытием отклоняющихся поверхностей. Входная дверь в грузовую кабину размещалась на левой стороне фюзеляжа под задней кромкой крыла; люк для крупногабаритных грузов размещался на его правой стороне ближе к хвосту. Сиденья перевозимых пехотинцев были расположены в два ряда - шесть справа и пять слева; они были расположены так, что пассажиры сидели друг напротив другу.

Кабина пилота была отлично оборудована и хорошо остеклена; фонарь кабины имел сдвижную часть. Обзор вниз обеспечивался окнами, расположенными в нижней плоскости носовой части планера. В дополнение к основному оборудованию приборной панели пилот имел доступ к телефонной связи с самолетом-буксировщиком при помощи кабеля, добавленного к буксировочному тросу.

Крыло MXY5 было свободнонесущим и имело смешанную конструкцию: лонжерон изготавливался из листового дюралюминия, тогда как нервюры были деревянными, стрингеры и обшивка - фанерными. Навесные закрылки с механическим управлением и элероны Фрайза имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку.

Ближе к законцовкам крыла были установлены трубчатые "шпоры" U-образной формы, а у середины размаха крыла размещались выдвижные аэродинамические тормоза типа DFS.

Определенный интерес представляло шасси MXY5, состоявшее из обычных подрессоренных основных стоек и хвостового колеса, размещенных, соответственно, по сторонам фюзеляжа и в задней его части, и дополненных центральной лыжей, расположенной под передней частью фюзеляжа. Основные стойки были устроены таким образом, что во время испытательного полета и обучения посадке на лыжу они отклонялись на 90° вдоль фюзеляжа в направлении полета. Поскольку построенные, наконец, планеры MXY5 выполняли только функции обучения, то колесное шасси постоянно снималось и в эксплуатации от него избавлялись.

После подготовки авиатехническим арсеналом документации, командованием Императорского флота производство планера было передано цехам компании Nihon Hikoki KK (Nippi), Тамиока (Tamioca) [2]. Помимо первого прототипа Nippi изготовила еще восемь опытных образцов. Первый из них был завершен в декабре 1941 года и в феврале следующего года был переведен в 1-й авиатехнический арсенал для проведения испытаний на авиабазе Кагамигахара. Затем до начала 1943 года производство продолжалось умеренными темпами. Планеры в качестве учебных летали на авиабазах Кагамигахара, Кисаразу и в Исиоке.

К этому времени было принято окончательное решение командования парашютно-десантных операций Императорского флота не изготавливать предназначенные для десантирования самолеты и планеры, предоставив право проведения таких операций армейским ВВС. Однако данное решение не удовлетворяло потребности Императорского флота, и в 1944 году интерес к грузовым планерам был восстановлен. Однако, поскольку MXY5 рассматривался как легкий планер, то требовалось разработать целый арсенал вместительных машин.

Летом 1945 года был создан планер MXY5a, отличавшийся от предшественника незначительно увеличенными размерами и грузоподъемностью 1100 кг. К концу войны были построены три прототипа, которые были полностью оборудованы и оснащены легким бронированием кабины пилота. Их конструкция была упрощена: так крыло было цельнодеревянным. Однако десантные планеры MXY5 и MXY5a использовались для подготовки пилотов и в боевых действиях участия не принимали.





 ЛТХ:
Модификация   MXY.5
Размах крыла, м   18.00
Длина, м   12.50
Высота, м   4.00
Площадь крыла, м2   44.00
Масса, кг  
  пустого   1600
  максимальная   2700
Максимальная скорость букисровки,  км/ч   260
Скорость планирования, км/ч   130
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   11 десантников или 1000 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 MXY.5
 MXY.5
 MXY.5

  Схемы:

 MXY.5

  Варианты окраски:

 MXY.5

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный десантный планер Kugisho-Yokosuka MXY5
Air Enthusiast 1972-05. The Rise and Demise of a Weapon. Transport Gliders
T.Krolikowski. Yokosuka MXY-5 Kugisho
L+K 2012-08. Miroslav Balous. Kugisho-Yokosuka MXY5


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: