Реклама...

    


 
главная планеры
   HK-1
       
Разработчик: Kayaba
Страна: Япония
Первый полет: 1939
Тип: Опытный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Сиро Каяба (Shirõ Kayaba), глава одноименной компании, талантливый инженер, мечтал, что скоростной ракетный перехватчик его конструкции будет действовать против бомбардировщиков союзников примерно, как бурая олуша (カツオドリ - katsuodori) охотится на рыбу. В честь этой птицы и был назван проект. Но, как мы увидим далее, суровая реальность войны внесла свои коррективы.

Свое происхождение Kayaba Katsuodori ведет еще с 1937 года с работ японских инженеров и ученых, объединенных в исследовательскую группу компании Каяба по изучению прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Концепция прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) была запатентована в 1908 году французским инженером Рене Лори (Rene Lorin), однако в 1933 году впервые такой двигатель, получивший обозначение ГИРД-04, построил и испытал русский ученый И. А. Меркулов.

ПВРД был очень простым двигателем с минимумом движущихся деталей. Говоря простым языком, он использует воздух высокого давления, создаваемый движением самолета вперед, и заставляет проходить его в воздухозаборник. Затем воздух смешивался со сжигаемым топливом, нагревался и выбрасывался из сопла двигателя, обеспечивая, таким образом, движение вперед. В отличие от пульсирующих воздушно-реактивных двигателей в ПВРД расход топлива непрерывный. Не вдаваясь в специфику ПВРД, изменения в конструкции входа (чтобы максимизировать потребление воздуха), камеры сгорания (для обеспечения эффективной работы во время движения) и сопла (увеличение эффекта ускорения) имели значение при разработке такого двигателя. Главныс недостатком ПВРД являлось то, что на дозвуковых скоростях его характеристики оставляли желать лучшего. На скоростях ниже 612 км/ч ПВРД страдал от значительных потерь скорости и становился крайне неэффективным с точки зрения расхода топлива. Обычно прямоточному воздушно-реактивному двигателю требуется вспомогательная силовая установка для доведения самолета до скорости, на которой ПВРД может работать эффективно. Как правило эта скорость не менее 966 км/ч. После того как эта скорость была достигнута, ПВРД становится способным к самостоятельным действиям и, без регулировки подачи топлива, может разгнять самолет до скоростей намного превышающих возможности проекта справиться с высокими температурами и числами Маха.

Исследовательская группа компании Каяба по изучению ПВРД видела преимущества высокой скорости с относительно простым в изготовлении двигателем. Перед созданием своего ПВРД Kayaba Model 1 группа подготовила две экспериментальные модели. Model 1 был спроектирован на развитие скорости 900 км/ч. C имеющимся готовым двигателем все что оставалось - построить вокруг него в самолет.

Проектировать планер начал Кумазо Хино (Kumazo Hino). Хино был армейским офицером и был первым японцем, который 14 декабря 1910 года совершил первый неофициальный полет, когда случайно поднялся в воздух на выруливавшим моноплане Ганса Граде (Hans Grade). Этот самолет был приобретен в Германии. Интерес Хино к авиации привел к созданию четырех проектов самолетов: Hino No.1, No.2, No.3 и No.4 Kamikaze-go.

Однако в 1937 году Хино был вдохновлен на создание планера-бесхвостки. Проект был передан компании Kayaba Manufacturing Works (Каяба, 萱場製作所 - Kayaba Seisakusho) а затем доктору Хидемаса Кимура (Dr. Hidemasa Kimura), работавшему в Авиационном исследовательском институте Токийского Императорского Университета под руководством доктора Таичиро Огава (Dr. Taichiro Ogawa). Результатом стал HK-1. За постройку HK-1 (сокращение от Хино Кумазо) взялась компания Ito Hikoki K.K.; работы были завершены в феврале 1938 года. Это был чисто исследовательский планер для проверки концепции бесхвостки. Испытания начались в декабре 1938 года с буксировок на земле в Касима, префектура Ибараки (茨城県), а первые запуски в небо состоялись в сентябре 1939 года в Цуданума, префектура Чиба (千葉県). Испытания дали положительный результат, и IJA приявила интерес к концепции. HK-1 был приобретен Армейским научно-исследовательским авиационным институтом (陸軍航空技術研究所 - Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo, Рикугун) в апреле 1940 года для продолжения испытаний. Однако 16 апреля в ходе одного из последовавших летных испытаний летчик офицер IJA во время жесткой посадки так повредил планер, что HK-1 не подлежал восстановлению. В общей сложности HK-1 выполнил 182 полета.







 ЛТХ:
Модификация   HK-1
Размах крыла, м   10.00
Длина, м   3.50
Высота, м   1.80
Площадь крыла, м2   14.00
Масса, кг  
  пустого   120
  максимальная  
Максимальная скорость, км/ч   85
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 HK-1
 HK-1
 HK-1
 HK-1
 HK-1
 HK-1
 HK-1

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Проект перехватчика объектовой ПВО Kayaba Katsuodori
Secretprojects.co.uk. Kayaba Projects and Prototypes
www2s.biglobe.ne.jp. HK1(萱場1型無尾翼グライダー)
Aviation-history.com. Raul Colon. Kayaba HK-1 Flying Wing
E.T. Wooldridge. Winged Wonders


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: