Уголок неба ¦ МАИ, Абрамов ВА-3/48 Днепр

Реклама...

    


 
главная планеры
   ВА-3/48 Днепр
       
Разработчик: МАИ, Абрамов
Страна: СССР
Первый полет: 1950
Тип: Спортивный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1948 г., в связи с необходимостью возрождения планерного спорта и восстановления парка спортивных планеров в стране, ЦК ДОСАВ организовал конкурс на разработку спортивных планеров всех классов.

Лучшие проекты рекомендованы к производству. В классе пилотажно-тренировочных планеров был принят к постройке планер ВА-3/48 "Днепр" по проекту группы конструкторов кафедры конструкции и проектирования самолетов МАИ (руководитель проекта и главный конструктор планера В. В. Абрамов). Все проектно-конструкторские работы и статические испытания аппарата на прочность проводились в МАИ. Строились планеры на авиазаводе в Смоленске.

Конструктивно планер ВА-3/48 представлял собой свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла, удобообтекаемым фюзеляжем и одноместной кабиной закрытого типа. Конструкция цельнодеревянная, с металлическими силовыми узлами. Двухлонжеронное крыло с работающей на кручение обшивкой состояло из двух консолей, которые соединялись с фюзеляжем восемью хромансилевыми болтами. Профиль крыла типа ВА-3 (модификация профиля Р-1П) был подобран специальным образом вдоль размаха крыла, что обеспечивало затягивание срыва потока по концам крыла на больших углах атаки.

Система управления планером - обычная, смешанного типа. На верхней части крыла установлены пластинчатые интерцепторы. Хвостовое оперение - бесподкосное, классической схемы - состояло из съемного двухлонжеронного стабилизатора, обшитого фанерой, однолонжеронного руля высоты, киля, который был продолжением фюзеляжа, и руля направления с роговой аэродинамической компенсацией.

Управление планером - ручное, смешанного типа, управление рулем поворота и интерцепторами - тросовое. Приборное оборудование состояло из пяти аэронавигационных приборов и часов, посадочное устройство - из лыжи и хвостового костыля. Рессорного типа костыль изготовлен из стальных пластин. Лыжа, выполненная из соснового бруса, окованная снизу тонким стальным листом, крепилась к фюзеляжу с помощью шарнирного узла и пяти резиновых амортизирующих колец.

Фонарь кабины пилота был оборудован несложным механизмом аварийного сбрасывания, который обеспечивал безотказность срабатывания в любых аварийных ситуациях.

Сидение пилота выполнено регулируемым. Кабина оснащена стандартным пилотажно-навигационным оборудованием. Для сообщения планериста с летчиком во время буксировочного полета использовалась телефонная связь системы Назарова (линия связи - стальной трос диаметром 4 мм с вплетенным по оси центральным изолированным проводом).

Планер "Днепр" успешно прошел испытания в конце 1950 г. Заводские и государственные испытания проводились на аэродроме 3-го Московского аэроклуба.

Первый вылет на планере "Днепр" осуществил летчик-инспектор ЦК ДОСАВ В. И. Новиков. Государственные испытания проводились в ЛИИ МАП бригадой ЛИИ. Пилоты-испытатели А. Выгонов и В. Иванов.

Во время испытаний планер был оснащен контрольно-записывающей аппаратурой.

Планер "Днепр", предназначенный для тренировок спортсменов в сложных метеоусловиях, оказался вполне удачным и отвечал всем требованиям, предъявляемым к классу пилотажно-тренировочных планеров.

Размах крыла планера 13,5 м, площадь 12,26 кв.м, удлинение 14,8. Масса пустого планера 210 кг, взлетная масса 300 кг. Максимальное аэродинамическое качество планера 25 на скорости 85 км/ч. Планер ВА-3/48 "Днепр" - удачная модификация планера ВА-3 конструкции Абрамова - одного из лучших довоенных планеров.

Планер "Днепр" был выпущен малой серией на Смоленском авиазаводе и участвовал в слете планеристов в Калуге в 1951 г.

Дальнейшим развитием планера ВА-3/48 "Днепр" был рекордно-тренировочный одноместный планер ВА-3/48 "Амур", который отличался от предшественника увеличением размаха крыла до 17,1 ми меньшим миделем фюзеляжа. Достаточное аэродинамическое совершенство и увеличение удлинения крыла до 22 обеспечивало повышение расчетного аэродинамического качества до 38,7.

Конструкция планера, за исключением крыла, осталась прежней. Максимальная ширина фюзеляжа уменьшена до 600 мм. Для уменьшения высоты фюзеляжа спинка сидения пилота имела угол наклона 45°. Лыжное шасси планера заменено колесным. В носовой части фюзеляжа имелась небольшая противокапотажная лыжа.

Крыло двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане с небольшим уширением у корня. Трехсекционные элероны составляли 50% от размаха крыла. На остальной части размаха крыла с помощью направляющих и кареток установлены щелевые двухсекционные закрылки. На верхней части крыла имелись пластинчатые интерцепторы металлической конструкции с шомпольным шарниром крепления к крылу.

Планер был оснащен кислородным прибором КП-14 с часовым запасом кислорода, что обеспечивало возможность полета на высоте более 5000 м. Пилотажно-навигационное оборудование было рассчитано на длительные полеты в сложных метеоусловиях и полеты в облаках.

Проектные работы, аэродинамический расчет, расчет на прочность проводились сотрудниками кафедры конструкции и проектирования самолетов МАИ. Бригада конструкторов во главе с В. В. Абрамовым подготовила всю проектную документацию для Смоленского завода, где был выпущен предыдущий планер.



 ЛТХ:
Модификация   Днепр   Амур
Размах крыла, м   13.50   17.10
Длина, м   6.00   6.00
Удлинение   14.80   22.00
Высота, м   1.40   1.40
Площадь крыла, м   12.30   13.30
Масса, кг    
  пустого   218   300
  нормальная полетная   300  
Максимальная скорость, км/ч    
Макс. аэродинамическое качество   25   38.7
Скорость, соответствующая МАК, км/ч   85  
Экипаж, чел   1   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 В.В.Абрамов у планера Днепр

  Схемы:

 Днепр и Амур

 



 

Список источников:

Ю.В. Макаров. Летательные аппараты МАИ


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: