Уголок неба ¦ SPAD S.61

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   S.61
       
Разработчик: SPAD
Страна: Франция
Первый полет: 1923
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1922 году Андрэ Эрбемон, генеральный конструктор фирмы SPAD (Societe pour L' Aviation et Ses Derivees) входящей в концерн Societe Bleriot-Aeronautique, начал параллельно созданию истребителя SPAD S.81 проектирование истребителя SPAD S.61. Для ускорения работ при создании нового истребителя использовались некоторые части S.81. Однако сил на создания сразу двух машин не хватало и первый полет прототипа S.61-1, оснащенного двигателем Lorraine 12 Eb мощностью 450 л.с., состоялся лишь 6 ноября 1923 года. В ходе испытаний самолет прошел несколько модернизаций в результате чего был выпущен второй прототип самолета S.61-2. Этот самолет взлетевший 20 ноября 1924 года, отличался фронтальный радиатором двигателя и улучшенной видимостью из кабины пилота. В декабре этого же года самолет передали на испытания в центр Villacoublay, где он не вызвал большого интереса.

В начале 1925 года S.61-2 no.1 прошел гражданскую сертификацию и получил регистрационный номер F-AHBJ. Весной этого года он был оправлен в рекламный тур по странам Европы, в ходе которого он потерпел аварию и был восстановлен с небольшими дополнениями. 

Рекламный тур не прошел даром - заинтересованность в самолете высказали польские военные. По программе развития утвержденной генералом Владзимэжем Загорским Lotnictwo Wojskowe должно было получить 250 экземпляров самолета S.61-2. Частично заказ выполнялся французской стороной, а остальные должны были быть построены по лицензии на заводе Francopol в Okecie.

Уже в конце 1925 года первые истребители стали поступать в 1, 3 и 4 авиационный полки. Однако не все было гладко с производством самолетов в Польше. В 1926 году было построено и то не до конца всего два экземпляра, в связи с чем  заказ на строительство сначала был передан в  CWL (Centralne Warsztaty Lotnicze), а затем за дело взялась фирма  PZL (Panstowe Zoklody Lotnicze), построившая в 1928 году тридцать S.61-2.

Так же плачевно обстояли дела и с эксплуатацией. Польские летчики отзывались о S.61 как о капризном и ненадежном. В следствии этого последний самолет был снят с вооружения в 1930 году.

Так же 100 экземпляров S.61-2 были поставлены в Румынию, где состояли на вооружении в Grupul 3 Vinatoare. Фирма SET пыталась модернизировать эти машины, однако большого успеха не добилась.

В 1925 году Андрэ Эрбемон начинает строительство новой модели самолета S.61-3 для участия в конкурсе одноместных истребителей для ВВС Франции. Эта модель отличалась укороченным на 0,13 м крылом, цельнометаллическим фюзеляжем и двумя дополнительными пулеметами установленным на крыльях. Первый полет самолета состоялся 9 мая 1925 года. Результаты испытаний в Villacoublay  оказались разочаровывающими - летные характеристики нового самолета оказались ниже чем у S.61-2.

Пытаясь как-то исправить положение конструктор начинает экспериментировать с двигателями. В результате появляются сразу две новые модификации - S.61-4 с двигателем Lorraine 12Ee мощностью 480 л.с. и S.61-5 с Hispano-Suiza 12Gb мощностью 500 л.с. На последнем капитан Болеслав Сташон побил мировой рекорд скороподъемности поднявшись на высоту 6000 метров за 14 минут и 38 секунд. Единственный экземпляр S.61-4 (F-ESAU) впоследствии был продан в СССР, где получил регистрационный номер 4112.

Следующий вариант самолета представлял собой слегка видоизменный гоночный самолет S.81bis. Первый полет самолета с обозначением S.61-6a состоялся 31 марта 1925 года. А тремя месяцами позже взлетел S.61-6b с увеличенным баком и новым вертикальным оперением. На первом Жорж Пеллетье д' Уази завоевал Сoupe Michelin 1925 года, а на втором Леон Шаль взял тот же кубок в 1927 году.

В конце 1925 года Андрэ Эрбемон  взялся за создание рекордной версии самолета S.61-7. Новый самолет получил удлиненные крылья (размах - 11.72 м) и двигатель Lorraine 12Eb с турбокомпрессором Rateau, позволявшем развивать мощность до 480 л.с. Впервые поднявшись в воздух 31 марта 1926 года он использовался для побития рекорда высоты. По утверждению пилота Жана Каллизо самолет поднялся на высоту 12 442 метров, однако проверка установила, что пилот просто обманывал и рекорд не засчитали.

Восьмой вариант самолета S.61-8 представлял собой  восстановленный после аварии второй экземпляр S.61-2. На самолет сначала установили новый карбюратор Zenith, а затем и новый двигатель Hispano-Suiza 12 Hb мощностью 500 л.с. В обновленном виде самолет впервые поднялся в воздух 9 февраля 1927 года.

В 1929 году один из S.61-6 модернизировали, облегчив конструкцию и установив на него двигатель Lorraine 7Ma Mizar мощностью 230 л.с. Несмотря на недостаточную мощность двигателя самолет S.61-9 занял второе место в соревнованиях Coupe Michelin 1929 года.

В 1925 году Польское правительство заказало строительство модернизированного варианта самолета S.61-2 с двигателем Lorraine 12 Eb мощностью 450 л.с. Новый вариант самолета S.61Ses был выпущен в виде полутороплана (sesquiplan, откуда и название) в апреле 1926 года. Испытания показали, что летные характеристики нового самолета ни чуть не лучше строевых S.61 польских ВВС и работы свернули.

На этом закончилась столь разнообразная история самолета SPAD S.61.






 ЛТХ:
Модификация   S.61-2
Размах крыла, м   9.61
Длина, м   6.78
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   29.30
Масса, кг  
  пустого самолета   1055
  нормальная взлетная   1565
Тип двигателя   1 ПД Lorraine 12 Eb
Мощность, л.с.   1 х 450
Максимальная скорость , км/ч   238
Крейсерская скорость , км/ч   220
Практическая дальность, км   400
Cкороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два передних синхронных 7.7-мм пулемета Vickers (MAC)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SPAD 61/1
 SPAD 61/1
 Доработанный SPAD 61/1
 SPAD 61/2
 SPAD 61/2
 SPAD 61/2 ВВС Польши
 SPAD 61/2 ВВС Польши
 SPAD 61/2 ВВС Польши
 SPAD 61/2 ВВС Польши
 SPAD 61/2 ВВС Польши
 SPAD 61/2 ВВС Польши
 Румынский SPAD 61/2
 Румынский SPAD 61/2
 Румынский SPAD 61/2
 SPAD 61/3
 SPAD 61/3
 SPAD 61/3 на испытаниях в Виллакублэ
 SPAD 61/4
 SPAD 61/4
 SPAD 61/4
 SPAD 61/4
 SPAD 61/4 в НИИ ВВС
 SPAD 61/5
 SPAD 61/5
 SPAD 61/6b
 SPAD 61/6с
 SPAD 61/6c
 SPAD 61/6d
 SPAD 61/7
 Рекордный высотный SPAD 61

 Схемы:

  S.61/2

  Варианты окраски:

 S.61/2 3 Pulk Lotniczy ВВС Польши
 S.61/2 ВВС Румынии (c) TLM

  



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Bleriot-SPAD S.61
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SPAD S-61
Docavia 3. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Avions 120. Pierre Cortet, Christophe Cony, Les monoplace Bleriot SPAD 61
Avions 104. V. Kotelnikov, V. Kulikov, C. Cony. Les avions francais en URSS, 1921-1941
Air Magazine 21. Bartlomiej Belcarz. Le SPAD 61 en Pologne
Air Magazine 22. Dan Antoniu, George Cicos. Le SPAD 61 dans l'aviation roumaine
Aviation magazine international 1966-09-01. Les Bleriot-SPAD 61
L'Aeronautique 1924-12. Trois monoplace de chasse "Bleriot-SPAD"
L'Aeronautique 1926-01. Avion SPAD 61
L'Aeronautique 1926-06. Le record de vitesse verticale
L'Aeronautique 1926-10. Callizo monte a 12442 metres, nouveau record
L'Annee aeronautique 1924. Avion Bleriot, type Spad 61
Les Ailes. 1927-09-08. L'Avion Bleriot-SPAD, type 61
Aero Digest 1930-08. Paul E. Lamarche. French Persuit Airplanes
L'Aerounautica 1928-07. Biplano da ciccia "Spad 61"


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: