Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Air Sedan
       
Разработчик: Zerbe
Страна: США
Первый полет: 1919
Тип: Легкий транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Если самолет имеет одну линию крыла, одну поверхность для создания подъемной силы, то он называется монопланом. Если две - бипланом. Если три - трипланом. Последние две схемы имели максимальное распространение в годы Первой мировой войны, сегодня же абсолютное большинство самолетов (но, конечно, не все) имеет одну поверхность крыла. А если поверхностей больше? Если их пять, десять, пятьдесят? По отношению к "четверокрылам" иногда применяется термин "квадроплан", но более сложные конструкции объединяют под названием "мультипланы". Подобные схемы были достаточно популярны в 1900-е, в период опытного самолетостроения, когда количество безумных, неспособных взлететь конструкций превышало все возможные пределы. К 1930-м годам попытки создать удачный мультиплан постепенно сошли на нет, странные конструкции стали частью истории.

Уже в 1910-х концепция мультиплана претерпела серьезные изменения, а десятью годами позже и вовсе практически отмерла. Родоначальником мультипланов, приближенных к реальности, то есть имеющих четыре-пять уровней крыльев, а не 20-50, стал американский инженер, профессор Джеймс Зербе (James Slough Zerbe). Пять крыльев мультиплана Зербе, построенного в 1909 году, располагались… лесенкой. Самое нижнее - почти у хвостовой части, затем выше, еще выше, еще, еще, и последнее, шестое, нависало над пропеллером. Quertaplane Zerbe  так и не смог взлететь, совершав лишь небольшие подскоки.

В 1919 году профессор построил еще один мультиплан - Air Sedan. Это был первый летательный аппарат с полностью закрытой кабиной. Машина оснащенная 110-сильным французским двигателем Le Rhône 9J (иногда встречается данные о 100-сильном Gnome) мог перевозить трех пассажиров. Еще одной новинкой опередившей время было наличие у пилота  катапультирующегося сиденья (!!!).

Единственный полет на Air Sedan совершил Томом Фланнери (Tom Flannery) на поле выставочного центра округа Вашингтон в Фейетвилле, штат Арканзас.  Самолет поднялся на высоту примерно в 30 метров и пролете всего 300 метров. При посадке мультиплан получил сильные повреждения. Неудача сильно разочаровала профессора Зербе и он бросил разбитую машину уехал из Арканзаса. А через два году конструктор умер в Нью-Йорке.




 ЛТХ:
Модификация   Airsedan
Размах крыла, м  
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Топливо, л  
Тип двигателя   1 ПД Le Rhône 9J
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   до 3 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Мультиплан Зербе 1909 года
 Мультиплан Зербе 1909 года
 Мультиплан Зербе 1909 года
 Мультиплан Зербе
 Air Sedan
 Air Sedan
 Air Sedan

  



 

Список источников:

Sozero. Мультиплан: самолет с 1000 крыльев
Альтернативная История. RedStar72. Крыльями небо не испортишь
Aerofiles.com. Zerbe
Vintage Airplane 2004-01. H.G. Frautschy. Mystery Plane
Encyclopediaofarkansas.net. Zerbe Air Sedan
Ralph Simmonds. All About Airships
Littlerock.af.mil. Arkansas aviation history
1000aircraftphotos.com. No. 11245. Zerbe Air Sedan


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: