Уголок неба ¦ ООС Сталь-2

Реклама...

справка в бассейн купить
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Сталь-2
       
Разработчик: ООС
Страна: СССР
Первый полет: 1931
Тип: Пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В относительно небольших количествах на внутренних линиях страны эксплуатировался почтово-пассажирский самолет "Cтaль-2", силовая конструкция планера которого была выполнена полностью из очень тонких холоднокатанных листов высоколегированной нержавеющей стали с пределом прочности на растяжение до 120-130 кгс/мм. 

Появление этого самолета было связано с освоением в начале первой пятилетки производства нержавеюшей стали и с результатами исследовательских работ по оценке возможности применения стали в качестве основного конструкционного материала в самолето- и дирижаблестроении, что имело важное значение в начале 30-х годов из-за отсутствия в СССР в достаточном количестве алюминиевых сплавов. Предполагалось, что сварная стальная конструкция позволит упростить технологию производства самолетов и значительно увеличит срок их службы. 

Для реализации этих выводов и для оценки особенностей технического обслуживания самолетов с конструкцией из тонкостенных стальных элементов в эксплуатации в начале 1930 г. при Инспекции гражданского воздушного флота был организован Отдел опытного самолетостроения во главе с А.И.Путиловым, бывшим сотрудником АГОС ЦАГИ, длительное время работавшим под руководством А.Н.Туполева. Этому отделу было поручено создание однодвигательного стального пассажирского самолета, рассчитанного на одного летчика и четырех пассажиров, который предполагалось использовать также для аэрофотосъемки и в сельскохозяйственной авиации. Этот самолет, получивший обозначение Сталь-2, выполнялся по широко распространенной в те годы во всех странах для самолетов такого назначения схеме двухподкосного высокоплана с обычным оперением, неубирающимся шасси, с закрытыми кабинами для летчика и пассажиров. В пассажирской кабине последовательно устанавливались два двухместных дивана; на первых серийных самолетах на правом и левом бортах кабины имелись четыре входные двери - по одной на каждого пассажира, но последние серийные самолеты выпускались уже с двумя входными дверями только на левом борту фюзеляжа. За пассажирской кабиной имелось отделение для багажа, почты и грузов массой не более 80 кг. Балансировка самолета в полете обеспечивалась общепринятым в те годы средством - отклонением стабилизатора на углы от +4,3 град. до -2,12 град.. 

Силовые элементы конструкции самолета - лонжероны и стержни ферменного фюзеляжа, пояса лонжеронов и нервюр крыла - выполнялись из гофрированных стальных листов толщиной 0,1-0,6 мм, для предотвращения местной потери устойчивости очень тонкими стенками. Эти гофрированные листы с помощью сварки образовывали трубчатые элементы с довольно сложными формами поперечного сечения, значительно усложнявшими технологию их изготовления, и сборку агрегатов. В процессе изготовления деталей широко использовались различные виды сварки: точечная и роликовая контактная электросварка, автогенная сварка обычных тонкостенных стальных труб в хвостовой части фюзеляжа. Обшивка крыльев, оперения и большей части фюзеляжа была полотняной, только передняя часть фюзеляжа от двигателя до кабины летчика имела металлическую обшивку, а боковые стенки фюзеляжа от кабины летчика до багажного отделения обшивались фанерными щитками. 

В связи с новизной конструкции самолета "Сталь-2" в опытных мастерских Самолетного НИИ ГВФ строились сразу два опытных экземпляра: первый являлся технологическим макетом, на котором отрабатывались приемы изготовления сварной тонкостенной, конструкции, второй предназначался для летных испытаний. 

Первый полет опытного самолета "Сталь-2" - с импортным двигателем воздушного охлаждения Райт "Уирлвинд" мощностью 300 л. с. состоялся 11 октября 1931 г. под управлением летчика Э. И. Шварца. Самолет показал хорошие летно-технические данные, и после нескольких полетов по авиалиниям, выполненных для изучения его эксплуатационных качеств, было принято решение построить специализированный завод № 81 и начать на нем серийное производство самолетов "Сталь-2". 

Завод начал выпускать серийные самолеты с июня 1933 г.. Они оснащались отечественными двигателями воздушного охлаждения М-26 мощностью 300 л. с., и с ними самолеты "Сталь-2" с полетной массой 1910 кг имели максимальную скорость у земли 205 км/ч, а высоту 1000 м они набирали за 5 мин. С массой полезной нагрузки 730 кг, из которой 360 кг приходились на пассажиров и их багаж, дальность полета была равна 550 км при средней эксплуатационной скорости 165 км/ч и с аэронавигационным запасом топлива на полчаса. Часовой расход топлива при этом составлял 75 кг/ч; посадочная скорость этих самолетов не превышала 80 км/ч. На последних сериях этих самолетов устанавливались двигатели воздушного охлаждения МГ-31 мощностью также 300 л. с. 

Несмотря на относительно небольшой комфорт, предоставляемый пассажирам в полете, и невысокие для середины 30-х годов летно-технические данные, эти самолеты в целом как пассажирское самолеты воздушных линий небольшой протяженности себя оправдали. 

Однако не сбылись надежды на большой срок службы конструкции стальных пассажирских самолетов. Коррозия сварных точек, болтов, пистонов, растрескивание фанерной и полотняной обшивки требовали такого же регулярного ремонта стальных самолетов, как и самолетов выполненных из других конструкционных материалов. На срок службы стальных самолетов того времени влияло и их быстрое моральное устаревание. И все же самолеты "Сталь-2" и "Сталь-3" оставили заметный след в истории авиации как первые самолеты с цельностальной сварной конструкцией, доведенные до стадии серийного производства.  Как небольшой пассажирский самолет “Сталь-2” себя оправдал. Один экземпляр, снабженный щитками типа Фрайз, назывался “Сталь-2 бис”.





 ЛТХ:
Модификация   Сталь-2
Размах крыла, м   15.20
Длина самолета, м   9.74
Высота самолета, м  
Площадь крыла,м2   16.20
Масса, кг  
  пустого самолета   1120
  максимальная взлетная   1800
Тип двигателя   1 ПД МГ-31
Мощность, л.с.   1 х 300
Максимальная скорость, км/ч  
  у земли   200
  на высоте   170
Крейсерская скорость, км/ч   165
Практическая дальность, км   750
Практический потолок, м   5760
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   4 пассажира или 730 кг груза


 Доп. информация :


  Чертеж "ООС Сталь-2"
  Фотографии:

 Первый опытный экземпляр Сталь-2 с Wright J-6
 Стал-2
 Сталь-2
 Сталь-2
 Сталь-2
 Сталь-2
 Сталь-2 в Полярной авиации
 Сталь-2 в Полярной авиации
 Сталь-2 в Полярной авиации
 Сталь-2 в Полярной авиации
 Сталь-2 с Wright J-6
 Сталь-2
 Сталь-2 после установки двигателя МГ-31
 Сталь-2 после установки двигателя МГ-31
 Сталь-2

  Схемы:

 Сталь-2

  Варианты окраски:

 Сталь-2 в Полярной авиации   (c) Basil Zolotov
 Сталь-2    (c) Basil Zolotov

 



 

Список источников:

Арсенал-Коллекция 2018-10. Михаил Маслов. Стальная "Сталь"
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Авиационный форум Aviaforum.ru. Архивные фото
Техника Молодежи 1978-04.  Стальные руки - крылья
Basilzolotov.com. Aircraft illustrations by Basil Zolotov


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: