Уголок неба ¦ Rogozarski R-313

Реклама...

Макраме на елку (Гуля Маркелова) купить книгу на сайте "Читай-город"
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   R-313
       
Разработчик: Rogozarski
Страна: Югославия
Первый полет: 1939
Тип: Бомбардировщик-штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В июне 1938 года, в то время когда обстановка в Европе обострилась вследствие политического давления гитлеровской Германии, в Белграде был проведен первый международный авиасалон. Данное мероприятие должно было стать первой в череде «балканских» авиасалонов – этакого аналога парижских выставок. Однако события в Европе, последовавшие за этим авиасалоном, сделали его повторение невозможным.

Первая выставка в Белграде в полной мере отразила пик политической напряженности в мире и вызванное этим лихорадочное вооружение. Практически единственными экспонатами выставки стали военные самолеты и их вооружение. Чехословацкая авиационная промышленность была представлена только компанией Avia, но ее присутствие было ограничено только фотографиями и моделями самолетов.

Молодая и очень динамично развивавшаяся югославская авиастроительная компания использовала белградскую выставку с целью представить миру современные технические идеи в области боевой авиации, которые планировалось реализовать. В дополнение к представленному на выставке истребителю Икарус ИК-2 в Белграде были представлены модели новых и очень перспективных самолетов таких как истребитель-моноплан Икарус ИК-3, скоростной бомбардировщик-разведчик Икарус Оркан (при его разработке в качестве образца был взят неудачный итальянский боевой самолет Breda Ba-88 Lince) и двухмоторный скоростной бомбардировщик-штурмовик ZMAJ R-1.

Модель двухмоторного легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски R-313 имела для межвоенной Чехословакии особое значение. В первую очередь потому, что его силовая установка состояла из двух рядных 12-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Walter Sagitta I-SR мощностью по 500 л.с. (368 кВт) каждый. Вторая причина интереса заключалась в том, что в то же время в Чехословакии конструкторские бюро авиастроительных компаний также работали над проектами боевых самолетов и некоторые из них выбрали сходную концепцию двухмоторного самолета с двигателями относительно небольшой мощности (даже с теми же Sagitta).

В то время как чехословацкие проекты оставались на бумаге, югославская компания Рогожарски успела воплотить свой проект в металле и изготовила прототип. Производство машины было завершено осенью 1939 года и в первые недели 1940 года был передан испытательному подразделению югославских ВВС.

R-313, разработанный конструктором Симой Милутиновичем, был очень перспективным самолетом, в котором отличные аэродинамически чистые линии были объединены с замечательной технологичностью. Фюзеляж представлял собой чистый монокок с конструкцией из сэндвич-панелей (два слоя тонкой фанеры и слой липового дерева между ними). Крыло и хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку, покрытую несколькими слоями краски и отполированную до очень тонкой и блестящей поверхности.

В носовой части фюзеляжа у передней кромки крыла находилась кабина пилота, имевшего отличный обзор вперед. Пилот мог вести огонь из выступавшей из передней части фюзеляжа и стрелявшей вперед фиксированной 20-мм пушки Hispano Suiza. В выступе остекления, расположенном в верхней части фюзеляжа, находилась кабина стрелка-бомбардира, вооруженного 8-мм бельгийским пулеметом компании FN. Используя остекление в полу фюзеляжа, стрелок-бомбардир мог управлять сбросом бомбовой нагрузки, имевшей максимальную массу 400 кг и расположенной во внутрифюзеляжном отсеке.

Для выполнения основных боевых задач мощности силовой установки было недостаточно, но тем не менее, летные характеристики самолета с двигателями Sagitta и воздушными винтами Ratier были замечательными.

Весной 1940 года во время проведения государственных испытаний у земли была зафиксирована максимальная скорость 376 км/ч и 460 км/ч на большой высоте. При общей массе 4270 кг и мощности силовой установки всего 1000 л.с. (735 кВт) эти показатели были удивительными.

В компании Рогожарски планировали, что серийные самолеты получат несколько модифицированный планер и новую силовую установку из двух британских двигателей Rolls-Royce Merlin или немецких Daimler Benz DB-601. Однако начавшаяся Вторая Мировая война не позволила этим планам реализоваться.

Во время вторжения нацистской Германии в Югославию R-313 находился в составе 603-й учебной эскадрильи военно-воздушных сил и, стремясь спасти самолет от уничтожения, экипаж перегнал машину на более безопасный аэродром в Мостаре. Перед распадом югославской армии в командовании военно-воздушных сил было принято решение эвакуировать прототип в Грецию. К сожалению машина была перегружена и во время взлета у нее сломалась стойка шасси. Самолет был брошен и впоследствии уничтожен. Так закончилась история легкого бомбардировщика-штурмовика R-313, который демонстрировал относительно высокий уровень югославских авиаконструкторов и который мог стать одним из основных самолетов ВВС Югославии.





 ЛТХ:
Модификация   R-313
Размах крыла, м   13.00
Длина, м   11.00
Высота, м   2.68
Площадь крыла, м2   26.40
Масса, кг  
  пустого самолета   2950
  нормальная взлетная   4270
Тип двигателя   2 ПД Walter Sagitta I-SR
Мощность, л.с.   2 х 500
Максимальная скорость , км/ч   450
Крейсерская скорость , км/ч   376
Практическая дальность, км   1000
Скороподъемность, м/мин   500
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 20-мм пушка Oerlikon FF (HS-404) и
  один 7,92-мм (8-мм) оборонительный пулемет Browning FN
  четыре 100-кг бомбы на внутренней подвеске


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Модель R-313 
 R-313 
 R-313 
 R-313 
 R-313 
Двигатель R-313  - Walter Sagitta I-SR

  Схемы:

 R-313

  Варианты окраски:

 R-313       (c) M. Pertovic

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный легкий бомбардировщик-штурмовик Рогожарски Р-313
Андрей Крумкач. Штурмовик \ легкий бомбардировщик Rogozarski R-313
Stratus 9149. Ognjan Petrovic, Djordje Nikolic. Yugoslav Fighter Colours 1918-1941 Vol.2
Vazduhoplovnetradicijesrbije.rs. Rogozarski R-313
YUumodel.co.yu. History of Yugoslav Aviation. Rogozarski R-313
L+K 1979-06. Vaclav Nemecek. Rogozarski R-313


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: