Уголок неба ¦ Hannover CL.II(V)

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Hannover CL.II(IV)
       
Разработчик: Hannover
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель сопровождения и ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1915 г. компания "Ганноверше Ваггонфабрик" (Hannoversche Waggonfabrik AG), специализировавшаяся на производстве железнодорожного подвижного состава, по предложению Министерства авиации организовала в Ганновере самолетостроительное отделение и приступила к выпуску лицензионных самолетов Авиатик С I и Румплер С Ia, a позже - Хальберштадт 1) II. Накопленный опыт позволил главному конструктору фирмы, известному немецкому авиатору Герману Дорнеру в начале 1917 г. разработать свою концепцию самолета сопровождения бомбардировщиков и взаимодействия с наземными войсками. Прототип новой машины совершил первый полет 21 июля 1917 г.

Самолет, получивший обозначение Ганновер CL II, представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой. В качестве силовой установки использовался рядный двигатель Аргус As.III. Создатели машины стремились добиться максимально возможной для биплана зоны обстрела турельной установки. Для этого вертикальное хвостовой оперение было сделано минимальной площади, а горизонтальное, с целью уменьшения размаха, выполнено бипланным.

Верхнее крыло было опущено почти до фюзеляжа. Пулемет устанавливался на высокой стойке, закрепленной на подвижном кольце турели, и мог вести огонь поверх крыла. Скосы фюзеляжа в верхней носовой части и низкое верхнее крыло давали летчику достаточный обзор и на взлетно-посадочных режимах, и во время полета. Самолет показал хорошие летно-тактические данные, был очень маневренным, имел прочную конструкцию и мог вести воздушные бои с истребителями. В августе 1917 г. военное командование заказало 200 экземпляров, а через месяц - еще 300. Первые машины прибыли на фронт в октябре 1917 г. и сразу завоевали огромную популярность у экипажей. На начальном этапе самолеты преимущественно использовались для сопровождения разведчиков и бомбардировщиков. Компактная компоновочная схема машины часто вводила в заблуждение летчиков-истребителей противника, которые были уверены, что вступают в бой с одноместным немецким истребителем. Огонь стрелка был для них полной неожиданностью.

Среди всех двухместных машин первой мировой войны самолеты Ганновер CL II имели наименьший процент потерь и наибольший процент побед (относительно боевых самолето-вылетов). Известен случай, когда экипаж CL II в составе пилота сержанта Бауэра и летчика-наблюдателя лейтенанта Хенгла сбил в одном бою 4 (из 10 атаковавших) истребителя SPAD XIII, а после продолжил корректирование огня немецкой артиллерии.

С февраля 1918 г. к производству самолетов была подключена компания "LFG Роланд". Изготовленные этой фирмой машины имели обозначение Ганновер CL II (Rol.). Всего было построено 433 экземпляра CL II.

В ходе серийного выпуска самолет неоднократно модернизировался. Так, Ганновер CL III был оснащен двигателем Мерседес D.III (160 л. с.) и отличался крыльями с небольшой стреловидностью и увеличенной площадью элеронов. Верхнее крыло было незначительно приподнято над фюзеляжем. Одновременно убрали стойки бипланного стабилизатора. Эти изменения были внесены в конструкцию самолета в ответ на критику со стороны экипажей на недостаточную скорость крена. Этот параметр был особенно важен для версии штурмовика, работавшего на предельно низких высотах. В 1918 г. с двигателем D.III было изготовлено 80 машин.

Затем на самолеты вновь стали устанавливать Аргус As.III (CL IIIa 611 экземпляров), так как "мерседесами" стали комплектовать только истребители. Испытывались опытные модификации CL IIIb с двигателем NAG (190 л. с.) и CL IIIc с новой бипланной коробкой.



     



 Модификации :

 CL.II

 первоначальный серийный вариант.

 СL.IIa

 обозначение самолетов CL.II, выпускавшихся по субдоговору компанией Luftfahrtzeug Gesellschaft GmbH. 

 CL.III

 вариант самолета с двигателем Mercedes D.III

 CL.IIIa

 вариант самолета с двигателем Arsus As.III

 CL.IIIb

 переобозначение одного самолета CL.III после установки на него для испытаний двигателя NAG мощностью 190 л.с. 

 CL.IIIc

 обозначение экспериментального варианта модели СL.III с двухстоечным крылом.

 СL.IV

 вариант самолета с двигателем Maybach

 СL.V  уменьшенный вариант с двигателем BMW IIIa



 ЛТХ:
Модификация   CL.II   CL.IIIa
Размах крыла, м   11.95   11.70
Длина, м   7.80   7.80
Высота, м   2.75   2.80
Площадь крыла, м2   33.80   32.70
Масса, кг    
  пустого самолета   750   780
  нормальная взлетная   1110   1120
Тип двигателя   1 ПД Argus As III   1 ПД Argus As III
Мощность, л.с.   1 х 180   1 х 180
Максимальная скорость , км/ч   165   165
Крейсерская скорость , км/ч   141   141
Продолжительность полета, ч.мин   3.30   3.00
Максимальная скороподъемность, м/мин    
Практический потолок, м   7500   7500
Экипаж, чел   2   2
    один передний 7.92-мм пулемет LMG 08/15 и
  один-два 7.92-мм пулемет Parabellum на вращающемся кольцевом креплении в задней кабине.


 Доп. информация :


 Чертеж "
Hannover CL.II"
 Фотографии:

 Прототип CL.II
 CL.II
 CL.II
 CL.II ВВС Польши
 CL.II
 CL.II
 CL.II
 CL.II
 CL.II (Rol)  выпущенный на фабрике LFG Roland
 CL.III
 CL.III
 CL.III
 CL.III
 CL.IIIa
 CL.IIIa
 CL.IIIa
 CL.IIIa
 CL.IIIa
 CL.IIIc
 CL.IV
 CL.IV
 CL.IV
 CL.IV
 CL.IV

  Схемы:

 CL.II
 CL.IIIa

  Варианты окраски:

 CL.II     (c) R. N. Pearson
 CL.II   ВВС Польши  (c) R. N. Pearson
 CL.III    (c) Михаил Быков
 CL.III  
 CL.III  ВВС Латвии   (c)  Arvo Vercamer
 CL.III  FEA 11 (c) Petr Cenker
 CL.III  Fl.Abt. (A) 287b (c) Petr Cenker

 



 

Список источников:

В. Обухович, А. Никифоров. Самолеты первой мировой
Вячеслав Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой Мировой
Windsock 23. P.M. Grosz. Hannover CL.III
Latvianaviation.com. Hannover CL.III
HPM 1996-04-05. Petr Cenker. Hannover Cl.IIIa
Jet & Prop Foto-Archiv No.1
Klassiker der Luftfahrt 2015-05. Jorg Muckler. Angriff im Tiefflig
Flieger Revue Extra No.33. Jerzy Butkiewicz. Das rot-weibe Schachbrett
Wing Master 1998-03-04. Yves Buffetaut. L'Aviation Allemande passe  a l'Offensive
Flugzeug 2000-01. Jorg Muckler. Die deutschen Fliegerformationen 1914-1918
L+K 2004-04. Jiri Hornat. Hannover Cl.III, Cl.IIIa
1000aircraftphotos.com. Hanover CL.IV


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: