Уголок неба ¦ Dassault Etendard IV

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   Etendard IV
       
Разработчик: Dassault
Страна: Франция
Первый полет: 1956
Тип: Палубный истребитель-штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 50-х Французские ВВС, следуя доктрине НАТО NMBR-1 (NATO Basic Requirement no.1) начали разработку ударного самолета способного нести ядерное оружие. В 1957 году в проекте приняла участие фирма Dassault c самолетами Mystere XXII (двухдвигательный) и Mystere XXVI (однодвигательный), которые были переименован позднее в серию Etendard с номерами данными от шага угла стреловидности .

24 июля 1956 года Бордо-Мериньяк состоялся облет однодвигательного "Мистэра" XXIV. Он также был переименован и назывался теперь Etendard IV. Первый полет на нем выполнил Жорж Бриан. Испытания "двойки" стали маленьким разочарованием. Самолет так и не превысил скорость звука, а его скороподъемность оказалась вдвое ниже расчетной. Но менеджерам удалось свалить всю вину на двигатели - недостаточно высотные и, к тому же, крайне ненадежные. Было решено прекратить строительство второго экземпляра машины модели II и сосредоточить все силы на "четверке".

Двигатель для нее разрабатывала фирма с никому ничего не говорящим названием Ательес Аэронаутик де Рикенбах (Ateliers Aeronautique de Rickenbach). В маленьком альпийском городке Рикенбах немецкие инженеры проектировали для Франции авиадвигатель, которому суждено было стать прародителем весьма многочисленного в последствии семейства Atar. После успешных испытаний первых экспериментальных образцов ТРД с номерами 01 и 02, в которых фирма GAMD принимала самое деятельное участие, появился вполне пригодный для серийного производства "Атар" 101. Его бесфорсажная модификация Е-3 показала стендовую тягу 3500 кгс и отличалась небольшим диаметром, благодаря применению осевого компрессора. Правда, по той же причине, "Атар" был длиннее английского ТРД "Нин" того же класса, но имевшего центробежный компрессор. Избыточная мощность нового двигателя позволила не стесняться в размерах. Новый самолет "вырос" по сравнению с "двойкой" примерно на 15%, на нем разместили больше топлива и оборудования. А в самом скором будущем можно было бы, ничего особенного не меняя в конструкции, поставить форсированный вариант - "Атар" 101G, тяга которого была поднята еще на 800 кгс. И тогда конкурентам осталось бы лишь сдаться.

Надежды на повышение располагаемой мощности позволили вернуться к вопросу об улучшении оснащенности машины. Прежде всего, предусмотрели возможность размещения нового ракетного комплекса со снарядами "Нор" 5103 (AS-20) класса "воздух-поверхность" с ручным радиокомандным наведением на цель. Они представляли собой модификацию ракеты "Нор" АА-20, предназначенной для вооружения истребителей-перехватчиков, имели боевую часть массой 32.5 кг и дальность пуска около 7 км. Планировалось размещать под крылом "Этандара" до четырех таких ракет.

Увлекшись "национальной гонкой", Дассо и Бреге практически не заметили еще одного участника - весьма похожий на американский "Сейбр", штурмовик G-91, разработку итальянской фирмы Фиат. Он-то и взял первый приз, а в дальнейшем поступил на вооружение ВВС Италии, ФРГ, Дании и Португалии. Заказ уплыл из рук, а ведь какой был шанс!

Дассо совершил, казалось, невозможное - еще до начала сравнительных испытаний в турнире LWTF он добился заказа еще на 7 опытных образцов. Наверное уже тогда старый боевой конь почуял неладное. Для этого он воспользовался некоторым интересом, проявленным к машине представителями авиации военно-морских сил Франции (Аэронаваль). В свое время французские моряки заключили контракт с фирмами GAMD и Бреге на поставку по одному прототипу палубных модификаций их новых самолетов, получивших названия "Мистэр" ХХII и Br.1100M (М - от слова "марин" - морской).

В те годы они делали много заказов отечественным предприятиям на опытные работы, но закупать предпочитали проверенные машины английского и американского производства. Да и много ли их было надо для одного единственного полноценного авианосца "Арроманш"? (Кроме того имелось два небольших эскортных корабля американской постройки - "Ла Файет" и "Буа-Белло"). Благодаря такой практике ни морской "Мистэр", решение о постройке которого было принято в июле 1956 года, ни Вг.1100М так и не взлетели.





 ЛТХ:
Модификация   Etendard IV
Размах крыла, м   9.04
Длина самолета, м   13.40
Высота самолета, м   4.30
Площадь крыла,м2   25.60
Масса, кг  
  пустого самолета   5060
  нормальная взлетная   7250
  максимальная взлетная   7850
Тип двигателя   1 ТРД SNECMA Atar 101E2
Тяга, кгс   1 х 3600
Максимальная скорость, км/ч   1200
Крейсерская скорость, км/ч   980
Практическая дальность, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин   2500
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки DEFA 552 с 150 патронами на пушку.
  боевая нагрузка - 1360 кг на 5 узлах подвески


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Etendard IV
 Etendard IV
 Etendard IV
 Etendard IV
 Etendard IV
 Etendard IV
 Посадка Etendard IV
 Etendard IV
 Etendard IV
 Арсенал Etendard IV

  Схемы:

 Etendard IV

 



 

Список источников:

Авиация 1999-04. Сергей Мороз. Швейцарский нож
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Dassault 'Etendard' IV
Docavia 028. Jean Cuny. Les Avions de combat francais
Alain Crosnier, Jean-Michel Guhl. Dassault Etendard IV & Super-Etendard
ATL 1992-05. Tomasz Makowski. Avions Marcel Dassault Super Etendard
Le Fana de l'Aviation 1991-05-06. Luc Ristor. L'"Etendard" IVM
Le Fana de l'Aviation 2006-08. Roland de Narbonne. Les avions du concours OTAN
Le Fana de l'Aviation 2016-08. Roland de Narbonne. La saga du Dassault "Etendard"
L+K 1967-21. Vaclav Nenecek. GAMD Etendard


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: