Уголок неба ¦ Grumman A-6E Intruder

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   A-6E Intruder
       
Разработчик: Grumman
Страна: США
Первый полет: 1970
Тип: Многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


   Штурмовик А-6Е  - самая современная серийная модификация самолета "Интрудер". Фирменное обозначение этой версии G-128S. Его история началась летом 1967-го, когда "Грумман" предложила флоту усовершенствовать "Интрудер" с использованием последних достижений электронной техники и заменить двигатели на более мощные.

В 1969-м серийный А-6А вернули фирме на переделку в А-6Е. Первый полет прототип совершил 27 февраля 1970-го. На нем установили новую ЭВМ фирмы IBM ASD-133 от F-111. Вместо двух бортовых РЛС поставили одну многоцелевую "Норден" APQ-148. Первые серийные А-6Е поступили в эскадрилью VA-42 для тренировки летчиков в 1971-м.

С появлением нового "Интрудера" серийное производство А-6А прекратили. Стремясь поддерживать постоянную численность ударных самолетов на флоте (300 машин), "Грумман" начала переделку всех А-6А, В и С в Е. В сентябре 1972-го первая боевая эскадрилья А-6Е VA-85 перебазировалась на авианосец "Форрестол".

В 1979 году на борт самолета установили оптикоэлектронную многодатчиковую систему обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor). Она является "ближайшей родственницей" контейнера Pave Task ВВС США. Система предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любых атмосферных условиях, днем и ночью, а также для автономного боевого применения управляемых бомб с лазерной ГСН.

Датчики системы разместили под носовой частью фюзеляжа в шаровом обтекателе на стабилизированной платформе.

Такое расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики "Интрудера", чем подвеска громоздкого контейнера TRAM. Первый А-6Е с новой системой взлетел 22 марта 1974 года. До 1985-го все "Интрудеры" были оснащены системами TRAM. Была так же произведена программа расширения номенклатуры применяемого вооружения - Systems Weapons Improvement Program (SWIP).  Благодаря этому, кроме свободнопадающих бомб, УР "Буллпап" и УАБ, А-6Е стал носителем противокорабельных ракет AGM-84"Гарпун", ПРЛ ракет HARM и УР "Мейверик". Для самозащиты от истребителей противника "Интрудер" вооружается двумя УР "Сайдуиндер" AIM-9.

Ракеты "Гарпун" с дальностью действия 120 км имеют очень чувствительную радиолокационную ГСН и могут поражать малоразмерные цели. Во время налета на Ливию в 1986-м эта ракета оказалась единственным действенным средством против патрульных и ракетных катеров в заливе Сидра. Удары палубной авиации по кораблям ВМС Ливии проходили по ночам. Патрульные катера старались держаться ближе к берегу, находясь там под защитой наземных ЗРК С-200 советского производства. Однажды под удар С-200 попала группа штурмовиков А-7Е. "Интрудеры", которые находились рядом, занимаясь катерами, развернулись и помогли "Корсарам", накрыв зенитные комплексы кассетными бомбами "Рокай". Катера начали уходить в открытое море, но подошедшие на помощь А-6 из 85-й ударной эскадрильи потопили отходящие корабли.

Утром разведка обнаружила выходящий из порта Бенгази ракетный катер советского производства с шестью пусковыми установками ПКР. Корабль представлял чрезвычайную опасность для авианосного ударного соединения. С авианосца "Корал Си" срочно подняли несколько "Интрудеров". Часть из них была вооружена кассетами "Рокай", часть ПКР "Гарпун". Самолеты с кассетами перехватили цель уже в открытом море, но попасть не смогли из-за яростного огня зенитных пушек катера. Тогда один из А-6 (эскадрилья VA-85) выпустил по нему "Гарпун" с расстояния около 30 км. Ракета попала в борт судна и через 10 минут катер затонул.

В боевых действиях против Ирака А-6Е впервые применили УР SLAM AGM-84E, модификацию ракеты "Гарпун" с комбинированной системой наведения. Ракета на момент применения официально не была принята на вооружение и проходила войсковые испытания. SLAM имеет полубронебойную боевую часть, способную пробивать толстые бетонные перекрытия.

Партию ракет SLAM переправили из США на авианосцы "Джон Ф.Кеннеди" и "Саратога", находящиеся в Персидском заливе. Для выполнения удара выбрали шесть летчиков. Разработчики и испытатели ракеты прочитали им теоретический курс по применению SLAM. Для практического освоения нового оружия во время учений "Щит пустыни", пилоты отстреляли десять ракет. На второй день войны состоялись первые боевые пуски УР SLAM. На каждую цель выделялось по два "Интрудера", несущие по одной ракете, два самолета наведения А-7Е и группа истребительного прикрытия. Первая ракета пробивала бетонное перекрытие цели и оставляла в нем отверстие, через которое внутрь объекта залетала вторая, управляемая с самолета наведения.

Против таких целей, как иракские авиационные бункеры, боевая часть ракеты оказалась слабоватой. Бункер, а построено их около восьми, представляет собой подземное укрытие на 20-24 самолета из армированного железобетона толщиной 1,2 м. Самолеты взлетают с подземной взлетной полосы, которая заканчивается на поверхности бронированными дверями. Эти двери и оказались главной целью авиации. Если ракета попадала в направляющие одной из створок двери, то они заклинивали, и иракские самолеты оказывались "закупоренными" в бункере. Но еще до начала налетов на бункеры Ирак вывел из них почти всю авиацию, по большей части - в соседний Иран. Применялись "Интрудеры" и против иракских боевых кораблей. Штурмовики работали совместно с английскими "Ягуарами" и вертолетами "Линкс". Всего потоплено 12 кораблей различных классов и еще 18 повреждено.

К идее модернизации "Интрудера" вернулись в начале 90-х годов. Недостаток финансовых средств заставил отказаться от обновления оборудования и сосредоточить усилия на продлении ресурса конструкции. Самым слабым местом считается крыло самолета. Разработкой крыла занялась фирма "Боинг", имеющая богатый опыт в использовании композиционных материалов. Новое крыло изготовлено целиком из углепластиков, за исключением титановых узлов крепления к фюзеляжу. Сверху оно покрыто тонким токопроводящим слоем, защищающим конструкцию при ударе молнии. Первый А-6Е с новым крылом взлетел в апреле 1989 года. Все имеющиеся А-6 постепенно заменили свои крылья. Самые старые штурмовики, которых уже не спасет установка нового крыла, сняты с вооружения и заменены истребителями-штурмовиками F/A-18 "Хорнет".





 ЛТХ:
Модификация   А-6Е
Размах крыла, м   16.15
Длина самолета,м   16.64
Высота самолета,м   4.60
Площадь крыла,м2   49.10
Масса, кг  
  пустого самолета   11785
  нормальная взлетная   24675
  максимальная взлетная   27400
Топливо, кг  
  внутренние топливо   7230
  внешнее   4558 (5 ПТБ по 1514.2 л)
Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney J52-P-8B
Тяга нефорсированная, кН   2 х 41.37
Максимальная скорость, км/ч   1050
Крейсерская скорость, км/ч   890
Перегоночная дальность, км   5311
Практическая дальность, км   3700
Боевой радиус действия, км   1625
Максимальная скороподъемность, м/мин   2580
Практический потолок, м   13600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Боевая нагрузка - 8165 кг на 5 узлах подвески
 Бомбовая нагрузка: Mk-77 Napalm, 28 Mk-81, 28 Mk-82 Snakeye, 13 Mk-83, 5 Mk-84, 20 Mk-117
 кассетные 28 Mk-20 Rockeye, 28 CBU-78
 УАБ GBU-10E, GBU-12D, GBU-16B
 УРВП AGM-123A Skipper II, AGM-62 Walleye, AGM-84A Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-65F Maverick
 ПРЛУР AGM-45 Shrike, AGM-88 HARM
 УРВВ AIM-9 Sidewinder, AIM-120A AMRAAM
 ПУ 10х70-мм или 5х127-мм Zuni НУР


 Доп. информация :


  Чертеж "Grumman A-6 Intruder (1)"
  Чертеж "Grumman A-6 Intruder (2)"
  Чертеж "Grumman A-6E Intruder"
  Фотографии:

 Серийный A-6E
 Серийный A-6E
 A-6E     (c) Michael Baldock
 A-6E
 A-6E
 A-6E с ракетами AGM-88 HARM
 A-6E наносит удар 2.75 дюймовыми НУР
 A-6E на подъемнике авианосца
 A-6E    (c) Javier Rodriguez
 Кабина пилота A-6E

 Схемы:

 A-6E TRAM       (c) Squadron/Signal
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 A-6E   VA-55 Warhorses
 A-6E  VA-196
 A-6E  Naval Air Test Center  




 

Список источников:

Крылья Родины. Александр Чечин, Николай Околелов. Компьютеры вместо брони
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Grumman A-6E Intruder
Warbird Tech Series 33. Dennis R. Jenkins. Grumman A-6 Intruder
Aeroguide 15. Grumman A-6E Intruder
Modern Military Aircraft. Lou Drendel. Intruder
Air International. Robert F. Dorr. Intruders and Prowlers


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: