МиГ-31

ОКБ им. А.И. Микояна


Истребитель-перехватчик

Самолет МиГ-31 является дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-25П. Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными скоростными самолетами класса Локхид SR-71) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении РЭБ.

В 1972г. в ОКБ приступили к работам над усовершенствованным вариантом истребителя МиГ-25, получившим обозначение Е-155МП (изделие 83, МиГ-25МП) и предназначенным для борьбы как с высотными, так и с низколетящими целями, имеющими уменьшенную ЭПР. 16 сентября 1975г. состоялся первый полет нового самолета (летчик-испытатель А. Федотов). В отличие от исходного самолета, экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек, в состав БРЭО был включен радиоприцел "Заслон", первоначально (с начала 1960-х годов) разрабатывавшийся для дальнего перехватчика с изменяемой геометрией крыла Ту-148, которым предполагалось заменить самолет Ту-128.

Серийный выпуск истребителя МиГ-31 начался в 1979г. на авиазаводе в г.Горьком (ныне Нижний Новгород), в 1980г. первая авиационная часть, базирующаяся вг. Правдинске, была оснащена новыми истребителями, госиспытания МиГ-31 завершились в декабре 1981г. В июне 1991г. самолет впервые демонстрировался на авиационном салоне в Париже, осенью 1991г. он экспонировался на международном авиационном салоне в Дубае. В начале 1992г. на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200 истребителей-перехватчиков МиГ-31, еще 24 самолета этого типа было поставлено Китаю.

На показе руководителям стран СНГ авиационной техники в Мачулищах (Беларусь) зимой 1992г. демонстрировался истребитель-перехватчик МиГ-31М. По сравнению с исходным самолетом, на модернизированном истребителе установлена более мощная РЛС, вооружение усилено и состоит из шести УР большой дальности, размещенных под фюзеляжем на полутопленных узлах подвески, а также высокоманевренных УР средней дальности Р-77 на подкрыльевых узлах подвески. Крыло самолета имеет наплывы увеличенной площади, увеличены размеры гаргрота, переднее остекление кабины летчика выполнено сплошным.

КОНСТРУКЦИЯ. Истребитель МиГ-31 близок самолету МиГ-25 и выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета на 50% выполнен из нержавеющей стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1% приходится на другие конструкционные материалы. В корневой части крыла имеются небольшие наплывы.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 или Су-15).

Самолет оснащен импульсно-доплеровской РЛС СБИ-16 "Заслон" с фазированной антенной решеткой (ФАР) большой мощности (диаметр антенны, установленной неподвижно, 1,1 м). МиГ-31 является первым (и до настоящего времени единственным) в мире серийным истребителем с ФАР, имеющим только электронное сканирование (антенны такого типа разрабатываются для самолетов пятого поколения Локхид F-22 Дасо Авиасьон "Рафаль"С).

Максимальная дальность обнаружения цели с ЭПР 16 кв.м. - 200 км, дальность сопровождения цели класса самолет ДРЛО - 120 км, класса истребитель - 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. Горизонтальный сектор обзора РЛС - 140 град (на некоторых режимах - 240 град, т.е. обеспечивается наблюдение как за передней, так и за задней полусферой), вертикальный сектор обзора +70/-60 град.

РЛС позволяет обнаруживать и поражать самолеты (в том числе и малозаметные), вертолеты и КР в верхней полусфере и на фоне земли, осуществлять одновременное сопровождение до 10 целей и одновременное наведение УР на четыре цели. В отличие от американского истребителя Грумман F-14 "Томкэт", способного сопровождать на проходе и одновременно наводить на различные цели УР AIM-54 "Феникс" в относительно узком секторе (+-20 град), РЛС самолета МиГ-31 может работать в этих режимах практически во всем секторе обзора.

Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором на выдвижной установке, позволяющим скрытно осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех.

Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км. Цифровая система закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных друг от друга на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Цифровая закрытая линия обмена данными РК-РЛДН обеспечивает взаимодействие с наземным КП. Использование системы АПД-518 обеспечивает скрытную атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника и транслирующем радиолокационную информацию на атакующий самолет.

В кабине оператора установлен крупноформатный индикатор тактической обстановки, кабина летчика оборудована цветным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) ППИ-70В, созданным МПКБ "Восход". Система обеспечивает летчика информацией, спроецированной в бесконечность, в виде светящихся цветных шкал, индексов, реперов и надписей. Выдаются сведения о баро- или радиовысоте, приборной скорости, курсе, крене, тангаже, угле атаки, вертикальной скорости, числе М, дальности до ВПП, положении самолета относительно заданной траектории, индексе директорного управления, команды "малый газ", "тормозные щитки", "частичный форсаж" и т.д. При ведении воздушного боя на ИЛС дополнительно может выводиться следующая информация: текущая дальность до цели, разрешенная максимальная и минимальная дальность пуска ракет, заданное число М, ошибки прицеливания по углу места и азимуту, прицельная марка, кольцо разрешенных пеленгов при пуске ракет различного типа, метка атакуемой цели в координатах по углу места и азимуту, коллиматорная сетка, команды "пуск", "отворот влево", "отворот вправо", "атака в ПП", "атака в ЗП" (всего 24 команды). Система обеспечивает нормальную работу на фоне облаков с уровнем освещенности 10000 кД/кв.м.

Навигационное оборудование включает радионавигационные системы "Тропик" ("Лоран", точность определения координат - 0,13-1,3 км на дистанции 2000 км) и "Маршрут" ("Омега", точность определения координат 1,8-3,6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность применения самолета на арктическом ТВД.

Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой. Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП (что особенно важно при эксплуатации самолета в малоосвоенных районах Сибири, где отсутствует развитая аэродромная сеть).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Истребитель-перехватчик оснащен ТРДДФ Д-30Ф6 (2х91 кН/9270 кгс, 2x152 кН/15510 кгс, сухая масса 2420 кг), разработка которого началась в 1972г.

ВООРУЖЕНИЕ самолета МиГ-31 включает УР большой дальности Р-33 (дальность пуска - 120 км), размещенных на четырех полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем, УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73 на четырех подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем установлена шестиствольная пушка ГШ-23-6 (23 мм, 260 патронов, скорострельность 8000 выстр./мин, масса снаряда 200 г, начальная скорость 700 м/с), амбразура которой в нерабочем положении закрывается специальной створкой, что улучшает аэродинамику и снижает ЭПР самолета.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета МиГ-31

РАЗМЕРЫ: размах крыла 13,46 м, длина самолета 22,69 м, высота самолета 5,15 м.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: нормальная взлетная 41000, максимальная взлетная (2 ПТБ) 46200.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость на высоте 17500 м 3000 км/ч (М=2,82), на малой высоте 1500 км/ч, крейсерская скорость соответствует М=2,3, практический потолок 20600 м, максимальная дальность полета без подвесных баков 2500 км, перегоночная дальность 3300 км, боевой радиус действия при полете к рубежу перехвата на сверхзвуковой скорости (М=2,3): без подвесных топливных баков 720 км, с подвесными топливными баками 1400 км, с дозаправкой в воздухе (М) 2200 км, продолжительность барражирования с дозаправкой в воздухе 6 ч, максимальная эксплуатационная перегрузка 5.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Самолет МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника, однако в 1985г., после обострения советско-американских отношений в результате перехвата советскими истребителями северокорейского лайнера Боинг 747 в районе о.Сахалин, на Дальний Восток была направлена эскадрилья самолетов МиГ-31, одно появление которой привело к резкому уменьшению активности американской авиации в регионе.

Косвенным следствием создания самолета МиГ-31 можно считать и снятие с вооружения в 1989г. американских высотных самолетов-разведчиков Локхид SR-71, характеристики которых, делавшие ранее эти крайне дорогостоящие самолеты неуязвимыми от истребителей ПВО, уже не могли спасать от атак МиГ-31.