BAe "Си Харриер"
Англия
Истребитель вертикального взлета
Англия является одним из лидеров в создании самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Еще в 1957г. там в инициативном порядке началась разработка СВВП Р.1127, совершившего первый полет в 1960г. В дальнейшем эти работы привели к появлению серийного тактического ударного самолета "Харриep"GR.l. Испытательные полеты СВВП с палубы кораблей начались в 1963г., когда самолет Р.1127 совершил взлет с палубы авианосца "Арк Ройал". В 1969г. самолет "Харриер" летал с вертолетной площадки легкого крейсера "Блейк" (при этом качка достигала шести баллов).
Отказ Великобритании от строительства ударных авианосцев привел и к свертыванию работ в области палубной авиации, однако интересы обороноспособности страны вынудили англичан вновь вернуться к работам по созданию авианесущих кораблей. Финансовые ограничения не позволяли строить полноценные авианосцы с катапультным стартом. В этих условиях единственно возможным вариантом было создание относительно небольших дешевых кораблей со сплошной полетной палубой, вооруженных противолодочными вертолетами (советские подводные лодки рассматривались как одна из основных угроз Британским островам) и СВВП на базе самолета "Харриер", предназначенными для ПВО авианосного соединения. В 1973, 1976 и 1978гг. в Великобритании были заложены такие авианесущие корабли - "Инвинсибл", "Илластриес" и "Арк Ройал".
В 1972 г. фирмой Хаукер Сиддли был заключен контракт на разработку палубного вертикально взлетающего самолета "Си Харриep"FRS.l. Исследования по проекту истребителя были завершены в течение шести месяцев, однако заключение контракта на техническую разработку постоянно задерживалось по финансовым соображениям и состоялось лишь в 1975г. 20.08.78г. новый самолет впервые поднялся в воздух. Было заказано 34 серийных истребителя, первый из которых был передан флоту в июле 1979г. В 1984г. министерство обороны Великобритании заказало дополнительную партию из 24 самолетов, поставки которых начались в 1986г. (требовалось восполнить потери, понесенные в ходе Фолклендской войны). В 1992г. на вооружении ВМС Великобритании имелось 57 истребителей "Си Харриер"FRS.1. Для ВМС Индии, располагающих двумя авианосцами, поставлено 27 самолетов "Си Харриер"Mk.51 (экспортный вариант истребителя FRS.1) и заказано еще семь самолетов этого типа.
Опыт боевых действий палубных СВВП был учтен при разработке новой модификации истребителя "Си Xappиep"FRS.2, оснащенной усовершенствованным БРЭО и новым вооружением (в частности - американскими УР средней дальности AIM-120 AMRAAM). Прототип истребителя впервые поднялся в воздух, а в начале 1990г. начались летные испытания второго опытного самолета FRS.2, оснащенного перспективной РЛС Ферранти "Блу Фокc". Истребитель имеет удлиненный фюзеляж и обтекатель антенны РЛС. Планируется переоборудовать в новую модификацию 31 ранее построенный истребитель FRS.1, a также построить еще 10 новых самолетов FSR.2. Поступление самолетов "Си Xappиep"FRS.2 на вооружение запланировано на 1993г.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет "Си Харриер" выполнен по нормальной аэродинамимческой схеме со стреловидным высокорасположенным трехлонжеронным крылом. Обшивка крыла фрезерованная. На концах крыла расположены обтекатели подкрыльевых стоек шасси и сопла поперечного управления. Элероны и закрылки - сотовой конструкции, с гидравлическим приводом.
Фюзеляж - монококовой конструкции, его носовая часть удлинена на 0,53 м по сравнению с исходным самолетом "Харриер", что вызвано установкой бортовой РЛС. В средней части фюзеляжа находится отсек двигательной установки, ниша основной стойки шасси и узлы крепления крыла. В хвостовой части находится отсек БРЭО и системы кондиционирования. В носу и хвосте фюзеляжа размещены сопла струйной системы продольного и поперечного управления.
Горизонтальное оперение - стреловидное двухлонжеронное. Киль - многолонжеронной конструкции, имеет руль направления и триммер. В конструкции планера широко использован сотовый заполнитель.
Кабина имеет улучшенный обзор по сравнению с "сухопутным" самолетом "Харриер". Внутренний каркас фонаря сделан более тонким для обеспечения большего объема.
Шасси - велосипедного типа, состоит из управляемой одноколесной передней стойки, главной стойки со спаренными колесами и двух одноколесных крыльевых поддерживающих стоек. Тормоза установлены только на главной стойке шасси. Статическая нагрузка на переднюю стойку равна 25% общей нагрузки на шасси. В нормальных условиях шасси выпускается и убирается при помощи гидросистемы, для аварийного выпуска предусмотрен баллон со сжатым азотом.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА самолета состоит из ТРДД Роллс-Ройс "Пегас"Mk.104 (1x95,5 кН, 1x9750 кгс) с четырьмя поворотными соплами, являющегося модификацией ТРДД "Пегас"103, установленного на СВВП "Харриер". Двигатель имеет усиленную противокоррозионную защиту элементов проточной части. Для предотвращения коррозии вентилятор и промежуточный корпус двигателя выполнены из алюминиевого сплава, а не магниево-циркониевого (как на исходном ТРДД) сплава. На многие внутренние поверхности двигателя нанесены специальные противокоррозионные покрытия. Длина ТРДД с поворотными соплами 3,48 м, без поворотных сопел - 2,51 м, диаметр (по сечению вентилятора) 1,22 м, сухая масса двигателя 1429 кг.
Самолет FRS.2 оснащен усовершенствованным вариантом двигателя "Пегас"Mk.106 (1x9770 кгс). Топливная система самолета включает семь встроенных баков (пять в фюзеляже и два в крыле). Под крылом возможна подвеска двух ПТБ емкостью по 455 л (применяются в боевых условиях) или 1500 л (для полетов на перегоночную дальность). Заправка топливом осуществляется через горловину в обтекателе левого заднего сопла. Над верхней частью левого воздухозаборника имеется неубирающаяся штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет "Си Xappиep"FRS.l оснащен РЛС Ферранти "Блу Фокc", созданной на базе РЛС "Сиспрей" (устанавливается на палубных вертолетах "Линкс"). РЛС имеет плоскую щелевую антенну диаметром 50,8 см, стабилизированную по тангажу и крену (масса РЛС - 86 кг). Радиолокационная обстановка воспроизводится на индикаторе, расположенном в правом углу приборной панели. Индикатор представляет собой монохромную ЭЛТ размером 110x90 мм, выдающую летчику, также, полетную информацию, аналогичную выводимой на ИЛС (она воспроизводится параллельно с радиолокационной информацией).
На истребителе "Си Харриep"FRS.2 установлена РЛС Ферранти "Блу Виксн", способная обнаруживать цели на малой высоте на фоне поверхности и осуществлять одновременное слежение за несколькими целями (сопровождение на проходе). В кабине установлено два многофункциональных цветных индикатора, на которые может выводиться радиолокационная, навигационная и пилотажная информация. В дальнейшем предполагается оборудовать самолет терминалом системы распределения тактической информации JTIDS.
Истребитель FRS.1 оснащен ИЛС Смит Индастрис HUDWAC, инерциально-доплеровской навигационной системой NAVHARS, в состав которой входит гировертикаль Ферранти HARS. Радионавигационное оборудование включает приемник системы "Такан" и УВЧ оборудование наведения по приводным маякам. Имеется система предупреждения о радиолокационном облучении (антенны, установленные в киле и хвостовом конусе, ориентированы для наблюдения только за задней полусферой). Возможно применение американского подвесного контейнера станции РЭБ AN/ALQ-131 американского производства. Радиосвязь осуществляется при помощи многоканального приемопередатчика УВЧ/ОВЧ PTR-377.
ВООРУЖЕНИЕ самолета FRS.1 размещается на пяти узлах подвески и включает УР AIM-9L "Сайдуиндер", НАР, свободнопадающие бомбы калибром до 454 кг. Под фюзеляжем на специальных узлах подвески могут устанавливаться контейнеры с двумя пушками "Аден" (30 мм, 2x130 снарядов). Индийские самолеты "Си Харриер" вместо УР "Сайдуиндер" могут оснащаться ракетами "Мажик" французского производства. Вооружение самолета FRS.2 дополнено усовершенствованными УР класса воздух-воздух средней дальности AIM-120 AMRAAM (возможна подвеска четырех ракет) и противорадиолокационными УР ALARM.
ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета "Си Xappиep"FRS.l (FRS.2)
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 7,70 м, длина самолета 14,17 м (14,50 м), длина самолета с откинутым носовым конусом 12,73 м (13,16 м), высота самолета 3,71 м, площадь крыла 18,68 кв.м.
МАССЫ, кг: пустого 6374, топлива 2295, топлива в ПТБ 2404, нормальная взлетная при вертикальном взлете 8620, при взлете с разбегом 10210, максимальная взлетная 11880.
ДВИГАТЕЛЬ. FSR.1 - ТРДД "Пегас"Mk.104 (1x95,6 кН, 1x9750 кгс), FRS.2 - ТРДД "Пегас"Mk.106 (1x96,0 кН, 1x9770 кгс).
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 1190 км/ч, практический потолок 15300 м, радиус действия: при вертикальном взлете и посадке 135 км, при взлете с разбегом 155 м и взлетной массе 9700 кг - 795 км, продолжительность патрулирования: при вертикальном взлете 24 мин, при взлете с разбегом 155 м без ветра - 72 мин, при разбеге 155 м и ветре 10 м/с - 94 мин, максимальные эксплуатационные перегрузки +7,8/-4,2.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Во время англо-аргентинского конфликта 1982г. 28 самолетов "Си Xappиep"FRS на авианосцах "Инвинсибл" и "Гермес" были направлены на театр боевых действий в район Фолклендских островов. Условия боевого применения истребителей были крайне тяжелыми. Плохая видимость, сильное волнение и частые туманы затрудняли полеты, однако "Харриеры" являлись единственным средством ПВО английской эскадры на дальних рубежах, а действия аргентинской авиации постоянно атаковавшей англичан, отличались высоким боевым напряжением и упорством. Во время боевых действий английские истребители совершали круглосуточное боевое патрулирование, совместно со штурмовиками "Харриер" английских ВВС наносили удары по наземным целям (в этом случае штурмовики, оснащенные более совершенной прицельно-навигационной аппаратурой, выполняли роль лидера), совершали посадку на вертолетные площадки боевых и транспортных кораблей, которые играли роль своеобразных аэродромов подскока. Боеготовность СВВП, совершивших в ходе боевых действий 2379 боевых вылетов, превысила 90%. В общей сложности истребители "Си Харриер" сбили 22 самолета противника (в том числе 10 сверхзвуковых истребителей "Ми-раж"IIIЕ и "Даггер"). Ни один английский истребитель не был сбит в воздушном бою, однако два самолета было потеряно от огня зенитной артиллерии противника и четыре - в результате аварий.