J-5 (F-5)
Китай
Истребитель
Первым реактивным истребителем, выпуск которого был освоен в Китае, явился самолет МиГ-17, получивший китайское обозначение J-7. Работы над этим самолетом начались в 1955г., когда СССР передал Китаю комлект технической и технологической документации по истребителю, а также большую часть необходимой для его сборки оснастки. Кроме того, в КНР было направлено два полностью собранных самолета МиГ-17Ф и 15 комплектов деталей - "полуфабрикатов" для сборки истребителей. Первый самолет, полностью изготовленный в Китае, был торжественно выкачен из ворот сборочного цеха завода в Шеньяне 13 июля 1956г. Заводские испытания, завершившиеся в августе 1956г., подтвердили, что характеристики китайского самолета практически не отличаются от его российского собрата. В 1956-1959гг. было построено 767 истребителей J-5, поступивших на вооружение ВВС и ВМС КНР.
В 1961г. на базе советского всепогодного истребителя-перехватчика МиГ-17ПФ в Шеньяне начались работы по созданию аналогичного китайского самолета J-5A. Коплект технической документации по самолету был разработан китайскими специалистами к сентябрю 1962г., а сборка первого самолета J-5A завершилась в июне 1964г. Первый полет перехватчика состоялся 11 ноября 1964г. Летные испытания завершились к концу ноября и в 1965г. начался серийный выпуск истребителя J-5A.
В начале 1965г. начались работы по созданию двухместного учебно-тренировочного самолета JJ-5, предназначенного для замены УТС МиГ-15УТИ, поставлявшегося ранее из СССР. Новый самолет имел несколько удлиненный, по сравнению с истребителем J-5, фюзеляж, измененную форму носовой части и вооружение, состоящее из одной пушки 23-1 (23 мм). Первый полет УТС состоялся 8 мая 1966г., серийный выпуск продолжался до конца 1986г. (всего построен 1061 самолет). Машинами этого типа укомплектована демонстрационная группа китайских ВВС по воздушной акробатике, неоднократно восхищавшая любителей авиации своим мастерством.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет J-5 аналогичен российскому истребителю МиГ-17, описанному в соответствующей главе.
ДВИГАТЕЛИ. Истребитель оснащен ТРДФ WP-5 (1хЗЗ,2кН/1x3380 кгс), выпускаемым в Китае по советской лицензии. ВООРУЖЕНИЕ - 1х37-мм и 2x23-мм пушки и бомбы калибром до 500 кг на двух внешних узлах подвески, НАР.
ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета J-5.
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 9,63 м; длина самолета 11,26 м; площадь кры- ла 22,60 квм.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кгс: топлива во внутренних баках 1155, нормальная взлетная 5354 кг, максимальная взлетная 6069 кг.
ДВИГАТЕЛЬ. ТРДФ WP-5 (1x33,2 кН/1x3380 кгс).
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 1145 км/ч; практический потолок 16600 м; практическая дальность полета без ПТБ 1080 км, максимальная скороподъемность 65 м/с.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Фактически сразу же после поступления в строевые части новый самолет начал активно использоваться в стычках с авиацией Тайваня, происходившими над проливом, отделяющим континентальный Китай от этого острова. В 1958г. во время боевых столкновений с противником истребителями J-5 было уничтожено два самолета Норт Аме-рикен F-84G, шесть F-86 "Сейбр" с пулеметным вооружением и один F-86, вооруженный УР с ИК системой самонаведения AIM-9 "Сайдуиндер" (ракета, снятая с этого самолета, была направлена в СССР и использована при создании российских УР с ТГС). В 1957г. истребители J-5 ВМС КНР перехватили и уничтожили американский разведывательный самолет Мартин RB-57, в 1967г. самолеты ВВС сбили американский истребитель Макдоннел-Дуглас F-4B "Фантом", вторгшийся в воздушное пространство Китая.