Нортроп F-5
США
Многоцелевой истребитель
Наиболее распространенный в мире из американских сверхзвуковых истребителей в 1960-1980-х годах самолет F-5 (поставленный ВВС около 30 стран) был создан фирмой Нортроп на основе разработок, проведенных в начале 1950-х годов. В 1952-1953гг. были выполнены предварительные исследования недорогого однодвигательного истребителя сравнительно простой конструкции N-102 "Фэнг" (Fang) с треугольным крылом и подфюзеляжным воздухозаборником. В 1954г. началось изучение легкого двухдвигательного истребителя N-156, предназначавшегося вначале для использования в ВМС США с эскортных авианосцев, а затем - в ВВС стран Западной Европы и Азии, потребности которых в легких недорогих истребителях с высокими характеристиками были изучены фирмой в 1954г. по госзаказу. Однако с ноября 1955г. НИОКР были перенацелены на опережающую разработку двухместного учебно-тренировочного варианта N-156T для участия в объявленном ВВС США конкурсе на создание сверхзвукового УТС. В марте 1956г. проект самолета N-156T был представлен ВВС, в июне 1956г. он был назван победителем в конкурсе, в 1961г. под обозначением Т-38 самолет поступил на вооружение ВВС США.
Проектирование одноместного истребителя N-156F осуществлялось фирмой параллельно в инициативном порядке, пока в мае 1958г. не поступил заказ от ВВС США на постройку опытных самолетов, а в апреле 1962г. самолет был выбран для поставок на экспорт по программе военной помощи. С июля 1962г. он имеет обозначение F-5. Серийное производство самолетов семейства F-5/T-38 продолжалось с 1960г. по 1988г. Всего построено 3802 самолета, из них 1187 самолетов Т-38 и 2615 истребителей F-5.
Известны следующие основные варианты:
Т-38 "Талон" - двухместный УТС для ВВС США. Первый полет первого опытного самолета - 10 апреля 1959г., первого серийного - май 1960г., производство завершено в январе 1972г., часть снятых с вооружения ВВС США самолетов была поставлена Тайваню, Португалии и Турции;
F-5A (вначале употреблялось также название "Фридомфайтер") - исходный одноместный истребитель-бомбардировщик. Первый полет первого опытного самолета 30 июля 1959г., первого серийного октябрь 1963г., по 1972г. всего построено 799 самолетов, в том числе по лицензии 164 самолета фирмой Канадэр в вариантах CF-5A для ВВС Канады и NF-5A для ВВС Голландии и 36 самолетов фирмой CASA в варианте SF-5A для ВВС Испании;
F-5B - двухместный учебно-тренировочный вариант самолета F-5A. По 1972г. построено 293 самолета, в том числе по лицензии 56 самолетов фирмой Канадэр в вариантах CF-5D и NF-5B и 34 самолета фирмой CASA в варианте SF-5B;
RF-5A - разведывательный вариант самолета F-5A. Построено 107 самолетов по 1972г.;
F-5E "Тайгер" II (вначале F-5-21) - усовершенствованный одноместный истребитель. Первый полет 11 августа 1972г., по 1988г. построено 1162 самолета, включая самолеты, собранные в Швейцарии и построенные по лицензии фирмой КА в Южной Корее и фирмой AIDC на Тайване;
F-5F - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-5E. Первый полет опытного самолета 25 сентября 1974г., первого серийного - в апреле 1976г., по 1988г. построено 242 самолета;
RF-5E "Тайгерай" - разведывательный вариант самолета F-5E. Первый полет опытного 29 января 1979г., серийного 16 декабря 1982г., построено 12 самолетов.
В 1982г. был разработан усовершенствованный истребитель F-20 (имевший вначале обозначение F-5G), который серийно не выпускался.
N-156F разрабатывался многоцелевым с основным упором на завоевание превосходства в воздухе в условиях хорошей погоды, но в варианте F-5A был перенацелен на выполнение прежде всего атак наземных целей и лишь в варианте F-5E приоритет вновь был отдан задаче воздушного боя, вследствие чего основное внимание было уделено его маневренности.
Самолеты F-5A/B поставлялись Канаде, Голландии, Испании, Бразилии, Эфиопии, Греции, Ирану, Иордании, Ливии, Малайзии, Марокко, Норвегии, Филиппинам, Саудовской Аравии, Тайваню, Таиланду, Турции и Южному Вьетнаму. Самолеты F-5E и F были поставлены Бахрейну, Бразилии, Тайваню, Китаю, Эквадору, Эфиопии, Гондурасу, Индонезии, Ирану, Иордании, Кении, Южной Корее, Малайзии, Мексике, Марокко, Филиппинам, Саудовской Аравии, Сингапуру, Судану, Швейцарии, Таиланду, Тунису, Северному Йемену, а также ВВС и ВМС США в эскадрильи "агрессоров" для использования во время учений в качестве условного противника (МиГ-21).
С конца 80-х - начала 90-х гг. в ряде стран (Канада, Сингапур и т.д.) проводятся программы модернизации самолетов F-5 с целью продления их срока службы. После модернизации (до конца 1994г.) 44 канадских CF-5A/D должны получить обозначение CF-116 и использоваться до 2000г. в качестве учебно-тренировочных самолетов для подготовки летчиков истребителей CF-18. США планируют модернизировать самолеты Т-38 и эксплуатировать их до 2010г.
Цена одного самолета F-5E составляла 2,1 млн долл. по курсу 1972г. и превысила 5 млн долл. по курсу 1984г. Трудоемкость техобслуживания F-5E равна 17-20 чел.-ч на 1 ч полета.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет нормальной схемы с низкорасположенным трапециевидным крылом и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа, разработан с учетом правила площадей. Выполнен в основном из алюминиевого сплава 75ST, в конструкции поверхностей управления и механизации крыла применены клееные слоистые панели с сотовым заполнителем. Максимальные эксплуатационные перегрузки +7,33 и -3; расчетный ресурс 4000 ч, на модернизированных самолетах CF-5 планировалось довести его до 6000 ч. F-5E имеет увеличенные размеры.
Крыло многолонжеронное без разъемов по размаху, с толстой фрезерованной обшивкой, имеет корневые наплывы. Профиль крыла NACA 65A004.8 (модифицированный), углы поперечного V и установки нулевые, угол стреловидности по линии 1/4 хорд 24 град, хорда крыла у корня/на концах 3,43/0,69 м на F-5A, 3,57/0,68 м на F-5E, удлинение 3,82 на F-5E, сужение 4. Механизация крыла с электроприводом, включает отклоняемые носки (общая площадь 1,14 кв.м., максимальный угол отклонения 24 град) по всему размаху и однощелевые закрылки (1,77 кв.м. на Р-5А; 1,95 кв.м. на F-5E, 20 град), на F-5E отклоняющиеся автоматически (на NF-5 и первых F-5E - управляемые летчиком вручную) в зависимости от скорости полета и угла атаки. При взлете и посадке углы отклонения носков и закрылков максимальные, в крейсерском полете 0 и 8 град, в полете со сверхзвуковой скоростью - нулевые, в воздушном бою 18 град и 16 град при скорости 370-465 км/ч или 12 град и 8 град при скорости 465-1020 км/ч (до М~0,95). Элероны (0,86 кв.м.) отклоняются в диапазоне от +18,5 град до -14 град с помощью гидроприводов и отодвинуты от концов крыла для уменьшения опасности реверса поперечного управления. Противообледенительная система на крыле не используется.
Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из легких сплавов с применением в некоторых зонах стали, магниевых и титановых сплавов. Конструкция герметических отсеков (кабины и заднего отсека БРЭО) безопасно повреждаемая. Снизу фюзеляжа перед отсеками основного шасси расположены два воздушных тормоза (0,6 кв.м.) с гидроприводом, отклоняющиеся на угол до 46 град. Кабина с системой кондиционирования, фонарь откидывается назад-вверх. Кресло летчика катапультируемое. Избыточное давление в кабине 34 кПа (0,35 кгс/кв.см.). Наддув осуществляется с использованием воздуха, отбираемого от компрессоров двигателей.
Хвостовое оперение цельнометаллическое, киль (3,85 кв.м.) с рулем направления (0,57 кв.м.), стабилизатоо (размах 4,31 м; площадь 5,48 кв.м.; угол отрицательного поперечного V равен -5 град) цельноповоротный. Стреловидность стабилизатора и киля 25 град по линии 1/4 хорд. Привод руля направления и стабилизатора гидравлический. Максимальные углы отклонения руля направления от +6 до -6 град и от +30 до -30 град при убранном и выпущенном шасси соответственно, стабилизатора +17 град и -8 град.
Шасси трехопорное с одноколесными стойками и маслянопневматическими амортизаторами. Основные стойки убираются в корневые части крыла и фюзеляж, управляемая на земле носовая стойка - вперед. Система уборки и выпуска гидравлическая, в аварийных условиях шасси может быть выпущено под действием собственной тяжести и скоростного напора. На NF-5, CF-5 и F-5Е применена двухпозиционнач носовая стойка, которая позволяет при взлете увеличить угол продольного наклона самолета на 3 град для сокращения длины разбега, а при уборке автоматически укорачивается. Размеры основных пневматиков 610x203-330 мм, переднего - 457x165-203 мм, давление зарядки 1,45 МПа (14,8 кгс/кв.см.) и 0,83 МПа (8,4 кгс/кв.см.) соответственно. Используются цельнометаллические многодисковые тормоза, тормозной парашют диаметром 4,5 м и задерживающий крюк. База шасси 4,67 м на F-5A, 5,17 м на F-5E и 6,52 м на F-5F, колея 3,35 м на F-5A и 3,80 м на F-5E и F.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Двигатели размещены в хвостовой части фюзеляжа рядом в отсеке, охлаждаемом воздухом, отбираемым из воздухозаборников. Т-38 оснащен двумя двигателями Дженерал Электрик J85-GE-5 с форсированной/нефорсированной тягой по 17,13/11,93 кН (1750/1215 кгс), F20 - одним двигателем Дженерал Электрик F404-GE-100 с форсированной тягой 75,62 кН (7710 кгс), на F-5A установлены двигатели J85-GE-13, на F-5E используются J85-GE-21. Одновальный ТРД J85-GE21 имеет осевой девятиступенчатый компрессор, двухступенчатую турбину, кольцевую камеру сгорания и регулируемое всережимное сопло. Максимальный диаметр двигателя 0,533 м, длина 2,858 м, сухая масса 310 кг. Воздухозаборники боковые, полукруглые, нерегулируемые, двухскачковые смешанного сжатия, общая площадь входного сечения воздухозаборников 0,192 кв.м. на самолете F-5A и 0,323 кв.м. на F-5E. Установленные на F-5E дополнительные впускные створки управляются автоматически в зависимости от числа М полета и находятся в открытом состоянии при М=0,35-0,4.
Внутренний запас топлива размещается в трех фюзеляжных баках общей емкостью 2563 л на F-5E, 2555 л на F-5F. В крыле топливных баков нет. Системы топливопитания двигателей автономные с устройством кольцевания. На центральном подфюзеляжном узле и внутренних подкрыльных пилонах могут быть установлены подвесные топливные баки емкостью по 568 л или 1041 л. Штуцер централизованной заправки топливом расположен снизу фюзеляжа. Маслосистема каждого двигателя имеет маслобак емкостью 4,5 л.
ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система управления полетом необратимая бустерная с дублированными гидравлическими приводами и демпферами рыскания и тангажа. Гидравлическая система состоит из двух систем с одним гидронасосом на каждом двигателе, рабочее давление 20,7 МПа (210 кгс/кв.см.), максимальная подача 32,9 л/мин. Гидронасос правого двигателя питает приводы органов управления самолетом, гидронасос левого двигателя - приводы органов управления самолетов, шасси, воздушных и колесных тормозов, механизма поворота носовой стойки шасси, системы повышения устойчивости, дефлекторов пороховых газов.
Система электроснабжения трехфазным переменным током питается от двух генераторов мощностью по 13/15 кВ*А (115/200 В, 320-480 Гц), установленных по одному на каждом двигателе, однофазным - от статического преобразователя (250 В*А, 115 В, 400 Гц). Источниками постоянного тока являются два трансформатора-выпрямителя (33 А, 26-32 В) и никелево-кадмиевая аккумуляторная батарея (24 В, 13 А*ч).
Используется жидкостная кислородная система с баллоном емкостью 5 л.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. F-5А не имеет РЛС. На F-5E и F вначале использовалась импульсная РЛС Эмерсон Электрик AN/APQ-153, затем на F-5E был установлен ее усовершенствованный вариант AN/APQ-159, имеющий две рабочие частоты повторения импульсов и работающий в 3 см диапазоне в режимах поиска воздушных целей, наведения УР и воздушной стрельбы из пушки. РЛС APQ-159 оборудована плоской антенной решеткой размерами 28x48 см и имеет массу 64 кг в варианте (V)-l для самолета F-5E. Сектор обзора РЛС по возвышению от +45 до -45 град, по азимуту - в таком же диапазоне. Дальность обнаружения в свободном пространстве цели с ЭПР 5 кв.м. составляет 74 км, информация о воздушных целях отображается на экране индикатора диаметром 0,13 м, дальность захвата цели 19 км. На фоне земли цели не обнаруживаются. F-5F оснащается РЛС AN/APQ-157, представляющей собой вариант РЛС APQ-153 с двойным управлением.
Установлены также радионавигационная система AN/ARN-118 TACAN, связная ДМВ-радиостанция AN/ARC-164, прицел AN/ASG-31 с вычислителем упреждения, АРК AN/ARA-50, СПУ AN/AIC-25, система опознавания госпринадлежности AN/APX-101. По заказу возможна установка ИНС Литтон LN-33, системы посадки по приборам AN/ARM-108, контейнера AN/ALE-40 с одноразовыми средствами РЭБ, приемника предупреждения о РЛ облучении AN/ALR-46, лазерного целеуказателя АN/AVQ-27.
На 44 самолетах F-5E/F ВВС Сингапура, которые должны быть модернизированы в первой половине 1990-х годов, предполагается установить многофункциональную РЛС FIAR "Грифон"F.
В 1991-1995гг. на 44 модернизируемых канадских самолетах CF-5A/D предполагается установить ИЛС фирмы GEC/Ферранти, ИНС Литтон LN-93, цифровой вычислитель воздушных сигналов фирмы GEC, шина данных, соответствующая стандарту MIL-STD-1553B и другое новое оборудование.
ВООРУЖЕНИЕ. В носовой части фюзеляжа установлены две (на F-5Е) или одна (F-5F) пушки М39А2 (20 мм, 2x280 или 1x140 снарядов, 3000 выстр./мин). На концах крыла размещены две УР AIM-9 "Сайдуиндер". На пяти (один под фюзеляжем и четыре под крылом) узлах самолет может нести нагрузку общей массой до 2810 кг на F-5A или до 3175 кг на F-5E, включающую обычные бомбы калибром от 227 кг до 907 кг, бетонобойные бомбы Матра "Дюрандаль", блоки НАР LAU-68 и LAU-3 (70 мм), бомбовые кассеты CBU-24, -49, -52, -58, контейнеры SUU-20 с бомбами и НАР или SUU-25 с ИК ловушками. Возможна подвеска УР AGM-65 "Мейврик", бомб с лазерным наведением, УР "Булпап".
ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета F-5E
РАЗМЕРЫ. Размах крыла с/без ракет на концах 8,53/8,13 м; длина самолета (со штангой ПВД) 14,68 м; высота самолета 4,08 м; площадь крыла 17,30 кв.м.
ДВИГАТЕЛИ. Число и тип 2 ТРД Дженерал Электрик J85-GE-21; статическая форсированная/нефорсированная тяга 2x22,2/2x15,6 кН (2x2270/2x1590 кгс); удельный расход топлива на форсированном/нефорсированном режиме 2,13/1,00 кг/кгс*ч, на крейсерском режиме 1,24 кг/кгс*ч.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: взлетная максимальная 11215, нормальная 6985; максимальная масса самолета без топлива 7953; масса пустого самолета 4410; запас топлива внутренний 1996, в подвесных баках 2415.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость на высоте 11000 м 1741 км/ч (М=1,63), у земли 1212 км/ч; максимальное крейсерское число М на высоте 10975 м М=0,98; экономическая крейсерская скорость 950 км/ч; скорость сваливания с выпущенными закрылками и неработающими двигателями 230 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 175 м/с; практический потолок 15790 м; длина разбега при взлетной массе 7053 кг 610 м; длина пробега с тормозным парашютом при посадочной массе 5230 кг 762 м; боевой радиус действия с бомбовой нагрузкой 2360 кг и двумя УР AIM-9 222 км; перегоночная дальность при сбрасывании подвесных топливных баков 2863 км.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. F-5 использовался во множестве военных конфликтов, но нигде не играл главной роли, оставаясь в основном на втором плане. ВВС США его практически в боевых действиях не использовали. Лишь в 1965-1966гг. они провели оценку 12 модифицированных F-5A в боевых действиях во Вьетнаме в условиях выполнения ударных задач. Модификация включала установку топливоприемников для дозаправки в полете, брони и пилонов для сбрасываемых подвесных грузов. Боевые действия показали, что F-5 обладают высокой маневренностью и достаточно эффективны при оказании поддержки сухопутным войскам в бою. Они малоуязвимы от огня стрелкового оружия партизан, за период по февраль 1966г. был сбит лишь один самолет (16 декабря 1965г.), один подбитый самолет возвратился на базу с одним работающим двигателем. Вместе с тем F-5 имел малый радиус действия (не более 240 км) и большую длину разбега (2000 м) с большой боевой нагрузкой. Из-за указанных недостатков самолеты были отозваны из Вьетнама.
Один из самолетов F-5A был захвачен вооруженными силами Вьетнама и прошел боевую оценку на российском полигоне во Владимировке, где был организован его условный воздушный бой с истребителем МиГ-21М. В этом поединке благодаря своей высокой маневренности самолет F-5A вышел победителем. По некоторым предположениям, такая воздушная схватка была устроена военными специально для того, чтобы побудить ОКБ им. А.И. Микояна, занятое новыми проектами, к созданию новых более совершенных вариантов истребителя МиГ-21.
Простота эксплуатации F-5 обусловила его широкое применение Ираном в ходе ирано-иракской войны 1980-1988гг. Иран обладал современными ВВС, имевшими на вооружении большое число самолетов американского производства (включая F-4 "Фантом" и F-14 "Томкэт"). Но вследствие нарушения связей Ирана с другими странами и трудностей со снабжением самолетов запасными частями лишь парк из 169 истребителей F-5E/F использовался достаточно полно.
Из других военных конфликтов можно отметить войну в зоне Персидского залива в 1991г., где применялись саудовские разведчики RF-5Е, военные действия в Западной Сахаре, в которых использовались марокканские F-5A/E.