SAAB J-35
Швеция
Многоцелевой истребитель
Требования к самолету J-35, предусматривавшие создание одноместного истребителя с большой сверхзвуковой скоростью, способного осуществлять перехват трансзвуковых бомбардировщиков, были составлены в 1949г. Проектные исследования (под обозначением R 1250) начались в августе 1949г., предварительное проектирование - в декабре 1951г., но контракт на постройку опытных самолетов был заключен с фирмой только в августе 1953г. после исследований на масштабном (примерно 1:2) экспериментальном самолете SAAB 210 (первый полет 21 января 1952г.) треугольного крыла двойной стреловидности по передней кромке, составившего основную конструктивную особенность самолета J-35.
Летные испытания первого опытного самолета J-35 начались 25 октября 1955г., первый серийный самолет J-35A совершил первый полет 15 февраля 1958г., поставки серийных самолетов начались в марте 1960г. В период с 1958 по 1972гг. построено около 600 самолетов. Самолет строился:
для ВВС Швеции в вариантах перехватчиков J-35A (выпускался серийно в 1958-1961 гг.), J-35B (первый полет 29 ноября 1959г., выпускался в 1960-1962 гг.), J-35D (27 декабря 1960г., в 1963-1965 гг.), J-35F (начало 1961г., с 1965г.), двухместного учебно-тренировочного самолета SK-35C (30 декабря 1959г., в 1959-1960 гг.), разведчика S-35E (27 июня 1963г.);
для ВВС Дании (шведское экспортное обозначение J-35XD) - в вариантах истребителя-бомбардировщика F-35, разведчика RF-35 и учебно-тренировочного самолета TF-35;
для ВВС Финляндии - в варианте перехватчика J-35XS (сборка 12 самолетов осуществлена в 1974-1975гг. в Финляндии из комплектов, изготовленных в Швеции).
В дальнейшем Финляндия и Австрия закупили часть самолетов J-35, состоявших ранее на вооружении ВВС Швеции (австрийские самолеты получили обозначение J-350E).
Самолет J-35 был основным перехватчиком ВВС Швеции до начала 1980-х годов, когда его ранние варианты стали заменяться истребителями JA-37. В 1987-1989гг. 64 самолета J-35F шведских ВВС были модифицированы в вариант J-35J с целью продления срока их службы до конца 1990-х годов, когда они будут заменены самолетами JAS39. К началу 1993г. в ВВС Швеции эксплуатировались 74 самолета J-35, Дании - 18, Финляндии - 45, Австрии - 24.
КОНСТРУКЦИЯ. J-35 - одноместный самолет схемы "бесхвостка" с одним двигателем в фюзеляже, конструкция цельнометаллическая.
Треугольное крыло двойной стреловидности по передней кромке, впервые разработанное и примененное шведскими конструкторами на серийном самолете, имеет удлинение 1,77 и относительную толщину 5%. Центральная часть крыла крепится к фюзеляжу с помощью неразъемного соединения, внешние части крыла крепятся к центроплану с помощью болтовых соединений. На каждой консоли крыла установлены двухсекционные элевоны, механизация крыла отсутствует.
Фюзеляж состоит из двух секций, соединенных болтами. Кабина герметическая с системой кондиционирования, фонарь откидывается назад. Наддув кабины начинается автоматически на высоте 3700 м, избыточное давление в кабине 23 кПа (0,23 кгс/кв.см.). Вначале устанавливалось катапультируемое кресло SAAB 73SE-F, обеспечивающее покидание в эксплуатационной области режимов полета и на скорости не ниже 100 км/ч при движении по земле, затем (J-35F) - кресло, обеспечивающее покидание на стоянке. Сверху и снизу фюзеляжа расположены по два воздушных тормоза. Киль стреловидный с рулем направления.
Шасси трехопорное с одноколесными стойками. Носовая стойка убирается вперед, основные - в консоли крыла с укорочением стоек при уборке. Давление в носовом пневматике 0,98-1,27 МПа (10-13 кгс/кв.см.), основных пневматиках - 1,18-1,67 МПа (12-17 кгс/кв.см.). Тормоза колес двухдисковые с автоматами торможения. Колея шасси 2,70 м, база 4,00 м. Для опоры при взлете и посадке с большими углами атаки под хвостовой частью фюзеляжа установлена дополнительная двухколесная стойка. При посадке применяется тормозной парашют.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На вариантах J-35А, В и С устанавливались двигатели RM6B - строившиеся фирмой Свенска (впоследствии Вольво) Флюгмотор по лицензии двигатели Роллс-Ройс RB. 146 "Эвон"200). RM6B имел форсированную/нефорсированную тягу 64,1/48,0 кН (6535/4890 кгс) и был оборудован разработанными в Швеции форсажной камерой и соплом. На J-35D и последующих вариантах установлен улучшенный вариант RM6C. Диаметр двигателя 1,07 м, длина 8,14 м, масса 1770 кг. Воздухозаборники нерегулируемые, размещены в корневой части крыла, имеют овальное входное сечение с большой горизонтальной осью. Сопло всережимное.
Топливо размещается в баках-отсеках центроплана, жестких и мягких фюзеляжных баках общей емкостью около 4000 л. Предусмотрена установка подвесных топливных баков (2x1275 л и 2x500 л) с увеличением полного запаса топлива до 7500 л. Дополнительные топливные баки для перегоночного полета могут быть установлены в пушечных отсеках. Система регулирования расхода топлива обеспечивает управление центровкой самолета в полете.
ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система управления полетом бустерная необратимая с дублированными гидравлическими тандемными приводами и автоматами загрузки с регулированием по скоростному напору и числу маха. Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем с рабочим давлением 21 МПа (210 кгс/кв.см.) с двумя гидронасосами, приводимыми от двигателя. Имеется аварийный гидронасос с приводом от ветрянки.
Трехфазная система электроснабжения переменного тока (200/115 В, 400 Гц) имеет генератор (20 кВ*А) с приводом от двигателя и аварийный генератор (3,5 кВ*А). Питание постоянным током осуществляется через два выпрямителя (29В). Имеется аккумуляторная батарея (24В, 7,5 А*ч).
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. На J-35A и В устанавливалась система управления огнем SAAB S6B с упрощенной поисковой РЛС, обеспечивавшая атаку воздушных целей с упреждением из задней полусферы. На J-35D применена система управления огнем S7 с РЛС PS-03 для атаки на встречно-пересекающихся курсах, автопилот SAAB FH.5. На J-35F установлена улучшенная система S7B с РЛС PS-11/A, навигационное оборудование PN-793/A, в обтекателе под носовой частью фюзеляжа установлен ИК датчик фирмы Хьюз. На J-35J модифицированы РЛС и ИК датчик, навигационное оборудование, система опознавания государственной принадлежности, установлена система предупреждения об опасной близости земли, новое приборное оборудование. На датских самолетах американской фирмой Лир Сиглер была установлена новая прицельно-навигационная система на основе системы AN/AR N-101.
S-35E оборудован семью фотокамерами (пять SKa24 и SKa16В в носовой части фюзеляжа и 2 SKa24 в крыле), оснащался подвесным контейнером Викон 25 с тремя ИК камерами. На SK-35C РЛС отсутствует.
ВООРУЖЕНИЕ. На вариантах J-35А, В и D устанавливались две встроенные пушки "Аден" М-55 (30 мм, 90 снарядов), УP "Сайдуиндер" и HAP класса воздух-воздух. На J-35F - одна (на экспортных вариантах две) пушка "Аден", имеются девять внешних узлов (три под фюзеляжем и шесть под крылом), рассчитанных каждый на нагрузку 455 кг, основным оружием для перехвата воздушных целей служили вначале УР Rb.27 с полуактивной радиолокационной и Rb.28 с ИК ГСН (Хьюз "Фолкон" НМ-55 и НМ-58), впоследствии УР AIM-9L "Сайдуиндер". В конфигурации истребителя-бомбардировщика самолет может нести 12 HAP Бофор М-56 (135 мм) или два контейнера по 18 HAP (75 мм) и бомбы (2x500 кг или 9x100 кг). На J-35J добавлены два новых подкрыльных узла и он может нести четыре подвесных бака и две УР.
ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета J-35F
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 9,42 м; длина самолета 15,34 м; высота самолета 3,89 м; площадь крыла 49,22 кв.м.; угол стреловидности крыла по передней кромке 80/57 град.
ДВИГАТЕЛИ. Число и тип 1 ТРДФ Вольво Флюгмотор RM6C ("Эвон"300); статическая тяга форсированная/нефорсированная 78,4/56,5 кН (8000/5765 кгс).
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 16000; взлетная без наружных подвесок 11400; пустого самолета 7865; нормальная посадочная 8800.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость без наружных подвесок на высоте 11000 м - 2125 км/ч, у земли 1100 км/ч; скороподъемность у земли при массе 11400 кг - 175 м/с; время набора высоты 15000 м при массе 11400 кг - 5,0 мин; практический потолок 18000 м; радиус действия без подвесных баков 560 км, с подвесными баками 720 км; максимальная дальность с подвесными баками 3250 км; длина разбега при массе 11400 кг - 650 м.