Дассо "Мираж"III/5/50

Франция


Многоцелевой истребитель

Самолет "Мираж"III долгие годы являлся своеобразной визитной карточкой французской авиационной промышленности и символом военной мощи этой страны, возрожденной Шарлем Де-Голлем из состояния упадка и бессилия.

В соответствии с требованиями, составленными ВВС Франции в 1954г., предусматривалось создание легкого всепогодного сверхзвукового истребителя-перехватчика с большой скороподъемностью (набор высоты 18000 м за 6 мин), предназначенного для ПВО отдельных объектов. На конкурс, в котором принимала участие, также, фирма Сюд-Авиасьон, разработавшая самолет "Тридан" с комбинированной силовой установкой (два ТРД на концах крыла и ЖРД в фюзеляже), был представлен самолет Дассо MD.550 ("Мираж"I). Истребитель-перехватчик был выполнен по схеме "бесхвостка" и имел треугольное крыло с углом стреловидности по передней кромке 60 град. Самолет, совершивший первый полет в июне 1955г., был оснащен двумя ТРД MD-30R "Вайпер" (2х9,6 кН/2х980 кгс) и дополнительным ЖРД. Его вооружение состояло из двух пушек DEFA (30 мм), нормальная взлетная масса составляла 5000 кг, максимальная скорость соответствовала М=1,7. В дальнейшем этот истребитель был модифицирован в следующий вариант - "Мираж"II с ТРД Турбомека "Габизо" (2x14,8 кН/ /1110 кгс, 2х10 кН/2х1015 кгс). Создание более мощного форсированного двигателя "Атар"101 сделало возможным создание более тяжелой модификации истребителя, оснащенной бортовой РЛС, управляемым ракетным вооружением и имеющей увеличенную дальность полета. Так появился самолет "Мираж"III.

Первый полет новой опытной машины, получившей обозначение "Мираж"III-001, состоялся 17 ноября 1956г. Новая машина продемострировала превосходство по основным ТТД над своим соперником с фирмы Сюд Авиасьон и вскоре было принято решение о начале серийного выпуска истребителя. Первый предсерийный "Мираж"IIIA поднялся в воздух 12 мая 1958г., производство началось в октябре 1960г. и завершилось лишь через 29 лет, в конце 1989г.

Помимо опытного самолета "Мираж"III-001 и предсерийных "Мираж"IIIА (построено 10 в 1958-1959 гг.) выпускались следующие основные варианты истребителя:

"Мираж"IIIС - одноместный истребитель-перехватчик (первый полет 9 октября 1960г., построено 224 самолета в 1960-1964 гг.);

"Мираж"IIIВ и IIID - двухместный учебно-боевой самолет (первый полет опытного - 20 октября 1959г., первого серийного - 19 июля 1962г., построено ПО);

"Мираж"IIIЕ - одноместный истребитель-бомбардировщик (первый полет опытного - 5 апреля 1961г., построено 523);

"Мираж"IIIR и IIIRD - одноместный разведчик (первый полет опытного 31 октября 1961г.);

"Мираж"5 - истребитель-бомбардировщик с упрощенным БРЭО (разрабатывался для ВВС Израиля, однако в 1968г. по политическим соображениям Франция наложила эмбарго на поставки оружия в эту страну и самолеты были переадресованы французским ВВС. Первый полет опытного самолета состоялся в мае 1967г.);

"Мираж" 50 - истребитель-бомбардировщик с двигателем повышенной тяги (первый полет опытного 15 апреля 1979г.).

Всего было построено 1422 самолета (из них по лицензии 116 в Австралии и 61 в Швейцарии), включая около 990 "Мираж"III и "Мираж"5 с РЛС, более 400 "Мираж"5 без РЛС и 19 "Мираж"50. ВВС Франции поставлено 488 самолетов (10 модификации IIIA, 43 IIIB, 20 IIIВЕ, 95 IIIC, 192 IIIE, 50 IIIR, 20 IIIRD, 58 5F), остальные - на экспорт в 19 стран в различных модификациях на основе базовых вариантов с соответствующими дополнительными индексами в обозначениях, указывающими на страну-покупателя: Абу Даби (5EAD, 5AD, 5DAD, 5RAD), Аргентине (IIIEA, IIIDA, 5Р), Австралии (IIIEA/EO, IIID), Бельгии (5ВА, 5BR, 5BD), Бразилии (IIIEBR, IIIDBR), Чили (50С, 50DC), Колумбии (5СОА, 5COR, 5COD), Египту (5Е2, 5 SDE, 5SDR, 5SDD), Габону (5G, 5G2, 5DG), Израилю (IIICJ, IIIBJ), Ливану (IIIEL, IIIBL), Ливии (5DE, 5D, 5DD, 5DR), Пакистану (IIIEP, IIIRP, IIIDP, 5PA, 5РА2/3, 5DPA2), Перу (5Р, 5DP), ЮАР (IIICZ, IIIEZ, IIIBZ, IIIDZ, IIIRZ, IIIR2Z, 50D2Z), Испании (IIIЕЕ, IIIDE), Швейцарии (IIIS, IIIRS, IIICS, IIIBS, IIIDS), Венесуэле (IIIEV, 5V, 5DV) и Заиру (5М, 5DM).

Коммерческий успех "Миража" объясняется тем, что этот истребитель явился одним из самых дешевых в классе самолетов со скоростью, соответствующей М=2: цена истребителя "Мираж"IIIC в начале 1960-х годов немногим превышала 1 млн долл., а "Мираж"5 (по курсу 1984г.) - 10 млн долл. Кроме того, самолет показал высокую эксплуатационную технологичность. К примеру, трудоемкость техобслуживания истребителя "Мираж"5 составила 15 чел.-ч на 1 час полета в сравнении в 35 чел.-ч у F-4 и 50 чел.-ч у американского F-104.

В Израиле после введения французского эмбарго, без лицензии, "пиратским" способом (когда в Швейцарии агентами израильской разведки похищалась техническая документация на истребитель "Мираж"), было построено 57 самолетов "Нешер" (из них 39 позже были переданы Аргентине и получили название "Дэггер"). В дальнейшем на основе истребителя "Мираж"III специалистами фирмы IAI был создан самолет "Кфир".

На базе истребителя "Мираж"III были построены экспериментальный СВВП "Бальзак" (1962г.) и опытный самолет "Милан" с убирающимся ПГО (1969г.). 21 декабря 1982г. состоялся первый полет значительно усовершенствованного опытного самолета "Мираж"IIING, испытывавшегося до 1986г. и снабженного неподвижным ПГО, корневыми наплывами крыла, ЭДСУ, двигателем "Атар" 9К-50 и ИНС (предусматривалась, также, возможность установки РЛС "Сирано"IVM или "Агав"), однако заказов на этот вариант "Миража" не поступило. Во второй половине 1980-х годов на модифицированном самолете "Мираж" III проводились испытания речевой командной системы Крузе EVA, предназначенной для перспективных самолетов.

Во второй половине 1980-х годов самолеты "Мираж" III ряда стран (Бразилии, Египта, Перу, ЮАР, Швейцарии, Чили, Венесуэлы) были модернизированы. Модификация, как правило, включала установку ПГО, (по образцу ПГО самолетов "Кфир"С.2 и "Кфир"С.7), инерциальной платформы, цифровой ЭВМ, ИЛС и лазерного дальномера.

Модифицированные самолеты ЮАР получили название "Чита", Чили - "Пантера". В 1991г. изучалась возможность переоснащения самолетов "Чита" русскими ТРДДФ РД-33.

К началу 1993г. на вооружении ВВС Франции оставалось около 130 самолетов "Мираж"III/5 (IIIB, IIIE и 5F), из них более 60 истребителей-бомбардировщиков "Мираж"IIIЕ. Перехватчики IIIC заменены в ВВС этой страны самолетами "Мираж" F. 1, разведчики "Мираж"IIIR/IIIRD - самолетами "Мираж"F.1R, а тактические истребители "Мираж"IIIЕ заменяются ударными самолетами "Мираж"2000N.

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет "Мираж"III - цельнометаллической конструкции, выполнен по схеме "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом. Первоначально ресурс планера был определен в 3000 ч, впоследствии было разрешено увеличить его до 5000 ч.

Крыло трехлонжеронное кессонной конструкции, обшивка из панелей с монолитным подкреплением. Угол поперечного V крыла равен -1 град., удлинение 1,94. Пространство между двумя основными лонжеронами образует топливные баки-отсеки емкостью по 545л. Каждая консоль снабжена двухсекционными элевонами и внутренними закрылками, используемыми и для управления тангажом. На верхней и нижней поверхностях крыла у передней кромки установлены воздушные тормоза.

Фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Кабина летчика оборудована катапультируемым креслом Мартин-Бейкер RM4, обеспечивающим покидание самолета при нулевой высоте и скорости 167 км/ч. Фонарь откидывается назад-вверх. Киль площадью 4,5 кв.м. - стреловидный (угол стреловидности 54,5 град). Фюзеляж самолетов "Мираж"IIIB и "Мираж"IIIЕ удлинены, соответственно, на 0,8 и 0,3 м по сравнению с самолетом "Мираж"IIIС.

Шасси трехопорное с одноколесными стойками фирмы Месье-Испано-Бугатти. Основные стойки имеют пневматики 750x230 мм (давление 6,0-10,0 кгс/кв.см.) и убираются в направлении фюзеляжа. Пневматик носового колеса 450x390 мм убирается назад. Имеются амортизаторы и дисковые тормоза. Шасси самолетов швейцарских ВВС усилено для выдерживания грубых посадок с перегрузкой 4,5. База шасси 4,87 м, колея 3,15 м. Имеется тормозной парашют.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На опытном самолете был установлен ТРДФ "Атар" 101G (с форсированной/нефорсированной тягой 44,13/34,03 кН, 4500/3470 кгс), на "Мираж"IIIА, В, и С - "Атар" 9В (58,84 кН/41,68 кН, 6000/4250 кгс), на истребителях "Мираж"IIIЕ, R, S и 5 - "Атар" 9С (60,8/42,17 кН, 6200/4300 кгс), на 50 и на самолете "Мираж"IIING - "Атар" 9К-50 (70,61 кН, 7200 кгс). Двигатель "Атар" 9С оснащен системой, обеспечивающей работу с превышением номинального числа оборотов, которая включается автоматически при достижении скорости, соответствующей числу М=1,4, и позволяет увеличить тягу на 8% при сверхзвуковой скорости полета. Расход воздуха двигателя "Атар"9С 68 кг/с, "Атар"9К-50 - 72 кг/с, удельный расход топлива на форсированном/нефорсированном режиме 2,03/1,01 кг/кгс*ч, длина двигателя 5,95 м, масса 1455 кг.

Для улучшения характеристик при выполнении перехвата под отсеком основного двигателя может быть дополнительно установлен ЖРД SEPR 841 ("Мираж"IIIC или SEPR 844 ("Мираж"IIIЕ), использующий в качестве окислителя азотную кислоту (300 л). В качестве пускового горючего применяется смесь 60% триэтиламина и 40% ксилидина. Тяга ЖРД у земли - 1300 кгс, на высоте 15000 м она может достигать 1500 кгс, продолжительность работы двигателя - 80 с. В случае необходимости летчик может сбросить ЖРД или слить окислитель.

Воздухозаборники боковые, полукруглые, с подвижными полуконусами.

Топливо размещается в четырех крыльевых баках-отсеках и четырех мягких топливных баках, расположенных в фюзеляже вокруг канала подвода воздуха к двигателю. Общая емкость баков 2390 л. Вместо ЖРД обычно устанавливается дополнительный топливный бак емкостью 550 л (в этом случае внутренний запас топлива увеличивается до 2940 л). Отказ от РЛС на самолете "Мираж" 5 позволил установить дополнительный топливный бак на 470 л.

Под крылом могут подвешиваться два сбрасываемых топливных бака емкостью по 600, 1100, 1300 или 1700 л, два несбрасываемых бака по 500 л (позволяющих развивать сверхзвуковую скорость), сбрасываемые контейнеры "Бидон Циклоп" или "Бидон Хоминг" с запасом топлива 1100 л или 850 л.

Неубирающаяся в полете топливоприемная штанга системы дозаправки топливом, установленная на некоторых самолетах, размещена по правому борту перед кабиной летчика. Возможна установка контейнера с оборудованием для дозаправки топливом в полете других самолетов.

ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система управления полетом бустерная со сдвоенными гидравлическими приводами рулевых поверхностей и автоматами загрузки. Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элевонов, путевое управление - с помощью руля направления. Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем с рабочим давлением 210 кгс/кв.см. и обеспечивает привод органов управления полетом, шасси и тормозов. Электрическая система постоянного тока включает аккумуляторную батарею емкостью 40 А*ч (24В) и генератор мощностью 9 кВ*А (26,5 В), система переменного тока - один трансформатор (200 В, 400 Гц) и один генератор мощностью 10 кВ*А (200 В, 400 Гц). Предусмотрены две независимые системы кондиционирования воздуха для кабины летчика и отсека радиоэлектронного оборудования.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. На истребителе "Мираж"IIIC установлена РЛС Томсон-CSF "Сирано"I. Самолет "Мираж"IIIЕ оснащен прицельно-навигационной системой с многофункциональной моноимпульсной РЛС "Сирано"IIВ, прицелом CSF97, доплеровской навигационной РЛС фирмы Маркони и вычислителем, в который могут быть введены координаты до 12 поворотных точек маршрута или целей. РЛС "Сирано"IIВ работает в диапазоне частот I/J в режимах воздух-воздух и воздух-земля и обеспечивает автономный поиск с захватом цели вручную; автоматический захват по данным целеуказания с земли (в этом случае антенна бортовой РЛС автоматически ориентируется в направлении цели); захват при предварительном ориентировании антенны вручную; автоматический захват в направлении продольной оси самолета, расчет области открытия огня и выработку команд выхода из атаки. В режиме воздух-земля обеспечивается картографирование местности, сигнализация о препятствиях, превышающих заданую высоту, облет препятствий, обнаружение препятствий при снижении, измерение дальности до поверхности земли.

Индикатор РЛС на ЭЛТ, расположен в центральной части приборной доски снабженной тубусом, работает в режиме эксцентричной круговой развертки. Антенна - параболическая, с линзой Кассегренга. Угол обзора в горизонтальной плоскости +/-60 град, максимальная дальность обнаружения наземных целей - 90 км, дальность сопровождения цели 0,25-50 км. Имеется устройство зашиты от активных помех с частотной модуляцией. Масса блока РЛС вместе с носовым конусом - 245 кг.

Индикатор на лобовом стекле ИЛС CSF97 (один из первых на серийных истребителях) обеспечивает применение оружия класса воздух-воздух и воздух-земля, сброс ядерной бомбы, а также пилотирование самолета.

Самолет снабжен оборудованием радионавигационной системы TACAN и связной УВЧ аппаратурой. На варианте "Мираж" 50 установлены РЛС "Сирано" IVM или "Агав", на швейцарском истребителе "Мираж"III8 вместо РЛС "Сирано" используется система управления огнем Хьюз TARAN IS. На большинстве самолетов "Мираж" 5, на разведчиках "Мираж"IIIR. и учебно-боевых "Мираж"IIIB и IIID многорежимная РЛС не устанавливается. На самолете "Мираж"5 применяется радиолокационный дальномер EMD "Аида"2, доплеровская навигационная система с РЛС RDN-72, радионавигационная система TACAN, лазерный дальномер, ИЛС.

На самолете "Мираж"IIIR имеются пять фотокамер OMERA 31, включая одну в носовой части, возможна установка приемников ИК излучения SAT "Циклоп" (рабочий диапазон волн 3-5 мкм) и SCM 2400 "Супер Циклоп" (8-12 мкм). Самолет "Мираж"IIIRD отличается установкой доплеровской навигационной РЛС, оснащен фотокамерами OMERA 40 (панорамная) и OMERA 33, РЛС бокового обзора (БО) фирмы EMI. РЛС БО самолета "Мираж"IIIRD дает возможность получать изображение наземной обстановки на расстоянии до 20 км от оси полета, однако она не обеспечивает передачу информации на землю в реальном масштабе времени (в отличие от РЛС "Рафаэль", применяемой на разведчике "Мираж"F-1CR).

ВООРУЖЕНИЕ истребителя "Мираж"IIIЕ включает две встроенные пушки DEFA 552A (30 мм, 2x125 снарядов). Стандартное вооружение самолетов "Мираж"IIIС и Е - две УР AIM-9 "Сайдуиндер" (на подкрыльевых узлах подвески) и одна УР средней дальности Матра R.511 (на центральном подфюзеляжном узле). В ходе модернизации состав оружия самолетов "Мираж"III/5/50 расширен; возможна установка одной УР класса воздух-воздух Матра R.530, двух УР Матра "Мажик" или "Шафрир" (израильского производства), при решении ударных задач - одной УР класса воздух-поверхность AS.30 (под фюзеляжем).

Бомбардировочное вооружение самолетов "Мираж"IIIС и "Мираж"IIIЕ - две бомбы калибром 400 или 450 кг на подфюзеляжном узле подвески. Под крылом возможна подвеска 18 НАР калибром 68 мм в двух блоках JL100R.

На подфюзеляжном узле тридцати специально оборудованных самолетов "Мираж"IIIЕ возможна подвеска тактической ядерной бомбы AN.52. Вместо пушек может устанавливаться дополнительный топливный бак.

В отсеке заднего подфюзеляжного топливного бака возможно размещение АФА OMERA 60, предназначенного для ведения перспективной съемки на больших высотах и скоростях. АФА расположен на левом борту фюзеляжа, его оптическая ось наклонена на 25 град.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ самолета "МИРАЖ"III

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 8,22 м, длина самолета 5,03 м, высота самолета 4,50 м, площадь крыла 34,80 кв.м., угол стреловидности крыла по передней кромке 60 град. 35 мин.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 12600 (в перегрузочном варианте, с двумя ПТБ по 1700 л под крылом и одним баком емкостью 1300 л под фюзеляжем может достигать 13500), взлетная без подвесных грузов 9600, нормальная посадочная 8000, максимальная посадочная 10600, пустого самолета 7050, топлива во внутренних баках 2600, топлива в ПТБ (2x1700 л) 2650.

ДВИГАТЕЛЬ. "Мираж"IIIА, В и С - ТРДФ "Атар" 9В (58,84 кН/41,68 кН, 6000/4250 кгс), "Мираж"IIIЕ, R, S и 5 - "Атар" 9С (60,8/42,17 кН, 6200/4300 кгс), на 50 и "Мираж"IIING - "Атар" 9К-50 (70,61 кН, 7200 кгс).

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ (без наружных подвесок). Максимальная скорость полета на высоте 12000 м 2220 км/ч; максимальная скорость на малой высоте 1390 км/ч; крейсерское число М на высоте 11000 м 0,9; скорость захода на посадку 340 км/ч; посадочная скорость 290 км/ч; время достижения высоты 11000 м и числа М=0,9 - 3 мин, высоты 15000 м и числа М=1,8 - 6 мин 50 с; практический потолок без ЖРД/с ЖРД 16760/22850 м, длина разбега (в зависимости от взлетной массы) 700-1600 м; длина пробега с тормозным парашютом 700 м; радиус действия с ПТБ 1200 км.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Основное назначение наиболее массовой модификации самолета "Мираж"IIIЕ - нанесение ударов по наземным целям с малых высот в любых метеоусловиях (однако конечная стадия атаки цели может быть выполнена лишь при визуальной видимости) и решение задач всепогодного истребителя-перехватчика.

Для нормальной эксплуатации истребителя требуется ВПП с твердым покрытием длиной не менее 2400 м (однако при снижении давления в пневматиках основных колес до 7 кгс/кв.см. допускается эксплуатация самолета без внешних подвесок с ВПП, покрытой металлическими перфорированными плитами).

Первой и, безусловно, самой яркой страницей в боевой биографии самолета "Мираж"III, принесшей ему широкую известность, является использование истребителей этого типа в "Шестидневной войне", начавшейся между Израилем и коалицией арабских государств (Египтом, Сирией, Иорданией и Ираком) 5 июня 1967г. Самолеты "Мираж"IIICJ явились наиболее мощными и эффективными истребителями израильских ВВС. Авиация арабских стран, застигнутая врасплох неожиданным ударом израильтян, не смогла организовать организованного сопротивления и была полностью разгромлена. В ходе первого удара по арабским вооруженным силам, нанесенного 5 июня 1967г. в течение трех часов боевых действий было выведено из строя 19 аэродромов и около 300 самолетов арабов. В воздушных боях, по израильским данным, было сбито 50 арабских самолетов, большинство из которых было уничтожено самолетами "Мираж"IIICJ (все - огнем пушек). После прекращения боев на суше, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. продолжались активные боевые действия в воздухе, главным образом, над районом Суэцкого канала. В воздушных боях "первую скрипку" с израильской стороны продолжали играть "Миражи". Им противостояли египетские самолеты МиГ-17Ф, МиГ-21ПФ, МиГ-21М и МиГ-21МФ, а также советские истребители МиГ-21МФ, обеспечивающие ПВО Египта. В ходе столкновений между самолетами "Мираж"IIIC и МиГ-21, при равном уровне подготовки летчиков, взаимные потери были незначительны, ни одна из сторон не имела явного качественного превосходства.

6 октября 1973г. вновь начались широкомасштабные боевые действия между Израилем и арабскими государствами.

По израильским данным, в широкомасштабных воздушных боях "Октябрьской войны" было сбито 20 израильских и 250 арабских самолетов, общие же потери Израиля в войне 1973г. составили ПО боевых самолетов. Однако эти цифры вряд ли можно считать достоверными (вполне понятно стремление воюющей стороны занизить свои потери и преувеличить урон неприятеля). По словам нынешнего президента республики Египет Х. Мубарака, являвшегося главнокомандующим ВВС во время войны 1973г., балланс потерь в воздушных боях сложился в пользу египетских летчиков, этот факт подтверждается и другими источниками.

Маневренные характеристики "Мираж"IIICJ оказались несколько ниже, чем у МиГ-21МФ, срыв начинался на меньших, чем у противника, углах атаки, возможность выполнять энергичные развороты лимитировалась ограничениями по перегрузке (5,5 при массе более 9500 кг и 6,7 при меньшей массе). При перегрузке 8,0 у "Миража" возникали необратимые деформации конструкции, тогда как МиГ-21 мог свободно маневрировать с этой перегрузкой. Кроме того, МиГ-21 имел более высокую тяговооруженность.

В то же время система вооружения (УР AIM-9 "Сайдуиндер", РЛС "Сирано" и ИЛС) самолета "Мираж"IIIC оказалась более эффективной, чем на МиГ-21, кроме того, у "Миража" был лучший обзор, чем у МиГ-21 поздних модификаций. Это несколько уравнивало шансы противоборствующих истребителей.

В дальнейшем в Израиле на смену самолетам "Мираж"IIIC пришли более совершенные истребители-штурмовики IAI "Кфир", а также американские самолеты четвертого поколения F-15 и F-16, а истребители "Мираж"IIIС были переориентированы на выполнение задач по борьбе с наземными целями.

Другим местом боевого применения самолетов этого типа явился Индостанский полуостров, где в 1971г. вспыхнула война между Индией и Пакистаном. Перед началом боевых действий Пакистан располагал истребителями "Мираж"IIIEP, 3 разведчиками "Мираж"IIIRP и 3 УБС "Мираж", 4 истребителя "Хантер" и (по неподтвержденным индийской стороной данным) 3 Су-7БМ. Потерь пакистанские "Миражи" не понесли.

В Анголе истребители "Мираж"III ВВС ЮАР участвовали в воздушных боях с истребителями МиГ-21 и МиГ-23МФ, пилотируемыми кубинскими и ангольскими летчиками. Самолеты МиГ-23МФ с УР Р-60 оказались более эффективными в воздушном бою, что привело к потерям нескольких самолетов "Мираж"III.

Последние крупномасштабные боевые действия, в которых широко применялись "Миражи" второго поколения, начались летом 1982г., когда Аргентина захватила Фолклендские (Мальвинские) острова. Над островами, блокированными британским флотом, разгорелись жаркие воздушные сражения с участием самолетов Аргентинских ВВС и палубных истребителей британских ВМС. Основу истребительной авиации Аргентины составлял 21 самолет "Мираж"IIIЕ и 26 истребителей "Даггер" (самолет "Мираж" израильского производства). Им противостояло 20-28 (в различные периоды конфликта) самолетов "Си Харриер", размещенных на английских авианосцах "Инвинсибл" и "Гермес". Аргентинские истребители, действуя с баз на континенте, прикрывали бомбардировщики и штурмовики, наносившие удары по английским кораблям и десанту, высадившемуся на острова, а также сами привлекались к выполнению ударных операций. Однако столкновения с английскими истребителями кончались, как правило, поражением аргентинских летчиков. Причиной этого явилось большое удаление аргентинских аэродромов от театра боевых действий и, как следствие, малый запас топлива у самолетов, вступавших в бой ("Миражи" могли находиться в зоне боевых действий не более 10 мин). В то же время английские истребители вступали в бой почти с полными баками и могли находиться над ТВД более продолжительное время, что давало им существенное тактическое преимущество. Кроме того, "Си Харриеры" были вооружены новейшими американскими УР AIM-9L "Сайдуиндер", тогда как аргентинские самолеты несли менее совершенные модификации ракеты, AIM-9B, а также французские УР "Мажик", также показавшие худшие характеристики по сравнению с американскими ракетами. Кроме того, британские самолеты наводились с кораблей, имеющих мощное радиолокационное оборудование, в отличие от аргентинцев, вынужденных полагаться на бортовую РЛС и собственное зрение.

В ходе 34 воздушных боев, по первоначальным английским данным, было сбито 19 самолетов "Мираж" III и "Даггер" (восемь - достоверно и 11 - предположительно) без потерь с английской стороны. Еще 11 самолетов этих типов было уничтожено огнем британских ЗРК и корабельной артиллерии. Восемь "Миражей" и "Дагтеров" было потеряно в результате различных летных происшествий (в частности, ввиду израсходования топлива при полете над морем). По аргентинским данным, в воздушных боях с "Си Харриерами" было потеряно лишь 11 истребителей, при этом пять летчиков погибло, а шесть катапультировалось и спаслось. В дальнейшем и англичане несколько "откорректировали" информацию о своих успехах, заявив о уничтожении в воздушных боях лишь 10 " Миражей"/"Даггеров" (всех - при помощи УР AIM-9L).