В авиационных СП находят
применение смесевые и
нитроцеллюлозные пороха.
Смесевые пороха представляют
собой механические смеси
окислителей, горючих и связующих
веществ. Простейшим, смесевым
порохом является дымный, иди ч,ерный,
порох, состоящий из калиевой
селитры (окислитель), древесного
угля (горючее) и серы (связующее
вещество), Дымный порох
изготовляется в виде отдельных
зерен, легко воспламеняется от
пламени и искры. Скорость горения
пороха при нормальных атмосферных
условиях равна 8-10 мм/с. При горении
дымного пороха наряду с
газообразными продуктами
выделяется большое число
раскаленных твердых частиц. Дымный
порох весьма чувствителен к влаге
При влажности 2% трудно воспламеним,
а при влажности 15% вообще теряет
способность воспламеняться. В
военной технике дымный порох
применяется лишь для
вспомогательных целей - в
воспламенителях зарядов из
нитроцеллюлозных порохов, в
вышибных зарядах боеприпасов, во
взрывателях и т.д.
К смесевым порохам принято
относить также ракетные топлива, в
которых окислителями являются
нитраты и перхлораты (перхлорат
аммония, нитрат аммония, перхлорат
калия и др.), а к горючим связующим
веществам - высокомолекулярные
соединения: каучуки, пластмассы,
смолы и т. п. Смесевые ракетные
пороха отличаются от
нитроцеллюлозных порохов
повышенными энергетическими
характеристиками.
Нитроцеллюлозные пороха состоят
из нитратов целлюлозы,
растворителей, стабилизаторов,
флегматизаторов, пламегасящих
добавок и других компонентов.
Нитраты целлюлозы являются
продуктом нитрования целлюлозы
азотной кислотой. В составе пороха
они играют роль источника энергии.
Целлюлоза (клетчатка) содержится в
хлопке (92-93%), древесине (50-60%), льне,
соломе и т. п. В зависимости от
процентного содержания азота
нитраты целлюлозы подразделяются
на пироксилины (азота свыше 12%) и
коллоксилины. Характерным
свойством нитратов целлюлозы
является способность под
воздействием растворителей
образовывать пластичные системы.
На этом свойстве основан процесс
производства пороха, который
заключается в переводе нитратов
целлюлозы растворителями в
пластичную массу и прессовании из
нее пороховых шашек определенных
размеров и формы.
В качестве растворителей при
производстве порохов применяются:
летучие растворители (смесь
этилового спирта с этиловым эфиром
и ацетон), труднолетучие
растворители (нитроглицерин,
нитродигликоль и др.) и нелетучие
растворители (тротил,
динитротолуол и др.) После
изготовления пороха летучие
растворители удаляются из него
сушкой или вымачиванием.
Нелетучие и труднолетучие
растворители не удаляются, а,
оставаясь в порохе, играют роль (дополнительного
к нитратам целлюлозы) источника
энергии Стабилизаторы служат для
повышения химической стойкости
пороха. В качестве их применяются
дифениламин и централит.
Флегматизаторы (камфара) вводятся
в порох для уменьшения скорости
горения. Пламегасящие добавки (канифоль,
сульфит калия) вводят в состав
пороха для устранения пламени при
выстреле.
В авиационных СП применяются два
типа нитроцеллюлозных порохов:
пироксилиновые - для производства
пороха используются пироксилин и
летучий растворитель (спиртоэфирная
смесь); баллистистные
нитроглицериновые - для
производства пороха используются
коллоксилин и труднолетучий
растворитель нитроглицерин
Пироксилиновый порох
применяется в качестве зарядов
патронов авиационных пулеметов и
пушек, а нитроглицериновый - в
качестве твердого топлива
ракетных двигателей. В процессе
производства нитроцеллюлозным
порохам придается определенная
форма (пластинки, трубки, цилиндра
и др.). В зависимости от формы
порохового элемента его горение
может быть прогрессивным или
дегрессивным. При прогрессивном
горении скорость газообразования
по мере сгорания пороха растет, а
при дегрессивном - уменьшается.
Скорость газообразования
зависит от характера изменения
поверхности порохового элемента в
процессе горения, увеличиваясь с
увеличением поверхности горящего
пороха. В соответствии с этим
пороха с увеличивающейся
поверхностью горения называют
прогрессивными, а с уменьшающейся
поверхностью - дегрессивными. К
прогрессивным порохам относится,
например, цилиндрический
семиканальный порох, к
дегрессивным - кубический.
В патронах к авиационному
автоматическому орудию
применяются семиканальные
цилиндрические пороха.
Прогрессивные пороха в отличие от
дегрессивных сообщают снаряду
заданную начальную скорость при
меньшем давлении пороховых газов в
стволе.
|