Реклама

    


 
 
   главная вооружение кр
 
     Х-22 Буря
       
Страна: Россия
Тип: Семейство крылатых ракет

 

Семнадцатого апреля 1958 г. началось создание авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика "105" (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности К-22 "Буря", разработка которой поручалась Дубненскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 г. - МКБ "Радуга", главный конструктор А.Я. Березняк). Систему наведения К-22У разрабатывало КБ-1 ГКРЭ в трех вариантах - с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ, а также с активной и пассивной радиолокационными ГСН. Последняя, в отличие от ранее созданных, работала в широком диапазоне частот и наводилась на различные работающие радиотехнические системы боевых кораблей (радиолокационные, связные, навигационные и т.п.).

Новая ракета являлась развитием систем К-10П и К-14, но представляла собой качественный шаг вперед. За счет перехода на ЖРД было достигнуто полетное число М=3,5 на высоте 22.5 км. гарантировавшее преодоление любой существовавшей тогда системы ПВО.

В носовом отсеке корпуса находилась ГСН (для активного варианта - радиолокационный координатор цели типа ПГ) или ДИСС счислителя пути и блоки системы управления. За ним располагался блок воздушных и контактных взрывателей и БЧ, баки-отсеки компонентов топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами (ампулированный электролит на них подавался в момент пуска и они работали до выхода на номинальный режим турбогенератора), автопилотом АПК-22, и агрегатами системы наддува баков. В хвостовом отсеке были расположены исполнительные механизмы рулей, единый турбонасосный агрегат силовой установки (ТНА) с максимальным расходом 80 кг/с и двухкамерный ЖРД Р201-300 (С5.44) разработки ОКБ-300 ("Союз").

Модификация Х-22ПСИ с инерциальным наведением предназначалась для поражения целей с заданными координатами и комплектовалась только специальной БЧ мощностью 200 кг ТЭ, которая могла инициироваться как в воздухе, так и при встрече с преградой. "Чистая" Х-22 оснащалась активной РГСН типа ПГ и комплектовалась фугасно-кумулятивным зарядом "М" массой 950 кг (500 кг ВВ) или СБЧ "Н", такой же, как и Х-22ПСИ (этот вариант являлся основным).

Ракета Х-22 была большим шагом вперед не только с точки зрения бортовых систем, но и в конструктивно-технологическом плане. Высокая полетная скорость предполагала высокие требования к качеству и точности изготовления планера. В связи с этим ее сборка была переведена на прогрессивный эталонно-шаблонный метод увязки оснастки.

Наряду с традиционными алюминиевыми сплавами и сталями для Х-22 впервые был широко использован титан - сплавы ОТ4-1 и ВТ-5. В конструкции Х-22 широко применялась сварка. Ее освоение было сопряжено с большими трудностями, усугублявшимися спешкой. Так, первый корпус Х-22, который изготовили в ночную смену, чтобы наутро показать на закрытой выставке для руководства страны, оказался весь в трещинах. Устранить брак удалось с помощью создания прогрессивных технологических процессов и применения нового оборудования, которое было специализированным (ранее ставка делалась на его универсальность). Еще одним технологическим новшеством, внедренным во время освоения производства Х-22, стало алмазное выглаживание штоков цилиндров исполнительных механизмов в системе управления. Это позволило поднять рабочее давление в системе и тем омым уменьшить размеры бустеров.

Большие трудности возникли при освоении производства стеклотекстолитовых радиопрозрачных обтекателей ГСН. К этим крупным агрегатам предъявлялись очень жесткие требования, ведь они должны были иметь стабильные характеристики при нагреве до температур 350-400°С. Первые серии обтекателей делались на заводе  301 в Химках, но так как они не соответствовали ТТ, их производство было перенесено в Дубну и значительно усовершенствовано. В конструкции обтекателей были применены термостойкие клеи ВС-350, ПУ-2, ВКТ-2 и ВКТ32-2, радиопрозрачный материал АСТТ2, кварцевые и другие ткани из минерального волокна.

Новая система получила индекс Д-2. Опытные образцы были изготовлены на заводе ╕ 256 в Дубне (с 1966 г. - ДМЗ, а с 1972 и по 1982 г. - НПО "Радуга"). В 1962 г. начались испытания ракеты с борта специально переоборудованного Ту-16К-22. Испытания столкнулись с немалыми трудностями. Одна из самых серьезных аварий случилась во время отработки штатной СБЧ. Так как ожидалось запрещение ЯИ в трех средах (в атмосфере, под водой и в космосе), она проводилась на "сырых" ракетах первых опытных серий. В боевом пуске, выполнявшемся в районе СИПНЗ, ракета отклонилась от курса, но самоликвидатор не сработал. Исчерпав топливо, Х-22 упала в глубокий снег на острове Новая Земля, ее закрутило и ударило о скалу. По инерции она проскользила около 4-х км в каменистую долину и нашли ее с трудом. СБЧ подорвали тротилом, проложив 15-км кабель. При этом не было никакой гарантии, что взведенная боеголовка не сработает в момент подготовки к ликвидации. Многочисленные отказы случались и в других пусках.

Тем не менее в 1967 г. Государственные испытания комплекса К-22 в составе носителя Tу-22K и УР Х-22 с активной РГСН завершились, и он был принят на вооружение Дальней Авиации. Самолет Tу-22K получил РЛС типа ПН, аппаратуру подготовки ракеты и балочный держатель. Серийный выпуск УР Х-22 начался на заводе  256 (с 1966 г. - ДМЗ), а затем на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других предприятиях.

Отработка ракеты Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения несколько затянулась. Она была принята на вооружение лишь в 1971 г. В том же году группа работников МКБ "Радуга". возглавляемая АЛ. Березняком за создание УР Х-22 была награждена Государственной премией.

Проектирование пассивного противорадиолокационного варианта столкнулось с неожиданными трудностями. По этой теме в 1962 г было выпущено отдельное постановление ЦК КПСС и СМ СССР Проблему в какой-то мере удалось решить лишь на последующих модификациях Х-22.

Боевые возможности Дальней Авиации с появлением УР Х-22 значительно повысились, но у нового оружия были и недостатки. Прежде всего, это касалось надежности и безопасности ее эксплуатации. С агрессивным окислителем и токсичным горючим случались тяжелые аварии, а сама ракета часто выходила из строя после нескольких полетов на подвеске. Величина КВО варианта ПСИ составляла несколько сот метров, что было недостаточно для поражения точечных целей.

Контрольно-серийные испытания УР Х-22, которые проводились совместно заводом-изготовителем и представителем Заказчика в лице ГЛИЦ, как правило проходили успешно. Для них были разработаны специальные телеметрические системы КТА, устанавливавшиеся вместо БЧ и дававшие полную информацию о работе всех систем в полете. Но при стрельбах в частях удручающе часто возникали отказы в системе управления. Телеметрия показала, что причиной многих аварий стало загрязнение атмосферы и невыдерживание температурных режимов в отсеках СУ. Положение было частично исправлено введением их дренирования.

Целями для Ту-22К и Х-22 стали, прежде всего, АУГ вероятного противника. При этом планировалось нанести удар "веером" УР Х-22ПСИ по району нахождения АУГ, а затем поразить авианосец "радиолокационной" Х-22 с обычной или специальной БЧ. В случае применения только обычных ракет наряд самолетов значительно увеличивался. Помимо самолетов Ту-22К, комплекс К-22 предполагалось использовать также для вооружения самолетов семейства "106" ОКБ-156 и 3МД ОКБ-23 (как вариант вооружения). Но эти планы небыли осуществлены, а для туполевского ракетоносца "145" в 1967 г. было начато проектирование нового семейства модификаций Х-22 - Д-2М.

Прежде всего, УР получила новый двигатель. Ее система управления обеспечивала полет на одном из маршевых чисел Маха (2 и 3.4) на высоте 12 или 22.5 км ("нижняя" и "верхняя" траектории соответственно. Для радионаводящихся вариантов Х-22М и Х-22П "активная" и "пассивная") была обеспечена возможность захвата цели из-под крыла носителя ГСН ракеты. Активный радиолокационный координатор цели ПГ УР Х-22Н (такой же, как и на старой Х-22) мог использоваться для обнаружения радиоконтрастных объектов вместо бортовой РЛС носителя. Это было достигнуто за счет применения вынесенной системы кондиционирования ГСН, включенной в конструкцию самолета-носителя. Система наведения "автономной" Х-22МА получила систему коррекции по рельефу, за счет чего КВО удалось снизить до величины порядка сравнимой с размерами боевого корабля. Кроме того, появилась возможность поражать цели, лежащие с большим отклонением от курса носителя. Для обеспечения целеуказания пассивной ГСН УР Х-22П была создана система "Курс-Н" ("НМ").

Введение ампульной заправки топливных компонентов сделало эксплуатацию Х-22М проще и безопаснее. Внешне новые ракеты отличались наличием складывающегося подфюзеляжного киля. Еще одним отличием стало появление более компактной и легкой системы полетной фиксации цельноповоротного оперения.

По инициативе ММЗ "Опыт" и МАП в 1967 г. началось проектирование АРК К-22М в составе сверхзвукового самолета "145" и одной ракеты Х-22 в вариантах М, МА или П. Первый опытный самолет "145" (Ту-22МО) вышел на испытания летом 1969 году. Серийный самолет Ту-22М2 имел центральный держатель БД-45Ф и 2 подкрыльевых БД-45К, но в нормальном варианте подвешивалась только одна УР. Самолет получил систему управления оружием "Планета" с РЛС ПНА, станцией целеуказания ПРГС "Курс" и навигационным комплексом НК-45.

Ракеты Х-22М и МА были приняты на вооружение в 1974 г., а в следующем году за их создание ряд работников МКБ "Радуга" был отмечен Государственной премией. Серийные самолеты Ту-22М2 вооружались ракетами в вариантах Х-22М и МА. "Пассивная" УР Х-22П не вошла в состав комплекса из-за трудностей с доводкой, как самой ракеты, так и системы целеуказания. Работы по ней были завершены через несколько лет, но она так и не стала по-настоящему массовой. Ракетами семейства Д-2М оснащались также проходившие доработки самолеты Ту-22КД.

В ходе эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации выявились многочисленные недоработки во всех элементах комплекса. Их устранение продолжалось весь период эксплуатации машины. В дальнейшем часть Ту-22М2 была законсервирована, а остальные переоборудованы в дальние разведчики.
Более совершенным оружием стал самолет Ту-22М3, для которого были спроектированы ракеты Х-22Н - "активная" с новой АРГСН типа ПМГ, "пассивная" Х-22НП - с противорадио-локационной РГСН и "автономная" Х-22НА - с инерциальной системой наведения. Их РЭО было переведено на полупроводники. Новая ИНСУ обеспечивала высокую точность выдерживания траектории, благодаря чему активная ГСН могла включаться только на завершающем этапе полета. Это обеспечило скрытный подход к цели. Однако основным оставался вариант наведения с непрерывной работой ГСН, который обеспечивал заданную точность попадания.

Кроме вариантов полета по верхней или нижней траектории был добавлен старт с малой высоты. При этом ракета стабилизировалась на высоте около 1000 м, а на подходе к цели выполняла "горку". Такой пуск был более скрытным, правда дальность полета ракеты при этом сильно падала.

Рост ЛТХ был обеспечен применением нового ЖРД. Но помехозащищенность Х-22Н осталась недостаточной, так как все оборудование работало на единых фиксированных частотах, и отсутствовала аппаратура выделения цели на фоне помех. Разрешающая способность активной ГСН была достаточной только для обнаружения цели типа крупного корабля, моста и т.п. Серьезной проблемой снова оказалась доводка "пассивной" версии ракеты. В результате строевые ТУ-22М3 были оснащены только оружием с активной ГСН или с инерциальным наведением. Они были приняты на вооружение в 1976 г. С борта самолета Ту-22М3 могли применяться и ракеты Х-22М и МА.

Не смотря на перечисленные недостатки, боевая эффективность комплекса К-22Н значительно повысилась. Теперь для поражения авианосца, следующего в боевом ордере, требовалось не более 9 ракет с обычной БЧ.
В конце 70-х гг. было решено оснастить ракетами Х-22Н модернизируемые самолеты Ту-95КД и КМ. Самолет оснастили РЛС ПНА-Б, системой целеуказания "Курс" и тремя балочными держателями, использовавшими узлы БД-45. Было обновлено также РЭО и самолетное оборудование. Первый Ту-95КД начал дорабатываться в 1974 г., но пуски начались только в 1981 г., а комплекс Ту-95К-22 был принят на вооружение лишь в 1987 г. В качестве нормальной нагрузки строевые Ту-22М и Ту-95К-22 могли нести 1, а максимальной - 2 УР Д-2М или Д-2Н. Всего было выпущено не менее тысячи ракет Х-22 всех вариантов.

Три ракеты Х-22 на все типы самолетов подвешивались только в транспортировочном варианте это связано с трудностями перевозки ракеты. Для перевозки одной Х-22 требовался самолет АН-12 или одна железнодорожная платформа.

Всего, по ориентировочным данным, было построено 60 самолетов Ту-22К, 370 Ту-22М, и переоборудовано 45 Ту-95К-22. Ракета Х-22 долгое время оставалась основным авиационным средством поражения средней дальности. В настоящее время ракеты семейств Д-2 и Д-2М сняты с вооружения, ядерные заряды с оставшихся Д-2Н изъяты. Самолеты Ту-95К-22 снимаются с эксплуатации, а часть Ту-22М начала перевооружаться на противорадиолокационные ракеты Х-15. Однако Х-22Н остается основным вооружением самолетов Ту-22М3 в авиации России и Украины. В 2000 г. Украина передала 386 ракет Х-22 России в счет выплаты долгов и заявила о намерении перевооружить свои Ту-22М высокоточным оружием нового поколения, способным поражать точечные цели в фронтовой полосе (это соответствовало бы принятому безъядерному статусу и новой военной доктрине). Однако такую модернизацию даже при наличии средств будет трудно провести без участия российских предприятий. В настоящее время в арсенале ВС Украины ракеты Х-22 остаются только с обычными БЧ.

В конце 80-х гг. самолеты Ту-22М3 и УР Х-22М были предложены на экспорт. Ими заинтересовались Китай и Иран, но сведений о реальных поставках пока нет.

Дальнейшим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Внешне она подобна своей предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. В настоящее время готовится решение о принятии Х-32 на вооружение российской авиации. Ее носителями станут самолеты Ту-22М3.

В 70-х гг. была создана опытная ракета Х-22Б (Д-2Б, "баллистическая"). За счет движения по баллистической траектории она могла разгоняться на пикировании до скорости, соответствующей числу М=6. Технические проблемы закрыли этому изделию путь в серию, однако на базе Х-22Б был создан целый ряд экспериментальных ЛА, предназначенных для исследования аэродинамики гиперзвуковых скоростей, испытаний новых двигателей (в том числе прямоточных и внешнего сжатия) и САУ. Часть этих работ проводилась совместно со специалистами из США.



 





 
Х-22/Х-22ПГ:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
ОКБ-2-155 (КБ "Радуга")
11,65-11,67
0,9-0,92
2,99-3,0 (3,35)
1,81 (со сложенным килем)
5,635-5,78
кумулятивно-фугасная
630-900 (1000)
АРЛГСН
22,5-25
140-300 (460-600)
10-14 (11-12) (для М-56 - 21)
3,5-4,6М
ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
3000
БД-45К
105А, Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-106К, 3М, М-52, М-56


Х-22П:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
ОКБ-2-155 (КБ "Радуга")
11,65-11,67
0,9-0,92
2,99-3,0 (3,35)
1,81 (со сложенным килем)
5,635-5,78
кумулятивно-фугасная
630-900 (1000)
ПРЛГСН
22,5-25
140-300 (460-600)
10 (11-12)
3,5-4,6М
ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
3000
БД-45К
105А, Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-106К


Х-22ПСИ:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
ОКБ-2-155 (КБ "Радуга")
11,65-11,67
0,9-0,92
2,99-3,0 (3,35)
1,81 (со сложенным килем)
5,635-5,78
термоядерная 0,35-1,0 Мт
630-900 (1000)
инерциальная ПСИ
22,5-25
140-300 (460-600)
10 (11-12)
3,5-4,6М
ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
3000
БД-45К
Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-135, Ту-22М












 
Х-22М:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета, км/ч
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
ОКБ-2-155 (КБ "Радуга")
11,65-11,67
0,9-0,92
2,99-3,0 (3,35)
1,81 (со сложенным килем)
5,9
кумулятивно-фугасная
930 (1000)
инерциальная + АРЛГСН
22,5-25
300-400
до 14
4000 (4-6М)
ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
3000
БД-45К, БД-45Ф
Ту-22КД, Ту-22М






 
Х-22МА:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета, км/ч
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
МКБ "Радуга"
11,65-11,67
0,9-0,92
2,99-3,0 (3,35)
1,81 (со сложенным килем)
5,9
термоядерная 0,35 Мт
930-1000
инерциальная
22,5-25
300-400 (560)
до 14
4000 (4-6М)
ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
3000
БД-45К, БД-45Ф
Ту-22К, Ту-22КПД, Ту-22М


Х-22МП:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета, км/ч
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
МКБ "Радуга"
11,65-11,67
0,9-0,92
3,0-3,2
1,81 (со сложенным килем)
5,9
кумулятивно-фугасная или осколочно-фугасная
930 (1000)
инерциальная + ПРЛГСН
22,5-25
300-400
до 14
4000 (4-6М)
ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
3000
БД-45К, БД-45Ф
Ту-22КД, Ту-22КПД


Х-22Н:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Высота ракеты, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета, км/ч
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
МКБ "Радуга"
11-12
0,9-0,92
3,0-3,2
1,81 (со сложенным килем)
5,9
кумулятивно-фугасная
930 (1000)
инерциальная + АРЛГСН
22,5-25
300-400
11-12
4000 (4-6М)
многорежимный ЖРД
3000
БД-45К, БД-45Ф
Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-95К-22


Х-22НА:
Разработчик
Длина, м
Диаметр, м
Размах, м
Вес стартовый, кг
БЧ
Вес БЧ, кг
Система наведения
Высота полета, км
Дальность стрельбы, км
Высота применения, км
Скорость полета, км/ч
Двигатель
Запас топлива, кг
Тип ПУ
Самолет-носитель
МКБ "Радуга"
11,67
0,9
3,2
5,9-6,0
термоядерная
1000
инерциальная с коррекцией по рельефу местности
22,5-25
140-300 (460-600)
1-13

многорежимный ЖРД
3000
БД-45К, БД-45Ф
Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-95К-22




Список источников:

С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:

12V 7.2Ah АКБ для бесперебойника


Rambler's Top100 Rambler's Top100