Реклама

    


 
 
   главная вооружение кр
 
     КС-1 КОМЕТА
       
Страна: Россия
Тип: Крылатая противокорабельная ракета

 

Проектирование противокорабельного снаряда 14Х К-1 Комета III было начато в ОКБ-51 в 1947 году. Для создания системы наведения с радиолокационной ГСН было образовано Специальное Бюро 1, подчинявшееся Третьему ГУ при СМ СССР. Директором СБ-1 стал П.Н. Куксеенко, а Главным конструктором - С. Л. Гегечкори (С. Л. Берия). Основой проекта снаряда первоначально стала компоновка изделия ИХ, на которую установили два ПуВРД Д-7, аппаратуру наведения по трем точкам "Комета I" и активную радиолокационную ГСН "Комета II", работающую на конечном участке. Планировалось первую партию "Комет" испытать с борта Пе-8 только с автопилотом "Аскания", чтобы не ждать поставок аппаратуры наведения. Но вскоре Спецбюро Министерства вооружения изменило задание, потребовав повысить скорость и дальность за счет применения турбореактивного двигателя. Работы были переданы в ОКБ-155, где за основу была принята схема самолета И-300 (МиГ-9) с одним двигателем РД-20. В 1948 г. этом КБ была открыта "тематика Б", работы по которой возглавил М.И. Гуревич.

В ходе эскизного проектирования компоновка была изменена по типу более нового самолета И-310 (МиГ-15). По расчету дальность пуска получалась 200 км при массе 2000 кг, но в ходе дальнейшего проектирования летные характеристики снаряда ухудшились, а вес возрос. Пришлось изменить компоновку носовой части и применить более мощный двигатель РД-500. Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС "Комета К-1" (К-1) и двумя держателями БД-КС.

С целью постройки опытной серии самолетов-снарядов и проведения их доводки в процессе испытаний в 1951 г. при заводе " 1 союзного подчинения в поселке Иваньково Калининской области (ныне - г. Дубна) был организован филиал " 2 ОКБ-155 (ОКБ2-155). Руководителем филиала и заместителем Главного конструктора 0КБ-155 был назначен Я.И. Березняк.

До того завод " 1 использовался перед этим как база для КБ по реактивным самолетам немецких конструкторов Бааде и Рессинга. Предприятие имело хорошую производственную базу, но с отъездом немецких специалистов испытывало трудности с кадрами, которые усугублялись удаленностью от Москвы и отсутствием в поселке бытовых удобств. Кроме того, на заводе в плачевном состоянии находилась служба контроля качества, отсутствовала нормативная документация, не было представителей военной приемки. Все это стало причиной того, что задел агрегатов по первым сериям изделия "КС" оказался крайне некачественным - в некоторых местах отсутствовали предусмотренные чертежом заклепочные швы, наблюдались "хлопуны", а из-за того, что антикоррозионное покрытие на одноразовых самолетах-снарядах считалось необязательным многие детали быстро поржавели. Были даже обнаружены смещения стыковых узлов на 10-20 мм от теоретических осей, что делало сборку изделия из таких агрегатов просто невозможной.

Во исправление сложившегося положения начиная с 1952 г. руководство завода во главе с его директором С.И. Белиловским проведена огромная работа. Она включала как технологические, так и организационные мероприятия. Например, выделение участка магниевого литья в отдельное подразделение (до того он входил в участок алюминиевых сплавов) позволило резко снизить загрязняемость отливок побочными веществами и обеспечить стабильность их свойств. В 1953 г. была создана Центральная заводская лаборатория, обеспечившая проведение строжайшего входного контроля материалов.

Для отработки системы управления с участием КБ-1 и ЛИИ были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 и четыре самолета-аналога "К". Последние от штатного снаряда отличались кабиной пилота на месте БЧ, наличием колесного шасси и закрылков. После обширной программы их испытаний со стартом как с земли, так и с Ту-4, которая началась 4 января 1951 г. Первый полет на "аналоге" выполнил Амет-Хан Султан.

В 1952 г. был проведен первый пуск самолета-снаряда с наведением. Он оказался неудачным, но систему удалось довести, и в том же году после успешного завершения СГИ начался серийный выпуск нового оружия. За создание системы "Комета" коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией.
Серийный выпуск самолетов-снарядов КС-1 был развернут на заводе " 1 в Иваньково. Второго июня 1953 г. завод получил номер 256 и был переподчинен МАП, 2 мая 1958 г. пос. Иваньково включен в состав Московской области, а 13 декабря I960 г. объединен с городом Дубна. Все это повысило привлекательность этого места работы для прибывавших молодых специалистов - выпускников авиационных вузов, и обеспечить кадрами расширяющееся производство.

Серийные изделия КС-1 оснащались двигателями РД-500К. Это были обычные "самолетные" ТРД РД-500, прошедшие капремонт после того, как их назначенный ресурс был израсходован. Но по мере наращивания выпуска на снаряды начали ставить новые двигатели РД-500К, отличавшиеся от самолетной модификации применением по возможности более дешевых материалов.

Первые ракетоносцы планировалось применить против кораблей США, ведущих боевые действия в Корее, но к тому моменту еще не было достаточного количества боеготовых экипажей и самолетов. Только в июне 1953 г. в составе ВВС Черноморского Флота была сформирована учебная эскадрилья " 27, а осенью 1955 г. на ее базе был создан 124-й ТБАП ДЦ (позже - МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и другая техника. Затем перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К.

В 1954 г. система ракетного оружия "Комета-М" была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. 124-й ТБАП стал учебным, в нем же велись войсковые испытания системы и создавались тактические приемы. В этом процессе участвовали самолеты-аналоги "К". Часть из них была доработана в 1953 г. в вариант КСК (колесное шасси заменили лыжей с деревянным покрытием), а с двух демонтировали кабины и использовали для обучения предпусковым операциям. Кроме того, поступили самолеты-дублеры "Кометы" МиГ-15СДК, на которых отрабатывалось наведение.

В 1954 г. начались испытания реактивного ракетоносца Ту-16КС. От базового варианта он отличался подкрыльевыми держателями БД-187 и РЛС "Комета-Н", установленной в бомбоотсеке. Для отработки новой ракетной системы был создан самолет-дублер МиГ-17СДК. В декабре 1957 г. первый строевой экипаж командира 88-го МТАП ЧФ произвел пуск ракеты с борта Ту-16КС. Самолеты этого типа первыми поступили в части авиации Черноморского, а затем Северного и Тихоокеанского Флотов.

В ходе выпуска снаряд КС-1 модернизировался с участием ОКБ-155, его филиала в Дубне и завода " 256. Так появился вариант с радиолокационным высотомером вместо анероидного. В 1958 г. на изделиях с доработанной системой управления и ГСН дальность пуска благодаря повышению устойчивости захвата возросла с 90 до 130 км. В дальнейшем удалось опустить нижнюю границу пуска до 2 км, а верхнюю поднять до 7 км, но на практике использовался только пуск с малых высот.

Одним из недостатков системы "Комета" была ее подверженность действию радиопомех, как наведенных противником, так и возникающих от взаимодействия каналов наведения при одновременном пуске нескольких снарядов. В 1961 г. появилась помехозащищенная аппаратура, которая ставилась как на вновь поставляемые, так и на ремонтирующиеся снаряды КС-1. Ракета КС-1 оказалась чрезвычайно удачной и состояла на вооружении Авиации ВМФ СССР до семидесятых годов, когда последние самолеты Ту-16КС были оснащены новым комплексом ракетного вооружения К11-16. Часть машин этого типа получили переходные балки под БД-187, на которые можно было подвешивать авиабомбы. Вероятность попадания в цель УР КС-1 в отдельные периоды достигала 80% в простой и 60% в сложной помеховой обстановке. На базе самолета-снаряда КС-1 были созданы система береговой обороны "Сопка", фронтовая крылатая ракета ФКР-1 (КС-7) и система ракетного оружия для боевых кораблей КСС "Стрела" (С-2). На базе самолета-дублера СДК-5 была построена опытная "летающая бомба" наземного старта СДК-7. Кроме того, в интересах ПВО и ВМФ до восьмидесятых годов использовалась ракета-мишень КРМ-1. Ее носителем стал самолет Ту-16КРМ.

В середине 1961 г. 25 самолетов Ту-16КС были поставлены в Индонезию, где они поступили в 41-ю и 42-ю эскадрильи национальных ВВС. Они широко использовались в войне с Малайзией, их видели даже у берегов Сингапура, но особых успехов их экипажи не достигли. После разрыва отношений с СССР эксплуатация индонезийских Ту-16КС прекратилась из-за отсутствия запчастей.

К началу "шестидневной" войны 19б7 г. 20 Ту-16КС имелось у Египта. Атака израильтян застала их на аэродроме, где все они были уничтожены.







 











 
Длина, м
Высота, м
Макс. диаметр корпуса, м
Крыло:
- размах, м
- угол стреловидности,"
Стартовый вес, кг
Вес пустой ракеты, кг
Двигатель
Тяга двигателя, кг
Вес двигателя, кг
Топливо
Вес масла, кг
Тип держателя
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Вес взрывчатого вещества, кг
Система управления
Дальность действия ГСН, км
Автопилот
Органы управления
Скорость носителя, км/ч
Высота пуска, км
Высота полета крейсерская, м
Дальность стрельбы, км
Скорость полета, км/ч
Самолет-носитель
8,29-8,44
2,457
1,2

4,722 (4,8-4,9)
57,5
2,735-2,737 (2,76)
1,651
ТРД РД-500К
1490-1500
481
165 кг, керосин Т-1
110
балочный БД-КС (Ту-4КС) и БД-187 (Ту-16КС)
осколочно-фугасная, К-450 (в дальнейшем 4Г52)
933-980 (1015)
контактный
500
радиокомандная с ПАРЛГСН К-IIМ
10-20
АПК-5В (АП-5)
аэродинамические рули
370-420
3000-5000
400
80-90 (130-150)
1060-1200
Ту-4КС, Ту-16КС




Список источников:

С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:

отбойный компрессор аренда


Rambler's Top100 Rambler's Top100