Уголок неба ¦ Te-3 (Тип 100) 7.92-мм авиационный пулемет

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Te-3 (Тип 100)
       
Страна: Япония
Тип: 7.92-мм авиационный пулемет

 

Запущенная японской армейской авиацией в 1938 году программа по перевооружению турельных установок на новый пулемет Тип 98 калибра 7.92 мм – лицензионной копии немецкого MG.15, ограничилась лишь полумерами. В результате, турельные оборонительные установки получили новый пулемет под немецкий патрон Маузера, а наступательное вооружение армейской авиации продолжало использовать 7.7-мм отечественный патрон Тип 92, не считая того, что флотская авиация, также ввязавшись в программу перевооружения на немецкий патрон, в качестве наступательного сохранила свой 7.7-мм патрон 0.303 British. Таким образом, японская авиация вступила во 2-ю Мировую Войну, имея три типа винтовочных патронов (и это не считая старых патронов 6.5х51SR "Arisaka", и новых 7.7х58 "Arisaka", Тип 99, использовавшихся в пехоте). Сложно сказать, какие глобальные планы были в головах у японских военных стратегов, но в ходе войны программа закончилась полным провалом. Японская служба логистики не смогла обеспечить поставок разных типов патронов авиачастям, разбросанным по огромным территориям. В результате, на большей части японских самолетов всю войну продолжали использовать старые 7.7-мм пулеметы Те-4 в армии и Тип 97 во флоте.

Сейчас всем здравомыслящим людям очевидно, что унификация боеприпасов одного типа является немаловажной частью победы, но в конце 30-х годов возможности японской промышленности вероятно просто не поспевали за амбициозными планами военных стратегов. Японские военные втянулись в боевые действия на истощение и получили то, что получили.


Двухствольный пулемет Тип 100

Однако же это все уже является послезнанием. В 1939 – 40 гг. первоклассный немецкий пулемет MG.15 покорил японских военных и промышленников своей простотой и надежностью. Но тем не менее, по темпу стрельбы он все же значительно уступал советскому ШКАСу, с убийственной эффективностью которого японская армейская авиация вплотную столкнулась на Халхин Голе. Желание японской армии иметь в составе оборонительных турельных установок своих бомбардировщиков оружие, как минимум, не уступавшее советским ШКАСам привело к созданию нового авиационного пулемета Те-3, более известного как Тип 100 (иногда фигурирует название Тип 1). Двухствольный пулемет Тип 100 калибра 7.92 мм разрабатывался в рамках той же программы перехода на немецкий патрон, что и одинарный Тип 98. Считалось, что в составе оборонительных установок многоместных машин полезно иметь два типа пулеметов. Нужда в подобной практике появилась во второй половине 30-х годов, когда к тяжелому спаренному пулемету Тип 89, предназначенному для тяжелых механизированных турелей, добавился более легкий и компактный Те-4, который надлежало использовать в качестве добавочного переносного вооружения в многомоторных бомбардировщиках или же основного для легких машин, в тесные кабины которых просто не вписывалась громоздкая спарка.

Принятый на вооружение в 1938 году одинарный Тип 98 согласно той же концепции требовал и более тяжелый пулемет, которым стал новый Тип 100.


Магазин пулемета Тип 100

История этого оружия уходит корнями в начало 30-х годов, когда японским конструктором-оружейником Киджиро Намбу был разработан пехотный ручной пулемет Тип 96 калибра 6.5 мм, а позднее его аналог под новый 7.7-мм патрон Арисака Тип 99. Эти пулеметы были разработаны на базе захваченных в Китае в 1931 году чешских пулеметов ZB VZ. 26. С 1927 по 1939, в общей сложности 30 249 штук пулеметов ZB-26 было экспортировано в Китай. Плюс неустановленное количество этого оружия было собрано китайцами на частных предприятиях. Надежный и неприхотливый ZB-26 послужил прекрасной базой для собственной японской разработки. По сей день часто встречаются мнения, что японские пулеметы Намбу Тип 96 и Тип 99 являлись копией чешского ZB-26, что не вполне корректно. Японские разработки Киджиро Намбу являлись скорее развитием предыдущего проекта Тип 11, в свою очередь являвшегося развитием французского Гочкисса. От чешского пулемета был взять лишь коробчатый магазин и секторный прицел конструктивно схожий с чешским прицелом. Но конструкция пулемётов кардинально отличалась друг от друга не смотря на общий газоотводный принцип автоматики. В пулемете Тип 99 могла быть достигнута очень высокая скорострельность – до 850 выстр/мин (в пехотном варианте такой темп стрельбы был излишним и занижался до 250 – 400 выстр/мин), что позволяло создать на его базе авиационную версию.


Двухствольный пулемет Тип 100

Задание на тяжелый спаренный пулемет было выдано практически сразу после принятия на вооружение немецкого MG.15. Киджиро Намбу, используя наработки по предыдущему варианту своей авиационной "спарки" Тип 89, взялся за разработку новой версии под немецкий патрон 7.92х57 мм. Часто версию японского пулемета Тип 100 называют спаренной модификацией чешских ZB-26, что также некорректно. От чешского пулемета было заимствовано немного. Все же логичнее говорить о самостоятельной японской разработке, конструктивно близкой к ручному пулемету Тип 99 и танковому варианту Тип 97. При этом Намбу удалось исправить основные недостатки своей старой авиационной модели Тип 89 – большие габариты, ненадежную систему боепитания и большую массу.

Два пулемета были максимально сдвинуты вместе. При этом, в отличие от двухствольного Тип 89, у которого на два ствола была единая газоотводная система, в Тип 100 на каждый из стволов была независимая газовая автоматика, что существенно повышало живучесть системы. При выходе из строя в результате повреждения одной из половин "спарки", вторая часть могла продолжать вести огонь. Сохранилась фотография бомбардировщика Ki-48, на котором установлена "одинарная" версия Тип 100, вероятно рожденная в полевых мастерских, с 75-зарядным магазином от пулемета Тип 98..


Полевой апгрейд пулемета Тип 100

В качестве магазина был использован двойной барабан, очень похожий на немецкий от пулемета MG.15, но емкость его была увеличена до 100 патронов (по 50 в каждом) и питание двух пулеметов осуществлялось одновременно – правого ствола с правого барабана, левого – соответственно, с левого. Стрельба велась с закрытого затвора и на два ствола достигалась техническая скорострельность до 2200 выстр/мин. При этом масса системы не превышала 16.7 кг. Пулемет оснащался двумя зарядными ручками на каждый из затворов, двумя пистолетными рукоятками со спусковыми крючками и мог комплектоваться металлическим плечевым упором.


Двуствольный пулемет Тип 100

В целом, конструктивно пулемет, получивший обозначение Те-3 или Тип 100 получился достаточно удачным, в 1940 году он был принят на вооружение армейской авиации и запущен в производство на армейском арсенале в Нагоя. Но проблема снабжения нестандартными патронами, характерная для пулеметов армейского Тип 98 и морского Тип 1, проявившаяся уже в первые месяцы тихоокеанской войны, была характерна и для нового пулемета Тип 100. В результате, применение его на армейских бомбардировщиках было очень ограничено. Вероятно этот тип вооружения применялся лишь на некоторых версиях японских армейских средних бомбардировщиков Ki-21, Ki-49 и в верхней турели поздних версий бомбардировщика Ki-48. К тому же Тип 100 появился тогда, когда ценность винтовочного калибра в авиации уже потеряла всякий смысл. На вооружение авиации всех стран уже во всю принимались авиационные пушки и крупнокалиберные пулеметы. В результате, Тип 100, не смотря на свою достаточно прогрессивную конструкцию, устарел, не успев родиться.


Пулемет Тип 100 на бомбардировщике Ki.48







Носители
Калибр, мм
Тип автоматики
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость снаряда, м/сек
Масса пушки, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса пули, г
- Ki-21, Ki-48, Ki-49
- 7.92
- Газоотвод
- 2200
- 750
- 16.7
- 1050 (1180 с плечевым упором)
- 610
- 7.92х57SR Mauser
- двойной барабан 100 патронов
- 11.7 - 12.8


Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное стрелковое вооружение Японии 2-й Мировой Войны
Jane's Defense Equipment
Anthony G. Williams, Emmanuel Gustin: Flying Guns World War II, Development of Aircraft Guns, Ammunition and Installations 1933-45


Уголок неба. 2014 


 

  Реклама: