Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Scotti
       
Страна: Италия
Тип: 7.7-,12.7-мм авиационные пулеметы

 

Удивительно, что итальянская авиация в 30-40-е годы, имевшая на вооружении авиапулеметы Breda-SAFAT, выпускавшиеся большими тиражами в версиях 7.7 и 12.7-мм калибра, параллельно применяла также и пулеметы системы Скотти под те же патроны и с близкими характеристиками. Случай, пожалуй, уникальный в истории. В других странах бывало, что параллельно применялись системы оружия одного назначения, но, как правило, это были системы разных поколений разработки. Только японцы, расплодили разных типов авиавооружения, выпускавшегося параллельно, но даже у них разные авиапушки и пулеметы, одинакового назначения выпускались для разных, конкурирующих ведомств армии и флота. В Италии же два типа пулеметов одного поколения, с примерно равными ТТХ вполне себе сосуществовали вместе в рамках одного ведомства. Но обо всем по порядку.

В 1928 году известный итальянский изобретатель Альфредо Скотти, возглавлявший небольшую фирму Società Anonima "Armi Automatiche Scotti" ( сокращенно - Armiscotti) в городе Брешия в регионе Ломбардия недалеко от Милана, в содружестве с Джованни Баттиста Анелотти и Бортоло Джузеппе Кампи, предложил свою эксклюзивную разработку оригинальной схемы автоматики, потенциально применимой на оружии любого калибра. В схеме изобретения Скотти автоматика системы осуществлялась в комбинации работы полусвободного затвора и газоотводного принципа, где отводимые из ствола пороховые газы, через газовый поршень отводили назад ударный механизм, одновременно отпирая затвор, который затем, в свою очередь, по винтовой траектории отбрасывался назад за счет остаточного давления в стволе через донце гильзы.

По задумке Скотти данная схема автоматики предполагалась главным образом для применения в автоматических авиапушках. Для оценки работоспособности системы был разработан опытный пулемет под патрон 7,7×56R Breda - лицензионной копии британского 0.303" British Mark VII. Пулемет Скотти Мод. 1928 массой 12.25 кг имел длину 1068 мм, из которых на ствол приходилось 636 мм. Питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты емкостью 250 патронов. На испытаниях пулемет показал техническую скорострельность 500 выстр./мин - слишком много для пехотного оружия, но слишком мало для авиационного. И хотя вопрос скорострельности сравнительно легко решался в процессе дальнейшей доработки, Альфредо Скотти, не имевший достаточного лобби в правительстве Муссолини, на том этапе не смог заинтересовать никого из военных своей разработкой. Ниша пулеметов была занята именитыми брендами Фиат и Бреда, а пушечный калибр в авиации на тот момент считался излишним.

В попытке заинтересовать итальянских военных своей разработкой Скотти заключил договор с рядом именитых итальянских компаний. Так производством опытной партии ручных 7.7-мм пулеметов модели 1928 года занималась оружейная фирма Ансальдо, также интерес в работе над оружием проявил автомобильный концерн Изотта-Фраскини, о чем чуть ниже. Однако, на рубеже конца 20-х - начала 30-х особого коммерческого успеха на Родине изобретателю достичь не удалось.

Тем не менее, Скотти продолжил работу над развитием своей системы, защитив свою конструкцию автоматики патентом ╧1925176 от 5 сентября 1933, заявка от 24.02.31.

Параллельно, в 1931 году Альфредо Скотти в швейцарском Цюрихе основал компанию "Brevetti Scotti AG" для продвижения своей конструкции на иностранных рынках. В число главных акционеров новой компании также вошел Эмиль Георг Бюрле, генеральный диркетор расположенной поблизости оружейной фирмы Эрликон.

В ноябре 1931 года Скотти продал свои патентные права на оригинальную конструкцию Эрликону. Правда, права Эрликона распространялись лишь на продвижение конструкции Скотти за пределами Италии.

Эрликон, впрочем, так и не смог воспользоваться купленным у Скотти патентом в коммерческих целях. В Швейцарии были разработаны несколько образцов экспериментальных пулеметов, использующих патент Скотти, которые так и не нашли покупателей.

Одним из этих проектов был 7.7-мм ручной пулемет образца 1937 года. Скорострельное оружие (темп стрельбы достигал 650 выстр/мин) весил 12.5 кг при длине 950 мм. Питание осуществлялось из вставляемого сверху полуоткрытого магазина на 30 или 50 патронов.

Также не нашел покупателя 8-мм станковый пулемет, разработки 1937 года. Масса оружия вместе со станком достигала 19 кг, а темп стрельбы до 500 выстр/мин. Питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты.

Зато оригинальная конструкция автоматики Скотти нашла свое применение у одной из самых известных авиапушек мира - разработанной Марком Биркегтом французской Испано HS.404, в которой комбинированная схема работы на основе газоотвода и полусвободного затвора была практически полностью заимствована.

Как итальянец и патриот своей страны, Альфредо Скотти закрепил за Италией приоритетное право на свою разработку, продав эти права автоконцерну Изотта-Фраскини (Isotta-Fraschini Co.). В 1939 году произошло окончательное слияние расположенной в Брешия фирмы Armiscotti с концерном Изотта-Франскини с образованием дочерней оружейной компании Scotti-Isotta Fraschini.

В Италии оружие Скотти, несмотря на все его качества так и не смогло завоевать рынок. Бенито Муссолини, единолично возглавлявший большинство министерств, контролировавших выпуск оружия в Италии, позиционировал себя авторитетным экспертом во всех областях, что естественно, не могло не сказаться на векторе развития вооружений в Италии. Мало того, что разработка всех автоматических систем от ручных пулеметов до зенитных автоматов была сконцентрировала в двух конкурирующих компаниях - Фиат и Бреда (а с середины 30-х годов, когда Фиат полностью отказался от производства пулеметов, только на Бреде), но и разработка авиационных пулеметов по указанию Муссолини была ограничена лишь винтовочным калибром, а оружие большего калибра воспринималось авторитарным "руководителем" как вредная блажь. Лишь в 1935 году дуче дал добро на разработку "бикалиберного" авиапулемета Бреда-САФАТ под 7.7 и 12.7-мм боеприпасы. Этот достаточно слабый пулемет стал основой итальянского авиавооружения на ближайшие годы. Надо ли говорить, что такое "ценное" указание диктатора очень больно ударило по возможностям итальянской авиации в годы 2-й Мировой войны.

Но вернемся к оружию Скотти. В начале 30-х годов им был разработан целый ряд опытных образцов оружия, использующих одну и ту же схему автоматики. Одним из революционных проектов был трехствольный пулемет, разработанный под все используемые в Италии калибры винтовочных патронов - 6.5, 7.7 и 8.0 мм. Поворот блока стволов, осуществляемый стрелком вручную, позволял задействовать новый ствол, пока предыдущий остывал после стрельбы. Такая схема позволяла поддерживать высокий темп непрерывной стрельбы без риска перегрева ствола.

Другим проектом был 6.5-мм ультралегкий авиационный пулемет с магазинным питанием, из магниевого сплава "Электрон". Без патронов его масса не превышала 4.5 кг.

Помимо столь революционных проектов Скотти продолжал совершенствовать и традиционную схему пулемета. В 1932 году на испытания вышел авиационный пулемет под патрон 7,7×56R Breda, а в следующем году под крупнокалиберный 12.7х81SR Breda - лицензионный британский .5" Vickers V565 SR. Обе версии были идентичны по конструкции и схеме автоматики, при этом были достаточно легкими и компактными. Темп стрельбы у 7.7-мм версии Scotti 7.7-mm Mod.1932 составлял 850-880 выстр/мин, а у Scotti 12.7-mm Mod.1933 достигал 730-770 выстр/мин. Однако вплоть до конца 30-х пулеметы Скотти не находили применения в планах производства. Небольшие партии их как итальянского, так и швейцарского производства продавались на экспорт.

В 1935 году приказом Муссолини на вооружение Regia Aeronautica был принят "бикалиберный" пулемет Бреда-САФАТ. Причем благодаря лоббированию концерна Бреда, пулемет был запущен в производство непосредственно с чертежной доски, даже не дожидаясь испытаний его. В результате, пулемет Бреды практически по всем параметрам уступал более раннему изделию Скотти. Некоторые сложности в части расположения пулеметов Скотти в качестве синхронного вооружения предполагало использование стрельбы с открытого затвора, когда каждый последующий патрон попадал в патронник лишь после нажатия на спуск. Но при этом нельзя сказать, что это было неразрешимой проблемой.

В результате пулеметы Скотти вплоть до начала первых воздушных боев 2-й Мировой не находили применения в итальянской авиации, выпускаясь очень небольшими тиражами на оружейном отделении Изотта-Фраскини. Лишь обескураживающе низкая эффективность пулеметов Бреда-САФАТ заставила принять пулемет Скотти на вооружение. Но к этому времени количество выпущенных САФАТов значительно превышало потребности Regia Aeronautica. Огромное их количество скопилось на складах, не находя применения на самолетах, производство которых сильно отставало от потребностей. Ввиду этого даже формально запущенные в производство пулеметы Скотти, нашли очень ограниченное применение, причем, только в качестве оборонительного вооружения некоторых бомбардировщиков и транспортных самолетов.

Специально под пулеметы Скотти была разработана экранированная турель Капрони-Ланчианни (Caproni Lancianni), очень хорошо проработанная с точки зрения аэродинамики, она практически не выступала за обводы фюзеляжа самолета. Пулемет, расположенный в ней оснащался аэродинамическим балансиром - трубой, равной по площади поверхности торчащему стволу пулемета, через зубчатый редуктор связанному с пулеметом кинематически. То есть балансир поднимался и опускался синхронно с пулеметом, уравновешивая аэродинамическое сопротивление ствола развернутой в воздушном потоке турели.

Впервые такие турели с 7.7-мм пулеметами Скотти в 1936-37 годах получили легкие бомбардировщики Капрони Са.310 и Са.311, которые также дополняли пара Скотти в центроплане и одни в нижней установке. Правда, эти машины главным образом, шли на экспорт в Венгрию, Швецию, Югославию и страны Латинской Америки, и в Италии почти не применялись.

Позднее турель Капрони-Ланчианни появилась на бомбардировщике Капрони Са.135.

Турель Капрони-Ланчианни тип "Дельта Е" под 12.7-мм Скотти ставилась в верхней позиции на бомбардировщиках Cant-Z. 506, 1007 и 1018, а также на отдельных экземплярах транспортных Савойя-Маркетти SM.82.

Как бы в насмешку над своими "техническими решениями" итальянский диктатор Бенито Муссолини на своем личном транспорте - переделанном из бомбардировщика Савойя-Маркетти SM-81 "Пипистрелло" с собственным именем Tartaruga - Черепаха, который любил пилотировать сам, приказал вместо штатных Бреда-САФАТ установить такую турель с 12.7-мм пулеметом Скотти.

Ставились пулеметы Скотти обеих моделей в качестве ручных бортовых установок на вышеупомянутых бомбардировщиках Cant-Z. 506 и 1007.

В отличие от пулеметов Бреда-САФАТ, конструкция которых и ТТХ остались неизменными в течение всего выпуска - на уровне первой половины 30-х годов, что было уже недостаточно для 40-х, Альфредо Скотти продолжал совершенствовать свои пулеметы. Так на версии 1943 года темп стрельбы 12.7-мм модели достиг 800 выстрелов в минуту, что хоть и не впечатляло ввиду применения все того же слабого патрона, но хотя бы вполне соответствовало требованиям времени. Тем не менее, пулеметы Скотти так и не стали штатным вооружением итальянской авиации. Вероятно, единственным самолетом Regia Aeronautica, где пулеметы Скотти стояли изначально во всех позициях был трехмоторный торпедоносец Савойя-Маркетти SM.84. А вот в качестве курсового неподвижного вооружения, по всей видимости, использовались лишь в крыльевых установках и то не часто. Встречались пулеметы Скотти 7.7-мм калибра в качестве станковых пехотных, установленные на треноги. Но общее количество пулеметов этого типа и в авиации, и в пехоте, и на флоте было весьма невелико.

Конструктивно все версии пулеметов Альфредо Скотти были идентичны, основу автоматики которых составлял патент конструктора, на полусвободный затвор и газоотвод. Стрельба велась с открытого затвора. Питание осуществлялось из рассыпной металлической ленты, унифицированной с пулеметами Бреда-САФАТ с любой стороны.

Ствол 12.7-мм версии пулемета длиной 800 мм, из которых 706 мм - нарезной части, имел 7 левосторонних нарезов.

Безусловно, главной изюминкой пулеметов Скотти была запатентованная конструкция затворного механизма, гарантированно предохраняющая оружие от выстрела при не до конца закрытом затворе и преждевременного открытия затвора, пока пуля не покинула ствол.

Перед стрельбой из пулемета Скотти стрелок заправляет ленту и взводит спусковой механизм расположенной сверху ствольной коробки ручкой или использует гидравлическое зарядное устройство при дистанционном управлении пулеметом.

Это действие открывает затвор и взводит спусковой механизм пулемета, втягивая боек УСМ. Затвор становится на расположенное спереди шептало и оружие готово к работе.

При нажатии на спусковой крючок или дистанционно, шептало освобождает затвор, который под действием возвратной пружины извлекает из ленты очередной патрон и досылает его в камору патронника. При этом движение затвора осуществляется по винтовой траектории, обеспечиваемой байонетами в ствольной коробке и пазами в теле затвора. Затвор, состоит из двух частей, расположенных друг за другом, разведенных промежуточной пружиной на расстояние 5 мм. Внутри затвора расположен ударник. В момент, когда передняя часть затвора достигает зеркала торцевой части патронника, становясь на два боевых упора, задняя часть затвора по инерции выбирает зазор, посылая ударник вперед, боек которого накалывает капсуль патрона, производя выстрел.

Когда снаряд проходит боковое газоотводное отверстие в стволе, пороховые газы через газовый поршень отводят назад ударник, который обратным ходом отпирает затвор, отводя боевые упоры. Последний под действием остаточного давления пороховых газов, воздействующих на него через донце гильзы, возвращают затвор в заднее положение и цикл повторяется, пока стрелок не отпускает спусковой крючок и затвор снова не становится на шептало.

Также, как и в других странах, использующих "списанное на землю" авиавооружение в пехоте, авиационные пулеметы Скотти обеих версий применялись с пехотных станков и зенитных турелей объектовой ПВО. Но в целом, процент применяемых в итальянской авиации и армии этих достаточно удачных пулеметов был невысок, оставшись в тени своего более удачливого конкурента от Бреды.


 


 ТТХ:
Модификация 7.7-mm Mod.1932 12.7-mm Mod.1933 12.7-mm Mod.1943
Калибр, мм

7.7

12.7

12.7

Тип автоматики

Полусвободный затвор с газоотводом

Масса, кг 11.5 21 24.5
Длина, мм 1120 1170 1367 (с учетом пламегасителя и плечевого упора)
Длина ствола, мм   800 800
Темп стрельбы, выстр/мин 850-880 730-750 780-820
Начальная скорость пули, м/с 740 765 765
Емкость магазина

лента

Масса пули, г. 9.5 - 11.3 33 - 35.4 33 - 35.4
Тип боеприпаса 7,7×56R Breda  12.7х81SR 12.7х81SR


 Доп. информация :

 Фотографии:
 7.7-мм пулемет Scotti mod.1932
 7.7-мм пулемет Scotti mod.1937
 7.7-мм пулемет Scotti mod.1938
 7.7-мм пулемет Scotti mod.1938
 12.7-мм пулемета Scotti
 12.7-мм пулемета Scotti mod.1933
 Прототип 12.7-мм пулемета Scotti-IF mod.1943
 Ультралегкий авиационный пулемет Скотти калибра 6.5 мм из магниевого справа Электрон
 Швейцарская версия Бреветти-Скотти калибр 12.7 мм модель 1938 года
 курсовой пулемет Scotti 7.7 мм на Сaproni Сa.311
 Легкий бомбардировщик Caproni Са.310 венгерских ВВС. В корне крыла видны 7.7-мм пулеметы Scotti mod.1932
 Нижняя турель на торпедоносце Savoia SM 84
 Турель Caproni-Lanciani Delta E на Caproni Са 311
 Турель Caproni-Lanciani Delta E
 Турель Caproni-Lanciani на бомбардировщике Fiat RS.14
 Турель Caproni-Lanciani
 Турель с пулеметом Скотти на Сaproni Ca.310 Libeccio

 Схемы:

 Пулемет Scotti
 Пулемет Scotti
 Цикл стрельбы
 Схема работы автоматики
 Продолный разрез затвора
 Турель Caproni-Lanciani Delta E
 Турель Caproni-Lanciani

 




Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное стрелковое вооружение Италии


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: