Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     НС-37, Н-37
       
Страна: СССР
Тип: 37-мм авиационная пушка

 

История, пожалуй, наиболее удачной крупнокалиберной авиапушки 2-й Мировой началась в 1938 году, когда руководитель ОКБ-16 Я.Г. Таубин предложил проект увеличенной версии своей 23-мм авиапушки МП-6. К сожалению, о раннем этапе проекта сохранилось очень мало информации. Очевидно, что 37-мм версия авиапушки, разрабатываемая заместителем Таубина Михаилом Никитичем Бабуриным, конструктивно повторяла предыдущий проект 23-мм МП-6, орудия с автоматикой короткого отката ствола и поршневым поворотным затвором. Пушка, известная как БМА-37 (Бабурина моторная авиационная калибра 37 мм) и ПТБ-37, как очевидно из обозначения, предназначалась главным образом для установки в развале цилиндров V-образных авиадвигателей. Как и ранние версии 23-мм МП-6 (ПТБ-23) она имела питание из магазинов емкостью 40 или 48 выстрелов - 8 обойм по пять или шесть патронов. При этом, использовался патрон 37х198В, несколько отличный от используемых в пушке Шпитального Ш-37 наличием бурта у основания гильзы под крепления в обойме.

Однако, разработка пушки БМА-37 шла ни шатко ни валко. Первый и единственный экспериментальный образец БМА-37 при попытке установки в двигатель истребителя ЛаГГ в 1940 году попросту не вписался в пространство в развале цилиндров, после чего проект был попросту заброшен. Отчасти это было связано с тем, что на момент разработки уже существовал вполне рабочий образец пушки Шпитального, аналогичной по мощности и Таубин вполне отдавал себе отчет в том, что у его проекта мало шансов "догнать" конкурента. Другим моментом было то, что ОКБ-16 плотно завязло с доводкой 23-мм пушки МП-6. Ну и, безусловно, играл немаловажную роль характер Я.Г. Таубина. Известно, что инженеров можно грубо поделить на две категории - творцов и исполнителей. Первые, к которым относился и Яков Григорьевич Таубин, это генераторы идей, созидатели. Они сильны именно в идеях, разработках новых проектов. Но, как правило, период от идеи до воплощения ее в рабочий, а тем паче, серийный проект - это длительное время вылизывания конструкции. Работа кропотливая, подчас нудная, требующая совершенно другого подхода к инженерной деятельности. Именно в этой специфике сильна другая категория - исполнителей, людей совершенно другого склада ума, дотошных до мелочей, внимательных, аккуратных, но, при этом, как правило, не способных на генерацию прорывных решений. Редко бывают случаи особо талантливых инженеров, совмещающих в себе обе категории. Идеальный случай, когда эти две категории инженеров разработчиков работают в тандеме. Но в отношении Таубина и Бабурина, по всей видимости, был не тот случай. Хотя и в этом тандеме явно прослеживаются Таубин как генератор идей, а Бабурин - ведомый исполнитель-разработчик. Но, по всей видимости, харизма Таубина была настолько сильна, что он просто фантанировал новыми идеями, на доводку которых у Бабурина просто не хватало времени. К сожалению, это и сгубило обоих. К весне 1941 года в ОКБ-16 скопилось слишком много идей и проектов, заявленных "на верху", под которые были выделены государственные средства, но на выходе страна не получила итогового результата. В то непростое время недоведенные до ума проекты интерпретировались однозначно как вредительство и карались очень жестоко. А кроме вялотекущих работ по 37-мм пушке в активе ОКБ-16 был также наспех разработанный пулемет АП-12.7, весьма далекий от совершенства, недоведенная до ума зенитная установка ПТ-23ТБ, нерешенные проблемы с серийной МП-6┘ В итоге, в мае 1941 года последовал арест Таубина и Бабурина. Первый был расстрелян вскоре после начала войны, второй умер в лагерях в 1944-м.

После ареста руководителей ОКБ-16 возглавил начальник специального исследовательского отдела военинженер 1 ранга Константин Константинович Глухарев. Мнения об этом человеке достаточно противоречивы. С одной стороны, это был блестящий организатор, нашедший в себе мужество сохранить коллектив ОКБ-16 после ареста его главы. С другой стороны, как писал автор ряда работ по штурмовой авиации СССР Олег Растренин, "у Глухарева был интересный послужной список: сначала - первый зам. у Курчевского, после расстрела того - начальник группы в РНИИ, после расстрела его руководства (с арестом Королева и Глушкова) - начальник опытного отдела в ОКБ-15, после обвинения в шпионаже от Шпитального (видать, лез туда, куда не надо) - начальник отдела в ОКБ-16.... После ареста Таубина - начальник ОКБ-16. Нет, совпадения возможны, но как учили более опытные наставники: "Держись подальше от "товарищей", за которыми "рвутся снаряды!"

Тем не менее, именно благодаря К.К. Глухареву удалось сохранить наработки "врагов народа", одной из которых стала пушка БМА-37. Глухарев, рискуя жизнью, заявил, что в КБ разработали другую, новую 37-мм авиапушку. Хотя это была та же самая пушка, просто по команде Глухарёва за месяц была перевыпущена вся конструкторская документация на неё. Ведущим проекта пушки стал молодой конструктор ОКБ-16 А.Э. Нудельман, а непосредственным исполнителем А.С. Суранов. Незадолго до отправки пушки на испытания в начале сентября 1941 года механик Сенечкин сфрезеровал настоящее название с прототипа орудия и нанес новое, 11-П-37.

Проект "новой" пушки был утвержден 15 июня 1941 г. По всей видимости, никого не смутило, что "новая" пушка была разработана за два с половиной месяца. Фантастический срок!

Первый опытный образец пушки 11-П-37 был готов 27 июля 1941 г. В августе 1941 г. были произведены отладка и заводские испытания опытного образца. После чего настала пора испытать опытное орудие в воздухе. Как пушка впишется в машину, а, тем более, как поведет себя в воздухе, особенно при активном маневрировании, никто не знал.

"9 сентября 1941 года, - вспоминал Нудельман, - мы с М.П.Бундиным и слесарем А.Ф.Сеничкиным выехали из Москвы в Горький, где приступили к установке первого опытного образца пушки на ЛаГГ-3. Прошло много лет, и до сих пор нельзя не удивляться решимости С.А.Лавочкина в трудное время начала войны применить на серийном самолете пушку, не прошедшую государственных испытаний. Здесь решила все интуиция большого конструктора, каким был Лавочкин. 10 октября закончили установку пушки и испытали caмолет в тире... В работе над пушкой НС-37 мы всюду встречали большую поддержку. Это было и в КБ Лавочкина, и на заводе, где оно размещалось, все с большим желанием принимали участие в работе по установке пушки и подготовке самолета к государственным испытаниям. Сейчас, после нескольких десятилетий, трудно поверить в возможность проведения такого большого объема работы в столь короткий отрезок времени.

Своевременную доставку самолета на полигон тогда не сумели произвести из-за погоды, так как вылетевший на полигон ЛаГГ-3 совершил вынужденную посадку в Чебоксарах. Там его застало раннее наступление зимы, обильно выпал снег и потребовалось переставить самолет на лыжи. Лишь после этого, в феврале 1942 года ЛаГГ-3 (с.н. 312197) оказался на полигоне. Ведущими по самолету были инженер С.П.Мохов и летчик С.К.Воробьев.

Государственные испытания завершились в марте 1942 года. Автоматика пушки и на самолете действовала надежно, да и живучесть орудия была хорошей. Отчет о результатах испытаний подготовили быстро, и пушка руководством полигона рекомендовалась для принятия на вооружение. Несмотря на это, 30 апреля на совещании в ВВС решили повторить испытания НС-37, и для этого потребовалось переделать пушку под патрон от Ш-37, отличавшийся гильзой без бурта".

Доработанную пушку установили на тот же ЛаГГ-3, и с 21 июля по 17 августа она успешно прошла повторные госиспытания на полигоне в подмосковном Ногинске. Но от пожеланий до принятия окончательного решения порой проходит слишком много времени и приходится преодолевать значительные трудности. На этот раз, опять же по воспоминаниям Нудельмана, на пути перспективного орудия встал Шпитальный, который был вхож к Сталину. В этой ситуации еще неизвестный в Кремле Нудельман, как он сам утверждал, решил лично обратиться к Сталину.

Данный факт воспоминаний А.Э. Нудельмана вызывает некоторые сомнения. На тот момент ОКБ-16 руководил К.К. Глухарев. Трудно себе представить, чтобы ведущий конструктор, минуя свое непосредственное начальство, обращался непосредственно к руководству страны по вполне служебному вопросу. Тем не менее, судя по всему, до сведения Сталина, так или иначе, довели информацию о пушке ОКБ-16.

К тому времени на фронте уже летали несколько десятков ЛаГГов, вооруженных 37-мм моторпушками Шпитального Ш-37, и Илов с парой крыльевых ШФК-37. Это мощное оружие производило у военных двоякое впечатление. С одной стороны могущество боеприпаса резко повышало массу залпа, но с другой, непомерная масса, превышавшая 300 кг, неудобное магазинное питание, снижало эффективность комплекса "самолет-пушка" в целом.

В то же время пушка 11-П ОКБ-16 выгодно контрастировала с детищем Шпитального. При схожих габаритах она весила почти вдвое меньше, имело питание из условно бесконечной рассыпной ленты, позволявшей сделать систему гораздо компактнее, стреляла в полтора раза быстрее. Автоматика пушки, как уже указывалось выше, работала на основе короткого отката ствола. Канал ствола запирался продольно-скользящим поршневым затвором. Ускоритель кулачкового типа закреплен на неподвижной части автомата. Стрельба велась с открытого затвора. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлических тормоза отката и тормоза наката. Надежность и безотказность такой схемы обеспечивается принудительностью подачи и досылки патронов на всем пути движения, а также принудительностью экстракции и удаления стреляной гильзы из автомата. К недостаткам пушки относился пружинный буфер в казенной части пушки, который при гашении избыточной энергии подвижных частей пушки в заднем их положении приводил к пиковым нагрузкам отдачи.

Несколько портил картину также нештатный патрон с буртом 37х198В, но коллективом Нудельмана и Суранова удалось оперативно переработать пушку под серийный патрон Шпитального 37х198 мм без бурта на гильзе.

Тем не менее, общая характеристика пушки 11-П выглядела выигрышно. Все это вкупе решило вопрос. Не смотря на яростное сопротивление Б.Г.Шпитального, 30 декабря 1942 года постановлением ГКО пушку 11-П приняли на вооружение вместо орудия Ш-37. Справедливости ради стоит отметить, что технологически пушка Ш-37 была несколько проще изделия ОКБ-16. По воспоминаниям Б.Г. Шпитального трудоемкость Ш-37 составляла 286 человеко-часов против 450 у 11-П. Правда, это на момент 1942 года, когда пушке Ш-37 уже "исполнилось" более 4 лет, а 11-П еще только была полуэкспериментальной, не прошедшей этапа "технологического вылизывания" на производстве.

В январе 1943 года начальник ОКБ-16 К.К. Глухарев был переведен в Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро В.Г. Грабина, выдвинув на свое место Александра Эммануиловича Нудельмана, ставшего до самой своей смерти бессменным руководителем ОКБ-16, а с 60-х годов КБ Точного Машиностроения. Заместителем Нудельмана стал конструктор-самоучка Александр Степанович Суранов. Именно в этот период принятая на вооружение пушка 11-П получила обозначение НС-37 в честь разработчиков Нудельмана и Суранова. К сожалению, истинные авторы системы, Таубин и Бабурин, числившиеся врагами народа, были надолго забыты.

Как нередко бывало в советские времена, еще не испытанное орудие начали устанавливать на серийные самолеты. В 1942 году завод No.21 построил 15 ЛаГГ-3 с пушками НС-37, получивших обозначение Тип 33. По сравнению с машинами, оснащенными орудиями Шпитального, самолеты получились значительно легче, в чем немалую роль сыграли и новшества, внедренные в последние серийные "ЛаГГи". В связи с переходом завода No. 21 на выпуск Ла-5, последующее производство противотанковых ЛаГГ-3 осуществлялось в Тбилиси. Также пушками НС-37 вооружали последние ЛаГГ-3 Тип 38, ранее строившиеся с пушками Ш-37.

Войсковые испытания ЛаГГ-3 с НС-37 проходили с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте в составе 1-й воздушной армии. Точное количество выпущенных ЛаГГов с НС-37 неизвестно, но вряд ли превышало несколько десятков машин. А основным потребителем этой пушки стали самолеты А.С. Яковлева.

Разработка "противотанкового" Як-9 с моторпушкой НС-37 была начата согласно постановлению ГКО от 25 декабря 1942 года, а уже в январе был готов первый истребитель Як-9Т (танковый), который проходил испытания вооружения в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения) с 10 января по 12 февраля 1943 г. и летные испытания в НИИ ВВС с 15 февраля по 4 марта (летчик В.И.Хомяков, ведущий инженер по самолету А.Т.Степанец, по вооружению - Л.И.Лось).

Установка большой и тяжелой 37-мм пушки (длина - 3400 мм, масса - 150 кг) потребовала внесения в конструкцию Як-9 ряда существенных изменений. Был усилен силовой каркас фюзеляжа в передней части. Для размещения на самолете казенной части пушки и сохранения центровки в допустимых пределах кабина летчика была сдвинута назад на 400 мм, что несколько ухудшило обзор передней полусферы, но улучшило обзор задней. Благодаря заднему расположению кабины, приведшему к смещению центровки назад, Як-9Т обладал меньшей инертностью, чем другие самолеты, что позволяло летчику выполнять боевой маневр, упреждая противника.

Установка 37-мм пушки требовала повышения качества сборки самолета, в первую очередь - качества монтажных работ, так как большая отдача при стрельбе приводила к нарушению соединений трубопроводов, а также появлению трещин и разрушению отдельных деталей.

В целом, надо отметить, что Як-9Т оказался наиболее удачным носителем тяжелых пушек. Удачная компоновка столь тяжелого и габаритного орудия почти не сказалась на маневренных характеристиках истребителя. Учитывая большой для такого калибра боекомплект пушки в 30 выстрелов, Як обладал хорошей автономностью. К недостаткам относилось невозможность вести огонь длинными очередями, более 2-3 выстрелов, поскольку из-за большой отдачи сбивался прицел, а самолет изрядно терял в скорости. С другой стороны, прекрасная баллистика орудия предопределяла настильную траекторию, позволяла вести эффективный огонь на ранее недоступных дистанциях до 600 и даже до 1000 метров. Ну а могущество боеприпаса позволяло гарантированно уничтожать любого воздушного противника с 1-2 попаданий. Строго говоря, дистанция стрельбы и вероятность попадания ограничивалась лишь несовершенством достаточно допотопных прицелов.

Войсковые испытания на боевое применение проводились на 34-х самолетах Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г. на Центральном фронте в 16 ВА. На Як-9Т летали 80 летчиков шести полков, входивших в состав 273 иад 6 иак и 1 гв. Сталинградской иад. Не смотря на потерю в ходе войсковых испытаний 12 Як-9Т, они были признаны успешными - пилотам Як-9Т были засчитаны 49 воздушных побед.

Серийно Як-9Т строился на заводе N153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г. Всего выпущено 2748 самолетов.

Значительно менее успешным носителем пушек НС-37 был штурмовик Ил-2, не смотря на казалось бы очевидное предназначение пушек для борьбы с бронетехникой.

Приказ о выпуске Ил-2 с парой пушек НС-37 был оформлен постановлением ГКО No. 3144 от 8 апреля 1943 г. В апреле заводом No.30 было изготовлено пять Ил-2 головной серии с пушками НС-37, один из которых 27 мая поступил на государственные испытания в НИИ ВВС КА. Последние, после выполнения 26 полетов с налетом 11 часов 35 минут успешно завершились к 22 июня 1943 года.

Предъявленный на госиспытания штурмовик отличался от серийных Ил-2 только установкой двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и отсутствием PC. Нормальная бомбовая нагрузка - 200 кг.

Ленточное питание пушек НС-37 позволило специалистам ОКБ С.В. Ильюшина разместить их непосредственно у нижней поверхности крыла с использованием конструктивно очень простого и быстроразъемного крепления. Пушки закрывались относительно небольшими обтекателями, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся створок. Боекомплект к каждой пушке укладывался непосредственно в отсеки крыла. Вес одной пушки НС-37 с боекомплектом равнялся 256 кг.

По сравнению с серийными Илами, вооруженными пушками ШВАК или ВЯ, Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал значительно более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.

Ухудшение пилотажных характеристик нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с большим разносом масс по размаху крыла и наличием обтекателей пушек, ухудшающих общую аэродинамику самолета. Во всем диапазоне центровок Ил-2 с НС-37 не имел продольной устойчивости, что существенно снижало точность стрельбы в воздухе.

Последнее усугублялось сильной отдачей пушек при стрельбе из них, среднее значение которой составляла 2500 кг, а пиковые значения в конце отката порядка 5500 кг, а в момент удара затвора о затыльник она достигала аж 7500 кг. Все это приводило к большому рассеиванию снарядов при стрельбе в воздухе.

Полигонные испытания, проведенные в НИИ АВ ВВС КА, показали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 необходимо вести только короткими очередями длиной не более двух-трех выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания.

Поправка в прицеливание в этом случае в принципе была возможна.

При стрельбе из одной пушки попадание в цель было возможно только первым выстрелом, так как штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и поправка в прицеливание становилась практически невозможной.

При этом попадания в танки были получены лишь в 43% вылетов, а число попаданий к израсходованному боекомплекту составило 2,98%.

Анализ результатов полигонных испытаний показывает, что поражение 37-мм снарядом БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких немецких танков, бронемашин и бронетранспортеров всех типов, а также САУ "Wespe" , "Marder II" и "Marder III" обеспечивалось с дистанции до 500 метров с любого направления. Средние немецкие танки и САУ типа StuG 40, Pz III Ausf L/M и Pz. IV Ausf G/H, а также появившиеся позже StuG IV и Jgd Pz IV/70 с толщиной брони на бортах до 30 мм могли поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с планирования под углами 5-10 градусов с высоты 100 м. В этом случае атаку необходимо было производить сбоку или сзади, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.

Попадания снарядов этой пушки в ролики и другие детали ходовой части танков всех типов производили существенные разрушения, выводящие последние из строя.

В выводах отчета по Государственным испытаниям особо обращалось внимание на то, что летный состав, летающий на самолетах Ил-2, вооруженных пушками НС-37, должен пройти специальную подготовку в ведении прицельной стрельбы короткими очередями по малоразмерным целям. Тридцатому авиазаводу НКАП и ОКБ-16 НКВ рекомендовалось срочно установить на пушку дульный тормоз.

Кроме того, указывалось, что Ил-2 с НС-37 необходимо было испытывать с боекомплектом к пушкам по 50 снарядов и нормальной бомбовой нагрузкой в 100 кг, как было записано в Постановлении ГКО.

В дальнейшем все серийные Ил-2 с НС-37 выпускались именно в таком варианте вооружения. Летно-технические данные самолета несколько улучшились.

Как видно, при установке пушек НС-37 на двухместный Ил-2 конструкторы столкнулись с теми же проблемами, что и при установке на одноместный Ил пушек ШФК-37.

20 июля 1943 года начались продолжавшиеся до 16 декабря войсковые испытания Ил-2 с двумя 37-мм авиапушками НС-37. В общей сложности к войсковым испытаниям привлекались 96 штурмовиков Ил-2 с НС-37 (24-й, 25-й и 26-й серий), которые в разное время поступили в части 2-го шак 1-й ВА, 227-й шад 2-й ВА, 219-й шад 17-й ВА. Ведущим инженером войсковых испытаний от НИИ ВВС КА был назначен инженер-майор П.Т. Аброщенко.

Летчики 568-го шап 2-го шак 1-й ВА, летавшие на Ил-2 с НС-37, с 15 по 26 сентября уничтожили 6 танков и САУ, 99 автомашин, 10 повозок и подавили огонь 6 батарей. Свои потери составили 3 самолета. В материалах по войсковым испытаниям Ил-2 с НС-37 в 17-й ВА отмечались случаи уничтожения танков Pz. V "Пантера", что, правда, скорее всего из области военных баек.

Летом 1943 года производство Ил-2 с НС-37, выпускаемых заводом No.30, постоянно возрастало. В мае месяце завод должен был изготовить 50 новых штурмовиков, в июне - 125, в июле - 175 и с августа полностью перешел на выпуск Илов с крупнокалиберными авиапушками.

Однако, войсковые испытания показали, что эффективность этой версии Ила не оправдала ожиданий. Тяжелобронированная техника противника на практике оказалась также слабоуязвима для пушечного огня НС-37, как и для 23-мм ВЯ, при этом стрельба из тяжелых пушек оказалась поистине виртуозным занятием, требующим от пилота Ила высочайшего мастерства пилотирования и снайперских навыков. Кроме того, уже в ходе эксплуатации Илов с тяжелыми пушками на части машин в лонжеронах крыла стали появляться трещины - силовой набор штурмовиков просто не выдерживал длительные нагрузки от чудовищной отдачи.

Кроме того, эксплуатация пушек в холодное время зимой 1943-44 года выявило случаи массовых отказов орудий вследствие замерзания спирто-глицериновой смеси гидравлического тормоза. Эта беда, правда, оказалась легко разрешимой. Силами аэродромных техников было опытным путем подобрано нужное сочетание спирта и глицерина, способное выдерживать морозы.

В этой связи постановлением ГКО No. 4154 от 12 ноября 1943 года серийный выпуск Ил-2 с НС-37 был прекращен и к 15 января 1944 года завод No.30 полностью перешел к производству Ил-2 с пушками ВЯ. Общее количество выпущенных Илов с пушками НС-37 оценивается в 1000 с небольшим штук. Характерно, что к концу 1944 года они практически полностью исчезли из действующих частей.

Номенклатура боеприпасов пушки НС-37, в целом, повторяла ассортимент патронов 37х198 пушки Ш-37, составлявших осколочно-зажигательно-трассирующие снаряды массой 735 г, содержащие 34 г взрывчатки A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже - А-37. Снаряд был оснащен самоликвидатором с временем срабатывания 9-12 секунд. Начальная скорость снаряда ОЗТ - 900 м/с.

Бронебойно-зажигательные 760-граммовые с начальной скоростью 880м/с. На дальности 200 м снаряд БЗТ пробивал по нормали 50-мм броню, а под углом 45 град. - 30-мм. На дальности 400 м снаряд БЗТ по нормали пробивал 45-мм и 40 мм а под углом 30 градусов.

Был также разработан подкалиберный бронебойный снаряд, но большого распространения он не получил.

Вес метательного заряда к обоим снарядам одинаковый - около 210г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г.

В последний год войны и первые послевоенные годы пушки НС-37 "примерялись" на ряд опытных конструкций - штурмовики Ил-8, Су-6, Су-8, но в целом, широкого распространения не получила.

Производство пушек НС-37 велось на Ижевском заводе No.74, причем первоначально этот завод изготовлял параллельно НС-37 и Ш-37. С 18 октября по 7 декабря 1942 г. была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37.

В 1943 г. было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек. В 1944 г. - 890 моторных и 197 крыльевых пушек. В 1945 г. всех пушек сделано 977 штук. На этом производство НС-37 было закончено. Итого было произведено 6833 пушки (по данным книги ⌠50 лет КБП■ - 8090 пушек), треть из которых оказалась невостребованными ВВС РККА. Сильная отдача пушки сводила на нет прекрасные в целом, качества этого орудия. Сравнение отечественной авиапушки с импортными аналогами свидетельствует, что в классе 37-мм артсистем в мире существовало лишь одна пушка, сравнимая с нашей НС-37 по боевым характеристикам - японская Хо-204 - гипертрофированный клон пулемета Браунинг. Американские М4 и М9, британская Виккерс-S и немецкая ВК-3.7 были либо слишком маломощными, либо слишком малоскорострельными. Но также как и НС-37 страдали от сильной отдачи, не позволявшей использовать их для прицельной стрельбы с большинства из серийных носителей.

Характерно, что в попытке минимизировать отдачу пушки в 1944 году появилась версия пушки НС-37М, оснащенная дульным тормозом, поглощавшим до 40% энергии отдачи пушки, но на серийных Илах и Яках эта версия так и не появилась. Отчасти это объясняется разработкой нового проекта пушки 120-П, являвшейся основательно переработанным и облегченным вариантом НС-37. Работы по проекту 120-П стартовали в ОКБ-16 в начале 1944 года, когда стало очевидным, что разрушительная мощь 37-мм снаряда не компенсирует чудовищные нагрузки, воздействующие на планер носителя при стрельбе, делавшие, в общем-то, прекрасное оружие, невостребованным в авиации.

Пути снижение нагрузок были достаточно очевидными. Первый - это принесение в жертву баллистики путем уменьшения длины ствола и уменьшения энергетики патрона. Второй - введение в конструкцию пушки гидравлического буфера вместо пружинного, позволявшего исключить пиковые нагрузки в конце хода подвижных частей автоматики.

В пушке 120-П Нудельману удалось реализовать все эти моменты. Длина ствола была уменьшена на метр, соответственно почти на 70 кг снизилась масса. Весьма существенно для авиации! Введен гидравлический буфер. Кроме того, по сравнению с НС-37 в новой пушке был переработан узел отката ствола. Возвратная пружина из казенной части ствольной коробки была перемещена вперед, и расположена открыто вокруг ствола, что также способствовало уменьшению габаритов и массы системы, а также способствовало повышению темпа стрельбы, который довели до 400 выстр/мин.

С патроном было сложнее. При неизменном снаряде патрона 37х198 была разработана новая гильза длиной 155 мм. Отдельные источники утверждают, что гильза была укороченной и переобжатой вариацией от зенитного снаряда 37x252SR, но это мнение представляется сомнительным, гильзы сильно отличались размерами и конфигурацией и вероятнее всего патрон 37х155 для пушки 120-П был новой разработкой.

В апреле 1944 г. был изготовлен первый экземпляр пушки 120-П, а в августе 1944 г. были завершены наземные государственные испытания патрона и пушки, после чего пушка получила наименование Н-37. После завершения наземных испытаний, не дожидаясь завершения лётных испытаний, по инициативе наркома Д. Ф. Устинова было решено начать серийное производство пушки Н-37 на заводе No. 74.

Первые летные испытания проводились на Як-9Т и Як-9УТ в марте 1945 г. Пушка была установлена в моторе. В дальнейшем летные испытания проводились на МиГ-9. В МиГ-9 пушка была установлена так, что ствол оказался в центре воздухозаборника двигателя. Из-за этого при стрельбе на высоте 7000- 8000 м происходила остановка двигателя. Для устранения этого явления было создано специальное дульное устройство - локализатор. Тем не менее, применение локализатора не предотвратило остановки двигателя при высотных стрельбах. Вскоре применение МиГ-9 с пушкой Н-37 в войсках было ограничено на высоте 3000 м, поскольку до этой высоты стрельба не влияла на работу двигателя.

Несколько позже был создан локализатор, получивший название ⌠бабочка■, поперечный размах которого выводил дульные газы за пределы воздухозаборника. Однако при этом ухудшались аэродинамика и маневренность самолета. Было принято решение часть самолетов снабдить такими локализаторами, а остальные ограничить высотой 3 км. Вскоре производство МиГ-9 было прекращено, и в серию пошел МиГ-15, на котором была установлена доработанная версия Н-37Д, ставшая основной. На этой версии был введен двухрядный локализатор, выполнявший также функцию дульного тормоза с двумя рядами окон.

Пушка Н-37 наряду с 23-мм НС-23 стала основой вооружения послевоенного поколения истребителей СССР - МиГ-15, МиГ-17, Перехватчик Як-25 имел две пушки версии Н-37Л с удлиненным стволом и однокамерным локализатором.

Пушка оказалась настолько удачной, что ее производство продолжалось почти 15 лет! В 1947 году было выпущено 518 штук, в 1948 году - 508, в 1949 году - 1314, в 1950 году - 3043, в 1951 году - 3885, в 1952 году - 4433, в 1953 году - 4600, в 1954 году - 1700, в 1956 году - 285 пушек. В 1957 году начался выпуск пушки НН-37 системы Нудельмана-Неменова, по сути являвшейся модернизированным вариантом Н-37. В версии НН-37 при неизменной конфигурации была увеличена крутизна нарезов в стволе. Темп стрельбы НН-37 возрос более чем в полтора раза и достиг 600-700 выстр./мин за счет ускорения наката затвора с патронником, осуществлявшегося новым механизмом - пневматическим ускорителем. Резкое повышение скорострельности сказалось наживучести агрегатов, скорости соударения которых и контактные нагрузки возросли. Для сохранения ресурса кинематики пришлось переконструировать запирающий агрегат и перейти на более прочные стали. Версия НН-37 устанавливалась на опытный перехватчик Як-27. Но время пушечных истребителей подходило к концу. Пушки превращались во вспомогательное вооружение, а стало быть могущество пушечных снарядов большого калибра в авиации переставало быть актуальным. На первый план выступала высокая скорострельность пушек умеренного калибра 20-30 мм. И к 1960 году производство пушек 37-мм калибра было свернуто.

Таким образом, потенциал оружия, заложенный еще в 30-е годы Я.Г. Таубиным и М.Н. Бабуриным, оказался настолько огромен, что позволил системам, созданным на его основе составить основу пушечного вооружения советской авиации на 30 лет вперед.




 


 ТТХ:
Модификация НС-37 Н-37Д
Калибр, мм 37 37
Тип автоматики Короткий откат ствола
Масса, кг 171 в версии моторпушки,
160 в крыльевом варианте.
103
Длина, мм 3410 2455
Длина ствола, мм 2300 1361
Темп стрельбы, выстр/мин 240-260 400
Начальная скорость снаряда, м/с 900 (фугасный)
880 (бронебойный)
690 (фугасный)
675 (бронебойный)
Емкость магазина Лента Лента
Масса снаряда, г. 735 (фугасный)
760 (бронебойный)
729-735 (фугасный)
760 (бронебойный)
Тип боеприпаса 37х198 37х155


 Доп. информация :

 Фотографии:
 37-мм пушка Таубина БМА-37
 37-мм пушка Таубина БМА-37
 Зенитная установка БМЗ-37 на базе 37-мм пушки БМА-37
 Зенитная установка БМЗ-37 на базе 37-мм пушки БМА-37
 Зенитная установка БМЗ-37 на базе 37-мм пушки БМА-37
 Обойма к зенитной установке БМЗ-37
 НС-37
 НС-37
 НС-37
 Приемник НС-37
 Приемник, хвостовик ствола, затвор и буфер
 Буфер НС-37
 Хвостовик ствола и затвор НС-37
 Н-37Л
 Н-37Л
 Н-37Д
 НС-37 на Ил-2
 НС-37 на Ил-2
 Оружейники осматривают Н-37Д
 Сборка авиационных пушек НС-37 на Ижевском заводе
 Патроны 37х198 и 37х155 пушек НС-37 и Н-37

  Схемы:

 НС-37
 Н-37Д
 Н-37Д

 





Список источников:

Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР
Илы против "Панцеров". 37-мм пушка НС-37


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: