Уголок неба ¦ Ho-5 20-мм авиационная пушка

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Ho-5
       
Страна: Япония
Тип: 20-мм авиационная пушка

 

Неудовлетворительные характеристики армейских 20-мм авиапушек Но-1 и Но-3, являвшихся простыми модификациями противотанковых ружей Тип 97, не позволили рассматривать их в качестве основного вооружения японской армейской авиации. Главным недостатком вышеупомянутых систем являлась низкая скорострельность, не превышавшая 400 выстр/мин. В результате, уже в конце 1941 года были предприняты работы по разработке новых авиапушек в классе 20 мм.

Доктор Масая Кавамура из государственной компании "Nippon Special Steel" ("Nihon Seikosho") сосредоточился на доработках своих пушек Но-1 и Но-3. Итогом его работ стала 20-мм пушка Но-4, оснащенная ленточной подачей. Прототип ее испытывался в начале 1942 года, но был отвергнут армией. Отчасти это было связано с тем, что в пушке Но-4 Кавамуре не удалось существенно исправить главный недостаток предыдущих разработок – низкую скорострельность.

Созданное в 1937 году государственное предприятие "Dai Nihon Heiki KK" под лицензионное производство швейцарской пушки "Oerlikon", лоббировалось принцем Чичубой, братом императора. В период организации лицензионного выпуска швейцарских пушек предполагалось, что они поступят на вооружение и морской авиации, и армейской авиации. Но в итоге, Эрликоны, принятые на вооружение флота как Тип 99, так и остались только морскими. Армия с японской вежливостью отказалась от этого оружия под предлогом того, что Эрликон, работа автоматики которого была основана на свободном затворе, невозможно было использовать в синхронных установках. Хотя, скорее всего, дело было в хроническом неприятии двух параллельных конкурирующих структур в японских вооруженных силах. До самого конца войны флот и армия не желали согласовывать свои действия друг с другом. В части унификации вооружения этот тезис также справедлив.

К тому же армия сделала ставку на более опытного конкурента генерала Киджиро Намбу, бессменного поставщика армейского стрелкового оружия. Перед войной ему удалось удачно доработать трофейный американский пулемет Browning .50 М1921, захваченный в Китае. Результат, реализованный в авиационном 12.7-мм пулемете Но-103, оказался ошеломляющим даже для американцев, изучавших захваченные в ходе боевых действий образцы. Знакомая конструкция Браунинга показывала темп стрельбы почти на 30% выше, чем у значительно более поздней американской модели того же Браунинга AN-M2, и даже не сильно уступала послевоенному AN-M3.

Работа по переделки крупнокалиберного пулемета Но-103 в 20-мм пушку начались еще до того, как Но-103 был принят на вооружение. Строго говоря, в японской армейской классификации калибры 12.7 мм и 20 мм, оба считались пушечными, и переделка заключалась лишь в пропорциональном увеличении канала ствола и патронника.


20-мм пушка Ho-5

Опытные экземпляры пушки, получившей обозначение Но-5, появились в конце 1941 года, не задолго до вступления Японии во 2-ю Мировую войну. Однако прошло еще немало времени, прежде чем Но-5 смогли оценить строевые летчики. Доводка орудия заняла много времени. Не смотря на хорошо отлаженную автоматику, много времени отняла доводка периферии оружия. Впервые в японском авиационном оружии Киджиро Намбу применил электроспуск и механизм гидравлической зарядки оружия.

Для новой пушки был разработан совершенно новый бесфланцевый патрон 20х95 мм (часто обозначаемый как 20х94) умеренной мощности, не унифицированный ни с одним из состоявших на вооружении боеприпасов.

Не смотря на общую готовность пушки Но-5 к началу 1942 года, первые серийные образцы ее появились лишь в конце 1944 года. Длительная доводка оружия даже заставила армейское командование закупить в Германии большую партию немецких пушек MG.151/20 с несколькими сотнями тысяч немецких патронов.

Но первые же установки серийных пушек на японские истребители Ki-61 существенно повысили огневую мощь японской армейской авиации.

Надо сказать, что в проекте Но-5 генерал Намбу снова превзошел американцев. Пушка Но-5 по тактико-техническим характеристикам значительно превосходила все современные ей импортные образцы. Так, темп стрельбы 820-850 выстр/мин оставлял позади американские Браунинги, которые к тому же уступали ей в мощности боеприпаса. На тот момент лишь одна авиационная пушка в мире не уступала Но-5 в практической скорострельности. Это была советская ШВАК, но при этом она была почти на 10 кг тяжелее ее и значительно сложнее технологически.

Не смотря на высокие показатели пушки Но-5, нельзя сказать, что она была без недостатков. Намбу удалось значительно упростить конструкцию знаменитого Браунинга, хотя, это, безусловно, была вынужденная мера для того, чтоб адаптировать конструкцию американского пулемета к существенно более низкому технологическому уровню японской промышленности. Платой за упрощение конструкции явился отказ от эксплуатационной простоты, присущей пулеметам Браунинга. Так замена ствола, которая занимала у американцев несколько секунд, в японском исполнении была довольно трудоемким делом. Изменение направления подачи ленты, также не составлявшее большого труда для американских пулеметчиков, в японской пушке было возможно только в заводских условиях. Кроме того, так и не сумев довести до ума надежную работу электроспускового механизма, Намбу в серийных образцах пушки применил более надежную гидравлику. Также гидравлика использовалась для зарядки пушки, что отличало японское орудие от принятой в это время практически повсеместно пневмозарядки.


Деталировка пушки Ho-5

Наиболее заметным внешним конструктивным отличием проекта Намбу от американского прототипа было применение дульного ускорителя стрельбы – небольшой чашки, навинченной на ствол. Пороховые газы, вырывающиеся из ствола, мгновенно расширяясь в этой чашке, давили на дульный срез, ускоряя откат ствола назад. Кроме того, Намбу отказался от пружинно-гидравлического буфера, используемого американцами. Отдачу подвижного ствола гасил набор пружин. Правда такое конструктивное решение имело и обратную сторону. Высокая скорострельность орудия, даже с учетом ослабленных снарядов давала довольно значительную отдачу, которую пружины просто были не в состоянии погасить. Само собой, эта отдача передавалась на конструкцию самолета. Традиционно довольно хлипкие конструкции крыльев японских истребителей, куда устанавливались новые пушки испытывали бы слишком сильные нагрузки, поэтому крыльевые пушки Но-5 пришлось дополнительно демпфировать двумя гидравлическими цилиндрами, жестко закрепленными по обеим сторонам пушки. Таким образом, в крыльевом исполнении пушки Но-5 при стрельбе имели возможность небольшого возвратно-поступательного движения, теряя при этом в точности. Синхронные пушки, устанавливаемые над двигателем, конечно, были более жесткими и не требовали демпфирования, но как и все конструкции на основе пулеметов Браунинга, сильно теряли в скорострельности. На некоторых режимах мотора темп стрельбы из пушек Но-5 снижался с 820 выстр/мин до 500.

Практически параллельно с синхронными и крыльевыми вариантами пушки Но-5 была разработана подвижная турельная версия, которая оснащалась двумя ручками и гашеткой, аналогичными американскому образцу. Эта версия получила обозначение Но-5 Otsu (или Но-5b), в то время как стандартная фиксированная версия обозначалась Но-5 Koh (или Но-5а). Турельная версия пушки была унифицирована с уже существующими турелями на бомбардировщиках японской армии под пулемет Но-103, однако использовалась достаточно ограниченно. Лишь поздние модификации бомбардировщика Ki-67 "Hiryu" вооружалися пушкой Но-5 в верхней башне. Турельные версии Но-5 в обязательном порядке оснащались конусообразными пламегасителями, впрочем, иногда пламегасителями комплектовались и фиксированные версии пушки.

Начиная со второй половины 1944 года японская промышленность начала все более ощущать нехватку сырья. Это напрямую сказалось на качестве выпускаемой продукции. Так, легированных сталей для производства стрелкового оружия, и авиапушек в том числе, все больше начали использовать обычные углеродистые, что, соответственно, не могло не сказаться на качестве выпускаемого оружия. Пушки Но-5 позднего выпуска все чаще выходили из строя. Упала живучесть ствола, возвратные и буферные пружины просто не выдерживали высокого темпа стрельбы и ломались. Ввиду этого, темп стрельбы пришлось искусственно занижать до 700 - 750 выстр/мин. Встречаются также упоминания о японских боеприпасах для пушек Но-5 с уменьшенным разгонным зарядом.

В течение 1942 – 1944 года Киджиро Намбу, продолжая совершенствовать свою конструкцию разработал облегченную версию 20-мм пушки. Орудие, обозначенное Но-5 модель II, испытывалось в конце 1943 года, однако в серию запущено не было. Также не пошла в производство и более мощная версия пушки Но-12. Это орудие под более мощный патрон 20х125 мм, унифицированный с пушками Но-1/Но-3, проходило испытания с конца 1943 по начало 1945 год. Причиной разработки пушки Но-12 стало осознание недостаточной мощности снаряда Но-5. Намбу попытался в проекте Но-12 объединить мощность пушек Кавамуры со скорострельностью своей Но-5. Но проект был свернут в пользу разработок 25-мм пушек Но-51 и Но-52, которые в свою очередь также были отвергнуты в пользу еще более мощных 30-мм Но-155 и 37-мм Но-204.

Все эти вышеупомянутые пушки заимствовали принцип автоматики с коротким откатом ствола, заложенный Джоном Мозесом Браунингом еще в 1918 году. Остается только удивляться, почему путем последовательного масштабирования калибра отработанной конструкции полудюймового пулемета не пошли сами американцы.


20-мм пушка Ho-5

Авиапушки Но-5 выпускались крупными сериями до самого конца войны на армейских арсеналах в Кокура, Нагоя, на фирме "Hitaci Heiki KK". Общий объем выпуска их превышал 100 тыс штук. Со второй половины войны 20-мм пушки Но-5 ставились практически на все истребители японской армейской авиации. Среди них поздние версии Ki-44, Ki-61, Ki-84 и Ki-100, где пушки Но-5 стояли как в крыльевом, так и в синхронном исполнении. Штатный боекомплект обычно составлял 100 или 150 патронов. Стояли пушки Но-5 также на истребительных версиях разведчика Ki-46 Kai, штурмовиках Ki-102. На тяжелом перехватчике Ki-45 пара пушек Но-5 монтировалась "на спине" самолета под углом к горизонту для обстрела нижних полусфер бомбардировщиков противника.

Турельные версии пушки ставились в верхней башне бомбардировщика Ki-67, а на некоторых экземплярах и в бортовых блистерах. Также практически на всех разрабатываемых в конце войны армейских самолетах, существовавших на конец войны лишь в виде прототипов или проектов, также была предусмотрена установка пушек Но-5.

Конструктивно пушка Но-5 представляла собой оружие с коротким откатом ствола. Подвижный ствол длиной 900 мм весил всего 5.5 кг, имел 8 правосторонних нарезов. Масса всей пушки без учета боеприпасов составляла 36.8 кг в фиксированном синхронном исполнении. В случае применения пушки в крыльевом исполнении с применением гидравлических механизмов зарядки, демпфирования и спускового устройства, суммарная масса системы достигала 47.5 кг.

Как уже отмечалось выше, в пушке Но-5 использовались патроны 20х95 мм, представлявшие собой укороченный патрон пушки "Hispano".


Сверху вниз снаряды 20х95 APT (твердой стали), APT (мягкая сталь), и Ма-202 Специальное Зажигательный

Различались следующие типы патронов:

  • бронебойно-трассирующий Тип 2, трех подтипов из мягкой, средней и твердой стали маркировка снаряда соответственно либо черного цвета, либо черного с зеленой полосой, либо черного с белой и зеленой полосами.
  • фугасно-зажигательный Тип 2, масса снаряда 79 г, содержащего 4 грамма гексогена и 3.7 г. зажигательного состава; маркировка снаряда черного цвета с красной и желтой полосами.
  • фугасный Тип 2, масса снаряда 84.5 г, содержащего 4 грамма гексогена; маркировка снаряда черного цвета без полос.
  • специальный фугасно-зажигательный Ма-202, маркировался черным цветом и надписью "マ202", масса 79 г, снаряжался 3 гр. пентрита и 9 гр. зажигательного состава. Взрыватель отсутствовал. Детонация осуществлялась при попадании в цель
  •  специальный зажигательный Ма-205, маркировался серебристым цветом и надписью "マ205". Характеристики те же, что в Ма-202, но имелся взрыватель в носовой части.

Кроме того использовались также и учебные инертные боеприпасы из полой внутри бронзы, формой повторявшие фугасный Тип 2.

Оценка проникающей способности бронебойных снарядов пушки Но-5, проведенная союзниками после войны, показала, что бронебойный снаряд уверенно пробивал 22 мм гомогенной брони под углом 20 градусов с дистанции 200 м и 12.7 мм с дистанции 550 м. Эффективная дальность стрельбы составляла до 600 м.

 





Модификация
Носители
Калибр, мм
Тип автоматики
Темп стрельбы, выст/мин
Ранние версии
Поздние версии
Синхронный вариант
Начальная скорость снаряда, м/сек
Масса орудия, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса снаряда, г
Масса патрона, г
- Ho-5
- Ki-44; Ki-45; Ki-46; Ki-61; Ki-67; Ki-84; Ki-100; Ki-102
- 20
- короткий откат ствола

-820-850
-700-750
- 500-550
- 735
- 36.8 (без учета аксессуаров)
- 1444 (1619 с пламегасителем)
- 900
- 20х95
- лента с распадающимися звеньями (100-150)
- 79 – 84.5
- 217




Список источников:

Евгений Аранов. Японские авиапушки 2-й Мировой Войны
Jane's Defense Equipment
Anthony G. Williams, Emmanuel Gustin: Flying Guns World War II, Development of Aircraft Guns, Ammunition and Installations 1933-45


Уголок неба. 2014