Уголок неба ¦ Ho-1(3) 20-мм авиационная пушка

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Ho-1(3)
       
Страна: Япония
Тип: 20-мм авиационная пушка

 

В 1934 году в компанию "Nippon Special Steel" ("Nihon Seikosho"), располагавшуюся в городе Омори под Токио, пришел молодой инженер Масая Кавамура. До сего момента компания, как следует из названия, была ориентирована на производство стали, и в частности, брони. В качестве побочного продукта в Осакском отделении фирмы существовал завод по лицензионному производству винтовок Арисака. Приход Кавамуры – талантливого и амибциозного молодого человека, к тому же получившего хорошее образование в Англии, вдохнул новую жизнь в фирму. А в скором времени бессменный патриарх в области разработок японского стрелкового оружия генерал Киджиро Намбу приобрел талантливого конкурента в лице Кавамуры. До самой своей смерти в 1989 году доктор Масая Кавамура оставался верен существующей и поныне фирме "Nippon Special Steel", разработав целый ряд пулеметов и автоматических пушек, а также большое количество полезной периферии для оружия как во время войны, так и после нее. Но в середине 30-х годов молодой инженер только делал первые шаги в этом направлении.

Первой самостоятельной разработкой Кавамуры стало 20-мм полуавтоматическое противотанковое ружье, принятое на вооружение японской армии в 1937 году под обозначением 97-Shiki или Тип 97. Разработка этого оружия велась на "Nippon Special Steel" с 1935 года по заказу Императорской Армии. Ряд источников утверждают, что противотанковое ружье Тип 97 явилось плагиатом со швейцарской констркции Solothurn S-18/1100, однако, детальное сравнение конструкций, не дает повод так думать. Кавамура мог, безусловно, пользоваться иностранными наработками в части общей концепции, но о копировании речи не идет.

Концепция борьбы с бронетехникой с помощью противотанковых ружей была в те годы очень модной во всех странах. Толщина и качество танковой брони в бронетехнике 30-х годов еще не достигла запредельных величин, и для ее пробития вполне хватало даже пуль винтовочного калибра, завальцованных в гильзы увеличенного размера для повышения мощности разгонного заряда. В тоже время, достаточно легкие и компактные противотанковые ружья являлись более мобильными, чем традиционная артиллерия. В межвоенные годы практически все страны, имеющие военную промышленность, разрабатывали подобное оружие. Немцы приняли на вооружение противотанковые ружья PzB 38 и PzB 39 под патрон 7,92×94 мм. Чехословакская армия использовала чуть более мощный патрон 7.92×107 мм для своего ружья Wz-35. Англичане в противотанковом ружье "Boys" использовали патрон калибром побольше - 0.55 дюйма - 13.9x99B. Советский Союз разработал еще более мощные ПТРС и ПТРД под патрон 14.5х114 мм. В ряде стран пошли еще дальше, увеличив калибр до 20 мм, превратив ружье в небольшую пушку. Среди них было финское Lahti L-39 и германо-швейцарский Solothurn S-18, использовавших патроны 20x105В и 20x138В. Использование мощного 20-мм патрона в полуавтоматическом оружии помимо большей эффективности для борьбы с бронетехникой позволял ружью путем несложной модернизации превратиться в полностью автоматическое оружие и из противотанкового ружья стать либо зенитным автоматом, либо авиапушкой. По тому же пути пошли и японские оружейники.

Японское противотанковое ружье Тип 97, разработанное Кавамурой, использовало мощный патрон 20х125 мм (иногда обозначается 20х124 мм). Сейчас, правда, сложно судить, разрабатывалось ли Тип 97 с прицелом на дальнейшее развитие, или же в последующих разработках на его базе просто был использован заложенный потенциал, но факт остается фактом, что на базе противотанкового ружья практически сразу были разработаны и автоматическая зенитная пушка Тип 98, и авиационная пушка Но-1.

Ружье работало на основе газоотводной автоматики, совмещенной с полусвободным затвором, при этом являясь полуавтоматическим, то есть для каждого последующего выстрела стрелок должен был нажимать на спусковой крючок. Подача патронов из расположенного сверху коробчатого магазина емкостью 7 патронов, досылание патрона в камору и экстракция гильзы осуществлялась автоматически. Характерной особенностью противотанкового ружья было наличие расположенной под стволом газоотводной трубки, пороховые газы через которую воздействовали на два поршня, которые находились под стволом параллельно друг другу, и которые, служили лишь для разблокировки затвора. Все остальные функции выполнял свободный затвор, отбрасываемый назад за счет давления пороховых газов на донце гильзы.

Ружье Тип 97 в предвоенные годы производилось серийно на армейском арсенале Кокура, где до конца 1941 года было выпущено около 1100 штук этих ружей. Еще около сотни произвела фирма разработчик "Nippon Special Steel".

Не смотря на довольно высокие показатели бронепробиваемости, Тип 97 было признано не эффективным в борьбе с легкими советскими танками Т-26 и БТ, с которыми японской армии пришлось столкнуться в боях на Халхин Голе. Этот факт вызывает некоторые недоумения, поскольку послевоенные испытания трофейных ружей в США показали, что с 250 метров бронебойный патрон легко пробивал 30-мм бронелист под углом до 30 градусов. Вероятно, не слишком большая популярность этого оружия в японской армии была вызвана слишком большой массой, достигавшей 68 кг.

Вопрос о создании на базе ружья Тип 97 автоматических систем возник практически сразу, как только оружие было принято на вооружение. Параллельно были разработаны два типа автомата, идентичные конструктивно. Первым была зенитная пушка Тип 98, переработанная под более мощный патрон 20х142 мм, емкость коробчатого магазина была увеличена до 20 патронов. Пушка устанавливалась на треногий станок и была оснащена парой колес. Автоматика обеспечивала практическую скорострельность от 120 до 300 выстр/мин. При этом зенитка была сравнительно легкой – 373 кг. По оценкам союзников японская армейская зенитка Тип 98 была лучшим орудием в своем классе из всех применяемых странами Оси.

Рождение авиационных пушек на базе противотанкового ружья Тип 97 было ознаменовано новыми проектами самолетов, заказанных штабом армейской авиации Koku Hombu в конце 30-х годов. Боевые действия в Китае, которые вела японская армейская авиация с 1937 года, выявили очевидную слабость оборонительного вооружения японских бомбардировщиков Ki-21, и желание иметь в составе оборонительного вооружения пушку было вполне очевидным. К таким же примерно выводам пришло руководство флотской авиации со своим базовым бомбардировщиком G3M. Только моряки, не имея опыта в разработках авиационных автоматических систем, закупили лицензию на швейцарскую пушку Эрликон, а вот армейцы попытались решить задачу самостоятельно.

Другим проектом, в котором предполагалось использовать пушечное вооружение был новый для японской авиации класс тяжелого истребителя, позднее реализованного в двухмоторном Ki-45. Концепция модного в конце 30-х годов класса машин такого типа, однозначно предполагала мощное пушечное вооружение, неподвижно установленное в носовой части машины.

Таким образом, разработка авиапушек в 1938 – 39 гг. шла по двум направлениям – турельной версии пушки, получившей обозначение Но-1 (от 大砲 – Taihō – пушка) и фиксированной, неподвижной системы – Но-3.


20-мм пушка Ho-1

Характерно, что фирма Мицубиси в самом начале 30-х годов, выпустив несколько экземпляров сверхтяжелого бомбардировщика Ki-20 – лицензионного Юнкерса G.38, для его вооружения уже использовала турельную установку с 20-мм пушкой Тип 94. Это орудие являлось одной из первых серийных версий швейцарской пушки Эрликон - Оerlikon Type L. Правда, даже достаточно авторитетные японские источники не приходят к однозначному выводу, выпускалась ли партия пушек Эрликон по лицензии в Японии или использовались покупные орудия. Скорее всего все ограничилось покупкой нескольких пушек Оerlikon Type L в Швейцарии. На тот период времени пушки Эрликон еще не стали мировым бестселлером и отличались весьма скромными характеристиками, вероятно поэтому, не впечатлив японских военных, к дальнейшему развитию этой системы армейская авиация больше не возвращалась.

Параллельно, над 20-мм авиапушкой перед войной работал японский конструктор Shiro Kayaba. Его проект, получивший обозначение Но-2, не вышел за стадию прототипа, и более ничего о нем не известно.

Разработка авиапушек Но-1 и Но-3 была завершена к началу 1939 года. Отличие их заключалось в том, что у турельной версии присутствовали две ручки с гашеткой.

У пушек была изменена система питания. Для этого Кавамурой были разработаны оригинальные двойные барабаны, аналогичные применяемым в немецком пулемете MG.15 и его японским копиям Тип 98 и Тип 1. Два барабана располагались по обеим сторонам приемника. Патроны из них подавались в шахматном порядке – патрон справа, патрон слева, не нарушая балланса оружия. На турельной версии пушки Но-1 использовался более компактный магазин на 15 патронов, а в Но-3 значительно более громоздкий 50-зарядный двойной барабан. Некоторые источники утверждают, что в пушке Но-1 была сохранена возможность использования и коробчатых магазинов, однако, отсутствие фотодокументов по этому оружию, не дает возможности уверенно утверждать обратное.


20-мм пушка Ho-3

К тому времени выяснилось, что подвижная версия Но-1, оказавшаяся достаточно громоздкой, не вписывалась в существующие турели бомбардировщика Ki-21. А комплексная модернизация стремительно устаревавшего самолета была признана не целесообразной. Поэтому пушечную турель было решено установить на новейшем армейском бомбардировщике Nakajima Ki-49, находившемся в разработке. Армия возлагала большие надежды на этот самолет, но, как показала практика, напрасные. Самолет получился неудачным, и армия была вынуждена возобновить производство чуть улучшенной версии старого Ki-21 модель 2, хотя пушка Но-1 на нем так и не появилась. К тому времени, армейская авиация разочаровалась и в ней. Слишком громоздкая для подвижных установок, она была еще и недостаточно скорострельной (всего 400 выстр/мин), что было явно недостаточно для эффективной обороны. К тому же емкость 15-зарядного магазина также была слишком мала. Таким образом, единственным самолетом, где пушка Но-1 использовалась, остался бомбардировщик Nakajima Ki-49 “Donryu”. Орудие монтировалось в верхней застекленной турели и имело очень ограниченные углы наводки. Истребители союзников очень быстро определили опасные для атаки зоны этого самолета, и впоследствии Ki-49 являлся относительно легкой добычей.

В 1942 году была предпринята попытка исправить главный недостаток пушки Но-1 – низкую скорострельность. Самый простой способ, лежащий на поверхности, сделать спаренную установку, оказался провальным. И без того немалые габариты пушки, соответственно, еще более возросли. Некоторое количество построенных спаренных пушек Но-1 так никогда и не "взлетели".

Применение фиксированной Но-3 оказалось более удачным, хотя единственным самолетом, где это оружие использовалось, был вышеупомянутый тяжелый двухмоторный истребитель Kawasaki Ki-45 “Toryu”. Большие габариты не помешали разместить пушку в компактной амбразуре внизу средней части фюзеляжа "Торю", а большая масса, в этом варианте достигавшая 45 кг, была не особо значимымой проблемой для двухмоторного самолета. Хотя малая техническая скорострельность в 400 выстр/мин, не позволяла пушке Но-3 стать эффективным оружием для маневренного воздушного боя, но зато большая мощность снаряда, высокая начальная скорость и настильная траектория в купе с большой прицельной дальностью около 1000 метров, унаследованные от противотанкового ружья, делали пушку Но-3 исключительно эффективным оружием для штурмовых операций. Истребители Ki-45, впервые появившиеся на фронте в 1942 году, оказались весьма полезными для штурмовок наземных целей. Они часто привлекались к охоте за вражеской авто и бронетехникой, а также небольшими речными судами. Здесь мощнейший снаряд оказался весьма опасен даже для танков. Конечно, средние танки "Шерман" и "Грант" были им не по зубам, но легкие "Стюарты", которые в начальный период войны составляли львиную долю союзных бронетанковых подразделений на Дальнем Востоке, поражались довольно уверенно.


Cтвол с дульным торпозом Но-3 на истребителе Ki-45 Kai

Впоследствии, главной задачей истребителей Ki-45 стала охота за тяжелыми бомбардировщиками союзников. И здесь большая мощность орудия Но-3 оказалась весьма кстати, в то время как низкая скорострельность ее при стрельбе по маломаневренной цели, также не являлась большим недостатком. Поэтому пушка Но-3 ставилась практически на всех субмодификациях этого самолета. Даже на поздних версиях "Торю", вооруженных 37-мм носовыми пушками Но-203, многие экипажи оставляли подфюзеляжную установку Но-3 для повышения огневой мощи. Характерно, что боекомплект пушки Но-3 на истребителях Кi-45 составлял два 50-зарядных барабана, которые приходилось перезаряжать вручную заднему стрелку истребителя через люк в полу кабины.

Для легких одномоторных истребителей японской армии, задачами которых являлся высокоманевренный воздушный бой с истребителями противника, Но-3 очевидно не подходила. Здесь мощность орудия была явно излишней, а низкая скорострельность в купе с большой массой и габаритами делали установку ее в крыле истребителя попросту бессмысленной. Судя по всему, даже попыток такой установки не предпринималось. В ходе кровопролитных боев на Новой Гвинее, когда стала очевидной слабость вооружения японских армейских истребителей, а разработка новейшей пушки Но-5 затягивалась, в Германии пришлось закупить большую партию 20-мм Маузеров MG-151 для вооружения истребителей Ki-61.


Двойной барабанный магазин на 50 патронов Но-3 на истребителе Ki-45 Kai

Отдавая себе отчет в том, что пушка Но-3 не вполне отвечает требованиям современного воздушного боя, Масая Кавамура с 1941 года занимался разработкой усовершенсвованной версии своего детища. Новая система Но-4, в целом повторяя автоматику предыдущей версии, была облегчена, использовала ленточную подачу и, судя по всему, менее мощный патрон. Но к 1942 году армия отвергла разработку Кавамуры в пользу более перспективной системы Киджиро Намбу, разработанной путем масштабирования 12.7-мм пулемета Но-103. Пушка Намбу под обозначением Но-5 и стала основой вооружения японской армейской авиации во второй половине войны. Но и разработка Кавамуры Но-4 не пропала даром. После последовательных улучшений к концу войны она превратилась в лучшую в мире авиапушку в классе 30-мм – морскую Тип 5, но это уже другая история.


Экспериментальная пушка Ho-4

Принцип действия пушек Но-1/Но-3

Авиационные 20-мм пушки Но-1/Но-3 являлись представителями типа автоматического оружия, работавшего на принципе газоотвода совмещенного с полусвободным затвором. Такой тип автоматики в годы войны был применен лишь в серии пушек разработки французской фирмы Hispano. Стрельба велась с открытого затвора. Механизм пушки, унифицированный с противотанковым ружьем Тип 97 и зенитным автоматом Тип 98, был относительно простым. Затвор надежно блокировался в момент стрельбы. Газоотвод в момент выстрела использовался лишь для разблокировки затвора, откат массивного затвора, экстракция стреляной гильзы и захват нового патрона осуществлялся за счет давления пороховых газов на донце гильзы.

Ствол легко заменяемый, крепился на резьбе в верхней части ствольной коробки. Резьба была прерывистой, поделенной на три сектора, так, что для монтажа/демонтажа ствола было достаточно вставить ствол в пазы и повернуть на 1/6 оборота. Магазин типа двухстороннего барабана емкостью 15 патронов для Но-1 или 50-зарядный для Но-3 вставлялся сверху. При этом в приемнике имелась своего рода подпружиненная дверца, которая при отсутствующем магазине закрывала доступ внутрь, предотвращая попадание грязи и посторонних предметов в приемник. Характерной особенностью пушки являлась так называемая газопоршневая вилка. Пороховые газы из газоотводной трубки под стволом воздействовали на два газовых поршня, которые были связаны с затвором. Поршни были расположены в двух параллельных трубках, расположенных под стволом. В них же расположены приводные пружины, возвращавшие поршни назад после каждого выстрела. В момент выстрела, поршни отходили назад, сжимая пружины, и, воздействуя на блокирующий затвор кулачек, опускали его вниз, освобождая затвор. Ударный механизм, размещался на привычном месте, проходя через тело затвора, к которому также крепился коготь экстрактора.

По сравнению с конструкцией противотанкового ружья Тип 97 в авиапушке было увеличено отверстие в газоотводной трубке для повышения скорострельности системы, которая технически достигала 450 выстр/мин, хотя на практике не превышала 400.

Зарядка пушки Но-1 производилась ручкой, расположенной в нижней части приемника с правой стороны. Движение ее назад взводило затвор, который удерживался в заднем положении подпружиненным шепталом. Нажатие на гашетку отпускало шептало и затвор под действием возвратной пружины осуществлял движение вперед, захватывая из магазина очередной патрон и досылая его в патронник.

В фиксированной версии пушки Но-3 зарядка осуществлялась также вручную задним стрелком истребителя Ki-45, а спуск за счет расположенного под орудием гидроцилиндра.

Досланный в патронник очередной патрон блокировался затвором, после чего капсуль накалывался ударным механизмом и производился выстрел. Часть газов отбиралась через газоотводную трубку и воздействовала на два поршня, которые сдвигали блокирующий кулачок, освобождая затвор. Тот, в свою очередь, уходил назад под действием избыточных газов, воздействующих на гильзу, находящуюся в каморе патронника. Гильза захватывалась когтями экстрактора и удалялась в паз в нижней части ствольной коробки. При нажатом спуске шептало оставалось взведенным и не мешало затвору двигаться в обратном направлении, повторяя цикл. Традиционного гидравлического буфера, характерного для систем такого калибра предусмотрено не было, излишек энергии гасился достаточно архаичным мощным пружинным буфером и довольно большим ходом массивного затвора, кроме того на стволе имелся дульный тормоз, также поглощавший энергию мощного патрона.

Авиапушки Но-1 и Но-3 выпускались серийно, по крайней мере, до 1944 года на армейском арсенале Кокура параллельно с идентичными по конструкции зенитными автоматами Тип 98.


Экспериментальная спаренная установка пушек Ho-1

Боеприпасы, используемые в авиапушках были унифицированы с патронами от противотанкового ружья Тип 97. По общепринятой классификации обозначались как 20х125SR, также часто обозначаемых как 20х124 мм по реальному размеру гильзы в 124 мм.

Данные патроны выпускались в Осакском и Токийском арсеналах, причем сами снаряды были унифицированы с более мощным патроном 20х142 мм для зенитного автомана Тип 98, отличаясь лишь высотой гильзы.

Различались следующие типы патронов 20х125:

  • бронебойно-трассирующий Тип 97, маркировка снаряда черного цвета с белой полосой.
  • фугасный трассирующий Тип 98, масса снаряда 136 г, содержащего 4 грамма гексогена; маркировка снаряда черного цвета с красной, белой и зеленой полосами.
  • бронебойно-трассирующие Тип 100 – различались трех видов из мягкой, средней и твердой стали. Также черного цвета, маркировались соответственно, либо вообще без полос, либо зеленой, либо белой полосой.
  • фугасный трассирующий с дистанционным взрывателем Тип 100; маркировка снаряда черного цвета с красной, желтой и зеленой полосами.

Кроме того, помимо вышеперечисленных патронов, использовавшихся как в противотанковых ружьях, так и в авиапушках, для авиапушек выпускались отдельные свои типы боеприпасов:

  • фугасно-зажигательный, массой 127 грамм, содержащего 3.4 грамма гексогена и 5.4 грамма белого фосфора в качестве зажигательного состава; маркировка снаряда черного цвета с узкой красной и широкой желтой полосой.
  • фугасно-зажигательно-трассирующий, массой 109 грамм, содержащего 4.3 грамма пентрита и 8.8 грамма белого фосфора в качестве зажигательного состава;маркировка черного цвета с красной, желтой и зелеными полосами.
  • специальный зажигательный Ма-201, маркировался красной полосой и надписью "マ201". Взрыватель отсутствовал, детонация осуществлялась при попадании в цель.

Кроме того использовались также и учебные патроны с деревянной пулей и инертные боеприпасы из полой внутри бронзы.


Патроны 20х125 - учебный с деревянной пулей и бронебойно-трассирующий

Наиболее распространенный, фугасно-зажигательный снаряд весил 127 грамм и содержал 9 грамм взрывчатки с зажигательным составом. Начальная скорость его составляла порядка 820 м/с. Таким образом, по мощности он был практически равен снаряду пушек Hispano, использовавшимися союзниками.

 

 





Модификация
Носители
Калибр, мм
Тип автоматики
Темп стрельбы, выст/мин
Нач. скорость снаряда, м/сек
Масса орудия, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса снаряда, г (фугасный)
Ho-1
- Ki-49 (верхняя турельная установка)
- 20
- Газоотвод + полусвободный затвор
- 300-400
- 820
- 34
- 1749 (1708 без дульного тормоза)
- 1194
- 20х125
- коробчатый магазин на 15 патронов
- 127
Ho-3
- Ki-45
- 20
- Газоотвод + полусвободный затвор
- 300-400
- 820
- 45
- 1749
- 1194
- 20х125
- барабанный магазин на 50 патронов
- 127




Список источников:

Евгений Аранов. Японские авиапушки 2-й Мировой Войны
Jane's Defense Equipment
Anthony G. Williams, Emmanuel Gustin: Flying Guns World War II, Development of Aircraft Guns, Ammunition and Installations 1933-45


Уголок неба. 2013