Уголок неба ¦ FIAT-Revelli  авиационные пулеметы

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     FIAT-Revelli
       
Страна: Италия
Тип: Авиационные пулеметы

 

Итальянский опыт в области военных инноваций можно охарактеризовать одной фразой - мозги работают лучше, чем руки. Итальянцам принадлежит авторство во многих областях военной науки, но когда дело доходило до воплощения в жизнь, в общем-то, хорошие технические решения в лучшем случае реализовывались "на слабенькую троечку", а подчас и просто обращались в прах.

В части стрелкового оружия этот тезис также более чем справедлив. Хотя первые итальянские разработки автоматического оружия конструкции Джузеппе Перино (Giuseppe Perino) относятся к 1901 году, до принятия на вооружение пулеметов конструкции другого талантливого итальянца Вефиля Авиила Ревелли (Bethel Abiel Revelli) дело дошло лишь к началу 1-й Мировой войны. И если на тот момент конструкция Ревелли была достаточно передовой, то претерпев положенный этап развития на фирмах "FIAT" и "Breda", за два десятилетия она превратилась в хотя и надежный, но достаточно ординарный и ничем не примечательный пулемет "Breda-SAFAT", оставшийся к началу 2-й Мировой войны основным вооружением Regia Aeronautica.

Молодой итальянский изобретатель из Рима Вефиль Авиил Ревелли (Bethel Abiel Revelli) в 1908 году подал заявку на свой первый патент на пулемет своей конструкции. В скором времени его имя стало практически синонимом итальянского дизайна автоматического оружия.


Пулемет Mitragliatrice M1914 "FIAT - Revelli"

Первой конструкцией Ревелли стал пулемет с водяным охлаждением и коробчатым магазином под винтовочный патрон калибра 6.5×52 мм "Mannlicher-Carcano". Масса пулемета без станка составляла 38 кг, а максимальная скорострельность была официально установлена в 500 выстрелов в минуту. Это был один из немногих станковых пулеметов среднего веса, в котором использовался коробчатый магазин вместо патронной ленты. Конструкция магазина была довольно оригинальной. Это был металлический контейнер с десятью отсеками по 5 патронов в каждом, всего 50 патронов в магазине. Контейнер был сконструирован таким образом, что установленный в приемник, после пяти выстрелов из одной секции срабатывала защелка подающего рычага, смещавшего магазин на шаг вправо и цикл повторялся пока патроны не кончались. Неотъемлемой частью магазина являлся масленка и масляный насос для автоматической смазки каждого патрона.

Не смотря на удачную конструкцию пулемета Revelli и надвигающуюся войну, со стороны итальянского высшего военного руководства не было сделано ничего для налаживания производства пулемета. Лишь несколько опытных экземпляров ручной сборки были изготовлены изобретателем за собственный счет.


Пулемет Mitragliatrice M1914 "FIAT - Revelli"

Пулеметы Revelli рано стали ассоциироваться с автомобильным заводом "FIAT" в Турине, и именно эта компания, была первой в Италии, которая увидела будущее в автоматическом оружии и финансировала изготовление нескольких демонстрационных образцов. Официальные государственные испытания, проведенные в 1913 году прошли на отлично, из чего был сделан вывод, что "в будущем пулемет может быть пригоден для служебного пользования". К 1913 году была доработана конструкция магазина, емкость которого была увеличена до 100 патронов. Однако было высказано замечание относительно слишком большой массы пулемета, центр которой был смещен на левую сторону, вследствие чего было рекомендовано вернуться к первоначальному варианту магазина.

Вступление Италии в Первую Мировую войну предоставило Revelli и его пулемету прекрасные перспективы, которыми он в полной мере воспользовался. Пулемет был запущен в крупносерийное производство на фирме "FIAT" и стал первым пулеметом итальянской конструкции, принятым на вооружение под обозначением Mitragliatrice M1914 к которому часто добавлялись имена разработчика и фирмы производителя "FIAT - Revelli". В знак признания заслуг Ревелли перед Италией, ему было присвоено звание капитана итальянской армии.

Внешне пулемет вполне соответствовал духу времени - станковый пулемет с громоздкой емкостью радиатора водяного охлаждения вокруг ствола, устанавливаемый на массивный трехногий станок.

Автоматику пулемета формально можно отнести к схеме короткого хода ствола при полусвободном затворе. Ход ствола составлял лишь полдюйма, 12.7 мм, и служил для замедления момента открытия затвора при помощи специального рычага, расположенного в ствольной коробке и входящего в паз в нижней части затвора через вырез в хвостовике ствола. Ось вращения рычага расположена в ствольной коробке ниже ствола. При выстреле под давлением пороховых газов затвор начинает движение назад, проворачивая рычаг. При этом рычаг увлекает назад и ствол, добавляя его массу к массе затвора. После незначительного отката (при котором в силу разности плеч рычага затвор откатывается быстрее ствола) рычаг выходит из паза в затворе, после чего затвор продолжает откат по инерции, а ствол останавливается.

Затвор подпирался качающейся личинкой, ось которой крепилась в коробе. Под действием отдачи затвор смещался назад, поворачивал личинку, та давила на заднюю стенку окна ствольной коробки и смещала назад ствол, пока не отклонялась настолько, чтобы отпустить затвор. Во время движения затвора назад экстрактор захватывал из каморы пустую гильзу и, доходя до экстрактора, выбрасывал ее наверх.


Оригинальные магазины пулемета "FIAT - Revelli" M1914 на 50 и 100 патронов

Мощная пружина, сжимаясь во время движения затвора, запасала энергию для возвращения последнего. Излишек энергии затвора гасился гидравлическим буфером, шток которого выступал наружу в задней части ствольной коробки, как раз между рукоятками управления пулеметом. Надо отметить, что торчащий шток буфера, который к тому же во время стрельбы совершал поступательные движения взад-вперед, служил источником постоянного раздражения для стрелков. К его поверхности прилипала грязь, что часто приводило к отказам оружия.

За счет энергии, запасенной возвратной пружиной, затвор возвращается обратно, по дороге захватывая очередной патрон из магазина. Ударный механизм удерживается шепталом до момента, пока патрон не попадает в патронник.

Пулемет имел возможность ведения огня как одиночными выстрелами, так и очередями.

Для начала стрельбы, расположенный под пальцами стрелка селекторный переключатель переводился из положения "Sicura" (безопасное) в "Lento" (медленно) или "Rapido" (быстрое) по желанию стрелка для ведения огня либо одиночными выстрелами, либо очередями. Затем стрелок взводил затвор, досылая патрон в патронник и пулемет был готов к работе. Интересной особенностью являлась ручка взвода затвора, имеющая эргономичную форму "под пальцы". Находилась она не сбоку, как это привычно, а позади затвора сверху ствольной коробки. Поворотом ручки регулировалась напряжение возвратной пружины, что позволяло стрелку уменьшить или увеличить силу отдачи оружия.

Интересна была конструкция оригинального магазина пулемета "Revelli", в котором патроны размещались в открытом контейнере по пять штук в 10 рядов. Теоритически такая конструкция обеспечивала большую гибкость для стрелка, нежели подача из патронной ленты. Магазин был не слишком габаритным и легким, позволял дозаряжать патроны в перерывах между очередями и автоматически удалялся из пулемета в случае полного израсходования патронов. В процессе боевого применения, однако, выяснилось, что открытая конструкция магазина была очень непрочна и легко повреждалась в бою, к промасленным патронам прилипала грязь, попадавшая затем внутрь оружия через широкое окно в корпусе пулемета.

Система охлаждения ствола кроме кожуха емкостью 5 л включала два отводящих шланга, бак-конденсатор и ручной насос для подкачки воды в кожух.

Пулемет ставился на треножный станок с двумя короткими передними и длинной задней ногами, секторным механизмом вертикальной наводки. В 1917 г. пулемет переделали в ручной заменой водяного охлаждения воздушным, станка - сошкой, а затыльника - прикладом. С сошкой такой пулемет весил 9,9 кг.

В целом, несмотря на множество интересных и оригинальных решений пулемет не пользовался популярностью в войсках, был тяжелым и не слишком надежным.


Два пулемета "FIAT - Revelli" M1914 на легком бомбардировщике SIA 9

Производство пулемета было прекращено сразу по окончании 1-й Мировой войны, но после принятия на вооружение ряда новых моделей, итальянцы уже в 1935 г. модернизировали часть старых "Фиат-Ревелли" и ограниченно использовали их во Второй мировой войне.


Авиационный пулемет "FIAT - Revelli" M1914 калибра 6.5 мм

Во время Первой мировой войны ВВС Италии, вооруженные главным образом импортным автоматическим оружием, отчаянно нуждались в авиационном пулемете винтовочного калибра собственного производства. В ходе начавшейся войны итальянцы предприняли попытку адаптации своего пулемета Mitragliatrice "FIAT - Revelli" M1914 для нужд авиации. Работа была направлена главным образом на облегчение конструкции и увеличения темпа стрельбы. Первое было достигнуто сравнительно легко - путем удаления кожуха водяного охлаждения и замены его продольными ребрами радиатора воздушного охлаждения, размещенными на стволе, которые к тому же еще и укрепляли ствол. Практический темп стрельбы был также увеличен путем тщательного отбора боеприпасов и более интенсивной смазки их за счет применения специального масляного насоса. Надежность модернизированного таким образом пулемета возросла по сравнению с "сухопутным" вариантом, но была все же еще далека от желаемого, чтоб стать полноценным авиационным вооружением. Была выпущена небольшая партия таких пулеметов и после непродолжительного использования итальянцы вернулись к импортному вооружению. В качестве синхронных пулеметов итальянских истребителей до конца 1-й Мировой войны использовался "Vickers", а для оборонительных установок "Lewis". Авиационные версии "FIAT - Revelli" M1914 ставились, главным образом, на турели итальянских бомбардировщиков Капрони.



Турельные установки пулемета "FIAT - Revelli" M1914 на бомбардировщиках Капрони Са-3


Экспериментальный вариант авиационного пулемета "FIAT - Revelli" M1914 с кольцевым магазином на 250 патронов.

В течение войны и сразу после нее компания Фиат еще продолжала вялотекущие попытки увеличить эффективность пулемета как авиационного оружия. В частности, предпринимались попытки увеличить емкость боекомплекта. Как уже отмечалось выше, простое увеличение емкости стандартного магазина до 100 патронов слишком нарушало балланс оружия, был разработан экспериментальный кольцевой магазин на 250 патронов, состоявший из 50 стандартных секций по 5 патронов, завернутых в кольцо. Принцип действия подобной конструкции был идентичен стандартному магазину, но при этом не нарушал балланса оружия.

С прекращением боев 1-й Мировой войны итальянское командование немедленно направило свои силы на разработку универсального - единого, по современной классификации - пулемета для использования его как в армии, так и в авиации. Это было особенно актуально, учитывая то, что англичане в начале 20-х годов приняли решение о прекращении экспорта авиационных боеприпасов для пулеметов "Vickers" и "Lewis". Итальянская авиация рискуя остаться безоружной вынуждена была определить свои дальнейшие действия. Либо искать зарубежных поставщиков авиационных пулеметов, либо развивать эту тему в Италии. Первоначально военное руководство склонялось к первому варианту, как наиболее простому. Были начаты переговоры с французской стороной по поводу покупки тысячи новейших пулеметов "Darne". Однако на тот момент французский пулемет еще находился в стадии доводки и не отличался надежностью. Приход к власти в Италии Муссолини тихо похоронил проект перевооружения итальянских вооруженных сил импортной техникой. Амбициозная программа предусматривала развитие военной техники отечественного производства. Требования к пулеметам в целом остались прежними. Итальянские военные хотели объединить преимущества прочной и тяжелой конструкции пехотного пулемета с легкой и мобильной авиационного, который предполагалось использовать как в качестве фиксированного синхронного наступательного вооружения, так и для турельных оборонительных установок. Кроме того, итальянцы, сознавая очевидные недостатки слабого и уже устаревшего патрона "Mannlicher-Carcano" 6.5×52 мм, предполагали увеличение калибра будущего оружия по крайней мере до 8 мм, однако, проблема заключалась в том, что на складах имелись огромные запасы 6.5-мм винтовочных патронов, выпущенных в годы прошедшей войны, количество которых оценивалось примерно в 100 миллионов! Естественно отправлять их в утиль не поднималась рука. Тогда в спецификацию на новый пулемет было внесено требование выжать максимально возможные характеристики из патрона 6.5х52 мм, но предусмотреть возможность безболезненной модернизации каморы патронника с заменой ствола пулемета на перспективный боеприпас, который должен появиться в будущем.

При разработке новых патронов и новых пулеметов Италия как всегда использовала метод конкурсного отбора проектов. С различными компаниями были заключены одинаковые контракты на основе одинаковых спецификаций с тем, чтобы впоследствии оценить полученные результаты на конкурсных испытаниях представленных образцов оружия. Эта система порождала несколько странную схему идентификации новых образцов. Иногда практически идентичные образцы оружия именовались одинаковыми номерами модели, отличаясь лишь наименованием фирм производителей.

Концерн "Fiat", первый производитель пулеметов системы Revelli, в 1926 году предложил правительству легкий пулемет, утверждая что данное оружие полностью удовлетворяет всем предъявленным требованиям. Пулемет был разработан в соответствии с технологическими возможностями итальянской промышленности того времени, отличался простотой, минимальной массой, надежностью и простотой эксплуатации. По крайней мере, так утверждалось представителями фирмы.

"Fiat" позиционировал свою разработку как совершенно новый пулемет, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это просто версия все того же пулемета Revelli модели 1914 года, изменения в котором коснулись лишь внешнего облика. Основные эксплуатационные характеристики остались без особого изменения, автоматически потянув за собой и большинство недостатков оригинальной модели.

Сейчас сложно судить, удалось ли руководству фирмы обмануть чиновников в части "новизны" пулемета, но "Fiat" получил таки контракт на производство 2 тыс. пулеметов. Для мирного времени это была приличная серия, позволившая фирме продолжить разработки оружия.

Основной деятельностью концерна "Fiat" было производство автомобилей, а военное направление деятельности фирмы было лишь побочным выгодным направлением.

Получив правительственный заказ на изготовление 2000 пулеметов и, рассчитывая на дальнейшие заказы, в Турине было организовано отдельное производство, ориентированное исключительно на выпуск автоматического оружия. Новый завод, будучи финансово зависим от материнской компании, получил собственное имя "Società Anonima Fabbrica Armi Torino" или сокращенно "SAFAT" - дословно - Акционерное общество Военная фабрика Турина.


Пулемет "FIAT - Revelli" M1926 калибра 6.5 мм

Основное отличие пулемета от базовой модели 1914 года представлялось в замене водяного охлаждения воздушным, для чего на стволе появились длинные продольные ребра радиатора. Кроме того, инженеры фирмы "Fiat" отказались от оригинальной 50-зарядной обоймы прежней конструкции, заменив ее коробчатым магазином емкостью 20 патронов, вставляемой с правой стороны ствольной коробки. После израсходования боеприпасов магазин автоматически выбрасывался из приемника.


Продольный разрез пулемета "FIAT - Revelli" M1926. На верхнем изображении хорошо виден масляный бачек.

Ствол пулемета был легкосменным. Причем ресурс его был весьма невелик - производители рекомендовали менять его после каждых 200 выстрелов.

Пулемет был очень требователен к уходу и смазке, сохранив один из основных недостатков пулемета "FIAT - Revelli" M1914 - обязательную смазку патронов. Кроме того, имел еще и встроенный масляный бачек для автоматической смазки механизма затвора. Причем в рекомендациях к эксплуатации оружия прямо рекомендовалось перед началом стрельбы проверить уровень масла в бачке и несколько раз подвигать затвором, распределив масло внутри механизма.

После поступления на службу ограниченной партии пулемета, армейское командование было откровенно разочаровано новым пулеметом. Однако, правительство предпочло не разрывать отношений с "Fiat", стимулируя продолжение инженерных изысканий фирмы в надежде получить-таки на вооружение настоящий пулемет принципиально новой конструкции.

В результате второй попыткой "Fiat" в создания "единого" пулемета стала модель 1928 года. Новая модель сохранила такой же темп стрельбы, систему питания патронами и калибр - 6,5 мм. Но на этот раз изменения в отличие от модели 1926 года коснулись внутреннего устройства пулемета. "Fiat" наконец отказался от схемы запирания ствола Revelli и применил механизм, разработанный инженером завода SAFAT Джузеппе Маскаруччи (Giuseppe Mascarucci). Суть изобретения Маскаруччи сводилась к тому, что ствол и затвор оставались сцеплены вначале хода отдачи ствола. И, в принципе, такого рода конструкция превращала пулемет SAFAT М1928 в классическое оружие с коротким ходом ствола. Конструкция же затвора не претерпела принципиальных изменений по сравнению с базовой моделью Revelli.



Продольный разрез пулемета "FIAT" (SAFAT) M1928

Использование в новом пулемете патента Маскаруччи заставило Ревелли после 20 лет сотрудничества прекратить все деловые отношения с корпорацией "Fiat". И хотя компания потеряла самого плодовитого итальянского изобретателя автоматического оружия, это компенсировалось удачной конструкцией Маскаруччи и прекрасными характеристиками пулемета. Армейское командование немедленно выдало заказ на 200 образцов для тестирования на различных полигонах. С начала 1929 года пулемет поступил на вооружение.

Пулемет "FIAT" (SAFAT) M1928, тем не менее, не был лишен недостатков. Хотя надежность его заметно повысилась, что позволило обойтись без масляного бачка, он по прежнему нуждался в обильной смазке патронов. Дело в том, что совместный ход отдачи ствола с затвором был невелик и разблокировка происходила до момента, когда пуля покидала ствол, следовательно давление газов на донышко гильзы не всегда успевало снизиться до безопасного уровня. Это, в свою очередь приводило к тому, что экстрактор был не в состоянии выдернуть гильзу из каморы. Стенки гильзы оказывались расперты газами и ее намертво заклинивало в каморе ствола. Обильная смазка патронов в какой-то степени решало эту проблему, однако через некоторое количество выстрелов сгоревшая в каморе смазка намертво прикипала к внутренним механизмам пулемета, превращая процесс чистки оружия в настоящую проблему.

Однако, и прогресс был налицо. Массу пулемета удалось снизить до 9.5 кг. Кроме того фирме удалось значительно увеличить ресурс ствола. По заявлением представителей завода SAFAT живучесть ствола при стрельбе длинными очередями составляла 20 тыс выстрелов. Для итальянской промышленности конца 20-х годов этот показатель был фантастическим.

Сборка и разборка пулемета без помощи инструментов могла быть произведена в течение нескольких секунд. Затвор, ударный механизм и две пружины извлекались после удаления заднего буфера, спрятанного в деревянном прикладе.

Развивая удачную конструкцию, "FIAT" предприняла попытку создать на его базе крупнокалиберную версию. 12.7-мм пулемет предполагалось предложить флоту в качестве зенитного орудия ближнего действия. Но применение неудобного и маловместительного магазина, унаследованного от модели 1926 года, заставило флот отказаться от пулемета.

Следующим шагом компании "Fiat" стала разработка авиационной версии пулемета на базе удачной конструкции образца 1928 года.

Справедливо посчитав, что для авиационного оружия того времени патрон калибра 6.5 мм уже казался несерьезным, итальянцы организовали производство надежных и испытанных в боях 1-й Мировой войны британских боеприпасов .303” British Mark VII под собственным обозначением "7.7mm Breda". Под этот патрон и был разработан авиационный пулемет Fiat M1928A. Таким образом, забегая вперед, английский патрон 7.7x56R стал стандартным в итальянской авиации на долгие годы.


Авиационный пулемет "Fiat" M1928 A калибра 7.7 мм.

Fiat-SAFAT 1928 года

Конструкция и принцип действия авиационной версии пулемета были идентичны базовой модели 1928 года, но были и отличия, характерные для авиационного оружия. Применение дульного ускорителя позволило поднять практическую скорострельность до 800 выстр/мин. Кроме того, итальянцы, наконец, отказались от оригинальных, но сложных и ненадежных магазинных систем питания патронами, использовав стандартную английскую пулеметную ленту с распадающимися звеньями. Правда и тут любовь к импровизациям заставила итальянских инженеров применить оригинальный механизм подачи ленты, в котором поступательное движение затвора передавало момент на зубчатое колесо, продвигавшее ленту на один шаг.

Большой темп стрельбы был воспринят в штыки итальянскими летчиками и стрелками, которые привыкли к менее скорострельным пулеметам. Они жаловались, что такая скорострельность ведет к пустому перерасходу патронов и значительно снижает точность стрельбы. К счастью Министерство авиации не восприняло столь консервативное мнение летного состава.

Пулемет "Fiat" M1928 A был запущен в серию, однако выпускался недолго, ограниченным тиражом, но по прямому назначению почти не использовался. По видимому, единственным самолетом, где его устанавливали, был истребитель-биплан Fiat CR 20.

Последней конструкцией автоматического оружия фирмы "FIAT" была модель 1935 года, по сути, тот же старый лишь слегка модернизированный пулемет "FIAT - Revelli" M1914. Запуск в серию этой модели свидетельствовал о беспомощности итальянских конструкторов после четверти века усилий. Основным отличием модели 1935 года было долгожданный переход на более мощный патрон 8 x 59 мм "Breda". Само собой, отказались итальянцы от такого анахронизма, как водяное охлаждение. Попытка отказаться от масляного насоса привела к появлению продольных канавок в каморе патронника. Предполагалось, что через эти канавки часть пороховых газов будет стравливаться, не позволяя гильзе прилипать к стенкам каморы. Впрочем, на практике это особо не помогало, так как такого рода решение было актуально только для малого темпа стрельбы. В случае же с итальянским пулеметом скорострельность 500 выстр/мин была слишком большой и газы просто не успевали уходить через канавки в каморе патронника. и пулемет, получивший обозначение Mitragliatrice "FIAT - Revelli" M1914/1935 оставался таким же капризным и требовательным к уходу и смазке, как и его предшественник. Самым неудачным нововведением в эту модель было применение схемы стрельбы с закрытого затвора. Вероятно, таким образом пытались поднять скорострельность пулемета. По крайней мере, докопаться до причин такого рода решения не удалось. Решение это лишь повлекло за собой негативные последствия. Патрон попадая в горячую камору часто самопроизвольно взрывался, добавляя негатива к и без того нелестной репутации пулемета.


Mitragliatrice "FIAT - Revelli" M1914/1935

Основными частями и механизмами пулемета являлись ствол, ствольная коробка, короб с кожухом и затыльником, затвор, запирающий, ударный, спусковой и подающий механизмы. Автоматика пулемета, как и на версии 1914 года, работала на принципе отдачи ствола при коротком его ходе.

Пулемет имеет ударный механизм ударникового типа, который расположен в затворе и приводится в действие боевой пружиной. Его спусковой механизм позволял вести как одиночный, так и автоматический огонь. Ведение одиночного огня обеспечивается большей величиной перемещения толкателя вперед, благодаря чему обеспечивается срыв шептала. Флажковый переводчик режима огня расположен на затыльнике, одновременно он выполняет также функции предохранителя. При повороте флажка вправо возможно ведение автоматического огня, влево — одиночного огня. Если переводчик расположен вертикально, то ведение огня невозможно.

Питание патронами пулеметов первых серий, которые были просто переделаны из версии 1914 года путем модернизации, производилось из тех же сложных 50-зарядных магазинов, что и на модели "FIAT - Revelli" M1914. Для повышения эксплуатационной надежности пулеметов в последующих сериях использовалось ленточное питание, однако и оно не решало проблему предотвращения попадания грязи внутрь ствольной коробки из-за исконной проблемы пулеметов Ревелли - необходимости в смазке патронов. Как уже отмечалось выше, попытки решить проблему путем введения канавок в каморе патронника не увенчались успехом - для функционирования этого решения пулемет оказался слишком скорострельным. В свою очередь для исправления этого на некоторых сериях пулеметов были введены ограничители темпа стрельбы, которые уменьшали скорострельность до 120 выстрелов в минуту. Однако с такой скорострельностью пулемет терял свою ценность как средство огневой поддержки пехоты.

В конце концов, концерн "Fiat" к 30-м годам потерял монополию на производство оружия. Конструкции фирмы "Breda" оказались гораздо более жизнеспособными и итальянские военные предпочли изделия именно этой фирмы. Находившийся под контролем "Fiat" завод SAFAT в Турине некоторое время выпускал пулеметы именно конструкции "Breda", тесно сотрудничая с этой фирмой. К середине 30-х годов руководство "Fiat", потеряло всякий интерес к производству оружия, и завод SAFAT был продан корпорации "Breda".


Авиационный пулемет Fiat-Rivelli 1935 года



 


  FIAT-Revelli M1914 FIAT M1928 A FIAT-Revelli M1914/35
Калибр, мм
Тип автоматики


Масса, кг
Длина, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выстр/мин
Начальная скорость пули, м/с
Емкость магазина

Масса пули, г.
Тип боеприпаса
6,5
короткий откат ствола при полусвободном затворе.

17.0
1180
654
400-500
700
многорядный открытый магазин, 50 патронов
10,5
6.5×52 мм
Mannlicher-Carcano
7,7
короткий откат ствола


16,5
1250
?
720-800
745
Лента

9.5 — 11.3
7,7×56R Breda
(.303” British Mark VII )
8
короткий откат ствола при полусвободном затворе.
18,1
1270
653
500
770
Лента

13,5
8×59RB Breda





Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное стрелковое вооружение Италии


Уголок неба. 2015 


 

  Реклама: