Уголок неба ¦ ASM-135 ASAT

Реклама...

    


 
 
   главная вооружение урвв
 
     ASM-135 ASAT
       
Страна: США
Тип: Противоспутниковая ракета

 

В начале 70 годов, после начала развертывания на орбите разведывательных спутников в СССР и США начали проектировать различные противоспутниковые системы.  В 1977 году ответ на развертывание в СССР программы ""спутников-убийц" США, в рамках Стратегической оборонной инициативы (Strategic Defense Initiative (SDI), объявили о начале работ по программе  ASAT (Anti-Satellite Missile). Авиационный ракетный комплекс перехвата (АРКП) предназначенный для поражения искусственных спутников Земли противника на низких орбитах разрабатывался на конкурсной основе американскими фирмами Vought, Boeing и McDonnell Douglas .  В 1979 году фирма Vought победила в конкурсе и получила контракт на  производство противоспутникового комплекса получившего обозначение ASM-135A ASAT.

В состав АРПК входит самолет-носитель (первым стал модернизированный истребитель F-15A s/n 76-0086) и 2-ступенчатая ракета ASAT известная так же как ALMV (Air-Launched Miniature Vehicle).  Ракета подвешивается под фюзеляжем. (Для превращения серийного истребителя F-15А в носитель ASAT потребовалась установка специального подфюзеляжного пилона.)

Ракета ASAT является двухступенчатой ракетой. В качестве первой ступени применен усовершенствованный ракетный твердотопливный двигатель SR75-LP-1 тягой 4500 кгс (устанавливается на тактической аэробаллистической ракете AGM-69 SRAM), в качестве второй - ступень Vought Altair III с твердотопливным двигателем Thiokol FW-4 с тягой 2720 кгс (подобная ступень использовалась в  четвертой ступени ракеты-носителя Vought Scout B). Полезной нагрузкой является малогабаритный перехватчик MHIV (Miniature Homing Intercept Vehicle), имеющий вес 15,4 кг, длину 460 мм и диаметр около 300 мм.

Перехватчик состоит из нескольких десятков небольших двигателей, инфракрасной системы самонаведения, лазерного гироскопа и бортового компьютера. На его борту нет взрывчатого вещества, поскольку поражение цели (искусственного спутника Земли противника) намечается осуществлять за счет кинетической энергии при прямом попадании в нее. 

Наведение ракеты ASAT в расчетную точку пространства после ее отделения от самолета-носителя производится инерциальной системой. Она размещается на второй ступени ракеты, где для обеспечения управления по трем плоскостям установлены небольшие двигатели, работающие на гидразине. К концу работы второй ступени малогабаритный перехватчик раскручивается до 20 об/с с помощью специальной платформы. Это необходимо для нормальной работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полете. К моменту отделения перехватчика его инфракрасные датчики, ведущие обзор пространства с помощью восьми оптических систем, должны захватить цель.

Твердотопливные двигатели перехватчика расположены в 2 ряда по окружности его корпуса, причем сопла размещаются посредине. Это позволяет MHIV перемещаться вверх, вниз, вправо и влево. Моменты включения в работу двигателей для наведения перехватчика на цель должны быть рассчитаны, чтобы сопла ориентировались в пространстве нужным образом. Для определения ориентации самого перехватчика служит лазерный гироскоп, являющийся, по существу, высокоточными часами, которые отсчитывают обороты. Принятые инфракрасными датчиками сигналы от цели, а также информация с лазерного гироскопа поступают в бортовой компьютер. Он устанавливает с точностью до микросекунд, какой двигатель должен включиться для обеспечения движения перехватчика по направлению к цели. Кроме того, бортовой компьютер рассчитывает последовательность включения двигателей, чтобы не нарушалось динамическое равновесие и не началась нутация перехватчика.

Максимальная высота перехвата спутника составляет 560 км (350 миль), при этом фирма Vought утверждала о возможности поражения  целей на высоте до 1000 км (620 миль).

В 1984 г. были произведены 2 пуска системы ASAT.  Задачей первого была проверка надежности функционирования первой и второй ступеней УР, а также бортового оборудования самолета-носителя. Ракета после запуска на высоте 18 300 м была выведена в заданную точку космического пространства. Вместо малогабаритного перехватчика на борту УР устанавливались его весовой макет, а также телеметрическая аппаратура, обеспечивавшая передачу на Землю параметров траектории полета. Для слежения за противоспутниковой ракетой использовались радиотехнические средства Западного ракетного полигона и оптический пост слежения на Гавайских о-вах. Во время второго испытания, проходившего осенью 1984 года, ракета, оснащенная малогабаритным перехватчиком с инфракрасной системой наведения, должна была произвести захват определенной звезды. Это позволило определить ее способность по точному выводу перехватчика в заданную точку пространства.

Первое приближенное к боевому испытание было проведено в Калифорнии 13 сентября 1985 г. Истребитель F-15А (s/n 77-0084) состава 6512-ой Испытательной эскадрильи поднялся с авиабазы Ванденберг. После набора высоты в 24384 метров (80000 футов ) была запущена ракета ASM-135A. Ей был уничтожен американский спутник Solwind P78-1 на высоте 555 км (345 миль).  Всего было выполнено пять пусков ASAT, последний из которых состоялся 30 сентября 1986 года.

США запланировали развернуть систему противостпутниковой обороны в составе двадцати самолетов-носителей F-15 и 112 ракет. Самоелты планировалось поступить в  48th TFS на авиабазе Лэнгли (штат Виржиния) и в 318th TFS на авиабазе МакЧорд (Вашингтон). Боевое дежурство комплексов намечалось начать в 1987 году. Организационно они войдут в космическое командование ВВС США, управление перехватом будет осуществляться из центра противокосмической обороны КП НОРАД. В те периоды, когда не будет объявлена боевая готовность АРКП и не будут производиться учения по перехвату ИСЗ с помощью ракет ASAT, модернизированные истребители F-15 предполагается использовать как обычные истребители-перехватчики командования НОРАД (на переоборудование F-15 потребуется около 6 ч).

Противоспутниковые комплексы, размещенное на континентальной части Соединенных Штатов, могли обеспечить перехват только 25% ИСЗ, находящихся на низких орбитах. Поэтому для создания глобальной противоспутниковой системы США добивались права на использование баз на иностранных территориях, и в первую очередь на Фолклендских (Мальвинских) о-вах и в Новой Зеландии. Кроме того, велась практическая отработка вопросов дозаправки в воздухе самолетов-носителей F-15, а также переоборудование палубных истребителей F-14 под носители ракет ASAT.

В начале 1988 гг. работы по системе ASAT были прекращены по решению Конгресса США, по-видимому, в результате неофициального соглашения с Россией. К этому времени были готовы три(по другим данным - четыре модифицированных самолета F-15 ASAT). В 1992 году были планы реанимации программы ASAT в рамках противоракетной обороны.  Комплекс планировалось использовать для уничтожения головных частей баллистических ракет. Однако дальше планов дело не пошло.







 

 

Самолет-носитель
Год
Скорость полета ракеты, км/ч
Дальность действия, км
Высота пуска, м
Длина ракеты, мм
Диаметр корпуса ракеты, мм
Стартовый вес , кг
Вес БЧ, кг
Тип БЧ
F-15
1984
24000
560
15000-24000
5420
510
1180
15.4
Vought MHV



Список источников:

Александр Широкорад. История авиационного вооружения
Настоящие сверхзвуковые. Противоспутниковая ракета ASAT
FAS.org. Military space programs. Air-Launched Miniature Vehicle
Directory of U.S. Military Rockets and Missiles
John Nordlie "The rise, fall, and rebirth of anti-satellite weapons


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: