Уголок неба ¦ С-13 ТУЛУМБАС

Реклама...

    


 
 
   главная вооружение нур
 
     С-13 Тулумбас
       
Страна: СССР (Россия)
Тип: Неуправляемый реактивный снаряд

 

В первой половине 70-х годов ирано-иракские вооруженные столкновения и арабо-израильская война продемонстрировали всему миру, что прежние подходы к вопросам базирования и маскировки самолетов на военных аэродромах устарели. Стоянка машин в длинном ряду, как на параде, чревата тем, что их всех можно разом лишиться Їблагодаря¦ одному случайно преодолевшему систему ПВО самолету противника. 0бваловка открытых стоянок также перестала выполнять свои защитные функции - сказывалась возросшая эффективность авиационного вооружения.

На основе чужого боевого опыта командование объединенных вооруженных сил NATO в Европе оперативно начало рассредоточивать свои самолеты на военных авиабазах по различного типа индивидуальным укрытиям. Достаточно хорошо замаскированные укрытия выполняли из легко-разборных конструкций. На открытой местности, где невозможно было спрятать эллинги, укрытия отливали из бетона сплошным методом, используя стальные арматуру и внутреннюю гофрированную противооткольную облицовку толщиной 5 мм. Затем все это засыпали толстым слоем грунта. Получалось довольно солидное фортсооружение, выдерживающее прямое попадание нескольких осколочных и осколочно-фугасных авиабомб.

Руководство Советского Союза в целях адекватного ответа на возможную агрессию со стороны NATO считало крайне необходимым иметь на вооружении отечественных ВВС НАР, способные пробивать аэродромные укрытия арочного типа и эффективно поражать технику, размещенную в них. В принципе эту задачу были способны успешно решать НАР крупного калибра - С-25-ОФ. Однако теоретически для уничтожения одной авиабазы противника с самолетами, рассредоточенными по ЖБУ, при условии необходимости преодоления противодействия ПВО, а также вероятности попадания в цель одной ракетой и наличия на аэродроме ложных целей требовался просто гигантский наряд сил и средств. Существующие же авиационные средства поражения для выполнения задач такого рода невозможно было оптимизировать.

В то же время на основании анализа, проведенного в 1969 г., в ЇТочмаше¦ предложили уделить внимание калибру 127 мм (аналог американской НАР Zuni), способному занять промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАР. Эти доводы в дальнейшем использовали в Новосибирском институте прикладной физики (ИПФ) в работах над 122-мм НАР семейства С-13.

Разработкой первых своих ракет сибиряки занялись в 1973 г. К 1979 г. ракета С-13 ЇТулумбас¦ поступила на государственные испытания с универсальным шестиствольным блоком орудий УБ-13. Ведущим инженером по ракете был назначен майор В.Торопов, ведущим летчиком - майор В.Мызин.

Типовой целью на испытаниях, естественно, были несколько специально выстроенных ЖБУ арочного типа - цели достаточно габаритные, и вероятность попадания в них была большой. Засыпанные пятиметровым слоем грунта железобетонные стены одной из наиболее внушительных конструкций толщиной 1 м С-13 пробивали насквозь и взрывались в земляном полу. После снятия грунта с ЖБУ открылись входные отверстия в бетоне с диаметром воронок 1-2 м и глубиной 0,2-0,4 м. Внутри укрытия вокруг выходных отверстий отколы бетона представляли собой воронки диаметром 1,5 ми глубиной 0,4 м. В 1983 г. НАР приняли на вооружение.

Однако ЇТулумбасу¦ был присущ один недостаток. При отстреле по типовому ЖБУ NATO бетонная крошка воронки выходного отверстия надежно удерживалась противооткольной стальной облицовкой и не выполняла функции вторичных осколков. НАР прошивала грунт и бетонные стены укрытия, а также бетонный пол, после чего взрывалась глубоко под землей, не нанося никакого ущерба самолету, если проходила рядом с планером. Изменять время срабатывания взрывателя не имело смысла, поскольку толщина грунтовой засыпки купола ЖБУ была не равномерной. В зависимости от того, в какую часть укрытия попадала НАР, постоянно требовалось варьировать время замедления на доли секунды.

Еще не закончились испытания С-13, как в 1982 г. ИПФ приступил к разработке улучшенного образца бетонобойной НАР С-13Т с двумя модулями БЧ, расположенными тандемно. На новой НАР для сведения к минимуму отрицательных качеств прототипа каждый из модулей БЧ имел индивидуальный взрыватель донного типа. После встречи с преградой первый и второй модули БЧ подрывались в точках, разнесенных в пространстве. Таким образом, оба модуля как бы резервировали друг друга - если первый сработает под полом ЖБУ, то второй - неизбежно внутри укрытия. И наоборот, если первый взорвется внутри ЖБУ, то второй - снаружи. Идеальный вариант - подрыв обоих модулей внутри укрытия.

В 1984 г. в НИИ ВВС прошли государственные испытания С-13Т на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим инженером на них назначили подполковника А.Шерстюка, ведущим летчиком - подполковника А.Бородая. При этом выполнили 31 полет и отстреляли 99 НАР. 31 ракета, попавшая в ЖБУ с метровой бетонной стенкой и двух- шестиметровой грунтовой засыпкой, сработала внутри укрытия.


Пусковой блок Б-13Л для НАР С-13

Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП. НАР не рикошетировали, разрушая железобетон толщиной 0,25 м на площади 15-17,5 м2. В залпе разброс ракет у цели не превышал 10 м. По результатам испытаний НИИ ВВС гарантировал на каждую ракету двадцать взлетов и посадок в пределах срока хранения без ущерба для надежности ее работы.

Учитывая калибр новой ракетной системы, разработчики предложили создать на ее основе для борьбы с легкобронированной и легкоуязвимой техникой вне укрытий более эффективную, чем С-8, осколочно-фугасную НАР с максимально стандартизированными узлами и деталями.

На государственных испытаниях ведущим инженером был назначен старший лейтенант А.Архипов, ведущим летчиком на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 - полковник А.Павленко.

Имитация стрельбы по БМП-1 с комбинированной лобовой броней толщиной 20-25 мм продемонстрировала, что на дистанции 5 м осколки БЧ С-13-ОФ легко пробивают, образуя пробку. Каждый такой подрыв дает 10-15 пробоин, а осколки обладают зажигательным действием. На расстоянии 10 м осколки рикошетируют от некоторых броневых плоскостей, оставляя вмятины глубиной 5-10 мм. Таким образом, легкобронированная техника на расстоянии 25 м и легкоуязвимая - на 60 м гарантированно выходит из строя. Степень нанесенного ущерба такова, что восстановить ее боеспособность возможно не менее чем через два часа.

При попадании С-13-ОФ между осями БРДМ у борта в машине обнаружили 60 пробоин. Взрывом оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину опрокинуло, а также оторвало колесо со ступицей. Средняя площадь пробоин в броне достигала 5-8 см2, в дюрале - 8-10 см2. В результате прямого попадания у тяжелого танка ИС-3 вырвало направляющий каток и два опорных, а также 1,5м гусеницы. Бронеплита толщиной 50 мм, закрывающая моторный отсек, прогнулась на 25- 30 мм. Пушка с толщиной стенки ствола 20-30 мм из высококачественной орудийной стали пробита тремя осколками. Кроме того, на ней насчитали двенадцать вмятин и каверн глубиной 8-15 мм.

Летные испытания подтвердили, что осколочность С-13-ОФ при воздушном подрыве в полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в два-три раза - по укрытым. В начале 1986 г. НАР приняли на вооружение ВВС.

Опыт ведения боевых действий в локальных войнах наглядно продемонстрировал высокую эффективность так называемых объемно-детонирующих боеприпасов. В 1987 г. на ИПФ возложили задачу разработки НАР с термобарической БЧ - С-13ДФ.

Предназначенная для поражения компактных групповых наземных и надводных целей НАР поступила на полигон НИИ ВВС на госиспытания в 1993 г. Ведущим инженером на них назначили майора О.Преснякова.


Пусковой блок Б-13Л крылом Су-25ТК

Испытания проходили на самолете Су-27 и Су-27УБ. Объектом внимания, естественно, была легкобронированная техника. В ходе воздушной стрельбы пара ракет одного залпа Їнакрыла¦ ту часть мишени, которая имитировала колонну из трех БМП-1 на марше. Одной из машин С-13ДФ угодила в корму, полностью разрушив отделение десанта. Взрывом сорвало башню и отбросило на шесть метров, вырвало три катка. Все люки и щитки также были сорваны. У другой БМП-1 попадание пришлось в переднюю часть машины, на броневой лист моторно-трансмиссионного отделения. В результате ударной волной лист толщиной 15 мм полностью вырвало, в нем образовалась пробоина диаметром 20 мм, а нижнюю опорную плиту для двигателя сильно деформировало.

Зарубежных аналогов НАР С-13ДФ до сих пор нет. В начале 1995 г. НАР С-13ДФ приняли на вооружение ВВС.










Модификация С-13 С-13Т С-13ОФ С-13Д
Калибр, мм
Длина, мм
Масса ракеты, кг
Масса БЧ, кг
Масса ВВ, кг
Дальность пуска, м
Скорость ракеты, м/с
122
2540
57
21
1.82
1100-3000
650
122
3100
75
21
1.80
1100-4000
500
122
2898
69
33
7
1600-3000
530
122
3120
68
32
-
1600-3000
530

 



Список источников:

Авиация и Время. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное вооружение МиГов
Foxbat.ru. Олег Пресняков, Михаил Семиврагов. Стрелы Громовержцев
Александр Широкорад. История авиационного вооружения
Крылья Родины. Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники "эрэсов"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: