Уголок неба ¦ RPzB.54/1 Panzerschreck (Panzerblitz)

Реклама...

    


 
   главная вооружение нур
     RPzB.54/1 Panzerschreck (Panzerblitz)
       
Страна: Германия
Тип: Неуправляемый противотанковый реактивный снаряд

 

Во второй половине войны, столкнувшись с проблемами в борьбе с бронетехникой немцы с большим опозданием по сравнению с другими странами начали предпринимать попытки по созданию реактивных снарядов для борьбы с наземными целями. Успешное применение на фронтах первых противотанковых гранатометов "Panzerfaust" и более мощных "Ofenrohr" и "Panzerschreck" дало идею реализовать великолепные бронебойные качества кумулятивных гранат в авиации. За базу был взят ручной противотанковый гранатомет "Panzerschreck" RPzB.54 калибра 88 мм. Но очень низкая начальная скорость гранаты - 135 м/с и прицельная дальность лишь 135 м не могла удовлетворить конструкторов авиационного вооружения.

Однако, соблазн поражения практически любого танка противника (кумулятивная граната RPzB.Gr.4992 гранатомета "Panzerschreck" пробивала броню толщиной 160-220 мм в зависимости от угла попадания) был очень велик. Длина направляющей трубы гранатомета составляла 1640 мм, сам надкалиберный 88-мм снаряд длиной 705 мм весил 6.54 кг, боевая часть весила 2.1 кг и содержала 1.03 кг взрывчатки.


Кумулятивная граната RPzB.Gr.4992 гранатомета "Panzerschreck"

Четыре облегченных гранатомета "Panzerschreck" RPzB.54/1 подвешивали на стандартные бомбодержатели ETC-50 или ETC-70 истребителя FW-190 и испытывали в начале 1944 года. При этом выяснилось, что для успешного пуска снарядов атакующий самолет должен был двигаться со строго ограниченной скоростью около 490 км/ч, в противном случае ракета сбивалась с траектории и о прицельном залпе не могло быть и речи. Выдерживать такую высокую скорость у земли и при этом осуществлять пуск ракет в каких-то полутора сотнях метров от цели – было по плечу лишь настоящим асам, в противном случае рядовой летчик рисковал не успеть отвернуть от цели.


Установка под крылом истребителя Fw-190F блока из четырех противотанковых гранатометов Panzerschreck RPzB.54/1

Однако от идеи кумулятивного реактивного снаряда отказываться не собирались. В 1944 г. специалисты SS-Wafenakademie в Брно создали на базе "Panzerschreck" чисто авиационный вариант - кумулятивный реактивный снаряд, первоначально получивший обозначение "Panzerschreck II", впоследствии замененное на R-HL Panzerblitz 1. Информация об этой ракете достаточно разноречива. Ряд авторов полагают, что Panzerschreck II и Panzerblitz 1 – разные ракеты, ввиду того, что в процессе разработки существовали два варианта их. Первый представлял собой соединение маршевого двигателя 80-мм оперенного осколочного реактивного снаряда WGr. "Spreng" – немецкой копии советского "эрэса" М8 и боевой части 88-мм кумулятивной гранаты RPzB Gr.4322. Второй – тот же маршевый двигатель и оригинальная кумулятивная боевая часть. В немецких документах по поводу различий в обозначении этой ракеты также ясности нет. В любом случае, из-за недостатка времени остановились на первом варианте.

Для улучшения аэродинамики был применен баллистический наконечник, выполненный из жести толщиной 1 мм. Промежуток между двигателем и БЧ закрывался обтекателем из той же жести.

Толщина обшивки корпуса боевой части составляла 2,5 мм, а корпуса двигателя - 3,5 мм. Четыре стабилизатора, отштампованных из жести толщиной 0,5 мм, обеспечивали устойчивость ракеты в полете. Стабилизаторы устанавливались под углом 2,5° для придания ракете вращения, что должно было улучшить кучность стрельбы. Благодаря принятым мерам при благоприятных условиях удавалось достичь рассеивания 0,001 от дальности стрельбы.

Масса ракеты составляла 7,24 кг, масса шести пороховых шашек маршевого двигателя - 1,04 кг, а заряд ВВ - 0,885 кг. Бронепробиваемость достигала 220 мм при угле встречи 0° и 120 мм при угле встречи 60°. Скорость ракеты составляла до 374 м/с.

Запуск, двигателя происходил от воспламенителя, который находился на передней крышке маршевого двигателя и зажигался от электрической спирали.

Ракеты испытывались с сентября 1944 г., с борта самолета Fw-190F-8. Они запускались с рельсовых направляющих или их восьмиствольной пусковой установки Schulder 75.

Прицельная дальность составляла 200 м при скорости сближения не более 490 км/ч. На самолете первоначально располагалось по шесть, а потом по восемь снарядов, которые предполагалось запускать в двух залпах. Но после того как было установлено, что при залповой стрельбе, из-за взаимной интерференции, рассеивание ракет увеличивается, цель поражал - только каждый шестой снаряд – перешли на стрельбу парами. Тем не менее, невысокая устойчивость полета снаряда резко снижала кумулятивный эффект, струя плохо фокусировалась и рассеивалась, на что повлияло, как форма снаряда, так и крайне неудачная конструкция хвостового оперения. Хотя, отдавая должное чешским оружейникам, вероятность попадания 1 к 6 намного превышала таковую у всех серийных реактивных снарядов других стран, такая точность не удовлетворила в полной мере командование Люфтваффе. В рамках программы "Zerstörung von Panzern" (уничтожение танков), которую проводило командование Люфтваффе, с октября по декабрь 1944 г., некоторое количество ракет R-HL Panzerblitz 1, однако, попало в войска и применялось на Восточном фронте с октября 1944 года.

Ракеты R-HL Panzerblitz 1 были наиболее удачными авиационными ракетами Третьего Рейха, но из-за дефицита времени они не нашли широкого применения. До февраля 1945 года было выпущено 115 самолетов Foсke-Wulf Fw 190F-8/Pb1, которые были отправлены на фронт. Однако достоверная информация об эффективности боевого применения этих ракет отсутствует.

Практически параллельно с ракетами R-HL Panzerblitz 1 разрабатывались усовершенствованные модели. Цель дальнейших работ над противотанковыми авиационными ракетами была в увеличении скорости, дальности и кучности ракет при сохранении мощности боеголовки.

За базу для новых штурмовых ракет была взята очень удачный авиационный реактивный снаряд R4/M "Оrkаn", маршевый двигатель которого с восемью раскрывающимися стабилизаторами был оставлен без изменения. Что касается боевой части, то вариантов существовало несколько. Один из них предполагал новую мощную боеголовку калибра 130 мм, способную пробивать броню до 180 мм. Но, в конце концов, для экономии времени, от нее отказались в пользу отработанной боевой части 88-мм гранатомета "Panzerschreck", взяв от него головную часть гранаты RPzB Gr.4322. На серийных моделях не слишком аэродинамичную боевую часть иногда закрывали легким жестяным обтекателем.

Новая ракета R4/M-HL Panzerblitz 2 длиной 815 мм из-за возросшей на 1 кг массы показала несколько меньшую скорость, чем Panzerblitz 1 - около 370 м/с – 1330 км/ч, но зато была способна поражать цели уже на дистанциях до 1200 м. Снаряженная масса ракеты составляла 5.37 кг, масса боевой части – 2.1 кг, содержащей 890 граммов взрывчатки. С декабря 1944 года ракета, показавшая довольно высокую эффективность начала поступать в штурмовые эскадрильи Люфтваффе. Известно, что интенсивное обучение по применению ракет проходило в эскадрильях II/SG 1, II/SG 2, II, III/3, I/SG10, SG 151, вооруженных истребителями-бомбардировщиками Foсke-Wulf FW-190 F.


Авиационные реактивные снаряды R4/M-HL Panzerblitz 2 (сверху) и R4M Оrkаn (снизу)

Очередной разработкой этой серии ракет стала Panzerblitz 3. Данные по этому проекту в различных источниках сильно разнятся. В Panzerblitz 3 был применен несколько усовершенствованный маршевый двигатель ракеты R4/M, в котором количество складных стибилизаторов уменьшили с восьми до шести (возможно, в качестве маршевого двигателя использовалась перспективная ракета RA-55 "Schlange"), но боевую часть разработали новую – 75-мм гранату HI.Gr.43. Баллистические характеристики ракеты значительно улучшились. Panzerblitz 3 длиной 955 мм весила 13.1 кг, а скорость достигала 569 м/с – около 2000 км/ч, эффективная дальность составляла 900 м. Информации о боевой части очень мало. Вероятно, она имела фугасно-бронебойное действие. Масса взрывчатки составляла 6.3 кг, что, впрочем, вызывает определенные сомнения ввиду относительно небольшого калибра ракеты. Есть также информация, что на Panzerblitz 3 "примеряли" 210-мм фугасную боевую часть.

Однако неотвратимый крах Третьего рейха не дал закончить чешским оружейникам эти перспективные работы.






Тип RPzB.54/1 R-HL R4/M-HL Panzerblitz 3
Боевая масса, кг
Длина, мм
Диаметр б/ч, мм
Масса разгонного заряда, кг
Масса ВВ б/ч, кг
Тип б/ч
Скорость, м/с
6.54
705
88
?
1.03
кумулятивный
135
7.24
705
88
1.04
0.885
кумулятивный
374
5.31
815
88
0.815
0.890
кумулятивный
370
13.1
955
75 и 210
?
6.3
Бронебойно-фугасный
569



Список источников:

Евгений Аранов. Авиационные реактивные снаряды Люфтваффе


Уголок неба. 2014 


 

  Реклама: