Уголок неба ¦ M8

Реклама...

    


 
   главная вооружение нур
     M8
       
Страна: США
Тип: Неуправляемый реактивный снаряд

 

Часто в ряде источников американские самолеты времен 2-й Мировой войны сплошь и рядом "вооружают" гранатометами "Базука". Но запускаемая из трубчатых направляющих авиационный реактивный снаряд М8 к армейскому ручному противотанковому гранатомету М1 "Bazooka" не имеет никакого отношения.

Американцы приступили к разработкам собственных реактивных снарядов практически одновременно с англичанами, однако, результат оказался не в пример лучше и прогрессивнее.

Разработки авиационных ракет были инициированы в 1940 году Национальным исследовательским комитетом обороны (National Defense Research Committee) и Департаментом боеприпасов (Army Ordnance Department). Разработки велись в одном из главных мозговых центрах американских военных разработок армейском арсенале Пикэтини (Picatinny Arsenal). В отличие от англичан, американцам удалось разработать весьма совершенный образец ракетного оружия, на тот момент превосходивший любой зарубежный аналог, хотя и не лишенный недостатков.

Первые наземные испытания ракет провели в мае 1941 года, которые, в целом, прошли достаточно гладко и почти ровно через год, в июне 1942, начались испытания ее с борта истребителя Р-40. В 1943 году реактивный снаряд, получивший стандартное армейское обозначение М8 был запущен в массовое производство – суммарный объем выпуска с 1942 по 1945 год их составил свыше 2.5 миллионов штук в различных модификациях.


Реактивные снаряды М8А3 вверху и М8 ранний внизу

Реактивный снаряд массой 17.6 кг имел в длину 36 дюйма (911 мм), калибр 4.5 дюйма (114 мм). Запуск предполагалось осуществлять из гладкоствольных труб-направляющих. В годы войны выпускались три модификации направляющих для ракет М8 – наиболее распространенные были пластиковые М10, кроме них были стальные М14 и из магниевого сплава М15. Направляющие имели одинаковую длину – 10 футов (около 3 м) и отличались массой (пластиковая весила 36 кг, стальная 86 кг, магниевая – 39 кг) и толщинами стенок.

Сама ракета имела сужение в хвостовой части, куда укладывались пять складных подпружиненных стабилизатора, которые раскрывались при выходе ракеты из пусковой трубы. Маршевый двигатель представлял собой 30 пороховых шашек длиной 127 мм и диаметром 22.2 мм суммарной массой 2.16 кг и обеспечивал ей скорость 970 км/ч. Дальность действия ракеты составляла 4.2 км, хотя практическая не превышала 3 км. Боевая часть выпускалась изначально двух видов – бронебойная болванка и фугасный снаряд, содержащий 1.9 кг тротила.


M8A1

Не смотря на высокую начальную скорость первые же боевые стрельбы во второй половине 1943 года, когда серийные ракеты М8 были применены для штурмовых операциях в Бирме, показали, что точность их невысока, конструкция была переработана и в конце 1943 года в серию пошла улучшенная модель М8А2, а затем и А3. У новой версии ракеты площадь складных стабилизаторов была увеличена. Кроме того, была увеличена тяга маршевого ракетного двигателя. Диаметр боевой части, ранее бывший несколько меньше маршевой части, стал одного размера. Дальнейшим совершенствованием ракеты М8 стала версия Т22, появившаяся в начале 1944 года. Была несколько уменьшена длина ракеты с 36 до 33 дюймов (838 мм), а также увеличена мощность фугасной боевой части до 2.1 кг тротила. Надежность и точность версии Т22 значительно возросли.


Направляющие для M8 под крылом P-47

В процессе выпуска ракет М8 их модификации множились. В течение 44-45 годов появились полубронебойные Т78, фугасные Т83. Для обучения разным задачам применения разных видов боеприпасов выпускались по меньшей мере три вида учебно-тренировочных реактивных снарядов – Т46; Т86, Т83, в серии получившие общее обозначение М9.

Активно применявшиеся с 1943 года реактивные снаряды семейства М8 показали себя весьма эффективным оружием, хотя и отличались неважной точностью. Даже с 300 метров лишь 5% выпущенных самолетом ракет поражали неподвижную цель. Впрочем, точность реактивных снарядов 2-й Мировой войны была ахиллесовой пятой всех стран.
 

Помимо штурмовой авиации США, М8 активно использовали и наземные войска, монтируя пусковые многоствольные установки на танках, грузовиках и бронетранспортерах, и флот, - на кораблях. Не смотря на "авиационную ориентацию" ракет М8, наземные войска и флот израсходовали этих реактивных снарядов в несколько раз больше, применяя их с многоствольных установок залпового огня.


Направляющие для M8 под крылом P-51D

В авиации пусковые установки монтировались в блок по три штуки под каждым крылом американских истребителей. Такая связка имела обозначение Т30. Наиболее распространенными типами машин, использовавших ракеты были истребители P-47 "Thunderbolt", P-51 "Mustang" и P-38 "Lightning", активно привлекавшиеся для штурмовых операций в Европе. Ну и морская авиация США на Тихом океане использовала реактивные снаряды М8 при многочисленных десантных операциях. Нередко связки направляющих Т30 подвешивались под консоли средних бомбардировщиков А-20, В-25 и В-26.

 
Направляющие для M8 под крылом A-20

Развивая удачную конструкцию, в конце 1944 года американцы разработали более мощный вариант реактивного снаряда на базе М8, условно обозначенный как "Super M8". Размеры этой ракеты значительно подросли – общая длина 1.78 м, масса 47 кг, скорость достигла 900 миль/ч (или 1450 км/ч.), а дальность действия превысила 6 км. Ракету "Super M8" планировалось комплектовать либо бронебойной целиковой боевой частью, либо фугасной, содержащей 3.9 кг взрывчатки. Кроме того, разработчики отошли от идеи складных стабилизаторов, сократили их до исходных четырех, увеличив их площадь. "Super M8" успешно прошла испытания в декабре 1944 года, но начавшееся внедрение в серию было приостановлено с завершением войны, тем более, что ни каких существенных преимуществ по сравнению с серийными ракетами HVAR она не имела.


Учебный M9

К концу войны на вооружение была принята значительно более мощная ракета М16 того же калибра. Отличие ракеты заключалось в принципе стабилизации снаряда в полете, которая осуществлялась вращением. Но на вооружение американской авиации М16 уже не поступали, являясь чисто наземными для реактивных систем залпового огня.






Тип  M8A3
Боевая масса, кг
Длина, мм
Диаметр б/ч, мм
Масса разгонного заряда, кг
Масса ВВ б/ч, кг
Тип б/ч
Скорость, м/с
17.6
838
114
2.16
1.9 (фугасный)
Фугасный, бронебойный, осколочный, и др.
270



Список источников:

Евгений Аранов. Авиационные реактивные снаряды США
Jane's Defense Equipment


Уголок неба. 2013 


 

  Реклама: