Уголок неба ¦ Hs.293

Реклама...

    


 
 
   главная вооружение авиабомбы
 
     Hs.293
       
Страна: Германия
Тип: Управляемая бомба

 

Работы по проектированию УАБ Hs293 начались в 1939 г. Первый прототип Hs293V-1 так и остался на бумаге, но уже к февралю 1940 г, специалисты фирмы "Хеншель" под руководством профессора Герберта Вагнера создали так называемую модель FZ21, иначе Hs293V-2. В июле 1940 г. начались испытания третьего прототипа, а в 1941 г. в производство была запущена предсерийная модель Hs293A-0. В январе 1942 г в серию пошла Hs293A-1, однако на вооружение строевых подразделений Люфтваффе этот боеприпас начал поступать только в 1943 г.

Новое оружие представляло собой стандартную немецкую фугасную бомбу SC500 с добавленными несущими плоскостями и жидкостным ракетным двигателем "Вальтер" 109-107В. Вследствие этого некоторые западные авторы относят Hs293 к разряду крылатых ракет. Реактивный двигатель начинал работать через 1 - 1,5 секунды после сбрасывания бомбы и действовал в течение 10 секунд. Это давало увеличение скорости на 165 км/ч. Корпус бомбы прекрасно выдерживал трансзвуковые скорости. Однако, в боевых условиях бомбардировщики-носители УАБ наносили удар, как правило, с малых и средних высот, в результате чего конечная скорость бомбы редко превышала величину, соответствующую 0,5 - 0,6 М.

Самолет-носитель оснащался радиоприбором наведения FUG203 "Киль". Управление УАБ осуществлялось посредством специальной рукоятки по одному из 18 радиоканалов. Радиосигналы передавались в диапазоне УКВ и принимались смонтированным на Hs293 устройством FuGE230 "Страсбург". От него команды поступали к механизму управления рулем высоты. Руль направления на Hs293 отсутствовал, что налагало серьёзные ограничения на применение и требовало от экипажей определённой точности выхода на цель, причём под возможно более острым курсовым углом.

В апреле 1943 г. на авиабазе Грац началось формирование первого боевого ракетоносного подразделения - II/KG100. Взамен прежних Не111H группа получила бомбардировщики Do217E-5, предназначенные для подвески двух УАБ Hs293A-1. Отработкой методов применения Hs293 занималось 36-е учебно-испытательное командование, сформированное в июле 1943 г на базе 13-й эскадрильи KG 100.

К концу лета 1943 г. дислокация групп бомбардировщиков-носителей планирующих бомб была следующей: HI/KG 100 под командованием гауптмана Бернарда Йопе входила в состав 2-й авиадивизии и базировалась на аэродроме Марсель-Истр, и II/KG100 майора Франца Холльвека, временно находились в подчинении авиационного командования "Атлантика" и действовала с аэродрома Коньяк против английских сил ПЛО в Бискайском заливе.

В первый же свой боевой вылет 25 августа самолеты II/KG100 повредили близкими разрывами авиабомб Hs293 два английских шлюпа из состава 40-й эскортной группы, осуществлявшей противолодочное патрулирование в районе мыса Финистерре. Двумя днями позже жертвами планирующих бомб стали флагман 1-й группы поддержки британский шлюп "Эгрет", который был потоплен и получивший тяжелейшие повреждения канадский эсминец "Этабаскан". Так англичане впервые столкнулись с губительным воздействием планирующих бомб. Но всего этого оказалось, по-видимому, слишком мало, чтобы в Адмиралтействе всерьез занялись поиском способов борьбы с ними.

Между тем, всё новые части Люфтваффе оснащались планирующими бомбами. 25 октября 1943 г. на авиабазу Бордо-Мериньяк пришла группа II/KG40 (бывшая I/KG50), вооруженная дальними бомбардировщиками Хейнкель Не177А-5 "Гриф". Первый свой морской вылет II/KG40 совершила 21 ноября, когда 25 машин, каждая которых несла по две УАБ Hs293, вылетели на поиск английского конвоя S" 139/MKS 230, идущего из Англии в порты Северной Африки в Сьера-Леоне. Два самолета из-за неполадок преждевременно вернулись на аэродром, три были сбиты, а оставшиеся 20 сбросили противника 40 планирующих бомб. Результат атаки был довольно скромным: потоплен транспорт "Марса" и поврежден прямым бомбовым попаданием пароход "Делиус".

Хуже обстояло дело с использованием УАБ в III/KG40, которой командовал майор Роберт Ковалевски, летавшей на четырехмоторных бомбардировщиках FW200C "Кондор". Эта часть также входила в состав авиакомандования "Атлантика". Планирующими бомбами Hs293 оснащались "Кондоры" модификации С-6 и более поздней С-8. Всего произведено 33 машины обеих модификаций. Однако дальше испытательных и учебных полетов дело фактически не пошло. Причиной, по всей видимости, стали недостаточные к тому времени лётные характеристики этой машины. Единственная известная нам попытка боевого применения FW200 в качестве ракетоносца была предпринята 28 декабря 1943 г. и сорвалась из-за того, что английская патрульная летающая лодка "Сандерленд" перехватила четырёхмоторный бомбардировщик с двумя подвешенными Hs293 прежде, чем тот вышел в район цели.

Кроме названных уже машин в списке носителей УАБ Hs 293A значатся также Не111Н-12, Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, а также гигантские четырёхмоторные Не277В-5 и Ju290A-7. Часть этих самолетов использовалась в различного рода испытательных командованиях, другие служили в строевых частях и предполагались к полетам с планирующими бомбами. Так, самолеты Ju290A-7 стояли на вооружении 5-й дальней разведывательной группы, действовавшей в составе авиационного командования "Атлантика", несколько Do217M и Do217R - в HI/KG 100. Однако сведениями об их боевом использовании в качестве носителей УАБ (кроме Do217K, действовавших в составе HI/KG 100) мы не располагаем.

Были у Hs293 и недостатки. В частности, в момент отделения бомбы от самолета-носителя наблюдалась яркая вспышка, производимая ракетным ускорителем, что демаскировало "Хеншель" на фоне вечернего неба. На ней тут же сосредотачивался огонь всех зенитных орудий. В одном из конвоев при отражении налета ракетоносцев американский эсминец "Тиллмэн" сбил сразу три Hs293. К тому же, навести планирующую бомбу в маневрирующий корабль было довольно сложно. Если в действиях против десантов, когда большое число целей сосредотачивалось на узких якорных стоянках, где возможность маневрировать и уклоняться от УАБ сводилась к нулю, на долю ракетоносцев выпадал основной успех, то в операциях против конвоев в открытом море им отводилась роль часто только вспомогательная - отвлечь на себя корабли охранения и тем самым создать условия для атаки торпедоносцев.

Данные о применении управляемой бомбы Hs.293

Дата Класс Наименование Водоизмещ. Район Результат
25.08.43 25.08.43
27.08.43
27.08.43
13.09.43
13.09.43
13.09.43
15.09.43
16.09.43
30.09.43
30.09.43
04.10.43
11.11.43
13.11.43
21.11.43
21.11.43
26.11.43
23.01.44
24.01.44
24.01.44
24.О1.44
26.01.44
29.01.44
29.01.44
15.02.44
16.02.44
16.02.44
25.02.44
08.06.44
09.06.44
15.08.44
15.08.44
15.08.44
брит. ШЛ
брит. ШЛ
брит. ШЛ
брит. ЭМ
брит. ЭМ
брит. ЭМ
брит. ГС
амер. ТР
брит. ЛК
брит. ТДК
брит. ТДБ
брит. ТР
брит. ЭМ
брит. ЭМ
брит. ТР
брит. ТР
брит. ТР
брит. ЭМ
брит. ГС
брит. ГС
брит. ГС
амер. ТЩ
амер. ТР
брит. КР
амер. ЭМ
амер. ТР
амер. ТДБ
брит. ЭМ
брит. ФР
амер. ЭМ
амер. ТДК
амер. ТДК
амер. ТДК
"Bideford"
""andguard"
"Egret"
"Athabaskan"
""oyal"
"Nubian"
"New Foundland"
"Bushrod Washington"
"Warspite"
"ST 79
"CT2231
"Samite"
"Rockwood"
"Dulverton"
"Marsa"
"Delius"
"Rohna"
"Jervis"
"St. David"
"St. Andrew"
""einster"
"Prevail"
"Samuel Huntington"
"Spartan"
"Herbert C. Jones"
"Elihu Yale"
"CT35
"Inglefield"
""awford"
"Meredith"
"ST 282
"ST 312
"ST 384
1105т
1980т
1250т
1870т
1920т
1870т
6791 брт
7191 брт
31.520т
2750т
311 т
721 9 брт
1025т
1025т
4405 брт
6065 брт
8602 брт
1690т
2702 брт
2702 брт
4303 брт
810т
7181 брт
5770 т
1250т
71 76 брт
283т
1530т
1140т
2200т
2366т
2366т
2366т
Бискайский зал.
Бискайский зал.
зап. Виго
зап. Виго
у Салерно
у Салерно
у Салерно
у Салерно
у Салерно
Аяччо
Аяччо
с. -в. Алжира
Эгейское море
Эгейское море
ю.-з. Ирландии
ю.-з. Ирландии
сев. Бужи
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у Анцио
у поб. Нормандии
у поб. Нормандии
у поб. Южн. Франции
у поб. Южн. Франции 
у поб. Южн. Франции
=
=
+
=
=
=
+
+
=
+
+
=
=
=
+
=
+
=
+
=
=
=
+
+
=
+
+
+
+
+
+
=(?)
=(?)
   + уничтожен
   = поврежден прямым попаданием или близким разрывом




 

Длина, м
Диаметр, м
Размах крыла, м
Масса, кг
Вес БЧ, кг
Тяга двигателя, кгс
Дальность полета, км
Максимальная скорость, М
Высота сброса, м

- 3.82
- 0.47
- 3.10
- 1045
- 295
- 600
- 3.5-18
- 0.7
- 300-2000



Список источников:

Евгений Грановский, Мирослав Морозов. Применение немецких управляемых бомб
Немецкие управляемые бомбы


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: