"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


Семь лет спустя

О многофункциональных самолетах Су-27ИБ (Су-32ФН)

Сергей Сафонов


Первые два Су-27ИБ опытной серии (фото: Виктора Друшлякова).

Свыше двенадцати лет назад появление перед налогоплательщиком первого прототипа истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ наделало много шума в прессе. Писали о нем и мы. Впоследствии машина стала многофункциональной и получила на фирме обозначение Су-34. С тех пор утекло немало воды, но созданный для отечественных ВВС самолет сохранил первоначальное обозначение Су-27ИБ.

Во второй половине 1980-х ОКБ Сухого предложило заказчику в качестве ударного самолета проект Су-17М-5. Но вместо него весной 1987-го предложили Су-27ИБ.


Первые два Су-27ИБ опытной серии (фото: Виктора Друшлякова).

Судя по всему, Су-27ИБ предназначался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, производство которого давно прекратилось. Пожалуй, единственной чертой, унаследованной от предшественника, является расположение членов экипажа "плечом к плечу", обеспечивающее хороший обзор передней полусферы.

Эта схема, когда командир и его помощник - второй пилот размещены рядом получила широкое распространение на тяжелых машинах. Она вполне приемлема и на учебно-тренировочных самолетах, но совсем недавно появилось и противоположное мнение. Оказалось, что когда рядом сидят люди, решающие различные задачи, например, пилот и штурман, то повышается вероятность вмешательства одного из членов экипажа в несвойственные ему функции.


Су-27ИБ.

"Знаю, - рассказывает Александр Акименков в книге "На пороге иного мира", -это по самолету Су-24, где нависающий над тобой в маневре штурман воспринимается как жуткий кошмар. Будто выполняешь сей маневр в коммунальной квартире вместе со всеми ее жильцами." От себя добавлю, что не стоит принимать сказанное за истину, ибо она требует глубоких исследований.

Одним из первых в СССР по такой схеме построили барражирующий перехватчик Ла-200. Размещение пилота и оператора РЛС и вооружения, по мнению летчика-испытателя НИИ ВВС А.Г.Солодовникова, создавало чувство локтя товарища. Однако проверить машину даже в обстановке учебного боя не довелось, а значит, и возражений такая кабина ни у кого не встретила.


Первый прототип истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ.

Следующим боевым самолетом с аналогичным размещением экипажа стал американский (сначала исребитель, а затем бомбардировщик) F-111. Как следует из иностранной печати, этим преследовалась цель лучшей координации обоих членов экипажа, причем управление машиной было сдвоенным.

Одним из преимуществ Су-27ИБ фирма-разработчик считает комфорт экипажа на уровне пассажирского лайнера. В связи с чем невольно возникает вопрос: зачем ударноному самолета такие шикарные "апартаменты", словно экипаж летит не в бой, а в профилакторий? Когда-то перед войной, обсуждая требования к десантным планерам, некоторые энтузиасты предлагали на летательных аппаратах одноразового применения для десантников мягкие кресла с плюшевой обшивкой, мотивируя это тем, что они идут на смерть.

Подобного "сервиса" нет даже на Ту-160, продолжительность полета которого может превышать 20 часов, а на Су-34 -есть. При этом следует учесть, что на боевом "лайнере" установлены катапультные кресла К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Любопытно, что заказчик до сих пор так публично не выразил своего отношения к подобной роскоши, видимо, по причине большой секретности.

В конце апреля 2000-го Су-27ИБ, проходивший испытания, привлекли к учениям на полигоне Ашулук (Астраханская обл.). Оснащенный станцией постановки помех "Хибины", Су-27ИБ прикрывал группу Су-24, наносивших удар по наземным целям.


Летающая лаборатория на базе Ту-134 для испытаний аппаратуры "Морской змей" с носовой частью Су-32ФН.

Испытания пяти предсерийных машин, построенных на заводе в Новосибирске, по разным причинам затянулись, и к осени 2001-го удалось лишь завершить этап применил неуправляемых средств поражения и перейти к отработке высокоточного оружия.

Летом прошлого года Главком ВВС Владимир Михайлов сообщил, что после завершения модернизации самолетов фронтовой авиации до уровня поколения 4+ (к 2005-му) войска начнут получать новые Су-27ИБ.

Высокая продолжительность полета в совокупности с большой грузоподъемностью навели на мысль о создании на базе Су-27ИБ машины для борьбы с морскими целями, в том числе и с подводными лодками противника (проект Су-32МФ). Очередной экспортной версии Су-27 присвоили индекс Cy-32FN. Латинские буквы в аббревиатуре машины означают "Falter Naval" - морской истребитель" в его экспортной ориентации. Впоследствии перешли на кирилицу, назвав машину Су-32ФН. Для решения этих задач предполагалось оснастить машину поисково-прицельным комплексом "Морской змей".

Помимо решения морских задач, Су-32 сможет отражать нападение воздушных и надводных сил противника, перехватывать крылатые ракеты, уничтожать истребители противника, подавлять системы управления комплексов противовоздушной обороны и атаковать наземные объекты без входа в зону их ПВО.

Все этапы полета Су-32 (как одиночного, и группового) автоматизированы. В том, что машина сможет решать задачи на различных театрах военных действий сомневаться не приходится, но насколько реально создание противолодочного самолета на базе Су-27ИБ - судить разработчику.


Су-32ФН.

Летчик Су-32 может пилотировать машину без снятия рук с органов управления самолетом и двигателями. При этом многофункциональные пульты используются как для ввода полетного задания, так и для решения боевых задач в соответствии с заданным алгоритмом типовой боевой ситуации. Цифровая электродистанционная система управления заимствована от Су-27М. При этом переднее горизонтальное оперение отклоняется в соответствии с заданным алгоритмом.

Система активной безопасности полета автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей в маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Специальный режим способствует успешному выполнению дозаправки в воздухе, снижая нагрузку на летчика.

Кабина экипажа выполнена из титанового сплава. Экранированы расходный топливный бак, двигатели и другие элементы самолета. Броня весом около 1480 кг практически полностью защищает экипаж и жизненно важные агрегаты от пушечных снарядов и осколками ракет при преодолении средств ПВО противника.


Су-27ИБ в полете.

Выживаемость Су-32 обеспечивается также средствами радиоэлектронной борьбы. Комплекс автоматически фиксирует угрозу и ставит активные и пассивные помехи (последние путем отстрела ложных целей), а также способствует обходу зон ПВО неприятеля.

Для увеличения дальности полета предусмотрены три подвесных топливных бака емкостью по 3000 л. Устройство дозаправки в полете обеспечивает перекачку 2000 л топлива в минуту. При этом дозаправка может осуществляться как от танкеров Ил-78/Ил-78М, так и от Су-24М, оснащенных подвесным агрегатом УПАЗ.

Основной объем электронного оборудования размещен в закабинном отсеке с доступом к нему, как и в кабину экипажа, через нишу передней опоры шасси.

Многорежимная помехоустойчивая бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели и одновременно сопровождать шесть из них.

Пилотажно-навигационное и связное оборудование обеспечивает круглосуточное выполнение боевой задачи в любых метеорологических и географических условиях.

Архитектура бортового радио-электронного оборудования позволяет легко изменять его конфигурацию в соответствии с требованиями заказчиков, включая использование зарубежных систем, а также заменять отдельные системы комплекса на новые, наращивая возможности машины.

Все вооружение Су-32 общим весом до 8000 кг размещается на 12 точках подвески и предназначено для действий по воздушным, наземным и морским целям. Высокая маневренность машины, близкая при некоторых вариантах загрузки к возможностям Су-27, позволяет вести воздушный бой с современными истребителями.


Первый Су-27ИБ опытной серии Новосибирского авиазавода.

В немалой степени в ближнем бою этому должна способствовать нашлемная система целеуказания самонаводящимся ракетам. Для борьбы с летательными аппаратами на Су-32ФН предусмотрены ракеты класса "воздух-воздух" Р-27Э, РВВ-АЭ и Р-73Э с активными, полуактивными радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения.

Для подавления средств ПВО противника используется до шести противорадиолокационных ракет Х-31П. Для борьбы с надводными целями предназначены крылатые ракеты сверхзвуковая Х-31А и дозвуковая Х-35, но наиболее мощным противокорабельным оружием Су-32 должна стать сверхзвуковая ПКР ЗМ-80АЭ "Яхонт".

Не забыты и наземные цели. Для этого предусмотрены крылатые ракеты X-59М с телевизионно-командным наведением, Х-29Т с телевизионной ГСН и С-25ЛД с лазерной ГСН. Самолет может нести каксвободнопадающие (ФАБ-500, ФАБ-250 и ФАБ-100), так и корректируемые авиабомбы, в частности, КАБ-1500Л с лазерным наведением и КАБ-500КР/ КАБ-1500КР с телевизионными ГСН. В дополнение к ним в боекомплект могут включаться до шести блоков неуправляемых ракет (НАР) С-8 или С-13 или С-25.

В случае применения оружия используются лазерные дальномеры-целеуказатели, размещаемые в подвесных контейнерах. Имеется на Су-32 и встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 180 патронов.

Предполагается, что Су-32 станет базовым для разработки самолетов воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СУ-27ИБ С ДВИГАТЕЛЯМИ АЛ-31Ф ВЗЛЕТНОЙ ТЯГОЙ ПО 12500 КГС

Размах крыла, м

14,05

Длина самолета, м

23,34

Высота, м

6,36

Взлетный вес макс., кг

38240

Вес топлива, кг

 

нормальный

12100

максимальный с ПТБ

19300

Вес боевой нагрузки нормальный, кг

8000

Скорость макс., км/ч

 

у земли без подвесок

1400

на высоте

1900

Потолок, м

14000

Дальность, км

 

максимальная

4000

перегоночная с дозаправкой

7000

Разбег, м

1260

Пробег, м

1100*

Примечание. * С тормозным парашютом - 950 м.



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©2003 г. "Крылья Родины"

Оцифровано by GRISHAN
©2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100