"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


"В авиации? - Да всю жизнь!"

Штрихи к портрету Эдуарда Неймарка

Анатолий Крикуненко


Эдуард Неймарк

Как-то один читатель, при мне просматривая состав Редакционного Совета журнала, спросил: "Вот здесь есть фамилия Неймарк. - Это не тот ли Неймарк, который не раз возглавлял российские делегации на международных авиасалонах и давал телеинтервью?".

"Да, тот. Эдуард Семенович, начальник Департамента авиационной промышленности Рособоронпрома", - ответил я. "Знаете, мне он понравился. Такой спокойный, обстоятельный, рассудительный. И чувствуется, знает он то, о чем говорит. Хорошо бы почитать о нем в вашем журнале".

Что ж, с удовольствием расскажем об этом незаурядном, довольно авторитетном в авиационных и научных кругах человеке...

В течение сорока с лишним лет Эдуард Семенович Неймарк работал в различных государственных учреждениях и организациях. По-разному назывались и его должности, и учреждения, но все они непременно были связаны с авиацией, с космосом. И когда я спросил его, сколько он в авиации, Эдуард Семенович, не задумываясь, ответил: "Да всю жизнь! -И добавил: "Без нее мне как-то не по себе. Уж слишком много ей отдано сил, энергии и нервов. И если откровенно, ей отдано здоровье..."

"РОДИЛСЯ Я В МОСКВЕ, НА ПЛЮЩИХЕ..."

Когда разговор заходит о детстве, ему вспоминается старый, еще дореволюционной постройки дом на Плющихе, в Москве. Там он 13 февраля 1935 года появился на свет.

Там его родители, Семен Яковлевич и Лидия Васильевна, электрик и брошюровщица типографии издательства газеты "Правда", собирались определить сына в школу. Да грянула война, и он с ними эвакуировался в Казахстан.

Вернулись в Москву в 1943-м. Дом на Плющихе их просто обескуражил: они увидели лишь половину дома, где находилась их квартира, другую половину -снесла фашистская "фугаска". В этом наполовину усеченном доме прошли детство и юность Эдуарда.

И хотя в доме не было никаких удобств, уезжать ему никуда не хотелось.

Рядом была отличная 37-я школа, известный в Москве сквер Девичье Поле, где он с мальчишками гонял мяч. Все было свое - родное и близкое...

После школы, которую он закончил с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт на самолетостроительный факультет. С этого времени авиация стала для него смыслом жизни. При распределении выпускников института Эдуард попросил направить его в Летно-исследовательский институт.

- Мы вас рекомендуем в лабораторию Гая Ильича Северина, - сказал ему заместитель начальника института - начальник отдела кадров. Думаю, для вас там будет интересная работа. Тем более сейчас...

Почему именно в то время там интересно было работать кадровик не уточнил. Об этом ему рассказал начальник лаборатории. Когда молодой инженер представился Северину, тот обрадовался:

- Очень хорошо, что вы пришли в нашу лабораторию. Сейчас мы как раз занимаемся новым направлением и нам нужны молодые грамотные кадры. - Гай Ильич сделал многозначительную паузу и добавил:

- Готовится космический полет и мы работаем над системами аварийного покидания космического корабля "Восток". На нем полетит первый человек в космос... Мы выделим вам ведущего инженера, с которым в первое время будете работать вместе. Он поможет вам войти в курс.

В лаборатории новичка познакомили с сотрудниками, среди которых был и будущий генеральный директор Московского международного авиакосмического салона Юрий Александрович Нагаев.

Молодого инженера увлекла и захватила интересная работа: вместе с другими сотрудниками и он внес свою частичку в обеспечение полета в космос первого человека планеты...

Прошло четыре с половиной года. Эдуард вполне освоился в институте. Постепенно поднимался по ступенькам служебной лестницы: инженер, старший инженер, ведущий инженер, младший научный сотрудник.

Возглавлял Совет молодых специалистов института, руководил комсомольской организацией лаборатории, вступил в партию. Причем одну из рекомендаций в партию дал Гай Ильич Северин, ставший впоследствии генеральным конструктором.

Так что работа в институте Неймарку оказалась по душе. Он был на хорошем счету у начальства, его уважали в коллективе. Одно утомляло: жил в Москве, а работал в Жуковском. Ежедневно поднимался в шесть утра и разными видами транспорта в течение двух с половиной часов добирался до работы.

Столько же, если не больше, уходило на возвращение на Плющиху. И тут однажды повстречал знакомого.

- Знаешь, у нас в Совнархозе создается управление авиационной промышленности. Может, зайдешь, побеседуем?

Неймарк зашел, побеседовал и среди седовласых работников в возрасте под 60 и выше он в 28 лет стал самым молодым сотрудником управления.

Потом вместо Совнархоза стал Госплан СССР. Управление авиационной промышленности преобразовалось в отдел, где Эдуард Семенович занимал должности старшего инженера, заместителя начальника подотдела, начальника подотдела, заместителя начальника отдела.

В Госплане СССР прошел значительный отрезок его жизни. Здесь он приобрел опыт управления, взаимоотношений с руководителями предприятий, с генеральными конструкторами авиационных ОКБ. Здесь, в Госплане, Эдуард Семенович повстречал свою будущую жену -Людмилу Тихоновну.

Она работала в отделе судостроительной промышленности экономистом. Ко времени их знакомства Людмила рассталась с первым мужем, одна воспитывала маленького сына. Молодая, красивая женщина сразу приглянулась Эдуарду. Встречались с полгода.

Потом он предложил ей выйти за него замуж и быть отцом ее ребенка. Это было в 1965-м. С тех пор они вместе. Вырастили двоих сыновей. Старший, Сергей, закончил Нахимовское училище, затем Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского, служил на атомной подводной лодке на Северном флоте, в аппарате Военно-Морского Флота в Москве.

Их общий сын, Эдуард Эдуардович, пошел по стопам отца. Закончил Московский авиационный технологический институт им.К.Э.Циолковского. Работал в ОКБ С.В.Ильюшина, в Авиаэкспорте. Сейчас он - эксперт Московского авиационного торгового дома.

Надо отметить, что в семье Неймарка увлечение авиацией начало складываться в определенную традицию. С авиацией связали жизнь два брата Эдуарда Семеновича. Средний, Михаил, после школы, из которой он вышел с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт. А после его окончания все время работает в АК им. С.В. Ильюшина.

Младший брат, Вячеслав, тоже закончил МАИ. Сейчас трудится на Московском машиностроительном заводе «Авангард».

В ДЕПАРТАМЕНТЕ АВИАПРОМА

В 1991-м распался СССР, а с ним рухнул и Госплан. Началась новая страница в биографии Эдуарда Неймарка.

...Как-то ему позвонил Анатолий Геннадиевич Братухин, бывший первый замминистра авиационной промышленности, а в то время назначенный руководителем Департамента авиапромышленности.

- Эдуард Семенович, надо бы встретиться, - предложил Братухин.

Неймарк к нему приехал.

- Вместо Минавиапрома, - сказал Братухин, - у нас образуется Департамент авиационной промышленности. Сейчас формируем штат. Я вам предлагаю стать моим заместителем. Подумайте, посоветуйтесь и дайте знать.

Неймарк подумал и согласился.

Работы в новом ведомстве было невпроворот. Авиапредприятия и ОКБ, как и вся страна, переживали нелегкие времена.

В течение 7 лет, что работал он в Департаменте, менялась структура организаций, в которую Департамент входил -вначале Министерство промышленности, потом Госкомоборонпром, и, наконец, Министерство оборонной промышленности, которое прекратило свое существование, а его функции передали Министерству экономики.

Структура менялась, только суть работы Департамента оставалась неизменной - поддержка авиапредприятий и ОКБ, определение приоритетных направлений в развитии авиации, помощь им в рамках тех скудных финансовых средств, что выделяло государство.

Из приоритетных направлений основное - поддержка новых разработок ОКБ им.С.В.Ильюшина - Ил-96, Ил-96-300, Ил-114, ОКБ им. А.Н.Туполева -Ту-204 и его модификаций, самолета-амфибии Бе-200 Таганрогского АНТК им. Г.М.Бериева и др.

Важная веха в деятельности Департамента авиапрома - совместно с авиационными ОКБ, НИИ и предприятиями разработка «Программы развития гражданской авиации до 2000 года», одобренной Правительством России и утвержденной Президентом РФ.

Приходилось Эдуарду Семеновичу «гасить» конфликты в различных авиапредприятиях, оказывать помощь в создании государственных унитарных предприятий и т.п. Работа в Департаменте требовала много сил, энергии и времени. Так что и вечера, и субботы зачастую Неймарк отдавал работе.

ПРЕЗИДЕНТ НПО «НАУКА»

Особый, и, наверное, самый трудный этап в трудовой биографии Эдуарда Семеновича - его президентство в научно-производственном объединении "Наука". Уникальное предприятие, которое разрабатывало и производило системы жизнеобеспечения авиационных и космических летательных аппаратов, к началу 1998 года оказалось на грани банкротства.

Те акционеры, для которых "Наука" значила многое, пригласили Неймарка возглавить объединение в это трудное время. Он согласился.

- Мне досталось довольно тяжелое наследство, - рассказывал мне Эдуард Семенович. - "Наукой" руководили люди, далеки от авиации, ее специфики и нужд. Предприятие задолжало бюджету и кредиторам колоссальные суммы. Зарплату в 630 рублей уже не выдавали с полгода. Когда я впервые прошелся по заводу, ужаснулся: производственные помещения практически пустые, в отдельных цехах - по 2-3 человека. Крыша дырявая, сверху капала вода и везде - грязь, хлам и запустение.

Даже лифты не работали - энергетики отключили электричество за долги...

Мой собеседник умолк, видимо, вновь представил себе ту удручающую картину, что открылась ему на предприятии в марте 1998-го.

В одном из цехов нового президента окружили обозленные и плохо управляемые рабочие.

- Когда же будет, наконец, зарплата? -возмущался один.

- Посмотрите, - показал листок, на котором значилась сумма в 300 рублей, другой. - Разме можно на эту зарплату прокормить семью? Да и ту не выдаете.

- Будем наверстывать, - вздохнул Неймарк.

- Да много тут ходило! - не унимался рабочий. - Одни обещания, а толку - никакого!

Новому руководителю было неловко, обидно, горько. До чего довели людей? Какими же надо быть бездушными руководителями, чтобы так издевательски относиться к рабочим?

По мере того, как он знакомился с предприятием, все больше и больше укреплялся в мысли: нужно не просто погасить бюджетные долги, из-за чего намечалось банкротство объединения. Нужно немедленно спасать предприятие. Именно спасать! И позаботиться о рабочих, доведенных до нищеты...

- И с чего же начали? - спросил я.

- Первое, что мы сделали, - рассказывал мне Эдуард Семенович, -избавились от некомпетентных руководителей разного ранга, которые больше заботились о себе, чем о предприятии, о людях.

Уволили заместителя руководителя объединения по экономике, начальника финансового отдела, главного инженера. Освободились и от других, а толковых работников, кто вынужден был уйти, стали возвращать.

Но это была только вершина айсберга: требовалось разработать новую систему оплаты труда, расширить круг заказчиков нашей продукции и многое менять...

- И каков результат? - вставил я, воспользовавшись непродолжительной паузой в разговоре. - Удалось вытащить предприятие из трясины, куда втянули его прежние руководители?

- К счастью, да, - оживился мой собеседник. - Уже через год объединение из глубоко убыточного стало прибыльным. Средняя зарплата неуклонно поднималась и в настоящее время достигла более 6000 рублей. Возвратились некоторые ушедшие было кадры. Начала приходить молодежь. Численность работников выросла до тысячи с лишним человек.

Но мы занялись не только кадрами. Ведь было разрушено все хозяйство. В первую же зиму, как меня избрали президентом объединения, полопались все трубы, вода заливала помещения. Пришлось заменить все коммунальное хозяйство.

- Но проблем и сейчас, наверное, хватает?

- Безусловно. Прежде всего, нелегко привлечь работников в конструкторское бюро. Пока не можем предложить ту зарплату, которая в других родственных предприятиях. Но над этим мы думаем. Есть и другие проблемы.

Их решение, дальнейшее развитие предприятия мы предусмотрели в перспективном плане до 2003-го года включительно... И мы неукоснительно его реализуем...

К великому сожалению, этот период постоянных переживаний, стрессов не прошел бесследно для здоровья нового президента объединения. Борьба за спасение предприятия закончилась для Неймарка... инсультом.

Выходил из него долго, мучительно. А когда поправился, передал должность другому человеку - Вячеславу Анатольевичу Шаповалову. Сам стал советником президента объединения. Эдуард Семенович уверен: курс, взятый им когда-то на вывод объединения на новую благополучную орбиту, будет продолжен.

Вклад Эдуарда Неймарка в развитие отечественной авиапрмышленности и в авиационную науку по достоинству оценен. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», удостоен различных премий.

Эдуард Семенович -действительный член Академии транспорта и Академии технологических наук, доктор транспорта, заслуженный машиностроитель.

* * *

Я встречался со многими, кто работал с Эдуардом Семеновичем или соприкасался по роду своей деятельности. Мне было интересно узнать их мнение об этом человеке.

"Это глубоко знающий свое дело профессионал, - сказал начальник ЛИИ им. М.М.Громова Вячеслав Михайлович Бакаев. С ним можно было смело решать любые служебные вопросы. Причем, без проволочек, нудных согласований, ненужных утрясений и всяческих опасений как бы чего не вышло.

Если Эдуард Семенович, выслушав тебя, вникнув в суть проблемы, с которой ты к нему пришел, убеждался в полезности предложения, он не просто соглашался, а всячески поддерживал, становился твоим сторонником".

«Эдуард Семенович Неймарк - это эпоха в нашем объединении, - сказал председатель Совета директоров НПО «Наука» Евгений Вячеславович Меркулов. - За три года он возродил объединение из пепла, в тяжелых условиях сумел стабилизировать обстановку и вывести предприятие из кризиса. Конечно, в этом сказались, прежде всего, школа Госплана, Департамент авиапромышленности, которую он прошел, экономическая подготовка Эдуарда Семеновича, знание проблем авиапредприятий».

«Это надежный, основательный человек, - уважительно говорил мне о Неймарке заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Александр Янович Книвель. - Его вклад в авиапромышленность, особенно в последние годы, неоценим.

Он обладает поразительным тактом в общении с людьми, но в то же время очень принципиальный. Я считаю его своим учителем. Я многому у него научился».

Также тепло и уважительно говорили о Неймарке другие люди, с кем он работал или соприкасался по службе.



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©2003 г. "Крылья Родины"

Оцифровано by GRISHAN
©2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100