"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


"Сигара" фирмы "Митсубиси"

О самолете G4M

Сергей Колов


G4M

Утром 19 августа 1945-го шесть бомбардировщиков В-25 "Митчелл" 3-й бомбардировочной группы ВВС США поднялись с аэродрома на острове Иешима, чтобы встретиться в воздухе с двумя японскими самолетами. На борту этих машин находилась японская делегация, возглавляемая заместителем начальника Генерального штаба, летевшая в Манилу для переговоров об условиях капитуляции. Чтобы исключить ошибки при встрече, японские самолеты покрасили в белый цвет с хорошо заметными зелеными крестами.

Встретившись в небе, "Митчеллы" проводили японцев до своего аэродрома, откуда делегация добралась в Манилу на американском транспортнике С-54. Двумя самолетами с зелеными крестами были японские двухмоторные бомбардировщики фирмы "Мицубиси", имеющие в авиации ВМФ Японии длинное обозначение - боевой самолет наземного базирования Тип 1, а у американских пилотов кличку "Бэтти".

Это был самый массовый японский бомбардировщик, участвующий в боевых действиях на Тихом океане с первых дней войны, и очень символично, что для последнего задания японской авиации привлекли именно этот самолет.

Когда на вооружение поступает боевой самолет, на кульманах конструкторов должна появиться новая машина, которая заменит его в последующие годы. В сентябре 1937-го японцы впервые применили в Китае новый бомбардировщик "Мицубиси" Тип 96 (G3M), а конструкторы фирмы начали работу над его более совершенным последователем.

Главным козырем нового бомбардировщика должна была стать дальность. Авиации морского флота требовался самолет, способный доставить одну торпеду на расстояние 3700 км, а если бомбардировщик выполнял разведывательный полет и нес лишь фотокамеры, то этот параметр возрастал до 4818 км. Такие данные обеспечивали новому самолету мировое первенство по радиусу действия, ведь даже прототип "летающей крепости" "Боинг" ХВ-17 имел дальность лишь 2216 км.


G4M1

Бомбардировщик задумывался как доработанный вариант двухкилевой машины Тип 96. Работы по нему возглавил Д.Хаттори, поскольку главный конструктор Типа 96 Тонио Хошило находился в это время за океаном, знакомившись с американской авиапромышленностью. В декабре 1937-го начались первые продувки моделей в аэродинамической трубе, но вернувшийся в Японию Хошило раскритиковал проект и начал все буквально с чистого листа ватмана. Самолет теперь проектировался как классический, цельнометаллический, двухмоторный среднеплан, отличаясь от Типа 96 размерами и силовой установкой.

Главной проблемой стало размещение большого количества топлива. Чтобы не занимать место в фюзеляже и расположить горючее ближе к центру тяжести, все топливные непротектированные баки решили разместить в цельнометаллическом крыле, между двумя лонжеронами. Для крыла выбрали профиль "Мицубиси" MAC 118, такой же как и на истребителе фирмы - знаменитом впоследствии "Зеро". На центроплане крыла имелись закрылки.

Цельнометаллический полумонококовый фюзеляж получился довольно толстым, максимальная ширина по 16-му шпангоуту достигала 2,5 м. Во-первых, необходим был вместительный бомболюк для очень крупной торпеды Тип 97, длина которой составляла 5,7 м, а вес - более тонны. А во-вторых, экипажу из семи человек требовалось обеспечить комфортные условия для продолжительных полетов по 10 часов и больше.

Немецкие инженеры с фирмы "Хейнкель", увидев фюзеляж на сборочном стапеле, уверенно заявили, что он вполне подошел бы и четырехмоторной машине. Впоследствии именно из-за широкого и толстого фюзеляжа японские пилоты дали самолету кличку "Сигара".

Бомбардировщик получил два мотора "Мицубиси" МК4А «Касей 11» - первый серийный японский двигатель воздушного охлаждения, выполненный по схеме двухрядной "звезды". 14-цилиндровые моторы развивали на взлете 1530 л.с. и вращали трехлопастные металлические винты "Сумитомо-Гамильтон" диаметром 3,4м.

Передние стойки шасси с одним колесом убирались гидроцилиндрами вперед по полету в мотогондолы, а хвостовое колесо было неубираемым.

Защитное вооружение состояло из одной 20-мм пушки Тип 99-1 и четырех пулеметов Тип 92 калибра 7,7 мм. Пушка находилась в застекленной хвостовой части за оперением, а пулеметы - в носу, в блистере, сверху за кабиной и в двух боковых блистерах на фюзеляже за крылом.

Сопряжение фонаря кабины пилотов с фюзеляжем выбиралось с учетом результатов, полученных после продувки модели в аэродинамической трубе. Первый прототип, собранный на заводе в Семаччи и получивший положенное для авиации Военно-Морского Флота короткое обозначение G4M1 Модель 11, приступил к гонкам двигателей в сентябре 1939-го. А 23 октября шеф-пилот фирмы Кацузо Шима впервые поднял новый самолет в воздух.

В феврале 1940-го к полетам подключился и второй прототип, отличавшийся вертикальным оперением большей площади для лучшей путевой устойчивости. Во время летных испытаний самолет показал данные, даже превышающие расчетные показатели, что бывает не так часто.


G4M2A

Максимальная скорость достигала 445 км/ч, а дальность - 5560 км. Столь высокие данные навели командование морской авиации на мысль, что самолет может использоваться не как бомбардировщик и торпедоносец, а в качестве дальнего тяжелого истребителя сопровождения.

Японские бомбардировщики Тип 96, воевавшие в то время в Китае, выполняли дальние полеты без эскорта своих истребителей, отличавшихся малым радиусом действия, очень нуждались в такой защите.

Конструкторы фирмы провели необходимые доработки, и самолет получил с ними новое обозначение G6M1. Бомболюк был уже не нужен, а снизу появилась дополнительная стрелковая гондола с двумя пушками калибра 20 мм. Одна для стрельбы назад, а другая - вперед. Такие же пушки заменили боковые пулеметы.

Экипаж за счет дополнительных стрелков увеличился до 10 человек. Топливные баки были выполнены из трехслойной резины. Из-за дополнительного оружия и увеличенного экипажа пришлось уменьшить запас топлива с 4900 до 3640 л.

Первый из тридцати заказанных истребителей G6M1 был готов в августе 1940-го. Однако к тому времени военные вновь меняют свой взгляд на назначение самолета. Действительно, зачем делать эскортный истребитель на базе тяжелого самолета, когда гораздо проще поручить ему роль бомбардировщика, как изначально и планировалось. Так что работы по G6M1 оказались напрасными, и все 30 собранных машин отдали в учебные части, присвоив им новое обозначение G6M1-К (тренировочный). Часть этих самолетов впоследствии переделали в десантный вариант G6M1-L2.

Все работы по самолету продолжили теперь только в варианте бомбардировщика и торпедоносца. Тринадцать G4M1 прошли обширные летные испытания, и в апреле 1941-го бомбардировщик официально приняли на вооружение авиации Имперского флота. Выпуск развернули на заводе в Нагое, и первые серийные "Сигары" получил воздушный корпус, базирующийся на Тайване.

С мая по июнь 1941-го экипажи корпуса участвовали в учениях 11-го воздушного флота, тренируясь поражать торпедами морские цели. В июле основная часть корпуса перелетела на аэродром Ханькоу в Китае, откуда совершила первые боевые вылеты на бомбардировку. Боевое крещение самолета прошло очень удачно и без потерь, а летчики были довольны большой дальностью и управлением G4M1.

К моменту нападения японцев на американскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941-го в авиации Имперского флота насчитывалось 150 новых "Мицубиси". Уже 8 декабря соединение из 81 самолета G4M1 отбомбилось по двум аэродромам недалеко от столицы Филиппин Манилы.

Через два дня японская авиация провела одну из своих самых удачных операций в начале войны. 26 G4M1 вместе с 60-ю бомбардировщиками Тип 96 атаковали и потопили в Южно-Китайском море английские линкор "Принц Уэллса" и линейный крейсер "Рипалс", потеряв при этом лишь два самолета. Потеря столь важных кораблей резко ослабила морские силы союзников в регионе, и основная заслуга в этом принадлежала новому самолету фирмы "Мицубиси".

В последующие месяцы с поступлением в части новых G4M1 география их применения расширилась. Двухмоторные "Мицубиси" со смертоносным грузом появлялись практически во всех точках Тихого океана: над Маршальскими, Марианскими, Соломоновыми и Курильскими островами, над Новой Британией, Новой Гвинеей и Новой Джорджией.

Массовое боевое применение выявило и "ахиллесову пяту" бомбардировщика - мягкие топливные баки.

При создании самолета все было подчинено строгой экономии веса, а защиту баков не предусмотрели. В отличие от Китая, союзники имели более развитую ПВО, и такой недостаток, как уязвимые топливные баки, стал очень беспокоить японских пилотов. Именно поэтому, начиная с серийного самолета №663, топливные баки стали выполнять с толстыми 30-мм стенками из трехслойной резины. Но это было лишь частичным решением проблемы, тем более, что из-за возросшего веса немного снизились скорость и дальность.

Еще раньше, с февраля 1942-го, начиная с "Сигары" №241, бомбардировщики получили двигатели МА4Е "Касей 15", такой же взлетной мощности, как и на первых машинах, но более высотные. Самолет с этими моторами стал называться G4M1 Модель 12.

Гораздо более серьезной модификацией был G4M2 Модель 22. Изменения на нем коснулись буквально всех систем. Усилили вооружение, заменив пулемет в верхней огневой точке на 20-мм пушку.

Моторы МК4Р "Касей 21" с системой впрыска водометаноловой смеси развивали на взлете 1800 л.с. и вращали четырехлопастные винты изменяемого шага "Сумитомо" VDM. Крыло с ламинарным профилем MAC 357 имело меньшее сопротивление, а для улучшения аэродинамики хвостовое колесо сделали убираемым. Запас бензина увеличили с 4900 до 6490 л за счет дополнительных крыльевых баков и одного на 960 л - за кабиной экипажа.

Самолет получил новое устройство открытия и закрытия створок бомболюка, поскольку на G4M1 иногда случались его отказы. Из-за возросшего веса машины, отдельные узлы конструкции и шасси пришлось усилить. Кроме этого, поменялся и внешний вид самолета за счет нового остекления носовой части и хвостовой огневой точки.

Прототип G4M2 собрали на заводе в Нагое в ноябре 1942-го, а в феврале следующего года он приступил к эксплуатационным испытаниям. Серийный выпуск G4M2 начался в июне 1943-го, причем из-за нехватки двигателей "Касей 21" сборка велась параллельно с ранней модификацией G4VM1.

В январе 1944-го к выпуску "Сигар" подключился авиационный завод в Окаяме. Во время серии в вариант G4M2 внесли изменения по вооружению. Сначала боковые пулеметы сзади заменили на 20-мм пушки, а затем вместо верхнего блистера с орудием для стрельбы назад, появилась гидравлическая турель кругового вращения.

В мае 1944-го выпустили серийную модификацию - G4M2A Модель 24 с моторами МК4Т "Касей 25" по 1825 л.с. с улучшенным расходом топлива. Вместо боковых блистеров в хвостовой части оставили окошки, где устанавливались 20-мм пушки или пулеметы калибра 13 мм.


G4M3A

Планировалась серийная сборка G4M2B с двигателями MK4V "Касей 27" (взлетной мощностью по 1795 л.с.), но этому помешали американские "летающие крепости", разбомбив завод, готовящийся к выпуску данных моторов. Две "Сигары" испытывались с двигателями МК4Т-В "Касей 25b". Силовая установка с ними могла использовать более дешевый бензин с октановым числом "87" вместо "92".

Самолет получил обозначение G4M2C, но и здесь серия не состоялась. В одном экземпляре остался G4M2D, на котором стояли моторы МКАТ-В Ru "Ka-сей 25b" с турбонаддувом. Испытания G4M2D начали осенью 1944-го, но все работы прекратили, обнаружив после одного из полетов повреждения на обшивке крыла от огненных вспышек, вылетавших из выхлопных патрубков.

Для воздушных реактивных торпед "Ока", управляемых пилотами-смертниками, требовались самолеты-носители и так появилась модификация G4M2E. Створки бомболюка на самолете демонтировались, и "Ока" подвешивалась снизу в полуутопленном положении. 65 уже выпущенных G4M2A переделали в носители G4M2E, установив для облегчения взлета тяжелой машины пару ракетных ускорителей.

Первую боевую операцию G4M2E с камикадзе на внешней подвеске провели 21 марта 1945-го, когда 16 носителей под прикрытием истребителей "Зеро" атаковали американские корабли у Окинавы. Американские "Хеллкэты" перехватили бомбардировщиков еще на подходе, сбив почти все G4M2E.

Более успешным получился налет 1 апреля, когда удалось повредить линкор "Вест Вирджиния" и три транспортных судна. А первым потопленным "Окой" кораблем стал американский эсминец "Маннерт Абель", затонувший 15 апреля у Окинавы.

Вариант G4M3A, наконец-то, должен был получить долгожданную и эффективную защиту топливных баков и рабочих мест экипажа. Вес машины от этого, естественно, вырос, и для компенсации решили облегчить крыло, выполнив его с одним лонжероном вместо двух.

Серийный выпуск начали в октябре 1944-го, однако из-за массовых налетов "Боингов" В-29 на авиационные заводы, собрали лишь 60 G4M3. Большую часть этих машин построили в варианте дальнего разведчика G4M3B с радаром Тип 3 Мкб Модель 4. Такой же локатор ставился и на поздних выпусках G4M2, позволяя обнаруживать морские цели на дальности до 140км.

Работы по дальнейшей модификации самолета продолжались до самого конца войны. Вариант G4M3C с двигателями МК4Т-В «Касей 25Ь» испытывался с января по июль 1945-го. Следующим шагом должен был стать G4M3D, на котором хотели еще раз вернуться к силовой установке с турбонаддувом. Однако в конце войны все эти планы реализовать не удалось.

Японцы успели выпустить 2426 экземпляров всех модификаций "Сигары", из них 1200 - в варианте G4M1, а 1154-G4M2. Двухмоторные "Мицубиси" были основными самолетами авиации Имперского флота до последнего дня войны на Тихом океане. Хорошая управляемость, большая дальность и достаточное защитное вооружение делали его серьезным противником. Но слабая защита топливных баков перечеркивала эти преимущества.

С завоеванием американской авиацией превосходства в воздухе у пилотов "Сигар" оставалось очень мало шансов вернуться домой после воздушного боя. Одной из операций, где японцы потеряли большое количество двухмоторных "Мицубиси", стало сражение над Марианскими островами летом 1944-го. Американские пилоты называли этот бой "марианской охотой на индеек", и соревновались они в основном друг с другом, кто собьет больше японских самолетов. Причина здесь, конечно, не только в недостатках бомбардировщика и нехватке опытных пилотов, но и в количественном и качественном превосходстве американской авиации к концу войны.

"Сигары" так быстро загорались после попадания в топливные баки, что экипажи все чаще стали с обидой называть их "летающими зажигалками". Все же двухмоторные "Мицубиси" сыграли очень важную роль в японской авиации, и в этом плане его можно поставить в один ряд с такими самолетами, как немецкий Ju 88 и советский Ил-4.

Основные данные самолета G4M2A с двигателями МК4Т "Касей 25" мощностью по 1825 л.с.

Размах крыла, м

25

Длина, м

20

Высота, м

6

Площадь крыла, м2

78,125

Вес пустого, кг

8390

Нормальный взлетный вес, кг

12500

Макс. взлетный вес, кг

15000

Макс.скорость на высоте 4600 м, км/ч

438

Макс.дальность, км

6060



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©2003 г. "Крылья Родины"

Оцифровано by GRISHAN
©2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100