СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА Ju-88

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№6


Е.И.БАРБАУМОВ

СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА Ju-88


О вооружении бомбардировщика Ju-88. Исторический докумен.



Ju-88A-4

57 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но не снижается интерес к военной технике тех лет. В связи с этим предлагаем читателю статью инженера-капитана Е.И.Барбаумова, опубликованную в журнале «Техника воздушного флота» в 1943-м, но не потерявшую своей привлекательности и сегодня.

В годы войны эта публикация помогла конструкторам при выборе наступательного и оборонительного вооружения самолетов, сегодня она может пригодиться лицам, желающим глубже разобраться в преимуществах и недостатках различных типов авиационной техники, а также авиамоделистам.

Германская авиация получила в 1939-м первые серии двухмоторного пикирующего бомбардировщика «Юнкере» Ju-88. Обладая неплохими по тому времени летно-тактическими данными, достаточным стрелковым вооружением и бомбовой нагрузкой, этот самолет стал основным бомбардировщиком германских ВВС.

Опыт затянувшейся войны и появление новой материальной части у противника поставили германскую авиационную промышленность перед необходимостью заменить существующие бомбардировщики более совершенными или частичной модификацией серийных самолетов.

За четыре года войны «Люфтваффе» не получили ни одного нового серийного бомбардировщика. Немецкая авиапромышленность шла путем частичного улучшения существующих типов, в основном, не ломавших налаженного производства. Изменения же в летно-тактических качествах самолетов произошли за счет установки новых, более мощных моторов, улучшения аэродинамики, усиления бронирования и вооружения.

Пикирующий бомбардировщик Ju-88 имел много модификаций, причем некоторые из них в серию не пошли. Для анализа проведенных изменений остановимся на основных вариантах серийных машин, которые участвовали в боях на советско-германском фронте, в битвах за Англию и в Северной Африке.

Так, у Ju-88A-6 возрос полетный вес за счет утяжеления пустой машины, вызванного усилением бронирования и повышением ее живучести, а также за счет увеличения полезной нагрузки (вооружения). Первый вариант Ju-88A-1 имел экипаж из четырех человек (летчик, штурман, стрелок-радист и стрелок), которые размещались в общей кабине. Стрелковое вооружение состояло из трех пулеметов MG-15 калибра 7,92 мм. Пулемет, установленный для стрельбы вперед, имел 375 патронов, для стрельбы назад - 600 патронов и люковый, защищавший нижнюю полусферу - 525 патронов.

Пулеметы размещались на шкворневых установках. Стрелковое вооружение Ju-88A-1 имело недостаточные углы обстрела, особенно для защиты от атак истребителя сбоку и малоэффективный по мощности огня калибр оружия.

Для устранения этих недостатков при отсутствии в то время удачного крупнокалиберного пулемета или пушки ввели некоторые изменения без коренных переделок конструкции самолета. Прежде всего, установили дополнительные пулеметы для защиты самолета с боков. Затем увеличили вдвое количество пулеметов, предназначенных для обстрела верхней и нижней частей задней полусферы и ввели добавочный пулемет, защищавший нижнюю часть передней полусферы.

Путем осуществления принципа «ежа» немцы, не меняя принципиального типа установки, добились значительного уменьшения непростреливаемого пространства, особенно с боков.

На Ju-88A-4 применяются пулеметы MG-81 того же калибра непрерывного питания (рассыпной лентой из металлических звеньев). На нем имеется шесть стрелковых точек.


Расположение огневых точек на Ju-88A-1

1. Стойка для неподвижного крепления пулемета. 2. MG-15. 3. Кольцевой прицел переднего пулемета. 4. Коплиматорный прицел «Штуви-5» для стрельбы с пикирования. 5. Запасные магазины для переднего пулемета. 6. Запасные магазины для заднего пулемета. 7. Линзовый лафет. 8. Задний верхний MG-15. 9. Запасные магазины для люкового пулемета. 10. Люковый MG-15. 11. Линзовый лафет люковой установки. 12. Размещение четырех членов экипажа (рабочее место штурмана рядом с летчиком).


Огневая точка А. Для стрельбы вперед установлен пулемет MG-81 на подвижном лафете на правой стороне носовой части фюзеляжа, из которого стрельбу ведет стрелок-бомбардир. Лафет же позволяет закрепить пулемет неподвижно для стрельбы летчиком при пикировании. Для этого установлен коллиматорный прицел «Штуви-5» («Stuvi-5»). В качестве дублера предусмотрели кольцевой прицел. Запас патронов в ящике -1000 штук. Гильзы и звенья улавливаются.

Огневая точка В. Для стрельбы назад установлены на линзовых лафетах L.L.-K-81 VE два подвижных пулемета MG-81, стрельбу из которых ведет радист. Каждый пулемет размещен на отдельном лафете (справа и слева), вследствие чего значительно увеличились углы обстрела в горизонтальной плоскости и обеспечена возможность стрельбы вниз под углами до 13°. Запас патронов в ящиках по 900-1000 штук на ствол. Прицел кольцевой.

Огневая точка С. Для защиты нижней части задней полусферы на специальной гондоле («Бола 81Z») под фюзеляжем устанавливаются спаренные пулеметы MG-81, стрельбу из которых ведет стрелок. Изменением установки достигнуто увеличение углов обстрела вниз с 60° до 90°. Запас патронов по 900-1000 штук на ствол. Прицел - кольцевой.

Для усиления огневой точки В на левой и правой сторонах задней части кабины летчика на шкворневых установках дополнительно размещено по одному подвижному MG-15. Правый пулемет обслуживается стрелком-бомбардиром, левый - радистом. Питание магазинное. Прицел кольцевой.

Размещение экипажа в одной кабине позволяет заменять выбывшего из строя стрелка и оказывать взаимную помощь. Имеет значение и моральный фактор подобного размещения экипажа.

Крупнокалиберное оружие на истребителях противника и усиление их бронирования настоятельно требовали установки аналогичного оружия на бомбардировщике Ju-88.

Новое оружие крупного калибра появилось на модификации Ju-88A-6. Внизу носовой части фюзеляжа установлена неподвижная пушка MG-151 калибра 15-20 мм с 200 патронами. Вверху носовой части фюзеляжа - подвижный пулемет MG-131 калибра 13 мм с 500-ми патронами. Для усиления боковой защиты имеются на шкворнях четыре MG-15 с боезапасом 3200 патронов в магазинах. Верхняя, задняя и нижняя люковая установки аналогичны Ju-88A-4.

Наибольшему изменению подверглось носовое и бортовое вооружение. В носовой установке впервые применили пушку и крупнокалиберный пулемет. Усиление вооружения носовой установки связано, видимо, с тем, что немцы считают целесообразным ведение огня летчиком по наземным целям при пикировании.


Ju-88A-5

В воздушном бою мощное переднее вооружение бомбардировщика Ju-88A-6 используется для создания огневой защиты от атак истребителей при действии в строю. При этом германские бомбардировщики становятся в круг (так называемая «коробочка») таким образом, что каждый последующий защищает хвост идущего впереди бомбардировщика. Этим же можно объяснить и усиление вспомогательной бортовой установки (с 2 до 4 пулеметов).

Англо-американское воздушное наступление потребовало от немцев создания эффективного ночного истребителя. Для этого использовали самолет Ju-88B. Модификация предусматривает усиление переднего вооружения и увеличение боезапаса, необходимого для ночного патрулирования при продолжительном полете.


Секторы обстрела Ju-88A-1 с добавочным вооружением.

На носовой установке расположены три пулемета MG-17 калибра 7,92 мм с запасом по 1000 патронов и одна пушка

MG-151 калибра 15 мм. Для обстрела верхней части задней полусферы предназначены два, а нижней части задней полусферы - один пулемет 7,92 мм.

Ju-88B снабжен броневой плитой в носовой части фюзеляжа толщиной 11 мм, а фонарь кабины имеет 57-мм бронестекло. Сиденья всех трех членов экипажа бронированы. Бомбовой отсек фюзеляжа вмещает до 500 кг бомб.


Расположение огневых точен на Ju-88A-4

1. Стойка для неподвижного крепления пулемета. 2,3. MG-81 и его крепление. 4. Патронный ящик, 5. Крепление направляющего рукова. 6. Рукав для гильз. 7. Гильзо- и звеньеулавливатель. 8. Прицел «Штуви-5» для стрельбы с пикирования. 9. MG-81 левого питания. 10. MG-81 правого питания. 11. Линзовые лафеты L.L-K-81 VE с бронестеклом. 12. Кольцевой прицел. 13. Патронный ящик для левого пулемета. 14. Патронный ящик для правого пулемета. 15. Гильзоотвод. 16. MG-81. 17. Подфюзеляжная пулеметная установка «Бола 81Z». 18. Патронный ящик для левого люкового пулемета.


К началу войны немцы не имели самолета, специально предназначенного для штурмовых действий. Попытка создать такой самолет в ходе войны («Хеншель» Hs-129) оказалась неудачной. Тогда попытались приспособить для штурмовых действий Ju-88, в результате появилась модификация С-6. На машине расположены в носовой части три пушки «Эрликон» калибра 20 мм с запасом по 120 патронов и три пулемета MG-17 калибра 7,92 мм с запасом по 120 и 1000 патронов на ствол соответственно.

Для обстрела верхней части задней полусферы имеются два MG-81 на линзовых лафетах с запасом по 500 патронов на пулемет. Люковая установка отсутствует.

Вооружение Ju-88C-6 не может эффективно применяться против бронированных целей. Таким образом, и эта попытка немцев создания штурмовика окончилась неудачей.

Анализируя изменение вооружения различных модификаций Ju-88, можно установить, что усиление переднего вооружения осуществлено, в основном, на Ju-88А-6 и предназначено для стрельбы по наземным целям.


Схема вооружения Ju-88A-6.

Бортовые установки появляются на Ju-88A-4 и усиливаются вдвое на Ju-88A-6 для огневого взаимодействия в плотном строю при отражении атак истребителей.

Верхняя и люковые установки усилены вдвое, начиная с Ju-88A-4, для улучшения защиты от атак истребителей с основного направления - сзади. Крупнокалиберный пулемет MG-131 в оборонительном вооружении Ju-88 еще не получил соответствующего применения.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СЕМЕЙСТВА Ju-88
 

Ju-88A-1

Ju-88A-4

Ju-88A-6

Год выпуска

1939

1941

1942

Взлетная мощность двигателей, л.с.

2x1800

2x2000

2x2200

Экипаж, чел.

4

Размах крыла, м

18,38

20

Длина, м

14,35

Высота, м

4,7

5,3

Площадь крыла, м2

52,5

54

Взлетный вес нормальный, кг

10350

11000

Вес пустого, кг

7800

7980

Полезная нагрузка, кг

2550

3020

Бомбовая нагрузка, кг нормальная (максимальная)

1000-1900 (2250)

Скорость максимальная, км/ч (на высоте, м)

444 (5600)

-

452 * (4900)

Дальность нормальная, км

1650-2200

1800

2100

Практический потолок, м

7400

-

6400

* При полетном весе 9000 кг и без наружных бомбодержателей.

Чертежи

Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100