ПРОЕКТ XXI ВЕКА

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№4


По материалам пресс-службы ЭМЗ им.В.М.Мясищева

ПРОЕКТ XXI ВЕКА


Аттракцион для богатых (о перспективном проекте C-XXI)


Так будет выглядеть аэрокосмическая сцепка в полете.
Так будет выглядеть аэрокосмическая сцепка в полете.

14 марта состоялась презентация авиационно-космической системы C-XXI, разрабатываемой на Экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) имени В.М Мясищева и предназначенной для кратковременных суборбитальных космических полетов. Заказчиком выступает российская компания "Суборбитальная корпорация".

Аппарат C-XXI позволит поднять на высоту более 100 км (нижняя граница космоса) экипаж из трех человек - одного пилота и двух "космических туристов". На данный момент построен макет C-XXI в натуральную величину.

В основе проекта C-XXI лежит сочетание потребностей рынка и уникальных технологий, которыми располагают российские конструкторы.

"Мы проводили достаточно глобальные исследования рынка космического туризма, которые показали, что количество желающих полететь на суборбитальном корабле измеряется не сотнями, а даже тысячами. На сегодняшний день уже более 100 человек оставили свои депозиты на будущие суборбитальные полеты. Это реальные деньги, которые ждут своего часа" - утверждает Сергей Костенко, президент "Суборбитальной корпорации".

Потребность в становлении и развитии космического туризма осознается сегодня многими. В прошлом году астронавт Б. Олдрин, второй человек, ступивший на Луну, встретился с фантастом Артуром Кларком.

"Будущее космических полетов зависит от способности частных лиц за плату побывать в космосе туристами, - заявил Олдрин на конференции, прошедшей после встречи. - Хотя деньги, которые даст космический туризм, - не главное". По мнению и Олдрина, и Кларка, это единственный путь, ведущий к появлению поколения, способного освоить Марс, а потом и остальной космос.

Космический туризм - это только один из возможных вариантов использования C-XXI. Помимо суборбитальных прогулок богатых искателей приключений, аппарат можно использовать и в научных целях. Например, для медицинских экспериментов или мониторинга земной поверхности. Нельзя исключать использование машины для исследований в области аэродинамики.

Ракетный модуль C-XXI внешне напоминает уменьшенный в несколько раз космический челнок "Буран". В нем есть трехместная пассажирская капсула, двигательный блок, отсек оборудования с системами управления, жизнеобеспечения и спасения. Аппарат оснащен настолько интеллектуальной электроникой, что основные действия будут производиться автоматически, а пилот нужен скорее для подстраховки.

Система жизнеобеспечения позволяет поддерживать внутри пассажирской капсулы нормальные условия, включая температуру (в пределах 18-25° С) и давления, необходимые для жизнедеятельности пилота и космических пассажиров без применения индивидуальных дыхательных приборов.

В качестве носителя космического челнока C-XXI пока будет использоваться самолет М-55 "Геофизика", также разработанный на ЭМЗ им.В.М.Мясищева. Это уникальная машина позволяет подниматься на очень большую высоту и выдерживать самые суровые условия. Например, во время научной экспедиции в районе экватора температура за бортом "Геофизики" оказалась нижее -90°С. На свете существует мало (если вообще существует) машин, способных выдержать такое.

Для полетов C-XXI "Геофизика" будет приобретаться у завода на условиях лизинга. В дальнейшем "Суборбитальная корпорация" предполагает купить собственный М-55.

C-XXI крепится на носитель М-55 "Геофизика" с помощью управляемых механических замков. Кабель с быстро-размыкаемым электрическим разъемом обеспечивает электрическую связь между "Геофизикой" и C-XXI, которая предназначена для радиообмена между экипажами и контроля состояния и работоспособности всех систем ракетного модуля перед операцией разделения. М-55 оснащен контрольно-записывающей аппаратурой и системой тестирования работоспособности ракетного модуля.

С-XXI
С-XXI

После посадки пилота и пассажиров-космонавтов, кабина ракетного модуля герметизируется. Управляемый пилотом самолет-носитель с установленным на нем ракетным модулем поднимается на высоту 17 км. При выполнении маневра "горка" механические замки размыкаются и автоматически включается ракетный ускоритель, который, отработав заданное время, отделится от воздушно-космического самолета и "вернется" на землю.

C-XXI набирает высоту, постепенно принимая вертикальное положение. Величина и темп нарастания перегрузки оптимизируются траекторией полета и режимов работы ракетного двигателя.

Сразу после разделения носитель выполнит резкий маневр ухода со снижением в сторону от траектории ракетного модуля.

Пассажирская капсула, получившая импульс, продолжает по инерции движение вверх. В течение трех минут C-XXI будет находиться на высоте 101 км - нижней границе космического пространства, пассажиры смогут испытать все "прелести" космического полета: невесомость, черный небосвод и голубую поверхность Земли внизу.

М-55 + макет С-XXI
М-55 + макет С-XXI

При снижении с обеих сторон пассажирской капсулы раскрываются небольшие аэродинамические поверхности, которые обеспечат управляемый аэродинамический спуск. Одновременно это позволит снизить перегрузки и выполнить предпосадочный маневр. Посадка выполняется "по-самолетному" - на выпускаемое шасси. В качестве альтернативы возможен вариант посадки пассажирской капсулы на парашюте.

Проекты аппаратов для космического туризма делаются и на Западе. Но сегодня российские разработчики находятся впереди всех. Это связано с тем, что в России имеются уникальные технологии и специалисты, в частности, на ЭМЗ им. В.М.Мясищева, который был одним из головных предприятий, создавших космический челнок "Буран".

Кроме того, завод имеет большой опыт по перевозкам на самолетах крупногабаритных грузов. Это та технологическая база, которая позволит без особого труда вывести C-XXI на заданную высоту.

У российской разработки есть два преимущества. Во-первых, это низкая стоимость, не сопоставимая с западными разработками. А во-вторых, сроки исполнения проекта, которые в России гораздо ниже. Более того, макет сделан не просто "из головы", а на основании очень детальных аэродинамических, баллистических и прочих расчетов. Уже проработаны основные узлы и агрегаты машины.

М-55 + макет С-XXI
М-55 + макет С-XXI

Первые полеты C-XXI запланированы на 2004-2005 годы. В дальнейшем предполагается построить еще 6-7 космических модулей, которые смогут обеспечить до трех полетов в неделю. В том, что клиенты суборбитальных прогулок найдутся, создатели C-XXI не сомневаются.

Стоит отметить, что полет на C-XXI будет стоить около 100 тысяч долларов, то есть в 200 раз меньше, чем заплатил Денис Тито за полет на станцию "Мир". Кстати, реализацией туров на C-XXI занимается американская корпорация "Space Adventure".

Как заявил генеральный конструктор ЭМЗ имени В.М. Мясищева Валерий Новиков: "То, что еще совсем недавно казалось далеким будущим, сегодня становится реальностью. Полеты в космос станут более доступными, поэтому более привлекательными".

С-XXI
С-XXI

Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100