ИСТРЕБИТЕЛИ БЕЛЬГИИ

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№1


Владимир КОТЕЛЬНИКОВ

ИСТРЕБИТЕЛИ БЕЛЬГИИ


О самолетах ВВС Бельгии начала WW2


Одноместный "Фокс VI"
Одноместный "Фокс VI"

Бельгийская авиация была ненамного больше голландской. Количество имевшихся у нее истребителей никогда не превышало сотни.

В стране имелись два довольно крупных (по местным меркам) самолетостроительных завода. Один принадлежал «Авьонс Фэйри» - филиалу английской «Фэйри авиэйшн», а другой - концерну SABCA. Дополняли их завод «Стамп-Вертонген», строивший учебные и спортивные машины, и небольшой полуэкспериментальный заводик Ренара.

В отличие от Нидерландов, предпочитавших авиатехнику отечественной конструкции, бельгийские ВВС оснащались либо самолетами, купленными за границей, либо изготовленными в Бельгии по лицензиям.

В середине 1930-х основным истребителем являлся Фэйри «Файрфлай» IIM. Часть их приобрели в Англии, часть собрали на местном предприятии в Госселье. Это был типичный для начала десятилетия биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной.

На смену «Файрфлаю» в конструкторском бюро фирмы «Фэйри» в 1934-м создали специально для Бельгии истребитель «Фантом». Это тоже был биплан, но более совершенный. Двигатель "Испано-Сюиза" 12Ycrs в 925 л.с. и хорошая аэродинамика позволили опытному образцу в июне 1935-го достичь скорости 430 км/ч. Машина могла нести два варианта вооружения: четыре пулемета или два пулемета и пушку. Но во время показательного полета в Бельгии самолет разбился при посадке, пилот погиб. На заводе в Госселье уже готовились к производству этой машины, дав ей свое имя - «Ферос». Но никакого заказа не последовало. Катастрофа похоронила надежды на этот последний истребитель-биплан «Фэйри».

Зато с сентября 1935-го к «Файрфла-ям» добавились самолеты «Фокс» IIIC и VIC, считавшиеся двухместными истребителями. Фактически они почти ничем не отличались от ближних разведчиков «Фокс» III и VIR (с моторами «Кестрел» и «Испано-Сюиза» соответственно), запущенных в производство немного раньше. Оба они являлись продуктом эволюции английского разведчика-бомбардировщика Фэйри «Фокс», созданного еще в 1925-м. Скорость не превышала 350 км/ч, вооружение состояло из пары пулеметов спереди и одного-двух сзади.

В двух экземплярах в Госселье построили одноместный истребитель «Фокс» VII, прозванный летчиками «Кенгуру» за сдвинутый назад массивный водяной радиатор в сумкообразном обтекателе. Он оснащался четырьмя пулеметами.

В сентябре 1937-го из Великобритании стали поступать истребители «Гладиатор» II фирмы "Глостер". Всего их прибыло 22. Несколько более современные бипланы с закрытой кабиной и свободно-несущими стойками шасси развивали скорость до 400 км/ч и имели четыре пулемета.

В Италии в сентябре 1939-го заказали 34 истребителя "Фиат" CR.42. Они начали поступать в январе следующего года. Фактически перед нападением немцев успели получить 27 машин этого типа. Итальянские бипланы были немного быстроходнее английских - со скоростью до 430 км/ч и вооружались двумя крупнокалиберными пулеметами.

На монопланы бельгийские ВВС решились перейти только в 1939-м. В апреле того года в Англии заказали 20 самолетов "Хаукер" "Харрикейн". Их поставка началась уже с мая. К сентябрю 1939-го успели прибыть 15 истребителей, остальные с началом войны задержали и реквизировали британские ВВС.

На «Харрикейны» приобрели и лицензию. «Фэйри» получила заказ на 80 самолетов. Планировалась, что большая часть из них получит вооружение, отличное от английского, - из четырех пулеметов калибра 12,65 мм. Реально до мая 40-го сдали дюжину истребителей с восемью обычными «Браунингами» (как у англичан). Машин с крупнокалиберными пулеметами изготовили только три, да и то одна из них стояла в цехе в ожидании мотора.

В конце того же 1939-го в США, у фирмы «Брюстер», заказали 40 самолетов В-339В. Эта машина являлась сухопутным вариантом известного палубного истребителя F2A «Буффало». Предполагалось, что В-339В сменят «Фоксы» в двух эскадрильях. Первый американский самолет доставили в Бельгию перед самым немецким вторжением. Его даже не успели распаковать. Так в ящиках он и достался немцам. Тот самолет потом собрали и испытали.

Намечалась также покупка в Италии истребителей-монопланов "Фиат" G.50. Вся истребительная авиация Бельгии должна была перейти на одноместные машины. «Фоксы» в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков собирались вытеснить новыми монопланами SABCA S-47, сохранявшими, однако, мощное направленное вперед вооружение (пушку и два пулемета) и, тем самым, ограниченную возможность использования в качестве истребителей.

Поголовное оснащение истребителями иностранных конструкций не означало, что в Бельгии не пытались создать собственные самолеты такого назначения. Альфред Ренар, известный как конструктор довольно удачного разведчика R-31, стоявшего на вооружении, спроектировал несколько вполне современных истребителей-монопланов. Первым из них стал R-36, облетанный в ноябре 1937-го.

Цельнометаллический моноплан имел убирающееся шасси и закрытую кабину с необычным для тех лет фонарем кругового обзора. С мотором "Испано-Сюиза" 12Ycrs он показал на испытаниях скорость 490 км/ч. Машина имела мощное вооружение из пушки и четырех пулеметов.

За ним последовал R-37 с двигателем "Гном-Рон" 14N21. На нем пушки не было, зато скорость возросла до 510 км/ч. Последним в этом семействе являлся R-38 с английским «Мерлином», показанный в июле 1939-го командованию бельгийских ВВС. В мае следующего года он проходил испытания. При отступлении его перегнали во Францию, а закончил он свой путь в Марокко.

В полете "Фоксы VI"
В полете "Фоксы VI"

Вариантом R-38 стал высотный перехватчик R-40 с герметичной кабиной. Интересно, что гермокабина у него при необходимости отделялась, как спасательная капсула. Этот самолет построили, но облетать не успели. Его уничтожили где-то во Франции.

Ни один истребитель бельгийской конструкции в серийное производство не попал, и войну бельгийцы встретили на порядком устаревших машинах, спроектированных за границей.

Сразу после начала войны бельгийские ВВС привели в боевую готовность. До мая 1940-го летчики уже успели получить некоторый опыт в эпизодических стычках с немецкими самолетами, пересекавшими границу.

Всего бельгийцы имели в первой линии 180 машин, в большинстве своем устаревших. Почти вся истребительная авиация сосредотачивалась во 2-м (истребительном) авиаполку. Он состоял из двух групп по две эскадрильи в каждой. По штату эскадрилье полагалось 15 самолетов, но на практике полк имел 81 машину - 15 «Гладиаторов», 11 «Харрикейнов», 25 CR.42 и 30 «Фоксов».

Даже лучшие из имевшихся у бельгийцев истребителей английские «Харри-кейны», по своим данным, уступали противнику. На малых и средних высотах он отставал от Bf 109Е на 40-50 км/ч, проигрывая также в скороподъемности. Лишь на высотах 6500-7000 м их возможнрсти становились примерно равными. При пикировании больший по габаритам «Харрикейн» не мог быстро разгоняться.

Правда, в актив ему можно было записать небольшой радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло. Это позволяло вести бой на горизонталях. Вооружались бельгийские «Харрикейны» восемью пулеметами в крыльях. Секундный залп получался большим, но дальность стрельбы и разрушительная сила от пуль обычного винтовочного калибра не всегда были достаточны для гарантированного уничтожения большого самолета.

«Гладиаторы» и CR.42 являлись типичными маневренными бипланами, рассчитанными на устаревшую тактику ближнего боя в горизонтальной плоскости. CR.42 при этом выделялся в лучшую сторону наличием крупнокалиберных пулеметов, увеличивавшим дистанцию эффективного огня. Патроны с бронебойными и разрывными пулями, входившие в их боекомплект, могли вывести из строя любую машину противника. Но итальянские пулеметы «Бреда-SAFAT» имели малую выходную скорость пули и при стрельбе снизу вверх пуля быстро тормозилась. «Фоксы» и находившиеся в резерве «Файрфлаи» вообще устарели безнадежно.

С первыми лучами солнца 10 мая немецкая авиация обрушилась на бельгийские аэродромы. За день на них осуществили 72 налета. Около трети парка бельгийских ВВС выбили на земле. Истребители не стали исключением. Из «Харрикейнов» взлететь успели лишь два, да и их тут же сбили. 6-я эскадрилья на «Фоксах» вообще потеряла на земле все машины.

Все боеспособные CR.42 утром 10 мая перегнали на передовой аэродром Брюстем, где они и попали под бомбы немецких пикировщиков. 15 машин погибли, не совершив ни одного боевого вылета. 1-я эскадрилья, самолеты которой украшало изображение летящей кометы, потеряла на земле четыре «Гладиатора».

Уцелевшие поднимались в воздух, чтобы вступить в бой с многократно превосходящими силами противника. «Фоксы» для облегчения взлетали без стрелков и задних пулеметов - это немного поднимало скорость. Но даже в этом случае им приходилось нелегко. Шестерка «Фоксов» попробовала перехватить группу Bf 109. Немцы сами перешли в атаку и сбили три бельгийских истребителя.

«Фиаты» за первый день записали на свой счет три вражеских машины. Один CR.42 был сбит стрелком бомбардировщика Do 17, который пытался атаковать.

Еще один истребитель разбился при вынужденной посадке.

Бельгийская авиация не смогла помешать высадке немецких планерных и парашютных десантов, захвату ими важнейших мостов и узлов дорог. Большую часть самолетов уничтожили всего за несколько дней. На второй день войны бельгийцы потеряли в воздушных боях четыре «Гладиатора», а остальные машины этого типа погибли в ходе нескольких налетов «Люфтвафе» в последующие дни. Дольше всех сохраняли некоторую боеспособность итальянские «Фиаты». Они около недели сражались в небе Бельгии, сбив еще два немецких самолета, но 17 мая после потери основных аэродромов последние шесть CR.42 эвакуировали в Шартре. К 18 мая вообще все уцелевшие истребители, а их было очень немного, оказались во Франции.

Бельгийские летчики некоторое время воевали на французской земле. Последние четыре поврежденных CR.42 бросили при отступлении в Бордо уже в июне 1940-го.

Собственно говоря, "Файрфлаи" истребитель не бельгийский, а английский. Но серийное производство его велось в Бельгии, состоял он на вооружении только в бельгийских ВВС и в ходе Второй мировой войны сражался именно там. Да и создал эту машину авиаконструктор Марсель Лобель, бельгиец по происхождению, много лет проработавший в «Фэй-ри авиэйшн» в Англии.

В марте 1924-го «Фэйри», имевшая моторостроительное отделение, приобрела лицензию на американский двигатель "Кэртис" D-12 (450 л.с.) и начала внедрять его в производство под обозначением «Феликс». Лобель решил сделать истребитель с этим двигателем. Государственного заказа на самолет не было, и официальное техническое задание на него не выдавалось. По просьбе фирмы британское министерство авиации сообщило лишь самые общие требования к машине: одноместная, пара пулеметов калибра 7,69 мм с боезапасом 1200 патронов и запас горючего на два часа полета.

Лобель спроектировал довольно компактный биплан смешанной конструкции (в основном из дерева). 9 ноября 1925-го самолет первый раз поднялся в воздух с заводского аэродрома в Нортхолте. Машину пилотировал испытатель Н. Мак-миллан. Непродолжительные заводские испытания завершились ко 2 декабря. После этого истребитель показали военным.

Представители Королевских ВВС посмотрели машину на земле и в воздухе и отметили хороший обзор. Но применение иностранного двигателя сочли нежелательным. Кроме того, мощность «Феликса» являлась, по их мнению, недостаточной для истребителя такого веса. Лобелю предложили попробовать опытный мотор фирмы «Роллс-Ройс» - F.10 (будущий «Кестрел»). Прирост тяги позволил бы поднять скорость и потолок до необходимого уровня.

В 1927-м в чертежах появился вариант «Файрфлая» с мотором F.11 (тем же F.10, но с редуктором), но министерство авиации от него отказалось. Однако руководство фирмы решило построить опытный образец в порядке частной инициативы. К этому времени появилось задание на новый истребитель-перехватчик с большой скороподьемностью и хорошими высотными характеристиками.

Появление этого задания означало полное изменение концепции применения истребителей в системе ПВО. Ранее считалось, что перехват будет осуществляться самолетами, барражирующими в воздухе. Соответственно от истребителя ПВО требовался большой запас горючего. Теперь же на бензине можно было сэкономить, но взамен требовалось обеспечит, быстрый набор высоты самолету, дежурящему на аэродроме. Под это задание и стали подгонять конструкцию истребителя.

Новая модификация «Файрфлай» II (вариант с «Феликсом» соответственно обозначили «Файрфлай» I), существенно отличалась от предшествующей. Капот при другом моторе («Кестрел» IIS - бывший F.XIS, 450 л.с.) приобрел совершенно новые, очень изящные и аэродинамичные очертания.

Конструкцию планера переработали. Самолет стал теперь более металлическим, нежели деревянным. V-образные межкрыльные стойки уступили место N-образным в широких обтекателях. Гаргрот за местом пилота стал больше и изменил свою форму. Иначе оформили хвостовое оперение. «Файрфлая» II взлетел 5 февраля 1929-го опять в Нортхолте, а пилотировал машину Макмиллан.

Задание первоначально предусматривало обязательное применение двигателя воздушного охлаждения, предпочитавшегося ВВС. Так что «Файрфлай» первоначально не был допущен к конкурсу. Лишь изменение задания под давлением промышленности в 1928-м позволило «Фэйри» вступить в борьбу за новый заказ ВВС. Конкурсные испытания проводились в 1929-м. Но «Файрфлаю» не повезло. Конкурс выиграл "Фьюри" фирмы "Хаукер", запущенный в массовую серию.

Но Лобель не успокоился. «Файрфлай» опять изменился. Конструкцию превратили в цельнометаллическую. Новый вариант назвали «Файрфлай» IIМ. Межкрыльные стойки стали гораздо уже, вертикальное оперение приобрело округлую форму (вместо трапециевидной).

Модификация II оснащалась комбинацией поверхностных водяных радиаторов на капоте с втяжным радиатором под мотором. Теперь же один большой радиатор разместили в ванне между стойками шасси. Крыло и фюзеляж тоже претерпели изменения. Хотя кабина пилота оставалась открытой, ее оборудовали отоплением. Теплый воздух отбирался из радиатора и поступал к ногам летчика. «Файрфлай» IIМ, переделанный из модели II, совершил свой первый полет 6 января 1930-го. В июне эту машину продемонстрировали на авиационном празднике в Хендоне.

Параллельно с сухопутной модификацией II разрабатывался ее палубный вариант, «Файрфлай» III. Он впервые взлетел в мае 1929-го. Но и в качестве палубного истребителя «Файрфлай» оказался неудачником - победил "Хаукер" "Норн" (запущенный в серию как "Ним-род").

Но труд, вложенный в создание и совершенствование «Файрфлая», не был затрачен впустую. Машину, выставленную в Хендоне, заметила бельгийская делегация. Фирме «Фэйри» предложили представить самолет на конкурс бельгийских ВВС. В июле 1930-го истребитель прибыл в Эвре для сравнительных испытаний.

Конкурентами являлись чехословацкий "Авиа" ВН.ЗЗ и французский "Девуа-тин" D.27. Победу «Фэйри» обеспечил необычный ход - английские испытатели очень быстро подготовили 16 бельгийских строевых летчиков, самостоятельно выпустив их на новой машине. Это подчеркнуло легкость освоения истребителя и простоту его пилотирования. Уже в конце лета 1930-го бельгийское правительство выдало первый заказ на 25 «Файр-флаев». Соглашение предусматривало организацию производства истребителей в Бельгии.

Для этого создали дочернюю фирму «Авьонс Фэйри», для которой начали строить завод в Госселье. Он должен был собирать не только «Файрфлай», но и разведчики-бомбардировщики «Фокс», также принятые на вооружение бельгийскими ВВС.

Но первую партию «Файрфлаев» IIМ собрали в Англии. Первые серийные истребители выпустили в конце июня. Уже 10 июля бельгийские летчики перегнали домой несколько истребителей. В конце 1931-го новыми машинами укомплектовали 1-ю эскадрилью 1-й авиагруппы в Шаффене. Поставки из Госселье пошли с февраля 1932-го. Они позволили вооружить «Файрфлаями» еще две эскадрильи 2-й группы, а в 1933-м создать специальную летную школу в Вевельгене. Всего выпустили 88 серийных «Файрф-лаев».

В июле 1931-го один «Файрфлай» IIМ демонстрировался в Румынии, но заказа из этой страны не последовало. Еще один самолет купил в 1932-м Советский Союз.

В Бельгии «Авьонс Фэйри» начала вести самостоятельную работу по совершенствованию выпускаемых машин. В 1933-м два «Файрфлая» оснастили фран-цузскими моторами "Испано-Сюиза" 12Xbrs как опытные образцы модификации IV. Они получили также верхнее крыло увеличенного размаха по типу палубной «тройки». Взлетный вес стал килограммов на 60 больше, чем у «Файрфлая» ИМ. Один самолет испытывали в Бельгии, а второй в ноябре 1933-го отправили в Англию, где испытатели «Фэйри» сравнивали его с серийным IIМ.

Несмотря на значительный прирост мощности (760 л.с. против 480 л.с.), улучшение летных данных оказалось совсем небольшим. Скороподьемность возросла, а максимальная скорость и практический потолок даже упали. Постройку серии «Файрфлаев» IV сочли бесперспективной. Самолет, оставшийся в Бельгии, вернули к стандартной конфигурации и сдали ВВС в составе последней серии.

Неудачная посадка бельгийского "Харрикейна"
Неудачная посадка бельгийского "Харрикейна"

«Файрфлай» сохранялись в бельгийской авиации вплоть до начала Второй мировой войны. В мае 1940-го, когда нарушив нейтралитет страны, немцы ринулись через Бельгию в обход «линии Ма-жино», в строю оставалось около 50 истребителей этого типа. Но большого участия в боях они не принимали. Достоверно известно об одном боевом вылете, совершенном тремя «Файрфлаями». С противником в воздухе они так и не встретились, потерь не имели.

"Моран-Сальнье"MS-236.EC2
"Моран-Сальнье"MS-236.EC2

Через несколько дней все уцелевшие после массированных налетов «Люфтваффе» бельгийские самолеты были эвакуированы во Францию. Большой ценности устаревшие бипланы не представляли и их по мере отступления французской армии перебрасывали с одного аэродрома на другой. Перед капитуляцией несколько истребителей даже доставили морем в Алжир. В ноябре 1942-го солдаты союзников обнаружили их не распакованными в ящиках.

Самым массовым (и самым неудачливым) истребителем бельгийской авиации являлся двухместный биплан "Фокс". Этот самолет, так же как и "Файрфлай", спроектировали в Англии, но не получил там широкого распространения. Зато в Бельгии их строили долго и в больших количествах, фактически сделав его основной многоцелевой машиной ВВС.

Разработку проекта будущего "Фокса" начали в Великобритании еще в апреле 1924-го. Руководили ею два человека -М.Лобель (конструктор) и П.Рэлли (аэродинамик). Самолет задумывался как скоростной двухместный легкий бомбардировщик и разведчик с мотором водяного охлаждения "Кэртис" D-12 ("Феликс"). Упор сделали на минимальные габариты, хорошую обтекаемость, малый вес, простоту изготовления и эксплуатации. Получился изящный биплан с узким вытянутым фюзеляжем небольшого сечения.

Конструкция была смешанной: крыло полностью деревянное, а в фюзеляже сочетались дерево и стальные трубы. Вооружение состояло из двух пулеметов - один синхронный спереди, другой сзади (на специальной установке "Фэйри"). Под нижним крылом можно было подвесить до210кг бомб. Первый полет опытного образца нового бомбардировщика состоялся 3 января 1925-го. Пилотировал его испытатель Н.Макмиллан.

После демонстрации машины командованию Королевских ВВС в декабре 1925-го последовало решение закупить 28 самолетов под названием "Фокс" I. В июне-августе следующего года ими укомплектовали одну эскадрилью. Впоследствии часть этих самолетов с августа 1927-го переоборудовали под английский мотор "Кестрел" как "Фокс" IA.

В 1929-м фирма "Фэйри" участвовала в новом конкурсе на поставку бомбардировщиков для английских ВВС. Выставлен был модернизированный вариант "Фокса" - цельнометаллический ИМ с мотором "Кестрел" IB и новым округлым вертикальным оперением с роговой компенсацией руля направления.

На этом трехместном разведчике-бомбардировщике предусматривалось необычное для столь небольшой машины лежачее положение штурмана-бомбардира при прицеливании в ходе бомбометании. "Фокс" IIМ строился наперегонки с "Хартом" фирмы "Хаукер" и "Энтелоуп" от "Авро". Но "Фэйри" не успела: "Харт" приняли на вооружение в июне 1929-го, а новый "Фокс" поднялся в воздух только в октябре.

Как и в случае с "Файрфлаем", неудачливого соперника требовалось куда-то пристроить и его тоже предложили Бельгии. Бельгийские ВВС летали тогда на самолетах "Бреге" XIX, созданных еще в конце Первой мировой войны. В октябре 1930-го второй опытный "Фокс" IIМ перелетел в Бельгию, где на аэродроме Эвре его показали местным военным. Машина понравилась и ее согласились купить при условии, что "Фэйри" организует ремонт и обслуживание самолета на бельгийских предприятиях, а впоследствии и сборку.

В январе 1931-го подписали соглашение о поставке первой партии из 12 "Фоксов" в двухместном варианте с моторами "Кестрел" IIS. Их изготовляли в Англии, на заводе "Фэйри" в Хейсе. В декабре облетали первый серийный "Фокс" IIМ. В январе бельгийские пилоты перегнали на родину первые три самолета. Ими стали вооружать 9-ю разведывательную эскадрилью.

С марта 1932-го производство перенесли в Бельгию, на созданный в Госсе-лье филиал "Фэйри". Там собрали еще 28 самолетов. Первый из них поднялся в воздух в апреле 1933-го, последний сдали заказчикам в ноябре.

В декабре того же года за ними последовали машины модификации "Фокс" III. На ней диапазон применения самолета решили расширить, выпустив параллельно три подварианта - разведчик-корректировщик (с возможностью использования в качестве легкого бомбардировщика), учебно-тренировочный и тяжелый истребитель.

Превращению "Фокса" в истребитель способствовали его летные данные - приличная по тем временам скорость, хорошие управляемость и устойчивость. Хотя на ряд фигур пилотажа и налагались ограничения, в целом "Фокс" обладал удовлетворительной маневренностью.

Разведчик-корректировщик "Фокс" III имел мотор "Кестрел" IIS и два пулемета спереди (по обоим бортам фюзеляжа). Его построили в 13 экземплярах. Учебный "Фокс" IIIS отличался двойным управлением. Их сделали то ли четыре, то ли пять, считая один изготовленный в Англии с двигателем "Армстронг-Сиддли" "Сервал" в 340 л.с. и переоборудованный затем в Бельгии под "Кестрел" IIMS, как остальные IIIS.

А вот истребитель-разведчик "Фокс" IIIC изготовили в довольно большом количестве - 48 экземпляров. Вооружение у него соответствовало варианту III, так же, как и мотоустановка, но для улучшения аэродинамики над кабинами установили большой фонарь, полностью закрывавший летчика и частично стрелка. Для входа пилота в кабину одна из секций фонаря откидывалась вправо, у стрелка - поднималась вверх. При этом она также работала как козырек-экран, прикрывавший его при стрельбе от набегающего потока воздуха. Впоследствии, в 1939-1940 годах, такие фонари поставили на все варианты "Фокса", в том числе и более раннего выпуска.

"Фокс" IIIC сохранял бомбодержатели и, стало быть, мог работать и как легкий бомбардировщик. В качестве истребителя его предполагалось эксплуатировать одноместным, без стрелка и заднего пулемета. Уменьшение веса при этом немного поднимало летные данные.

Таким образом, бельгийцы по-своему решили задачу создания универсального многоцелевого самолета. К 48-ми "Фоксам" IIIC надо добавить один учебно-тренировочный IIICS с двойным управлением. В общую сумму также вошли 12 высотных истребителей с моторами "Кестрел" V (640 л.с.) с более мощным нагнетателем. Последний "Фокс" IIIC покинул Госселье в мае 1937-го.

Таким образом, фактически модель IIIC строилась параллельно с более поздними и более совершенными модификациями, отличавшимися в первую очередь двигателями "Испано-Сюиза". Первым прототипом для них послужил один из серийных самолетов бельгийской постройки типа II, на котором опробовали "Испано-Сюизу" 12Ybrs (860 л.с.). Эта машина начала летать в январе 1934-го как "Фокс" IV.

Самолет испытывался в Бельгии, затем в Англии. Перед отправкой туда его оборудовали закрытым фонарем и каплевидными обтекателями на колесах. Название изменили на "Фокс" V. После возвращения в Госселье мотор сменили на 12Ydrs (с большей взлетной мощностью), а обтекатели колес сняли. В августе 1934-го "Фокс"У продемонстрировали военным и он заслужил одобрение командования бельгийских ВВС.

Действительно, увеличение тяги существенно подняло летные данные, несмотря на рост веса. Повысилась скорость, улучшилась скороподьемность, уменьшился разбег. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением дальности полета (расход бензина возрос, а объем баков не изменился) и переходом на высокооктановый, более дорогой, бензин. Самолет предназначался для той же роли, что и тип IIIC, т.е. дальнего истребителя (с одним пилотом) и разведчика (с двумя членами экипажа).

После небольших доработок новую модификацию запустили в производство как "Фокс" VIR. Бельгийские ВВС заказали 24 самолета в качестве разведчиков-бомбардировщиков. А вот в качестве истребителя появился еще один вариант "Фокса" - тип VII. Он сильно отличался от всех предыдущих. Начнем с того, что самолет стал одноместным. Заднюю кабину зашили наглухо. Пулемета сзади теперь, естественно, не было, зато неподвижное вооружение впереди значительно усилили. К двум пулеметам в фюзеляже добавили четыре в верхнем крыле.

Для 1935-го, когда проектировался "Фокс" VII, огневая мощь истребителя представлялась очень большой. Альтернативой шести пулеметам являлась установка мотора "Испано-Сюиза" 12Ycrs с 20-мм пушкой "Эрликон", стрелявшей через полую втулку винта. Четыре пулемета в верхнем крыле при этом сохранялись. Официально тип VII называли "Моно-Фокс", но в большем ходу было прозвище "Кенгуру", связанное с тем, что водяной радиатор переместили назад и укрыли в обтекателе, вызывавшем явные ассоциации с сумкой австралийского животного.

Построили всего два "Фокса" VII, оба с чисто пулеметным вооружением. Первый из них взлетел в декабре 1935-го. За счет меньшего веса скорость, по сравнению с VIR, возросла примерно на 10 км/ ч. Но заказа на серию "семерок" не последовало. Один аппарат переделали в стандартный "Фокс" VIR, а второй так и остался одноместным. Он дожил до мая 1940-го в качестве персональной машины Вилли Коппенса, бельгийского аса Первой мировой войны, в то время командира 2-й истребительной авиагруппы.

Проект "Ренард" R/36
Проект "Ренард" R/36

Бельгийские генералы вместо типа VII предпочли заказать опять двухместные истребители-разведчики "Фокс" VIC. Они почти не отличались от модели VIR. Фактически к комплекту оборудования разведчика добавили лишь радиостанцию. Машин типа «С» построили существенно больше, чем «R». Цифры в разных источниках расходятся, но наиболее правдоподобно, что выпустили 52-55 самолетов. Сборку первого из них закончили в сентябре 1935-го. Последние серии оснащались не двухлопастными деревянными винтами, а новыми трехлопастными металлическими "Ратье" изменяемого шага и соответственно, их летные данные стали выше.

Последней модификацией "Фокса" стал разведчик-бомбардировщик тип VIII. От VIR он отличался отсутствием пулеметов в фюзеляже. Зато сразу четыре должны были размещаться в верхнем крыле. Реально ставили только два. Винты монтировались изменяемого шага - либо "Ратье", либо "Фэйри-Рид". 15-й и последний "Фокс" VIII вышел из цеха в мае 1939-го. Всего за эти годы в Бельгии изготовили, по разным оценкам, от 177 до 190 "Фоксов".

Из них к моменту нападения немцев в строю находились 97. Старые "Фокс" IIIC, как истребители, уже совершенно не годились. Их сосредоточили в эскадрильях 1-го и 3-го авиаполков, где эксплуатировались как разведчики. В этом качестве они и участвовали в боевых действиях. "Фоксы" следили за продвижением колонн вермахта, бомбили и штурмовали.

В состав 2-го (истребительного) полка входили две эскадрильи, укомплектованные "Фоксами" VIC и VIR (их в общей сложности имелось 29) плюс единственный "Фокс" VII. Немецкие бомбежки в первый же день выбили шесть из 15 истребителей 5-й эскадрильи и полностью всю 6-ю, накрытую на площадке у учебного полигона. 5-я эскадрилья успела сделать только два боевых вылета.

"Фоксы" летали как одноместные, пытаясь перехватывать немецкие самолеты. Шестерка бельгийских машин даже рискнула атаковать группу "Мессершмиттов". Результаты боя описываются поразному, но все сходятся в одном - три "Фокса" сбили. Успехи же бельгийцев оказались более чем скромными: на их счет записали один Bf109E, да и тот достаточно сомнителен.

Это не удивительно - бельгийский биплан уступал в скорости "Мессершмитту" более чем на 100 км/ч, вооружение было слишком слабым, да и живучесть машины без брони и протектирования баков оставляла желать много лучшего. К концу дня оставшиеся "Фоксы" 5-й эскадрильи расстреляли на аэродроме немецкие летчики.

К 18 мая на территории Бельгии сражалась только горсточка машин 1-го полка, поддерживавших оборону остатков бельгийской армии. Повидимому, ни одного "Фокса" во Францию не эвакуировали.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ ФИРМЫ "ФЭЙРИ"
  <Файрфлай> IIМ "Фокс" VIC "Фокс" VII ("Моно-Фокс")

Размах крыла, м

9,6

11,58

11,58

Длина, м

7,52

9,17

9,04

Высота, м

2,85

3,35

3,35

Вес пустой, кг

1083

-

-

Вес взлетный, кг

1490

4950

2152

Скорость макс., км/ч

 

у земли

292

304

335

на высоте 4000 м

359

365

375

Время набора высоты 6000, мин.

10,9

8,5

9

Потолок практический, м

 

11500

Дальность, км

-

1020

-

Продолжительность полета, ч

-

2,75

-



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100