ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВИАКОНСТРУКТОРА

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№1


Евгений АДЛЕР

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВИАКОНСТРУКТОРА


О самолете Я-21


Я-21
Я-21

Ведущим конструктором Я-21 назначили инженера-расчетчика Наталью Кастальскую, по ее настойчивой просьбе.

Не имея опыта работы на производстве в качестве ведущего конструктора, она поневоле допускала довольно грубые ошибки, которые, естественно, не ускользали от опытного взгляда Александра Сергеевича.

За такие промахи в работе мужчин главный конструктор распекал, не стесняясь в выражениях. Однако Кастальскую, как женщину, он щадил и, замечая ее упущения, употреблял в советах и рекомендациях лишь самые изысканные выражения русского литературного языка.

Быстро заметив это, Кастальская со слезами на глазах как-то ему сказала:

- Александр Сергеевич! Почему Вы так несправедливо относитесь к моей работе? Ведь если бы на моем месте был мужчина, Вы бы наверняка не церемонились, а прямо и по-деловому сказали бы все, что думаете о его работе. А со мной деликатничаете, и это меня очень обижает, будто я хуже других.

Эта дотошная женщина со своим твердым, упорным характером быстро овладела секретами успеха работы на производстве в качестве ведущего конструктора. Построив "свою" машину, она затем сопровождала Я-21 на аэродром, где также быстро освоила обязанности ведущего инженера по летным испытаниям.

Шеф-пилот ОКБ Юлиан Пионтков-ский вскоре привык к ней, со знанием дела заполнявшей бланки заданий на испытательные полеты. Пионтковский плодотворно проводил свою работу. Самолет ему нравился: при двигателе всего в 220 л.с. он развивал скорость более 300 км/ч. Это - отличный показатель. Правда случались и замечания. Летчик рекомендовал увеличить углы отклонения элеронов и площадь руля высоты.

В конце концов, на Я-21 удалось достичь простоты пилотирования и хороших взлетно-посадочных свойств. Летчики-испытатели ВВС, участвовавшие в облете Я-21, подтвердили его удовлетворительные характеристики устойчивости...

Кастальской, пожалуй, удалось бы довести Я-21 до серийного производства, если бы не надвигавшаяся война, приближение которой стало остро ощущаться, несмотря на пакт о ненападении.

Так или иначе, но Яковлев одним из первых почувствовал это и, решительно отодвинув в сторону свое увлечение учебными и спортивными летательными аппаратами, целиком переключился на военную тематику.

Основные данные УТ-21 с мотором "Рено"-6 взлетной мощностью 220 л.с.
Размах крыла, м7,8
Длина (на стоянке), м6,4
Высота, м2,05
Площадь крыла, м29,58
Вес пустого, кг611
Полетный вес, кг831
Скорость, км/ч
у земли322
крейсерская290
посадочная (без щитков)90
Время набора высоты 1000 м, мин.2,7
Практический потолок, м7000
Разбег / пробег, м150/190
Дальность на крейсерской скорости, км715


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100