ОПОЗНАННЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ

Реклама...

"Крылья Родины" 2001'№6


Вячеслав КОЗЫРЕВ Михаил КОЗЫРЕВ

ОПОЗНАННЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ


О дископланах и других "экзотических" ЛА, создававшихся в нацистской Германии.



Дископлан AS-6

Первые документально зафиксированные сообщения о встречах с неизвестными летательными аппаратами, имевшими форму диска, тарелки или сигары, появились в 1942-м году.

В марте того же года командир экипажа английского бомбардировщика в своем послеполетном рапорте доложил о том, что над немецкой территорией его самолет атаковал неизвестный летательный аппарат, вокруг которого наблюдалось желто-красное сияние. Прицельный огонь из стрелкового оружия бомбардировщика по нему не дал никаких результатов, однако через некоторое время неизвестный аппарат ушел вверх и исчез из поля зрения.

В октябре 1943-го во время массированного налета союзной авиации на объекты, расположенные на территории Германии, строй бомбардировщиков атаковала поднимавшаяся снизу группа больших блестящих дисков.

Спустя год, 27 ноября, экипаж американского бомбардировщика, возвращавшегося с ночного бомбометания западных районов Германии, сообщил по радио о светящемся объекте оранжевого цвета, движущемся со скоростью около 800 км/ч. Однако, вопреки утверждениям экипажа, операторы наземных станций слежения не обнаружили объект на экранах радаров.

В сообщениях о светящихся летающих объектах отмечалась непредсказуемость их поведения: объект мог с большой скоростью пройти сквозь боевой строй бомбардировщиков, не реагируя на стрельбу из пулеметов, а мог просто во время полета внезапно потухнуть, растворившись в ночном небе. Кроме того, фиксировались случаи сбоев и отказов в работе навигационного и радиооборудования бомбардировщиков при появлении неизвестных летательных аппаратов.

После войны из захваченных немецких документов стало известно, что таинственные летающие объекты наблюдались и немецкими летчиками. Так, например, в районе секретной немецкой базы в Норвегии летчик, взлетевший по тревоге, пытался перехватить горизонтально летевший сигарообразный аппарат, у которого вместо крыла имелись какие-то устройства, напоминавшие торчащие в разные стороны антенны. Попытка перехвата закончилась неудачей, т.к. неизвестный аппарат быстро перешел в набор высоты и исчез. Еще один летящий сигарообразный аппарат безуспешно обстреляли в Балтийском море с немецкой подводной лодки.

Доклады летчиков союзной авиации, наблюдавших неизвестные аппараты, не остались без внимания. Командование поручило разведслужбам провести тщательное расследование по этому поводу. Одним из первых результатов расследования стало появление широко известной сейчас аббревиатуры UFO - "неопознанный летающий объект" (НЛО). В итоге в США и Великобритании создали специальные исследовательские группы, занимающиеся изучением НЛО, а все сведения, касавшиеся этих вопросов, были засекречены.

С окончанием войны НЛО не исчезли, а продолжали время от времени появляться. Просочившиеся же в печать сведения о выводах англо-американских исследовательских групп относительно непричастности к НЛО ни к "Люфтваффе", ни к ВВС союзников, стали причиной возникновения в 1947-м новой отрасли человеческих знаний - уфологии. Волна увлечения поисками НЛО инопланетного происхождения нарастала, но совершенно неожиданно для уфологов 25 марта 1950-го в итальянском "II Giornale d'Italia" появилась статья, в которой известный итальянский ученый Джузеппе Беллуццо приоткрыл тайну происхождения НЛО.


Экспериментальный беспилотный аппарат с центробежным турбореактивным двигателем в полете и его компоновка.

Беллуццо, родившийся в Вероне в 1876-м, был крупным специалистом в области двигателестроения. Он построил первую итальянскую паровую турбину, позднее усовершенствованную им для установки на крейсерах и линкорах. Помимо научной деятельности Беллуццо занимался также и политикой. При фашистском правительстве в Италии он избирался в парламент, а в течение трех лет даже занимал пост министра экономики.

По его утверждению, наблюдавшиеся во время войны светящиеся НЛО являлись всего-навсего изобретенными им дисковыми летательными аппаратами, так называемыми "дисками Беллуццо", которые в обстановке строжайшей секретности разрабатывались с 1942-го в Италии и Германии. В доказательство своей правоты Беллуццо представил эскизные наброски некоторых вариантов своих разработок военных лет.

Это были беспилотные дисковые аппараты с реактивными двигателями по краям. Предназначались они для нанесения ударов по далеко отстоящим наземным целям (аналог дальней артиллерии) и борьбы с бомбардировщиками союзников (аналог зенитной артиллерии). И в том и в другом случае в центре диска располагался отсеке боезарядом, аппаратурой и топливный бак, в качестве двигателей использовались прямоточные ВРД.

Диски запускались с наземной установки следующим образом.

Предварительно они раскручивались вокруг своей оси с помощью специального пускового устройства или сбрасываемыми стартовыми ускорителями. После достижения необходимой скорости запускались ПВРД. Результирующая подъемная сила создавалась как за счет вертикальной составляющей тяги ПВРД, так и дополнительной подъемной силы, возникавшей при отсосе двигателями пограничного слоя с верхней поверхности диска.

Реактивные струи ПВРД вращающегося в полете диска создавали иллюзию быстро бегущих по кромке диска переливающихся огней. Топливо в полете подавалось в двигатели из бака за счет центробежных сил. В первом варианте боевого применения после выработки горючего диск падал на землю и взрывался. Во втором варианте при приближении к строю бомбардировщиков срабатывал дистанционный взрыватель. По утверждению Беллуццо, немцы предполагали к 1950-му создать аналогичный диск диаметром 10м, способный нести атомную бомбу.

Военные отреагировали сразу же после появления заявления Беллуццо. Один из генералов итальянских ВВС пытался опровергнуть сообщение. Однако вслед за этим последовала статья в одной из итальянских газет некоего Лино Скалиони с подтверждением заявления Беллуццо. Скалион во время войны в составе одного из британских спецподразделений готовился к захвату образцов секретного немецкого оружия в северо-восточной Норвегии, где, по его словам, немцы вели работы по дискам.

Через некоторое время в западноевропейской прессе промелькнуло заявление немецкого ученого и конструктора Рудольфа Шривера, в котором он также утверждал, что в Германии во время войны разрабатывалось секретное оружие в форме "летающих дисков" или "летающих тарелок", а он являлся создателем некоторых из этих аппаратов.

В 1950-м в США рассекретили часть архивов ЦРУ, касавшихся НЛО. Из них следовало, что большинство зафиксированных после войны летающих объектов представляли собой исследовавшиеся трофейные образцы или дальнейшее развитие немецких разработок военных лет, т.е. являлись делом рук человеческих. Однако эти архивные данные оказались доступны лишь очень ограниченному кругу лиц и не получили широкой огласки.

Надо сказать, что идея постройки летательного аппарата в виде диска возникла еще в начале XX века. Известен самолет с дисковым крылом конструкции русского изобретателя А.Г.Уфимцева, так называемый "сфероплан", построенный в 1909-м. Самолеты с крылом круглой формы в плане получили название дископланы. Они обладают некоторыми преимуществами, по сравнению с самолетами с крылом обычной формы, при полетах с большими углами атаки и имеют хорошие противоштопорные характеристики.

Перед началом Второй мировой войны в США авиаконструктор Ч.Циммерман начал разработку экспериментального аппарата, называвшегося то "летающим блюдцем, то "летающим блином". Прототип этого самолета с обозначением V-173 совершил более 100 полетов. По результатам испытаний командование ВМФ США в 1942-м решило построить пару опытных самолетов XF5U-1 с двумя поршневыми двигателями мощностью по 1600 л.с. Расчетная максимальная скорость составляла 684 км/ч, однако Ч.Циммерман предполагал в дальнейшем увеличить ее до 885 км/ч путем установки более мощных двигателей. Когда построили оба аппарата война закончилась, и ВМФ потерял интерес к "летающему блюдцу", а самолеты позднее пошли на слом.

За годы войны в нескольких секретных немецких центрах (в Штецине, Дортмунде, Эссене, Пенемюнде, Праге, Бреслау и др.) разработали более 100 моделей необычных по форме летательных аппаратов (дискообразных, сигарообразных и пр.). Над их созданием трудились лучшие специалисты Германии, в их числе Шуманн, Шаубергер, Хабермоль, Мите, Шривер, итальянец Беллуццо и др.

Надо сказать, что все работы по созданию немецкого "чудо-оружия" проводились под эгидой СС. Ими занималось Техническое управление СС (SS-E-IV), а руководители разработок имели высокие эсэсовские звания. Так, например, конструктор ракет В. фон Браун в 1940-м получил звание штурмбанфюрера СС. Для работ в этой области привлекались заключенные концлагерей, в количестве, исчисляемом несколькими десятками тысяч человек.

Одной из причин скудости информации об этих разработках являлось то, что все заключенные впоследствии уничтожались. Свидетельством тому стало признание в августе 1958-го одного из авторов "летающих тарелок" Виктора Шаубергера: "Модель, испытанную в феврале 1945-го, построили в сотрудничестве с первоклассными инженерами из числа заключенных концлагеря Маутхаузен. Затем их увезли в лагерь, для них это был конец".


Диски Д. Беллуццо

Но некоторым заключенным повезло - они чудом избежали смерти. В одном из рассекреченных несколько лет назад в США документов обнаружилось донесение секретного агента ФБР, где говорилось о его контакте с человеком, переехавшем в 1952-м из Европы в США на постоянное местожительства. Этот человек с 1942-го по 1945-й был заключенным одного из концлагерей, расположенных на территории Польши. В 1944-м ему довелось видеть дискообразный аппарат, который, по его оценкам, имел диаметр от 68 м до 90 м и высоту до 4,2 м. Наблюдаемый аппарат медленно поднялся на высоту до 15 м и так же медленно двинулся горизонтально, пока не исчез за деревьями. При подъеме и во время движения от аппарата доносился воющий звук.


«Омега Диск» модель (вверху) и ее схема.

Еще одной из причин отсутствия более или менее достоверных данных о НЛО являлось уничтожение в самом конце войны секретной немецкой техники и соответствующей документации специальными эсэсовскими командами, выполнявшими приказ высшего руководства.


«Летающая шайба»

Все многообразие разработанных во время войны аппаратов можно условно разделить на четыре основные типа: дископланы (как с поршневыми, так и реактивными двигателями), вертолеты-диски (с внешним или внутренним расположением ротора), самолеты вертикального взлета и посадки (с поворотным или вращающимся крылом), диски-снаряды ("диски Беллуццо").

Последние разрабатывались по секретным программам "Feuerball" и "Kugelblitz". Одна из разновидностей дисков, предназначенная для борьбы с армадами союзных бомбардировщиков, имела по краям лопасти и напоминала собой дисковую фрезу. Вращаясь, они должны были кромсать все, что попадалось на пути. При этом, в случае потери самим диском хотя бы одной лопасти (это более чем вероятно при столкновении двух аппаратов), центр тяжести диска смещался относительно оси вращения и его начинало швырять в самом неожиданном направлении, что вызывало панику в боевом строю самолетов.

Некоторые варианты дисков оснащались устройствами, создававшими электромагнитные помехи для радио - и навигационной аппаратуры бомбардировщиков.

Второй тип дисковых аппаратов - дископлан взлетал и садился подобно обычному самолету, для этого снизу диска имелось колесное шасси.

В июне 1939-го на чемпионате Германии по свободно летающим авиамоделям демонстрировался в полете дископлан AS 1 конструкции Артура Зака. После окончания чемпионата генерал Э.Удет рекомендовал конструктору продолжить работы в этом направлении, после чего Зак разработал еще четыре летающих модели дископланов, последняя из которых, AS 5, имела размах крыла 1,5 м и длину 1,25 м. Затем он разработал полноразмерный самолет-дископлан AS 6.

AS 6 построили в начале 1944-го в мастерских авиабазы Брандис. Он представлял собой цельнодеревянный самолет (длина 6,4 м, высота 2,56 м, взлетный вес 900 кг) с круглым в плане крылом (размах 5,0 м, площадь 19,62 м2) и обычным хвостовым оперением на его задней кромке. Впереди располагался двигатель "Аргус" As.10C-3 мощностью 240 л.с., приводивший во вращение тянущий винт.

Шасси было трехстоечным: две основные неубирающиеся колесные стойки и задний костыль. Фонарь кабины, сиденье летчика и основные стойки шасси заимствовали от истребителя Bf.109В.

Испытания дископлана проводились в 1944-го на авиабазе Брандис. Но зимой 1944-1945 годов он сгорел во время одного из налетов союзных бомбардировщиков.

Известно, что существовал еще один двухкилевой дископлан с двигателями, расположенными в фюзеляже за кабиной летчика, соединенными через удлиненные валы с толкающими винтами противоположного вращения. Винты устанавливались в вырезах в задней части круглого крыла. Для управления машиной применялись рули направления, элероны и рули высоты на задней кромке диска.

Один из разработанных реактивных дископланов имел вертикально расположенный в центре корпуса ТРД фирмы "Хейнкель". Для обеспечения необходимой центровки кабина летчика размещалась над осью двигателя. Часть воздуха из воздухозаборника подавалась в двигатель, а продукты сгорания, пройдя через выхлопные-каналы, смешивались с эжектируемым холодным воздухом в основном канале и из плоского реактивного сопла выбрасывались наружу. Для путевого управления предназначались боковые струйные рули. Рулями высоты служили отклоняемые секции реактивного сопла.

К самолетам вертикального взлета и посадки относились аппараты, разрабатывавшиеся на фирмах "Вессерфлюг", "Фокке-Ахгелис", "Фокке-Вульф" и "Хейнкель".

В 1938-м на фирме "Вессерфлюг" под руководством конструктора Симона разрабатывался СВВП WP.1003. В качестве двигателя использовался DB 600, приводивший во вращение два винта диаметром 4 м, установленных на поворотных концевых частях крыла. Ожидалось, что при взлетном весе 2000 кг максимальная скорость достигнет 650 км/ч. После войны по этой схеме в США построили СВВП V-22 "Osprey".

В 1943-м Г.Фокке, основатель фирм "Фокке-Вульф" и "Фокке-Ахгелис", создатель вертолетов (Fa.224, Fa.226 и др.) и автожиров (Fa.225 и Fa.330), разработал проект конвертоплана Fa.269. На консолях крыла размахом 10м располагались поршневые двигатели DB.601 или DB.605, вращавшие через длинные валы толкающие винты большого диаметра. При взлете и посадке валы поворачивались вертикально вниз, в горизонтальном полете вал укладывался в крыло. Длинные основные стойки шасси и хвостовая опора убирались в фюзеляж. Ожидалось, что его скорость достигнет 600 км/ч.

В сентябре 1944-го на фирме "Фокке-Вульф" конструктор Х.фон Хален спроектировал самолет-перехватчик вертикального взлета и посадки FW "Triebflugel" (размах крыла-внешний диаметр ротора - 11,29 м, длина - 9,14 м, взлетный вес -2347 кг, максимальная скорость 1000 км/ ч). Особенностью машины являлся вращающийся вокруг фюзеляжа трехлопастный ротор, на конце каждой лопасти которого устанавливались ПВРД конструкции О.Пабста. Двигатель, разработанный еще в 1941-м, имел диаметр 0,686 м, длину 1,715 м, развивал тягу 839 кгс и мог работать на недефицитных видах топлива, включая угольную пыль.

Самолет на земле располагался вертикально на шасси. Оно состояло из центрального колеса в хвостовой части фюзеляжа и дополнительных четырех стоек с маленькими колесами, смонтированных на крестообразном хвостовом оперении. В полете дополнительные опоры складывались назад, напоминая бутон тюльпана. Кабина летчика, располагавшегося лежа, находилась в носовой части фюзеляжа, там же размещались две пушки МК.103 калибра 30 мм или MG.151 калибра 20мм.

Перед взлетом ротор раскручивался при помощи пускового двигателя, установленного внутри фюзеляжа, или стартовыми ускорителями, закрепленными под каждым из двигателей. На взлете лопасти устанавливались под необходимым углом. После достижения заданной скорости включались ПВРД. В горизонтальном полете угол установки лопастей уменьшался, а управление самолетом осуществлялось хвостовыми рулями. Самыми сложными считались переходные режимы полета, особенно при посадке, которая осуществлялась хвостом вперед. После войны подобную схему реализовали в американских экспериментальных самолетах "Конвер" XFY-1 и "Локхид" XFV-1.

Проект СВВП "Оса" с кольцевым крылом (диаметр 6,2 м, площадь 29,7 кв.м) вокруг фюзеляжа в средней части разрабатывался в 1944-м. Крыло крепилось к фюзеляжу перехватчика тремя пилонами. В задней части фюзеляжа устанавливался ТВД DB 021 или HeS 021 с шестилопастным винтом. Входное устройство воздухозаборника двигателя находилось в носовой части фюзеляжа. Летчик располагался в кабине сидя в горизонтальном полете, поэтому при взлете и посадке он оказывался лежащим на спине. По бокам кабины устанавливались две пушки МК 108 калибра 30 мм. Трехстоечное шасси располагалось на концах трехкилевого хвостового оперения.

После взлета самолет длиной 6,3 м опускал нос и переходил в горизонтальный полет. В горизонтальном полете дополнительная подъемная сила (вдобавок к кольцевому крылу) создавалась отогнутыми законцовками двух пилонов. Самым трудным режимом полета считалась посадка, хвостом вперед. Ожидалось, что при взлетном весе 2140 кг его максимальная скорость будет 800 км/ч.

Аналогичный перехватчик Не "Lerche" II ("Жаворонок") проектировали с февраля по 8 мая 1945-го. В отличие от предшественника в качестве силовой установки использовались два двигателя DB 605D, вращавших трехлопастные винты. Летчик в горизонтальном полете в кабине располагался лежа. По бокам кабины устанавливались две пушки МК 108. Самолет имел диаметр крыла 4 м, длину 9,4 м, взлетный вес 5600 кг и максимальная скорость 800 км/ч.

В 1935-м Г.Фокке разработал гибридный аппарат с ТВД, совмещавший в себе качества самолета и вертолета. Машина представляла собой дископлан с треугольной в плане хвостовой частью корпуса. На задней кромке крыла располагались элероны, закрылки и киль с рулем направления. Внутри корпуса установлены два соосных двухлопастных винта. Передача вращения к винтам осуществлялась через удлиненный вал и коробку передач. Сопло двигателя соединялось каналами с двумя дополнительными камерами сгорания (прототипами форсажных камер).

Аппарат взлетал за счет вращения винтов (наподобие вертолета).

Путевое управление на малых скоростях осуществлялось путем дифференцированного изменения тяги двигателей.

Еще одним любопытным аппаратом был вертолет-штурмовик "Омега диск", разработанный в конце войны Андреасом Эппом. Аппарат имел корпус в виде диска диаметром 19 м, в центре которого размещалась круглая кабина экипажа диаметром 4 м. На оси диска над корпусом располагался двухлопастный ротор диаметром 22 м с двумя ПВРД на законцовках лопастей. Ротор крепился на оси жестко.

Помимо основного ротора аппарат имел в корпусе восемь дополнительных двигателей As 8A мощностью по 80 л.с. с четырехлопастными винтами, причем каждый двигатель устанавливался в вертикальном канале диаметром 3 м.


Вертикально взлетающий аппарат «Triebflugel» фирмы «Фокке-Вульф».

Перед взлетом основной ротор раскручивался стартовыми ракетными ускорителями, подвешенными под ПВРД, одновременно запускались и двигатели As 8А. При достижении числа оборотов ротора 220 об/мин запускались ПВРД, а ускорители сбрасывались. Летчик, увеличивая тягу ротора путем изменения шага его лопастей, осуществлял взлет.


Аппарат Г.Фокке.

Изменяя тягу дополнительных двигателей, можно было наклонять машину в нужном направлении и осуществлять горизонтальный полет. В случае выхода из строя одного из дополнительных двигателей машина сохраняла управление, достаточное для завершения полета. При остановке одного из ПВРД автоматически прекращалась подача топлива во второй ПВРД, и летчик сажал машину на режиме авторотации.


Реактивный дископлан.

Несколько моделей вертолета испытали в аэродинамических трубах и свободном полете, а до конца войны построили четыре прототипа "Омеги". Систему же управления, реализованную в проекте, запатентовали после войны в ФРГ.

К этому же типу летательных аппаратов относился и штурмовик V 7 "Чудо-оружие" 7, разрабатывавшийся группой Шривера и Хабермоля в Бреслау (Вроцлаве). Аппарат имел круглый в плане корпус с остекленной кабиной, вокруг корпуса вращался многолопастный ротор с помощью ПВРД, установленных на его внешнем ободе.

Взлет аппарата осуществлялся как и у предыдущих проектов.

Горизонтальный же полет происходил при помощи двух (в другом варианте трех) ТРД, установленных снизу аппарата. На этом режиме полета лопасти устанавливались под нулевым углом, а путевое управление осуществлялось дифференцированием тяги ТРД или отклонением их сопел.

К окончательной компоновке конструкторы пришли только после неудачных испытаний 15 предыдущих вариантов. Прототип последнего варианта аппарата взлетел 14 января 1945-го под Прагой.

Наиболее загадочными были аппараты, разрабатывавшиеся по проектам "Haunebu" и "Vrill". В среде уфологов сложились легенды об использовании в качестве силовых установок этих аппаратов электромагнитных и антигравитационных двигателей, сведения о которых немцы, якобы, получили от внеземных цивилизаций.


Американский экспериментальный аппарат фирмы «Ховеркрафт».

Однако все обстояло гораздо прозаичнее - проекты этих аппаратов относились к вертолетам-дискам с расположенным внутри корпуса аппарата ротором. Аппараты серии "Haunebu" своей формой напоминали шляпу с высокой тульей, являвшейся воздухозаборником, там же находилась кабина экипажа. В одном из вариантов под входным устройством вертикально располагался турбовинтовой двигатель, вращавший один многолопастный ротор или два соосных ротора противоположного вращения (в одной из моделей этого варианта применялся двигатель BMW.028).

В другом варианте вместо ТВД стоял пусковой мотор для первоначальной раскрутки ротора, а основное вращение ротора осуществлялось за счет ПВРД, установленных на нем. При этом топливо в двигатели поступало за счет действия центробежных сил.

Выход потока воздуха или смеси воздуха с продуктами сгорания из корпуса аппарата осуществлялся следующим образом. У небольших аппаратов струя истекала через сопло, расположенное на оси аппарата, и создавала подъемную силу. Горизонтальный полет осуществлялся за счет отклонения выходной секции сопла от оси в ту или иную сторону.

У аппаратов большого размера сопло, создававшее подъемную силу, было кольцевым. Оно образовывалось профилированным зазором между корпусом аппарата и днищем в виде центрального диска с отогнутыми книзу краями. Для горизонтального полета снизу на днище устанавливались маршевые ТРД. Путевое управление осуществлялось либо за счет дифференцирования тяги маршевых ТРД, либо за счет отклонения их сопл.

Из проектов аппаратов серии "Haunebu" наибольшие размеры имел "Haunebu"-lll. Его диаметр достигал 71 м, а вооружение предполагалось из четырех пушек калибра 110 мм, десяти - калибра 80мм и шести - МК.108.

Группа конструкторов под руководством В.Шуманна в конце 1944-го работала над дисковыми аппаратами "Vrill"-Jager (первый полет опытного образца, предположительно, состоялся в феврале 1945-го) и "Vrill"-Zerstorer, с пушками -одной калибра 80 мм, двумя МК.108 и парой пулеметов MG.17.

Следует сказать, что максимальные скорости (от 2000 до 7000 км/ч), приписываемые дисковым аппаратам времен Второй мировой войны некоторыми историками авиации (в основном, немецкими), на самом деле в несколько раз завышены. Попытки же немецких специалистов создать аппараты, способные длительное время летать со скоростью, во много раз превышавшую звуковую, закончились к концу войны лишь разработкой Э.Зенгером концепции гиперзвукового бомбардировщика.

Известно, что после окончания войны дисковые летательные аппараты разрабатывались и на фирмах стран-победительниц. В первую очередь эти аппараты представляли интерес для военных. Диск обладает отличными жесткостными характеристиками, хорошей устойчивостью при вертикальном наборе высоты, низким аэродинамическим сопротивлением, большим внутренним объемом для размещения оборудования, топлива и полезной нагрузки. А, главное, имеет минимальную эффективную поверхность отражения при облучении его радаром, что очень важно при создании летательных аппаратов-"невидимок". Вот почему все работы по дисковым аппаратам были засекречены.

В 1954-м американская фирма "Локхид" запатентовала разработанную ею конструкцию дискообразного летательного аппарата, а английская "Avro Aircraft" начала разработку "летающей тарелки" VZ-9V по заказу ВВС США. Предполагалось, что полученные при создании этого экспериментального аппарата результаты будут использованы в разработке палубной "летающей тарелки" для ВМФ диаметром около 30 м.

Аппарат VZ-9V имел в диаметре около 6 м, внутри корпуса на оси располагался многолопастный ротор диаметром 1,5 м, приводившийся во вращение тремя ТРД. Сопла двигателей находились на кромке диска. Аппарат мог совершать вертикальные взлет и посадку, горизонтальный полет осуществлялся, в основном, на высоте 2,5-3,0 м с использованием воздушной подушки, на больших высотах аппарат становился неустойчивым. VZ-9V исследовался в течение нескольких лет, в 1961-м работу в этом направлении прекратили, истратив 10 млн. долларов.

В 1957-м в Англии запатентовали дискообразный летательный аппарат. Позднее стали летать дискообразные аппараты, разработанные французами Р.Кузинэ, Ж.Пети и М.Витона, австрийцем Х.Жорданом, японцами Г.Митихару и С. Итиро, американцем П.Моллером и др.

В 1950-1962 годах разрабатывались дископланы и в СССР Два планера М.Суханова исследовали в полете. В 1959-м В.Бурдаков и Ю.Данилов предложили проект дископлана диаметром 500 м. Но на этом все и кончилось. Есть ли у подобных аппаратов перспектива, покажет лишь будущее.



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100