ГРОЗНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ЭКВИЛИБРИСТ

Реклама...

"Крылья Родины" 2001'№6


Игорь КОРОТЧЕНКО

ГРОЗНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ЭКВИЛИБРИСТ


Су-30МК способен решать боевые задачи любой сложности.



Су-30МК

Чтобы лучше уяснить место и значение Су-30МК в ряду "Сухих", вспомним краткую историю его создания. Двадцать лет назад, в апреле 1981-го состоялся первый полет истребителя Су-27 в серийной компоновке. Машину с бортовым номером 0403 поднял в небо в ЛИИ в Жуковском летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Машина была построена на КнААПО (Авиационное производственное объединение в Комсомольскена-Амуре).В 1981-1985 гадах осуществлена подготовка серийного производства двухместного Су-27Б. В августе 1987-го летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первый вылет на опытном Су-27К корабельного базирования. На КнААПО приступили к серийному производству этой машины под обозначением Су-33. В апреле 1992-го состоялся первый вылет головного истребителя Су-27М. К 1995-му изготовили 12 таких машин, послуживших основой для создания и других модернизаций.

Но наилучшим подтверждением эффективности совместной работы "ОКБ Сухого" и КнААПО явилось создание и серийное производство двухместной многофункциональной боевой машины Су-ЗОМК, обладающей также способностью применения управляемого оружия класса "воздух-поверхность".

Су-30МК предназначается для эффективного завоевания господства в воздухе, для уничтожения целей на земле и на море в оперативной глубине обороны противника, за пределами радиолокационного поля своих автоматизированных систем управления, днем и ночью, в любых погодных условиях. Су-ЗОМК может широко использоваться для сопровождения, дальнего длительного патрулирования и осуществления радиолокационного обзора.

Освоение производства этой машины было осуществлено в рекордно короткие сроки. 9 марта 1999-го опытный образец Су-30МК совершил первый полет в Жуковском, а 20 мая 1999-го состоялся первый вылет серийного образца Су-30МК в Комсомольске-на-Амуре. На сегодняшний день на КнААПО развернуто серийное производство этих многофункциональных истребителей, которые налетали, в общей сложности, уже более 1000 часов.

Надо отметить, что сама идея оснастить самолеты типа Су-27 управляемым оружием "воздух-поверхность" и ракетой "воздух-воздух" с активной радиолокационной головкой самонаведения не нова. Однако именно на Су-30МК она воплощена в жизнь. По этой части пройден путь от опытного образца до серийного самолета, что подтверждено многократными боевыми пусками на государственных испытаниях.


Су-30МК

Су-30МК вобрал в себя все достоинства, присущие его предшественникам. Он, безусловно, представляет собой качественно новый авиационный комплекс, в значительной степени отвечающий требованиям, предъявляемым к комплексам пятого поколения. Новая машина способна решить все учебные и боевые задачи, которые ставились перед Су-27Б и Су-30. Кроме того, Су-30МК еще обладает и такими качествами: применять высокоточное оружие класса "воздух-земля", одновременно обстреливать несколько воздушных целей, производить бомбометание по визуально невидимым целям, использовать до 12 точек подвески оружия.

К сожалению, информация о начале серийного производства на КнААПО нового многофункционального истребителя была затенена рядом публикаций рекламного характера, в которых в большей мере говорилось о том, что предполагается сделать, а не о том, что реально достигнуто и доведено до эксплуатации.

Очень важно подчеркнуть, что Су-30МК - это не доработанный вариант на базе "старой платформы", а вновь спроектированный истребитель новой модификации, на котором установлено новейшее оборудование. К тому же существенной переделке подвергся планер истребителя, что вызвано требованиями по увеличению боевой нагрузки машины.

Вот, например, Су-30К, изготавливаемый с 1992-го, фактически имеет планер учебно-боевого Су-27УБ, к которому не предъявлялись повышенные требования по весу боевой нагрузки. А это накладывает существенные ограничения как на общий вес боекомплекта при взлете с полной заправкой топливом, так и на вес несрабатываемой боевой нагрузки при посадке истребителя. Это, в свою очередь, значительно ограничило возможности применения дорогостоящих управляемых ракет, а использование перспективных противокорабельных ракет большой дальности и массы вообще сомнительно. Ведь в реальной эксплуатации далеко не каждый полет с подвешенными ракетами оканчивается их пуском, и самолет должен обеспечивать посадку и в том случае, если боекомплект не был израсходован.

Вот почему так важно то обстоятельство, что серийный Су-30МК по своим характеристикам полностью отвечает требованиям по боевой нагрузке не только на режимах взлета, но и при посадке. Это стало возможным за счет применения на Су-30МК усиленных центроплана, отъемных частей крыла и опор шасси, а также ряда других технических решений по усилению конструкции.

Антикоррозийная защита элементов планера улучшена за счет применения технологий, отработанных на самолете Су-33 корабельного базирования.

Число точек подвески вооружения увеличено до 12-ти, что позволяет установить на истребитель во всех вариантах загрузки дополнительное количество вооружения.

Основой модернизации Су-30МК является новый состав бортового оборудования, разработчиками которого выступили российские предприятия, имеющие большой опыт в этой области и соответствующие государственные лицензии крупнейших предприятий. В их числе такие признанные гиганты, как Раменское ПКБ, НИИП имени Тихомирова, "Геофизика - APT", ОКБ "Авиаавтоматика", ЦКБА, ОКТБ "Омега". Новое бортовое оборудование изготовлено на современной элементной базе. Блоки его состоят из взаимозаменяемых модулей, охваченных системой автоматического контроля.

В общей сложности на самолете установлено 150 блоков нового оборудования. В их числе - система управления вооружением "воздух-поверхность" СУВ-П с управляемым процессором, система управления оружием СУО-30ПК, позволяющая производить подготовку применения всех видов авиационных средств поражения, новая оптико-локационная станция 52Ш с расширенными возможностями, станция радиотехнической разведки Л-150, система видеорегистрации "Беркут", устройство бортовой регистрации параметров, нашлемная система целеуказания "Сура-К", аппаратура "Текон" для применения ракеты Х-59 с телевизионной головкой самонаведения.

Основу нового информационно-управляющего поля для экипажа составляют цветные многофункциональные индикаторы размером 6x8 дюймов (по два в каждой кабине), что позволяет одновременно вести контроль за режимами боевого применения на одном индикаторе, а на другом осуществлять обзор тактической обстановки, групповые действия, радиоэлектронное противодействие, вводить оперативную цель, проводить коррекцию навигации. Кроме того, наличие двух индикаторов в кабине повышает вероятность выполнения боевого задания, так как они сдублированы на случай отказа.

Новое оборудование позволяет сократить время предполетной подготовки и повысить ее качество путем автоматизированного ввода в аппаратуру исходных данных перед вылетом при помощи флэш-карты в блоке БРП-3.

Вместе с самолетом поставляется специальная аппаратура АРМ-ТСВ, позволяющая производить комплексную обработку всех данных бортовой системы объективного контроля. Поставляется также компьютерный учебный класс для летного и технического персонала.

Конструктивно Су-30МК выполнен по аэродинамической схеме "неустойчивый интегральный триплан" - такое определение во всех проспектах ОКБ "Сухого".Эта схема в сочетании с системой управления вектором тяги (УВТ) двигателей, объединенной с системой дистанционного управления (СДУ) самолетом, практически дает возможность неограниченной маневренности и уникальным взлетно-посадочным характеристикам.

Большую роль в управляемости играет установленное на наплыве крыла цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ПГО). Оно смещает аэродинамический фокус вперед, увеличивая эффективность управления по тангажу, в силу чего позволяет резко изменять параметры устойчивости и управляемости самолета. Его отклонение вызывает мгновенную реакцию машины, значительно повышая ее пилотажные возможности.

ПГО на больших углах атаки выполняет роль щелевого предкрылка для корневой части крыла и вместе с отклоняемой соответственно по углам атаки механизацией крыла, значительно улучшает его обтекание потоком, уменьшая лобовое сопротивление и повышая аэродинамическое качество.

И вообще на неустановившихся режимах схема типа "триплан" значительно улучшает характеристики управляемости и устойчивости, обеспечивает простоту пилотирования даже на сложнейших закритических маневрах, как динамическое торможение на вертикалях и горизонталях. Итог - просто потрясающ: Су-30МК не имеет ограничений по углу атаки и минимальной скорости!

Главное достоинство Су-30МК состоит в том, что он стал законодателем практически абсолютного стандарта маневренности истребителей, освоив неустановившиеся закритические режимы полета, превратив их в предсказуемые и вполне управляемые.

Нельзя здесь не сказать и о двигателях. Именно с ними, двумя ТРДДФ АЛ-31ФП связана сверхманевренность истребителя. Дело в том, что двигатели наделены управляемым вектором тяги. Двигатели имеют электродистанционную систему управления и модульную конструкцию, позволяющую при эксплуатационном обслуживании производить замену сопла, форсажной камеры, компрессора, турбины, смесителя и редуктора. Ресурс двигателя до первого ремонта очень большой - 1000 часов.

Несколько слов об уникальном поворотном сопле двигателя. Оно закреплено на специальном поворотном устройстве и способно отклоняться в вертикальной плоскости на угол 15°. Отклонение сопел к плоскости симметрии самолета производится V-образно под углами до 32°. По курсу и тангажу самолет управляется дифференциальным отклонением сопел. В зависимости от характера выполняемого маневра, поворот сопел осуществляется синхронно с хвостовым горизонтальным оперением или независимо от него.

Одним из достоинств нового состава оборудования на Су-30МК является принцип "открытой архитектуры", позволяющий наращивать боевые возможности самолета без переделки базового состава оборудования. Например, для обеспечения работы радиолокационной станции в режиме "воздух - поверхность" и применения противокорабельной ракеты Х-31А на Су-30МК потребуется установить три новых блока (остальной состав оборудования не меняется) и выполнить испытания в объеме около 30 полетов.

Это позволит в кратчайшие сроки приступить к серийному выпуску самолета, оснащенного противокорабельной ракетой.

Су-30МК в серийном варианте был впервые продемонстрирован на международной авиавыставке в Чжухае (КНР) в конце 2000-го. Посетители авиасалона в Жуковском (МАКС-2001) смогут также ознакомиться с дальнейшим усовершенствованием этого многофункционального истребителя, еще более повышающим его привлекательность для российского и зарубежного заказчика. При этом высокая надежность машины уже доказана многочисленными полетами.


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100